Сущность и функции религии как вида духовного производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 10:19, реферат

Краткое описание

Мораль возникла раньше других форм общественного сознания, еще в первобытном обществе, и выступала регулятором поведения людей во всех сферах общественной жизни: в быту, в труде, в личных отношениях. Она имела всеобщее значение, распространялась на всех членов коллектива и закрепляла в себе все общее, что составляло ценностные основы общества, которых складывались взаимоотношения между людьми. Мораль поддерживала общественные устои жизни, формы общения.

Содержание

Понятие морали………………………………………………………………………2
Функции морали……………………………………………………………..........3
Философия и мораль: выводится ли добро из знания?........................................7
Сущность и функции религии как вида духовного производства………………..8
2.1. Философия и религия: проблема веры…………………………………………9
3. Понятие традиции в современном идеологическом сознании……………………..10
4. Сходство и различие морального и религиозного сознания………………………..12
4.1. Вклад религиозных мыслителей в развитие нравственной культуры……...13
Заключение……………………………………………………………………………….16
Список используемой литературы………………………………………………………17

Вложенные файлы: 1 файл

философия.docx

— 63.34 Кб (Скачать файл)

В обширной литературе по проблематике модернизации оппозиция "традиции" и "современности" строится по универсальной  схеме "преодоления традиции". Либерализм как историческая индивидуальность претендует на то, что предложенный им принцип самоорганизации общественной связи носит универсальный характер, в силу чего либерализм способен переопределить на своих основаниях все иные исторические индивидуальности. В течение всего  ХХ века активно преобразуются способы  самоорганизации, заложенные в основании  различных культур. Это процесс  модернизации, и он двояк. С одной  стороны, это процесс "вхождения  в мировую цивилизацию" для  ряда новых стран; в аспекте трансформаций  самосознания он осуществляется в парадигме "преодоления традиции" и освоения "установки на современность". С другой стороны, это освоение культурных ресурсов "традиционных обществ", осуществляемый в парадигме "игровой  цивилизации".

Универсализируя "установку на современность" посредством бинарной оппозиции "традиция – современность", идеология либерализма  во многом ответственна за то, что сегодня  мы с трудом разбираемся в палитре  разнообразных "традиций" и "традиционализмов". До тех пор, пока в отказе принимать "установку на современность" как всеобщую и обязательную мы будем  видеть проявление "просто традиционализма", без дальнейших исследований и определений, нам трудно будет разглядеть великое  многообразие исторических индивидуальностей, определяющих свою родовую судьбу в  пересечении различных линий  наследования

"Традиционные  общества" оказались чрезвычайно  многообразными и "традиция" чрезвычайно устойчивой и неподатливой. В противоположность установке  на современность явно манифестировала  себя также и установка на  традицию. Сегодня культурный, политический, религиозный, социальный, психологический  и др. традиционализм – это  теоретически обоснованные установки,  позволяющие выстраивать более-менее  долгосрочные стратегии в развитии. Так, сегодня задачи модернизации  видят уже не в том, чтобы  изменить традиционные принципы  организации жизни, но в том,  чтобы освоить современные технические  средства цивилизации и поставить  их на службу сохранения традиционных  принципов индивидуальной и общественной  самоорганизации в новых условиях. При этом, как замечает Гаман, "традиционные ценности только  тогда имеют шанс на выживание  в условиях модернизации, когда  технология их трансляции также  является объектом постоянной  модернизации"

4. Сходство и различие морального и религиозного сознания.

 

Проблема взаимодействия религии и морали занимала умы  самых различных

мыслителей с глубокой древности. И уже с античности по этой проблеме

высказывались самые различные, порой противоположные точки зрения. С одной

стороны, религиозные идеологи и в прошлые века, и ныне достаточно

категорично утверждают, что  мораль не в состоянии существовать без религии,

точно так же, как дерево без корней. Именно в религии мораль черпает силу

исполнять добро, именно религия  предоставляет человеку смысл своего бытия,

высшие нравственные ценности (Бог есть живое воплощение добра).

Небезынтересно отметить, что идеи о благотворном воздействии  религии на

мораль разделяли и  те, религиозность которых была весьма проблематичной.

Много веков спустя (в XVIII в.) французский просветитель Вольтер, резко

обличавший католическую церковь, в то же самое время заявлял, что, если Бога

не было бы, то его следовало  бы выдумать — для того, чтобы  обеспечивать

выполнение нравственных заповедей: «Я хочу, чтобы мой управляющий, моя жена и

моя прислуга верили в Бога. Я думаю, что в этом случае меня будут меньше

обкрадывать и обманывать». Даже ярый атеист П.А. Гольбах признавал, что

накоторые люди отвергают  религию только потому, что она  является для них

стеснительной уздой, мешает им вольготно предаваться порокам.Но с другой

стороны, также с глубокой древности известна и противоположная точка зрения

на характер взаимодействия религии и морали.

Надо признать, что характер воздействия религии на нравственную жизнь

человека зависит от целого ряда факторов, от содержания самой  религии

(сравним, например, христианство и религию Древней Греции, боги которой

особой моральностью не отличались), от того, какие компоненты религии и в

чьих целях используются, от исторической эпохи, культуры народа и т.д.

Сложный, противоречивый характер взаимодействия религии и морали обусловлен и

их спецификой, их различиями (хотя иногда пытаются отождествить религию и

мораль). В чем они состоят? Прежде всего, в том, что мораль представляет

собой путь к Добру, высшим нравственным ценностям, к нравственному

совершенствованию. А религия  есть путь к Богу, скорее почитание  Бога. Эти два

пути могут совпадать, а могут и не совпадать. Вряд ли верующий будет осуждать

Авраама (библейский патриарх) за то, что он готов был принести в жертву

своего сына. С точки  зрения морали, этот поступок совершенно недопустим. Хотя

ангел в последнее мгновение остановил убийство Исаака, и все же намерение у

Авраама убить сына было несомненно. Во имя спасения души грешника их сжигали

на кострах инквизиции. этика или добрые дела, а принятие Бога как жизни или

сатаны как смерти. В  религиозном учении имеются специфические  понятия,

которые отсутствуют в  моральном сознании .Именно: рай  и ад, грех (как

нарушение заповеди Бога), покаяние пред Богом, искупление вины пред Богом и

др. Кроме того, верующие испытывают специфические чувства — любовь к Богу,

страх пред Богом, пред муками ада. Религия включает в себя культ (молитва,

таинства, обряды), которые  вызывают особые нравственные переживания. Наконец,

религия имеет свою часто  весьма развитую организацию. Мораль же, считается,

не имеет своих институтов, а опирается лишь на совесть и  на общественное

мнение.

Но между религией и  моралью имеются не только различия, но и определенное

сходство. Это выражается, прежде всего в том, что религии, особенно

современные, буквально пропитаны  нравственной проблематикой, понятиями

морального сознания (долг, стыд, совесть (сердце), справедливость, вина и

т.д.). В конкурентной борьбе различные конфессии, как отмечал еще Вл.

Соловьев, обличают друг друга  именно с позиции морали. К сожалению, лишь

немногие религиозные проповедники отмечают тот факт, что религия не может

существовать без морали. Впрочем, еще Вл. Соловьев писал, что  «можно с

одинаковым правом говорить, что нравственность основывается на религии и что

религия основывается на нравственности. Ведь нравственные нормы, вытекающие

из чувства стыда, жалости, благочестия сутъ безусловные выражения  самого

Добра... История знает  религии и религиозные учреждения бесстыдные, бесчело-

вечные и тем самым  нечестивые.

Следует подчеркнуть и то обстоятельство, что не только религиозная, но и

нравственная жизнь основывается на вере. В первом случае — вера в  Бога, во

втором — вера в торжество Добра, Справедливости и т.д. Кроме того, и в

морали, и в религии  значительное место занимает эмоционально-чувственная

сфера. Без глубокого чувства невозможна полноценная религиозная жизнь. Точно

так же и нравственные отношения  трудно представить без разнообразных

переживаний.

Сближает мораль и религию явное стремление к устойчивости своих исходных

постулатов (консерватизм), а также назидательность: верь в  Бога! — вещает

священно-служитель; будь справедливым, честным!

Наконец, отметим, что отправной  точкой и религиозного и морального сознания

является отдельная человеческая личность. Вл. Соловьев писал, что религия

охраняет безусловное  достоинство каждой человеческой личности (как образа

божьего). То же самое можно  сказать и о морали.

Словом, и мораль, и религия  принадлежат к миру ценностей, к  тому миру, в

котором действует не только и не столько разум, сколько чувства, вера,

склонности и привязанности, не сухие «канцелярские» понятия, а  образы.

Таким образом, между религией и моралью имеются не только различия, но и

немало сходства. Более  того, по мере исторического развития религиозное

сознание еще больше «отягощается»  нравственной проблематикой.

 

4.1. Вклад религиозных мыслителей  в развитие нравственной культыры.

 

Уже простая констатация  того факта, что нравственная проблематика занимает

весьма важное место в  религиозном учении, неизбежно подводит нас к признанию

заметного вклада, который  внесли религиозные мыслители в  развитие

нравственной культуры человечества.

Отметим основные проявления этого вклада.

1.Прежде всего, следует  признать, что христианские авторы  рассматривали, хотя

и специфически, основные понятия  морального сознания (добро и зло,

справедливость, нравственная свобода и ответственность, совесть, долг, вина и

т.д.), пытались дать свое толкование главным проблемам теории морали (происхождение и сущность морали, ее структура, функции морали и др.). Не столь уж редко исследования богословов были отправной точкой для светских этиков.

2. Религиозные проповедники  довольно обстоятельно освещали сложности, противоречия моральной жизни и человеческой личности. В частности, они детально описывали «добротоделания». Парадоксы внутреннего мира определенной части человечества резко обличаются в следующих словах преподобного Ефрема Сирина: «Учиться не хочу, а учить рад; подчиняться не хочу, а подчинять  себе  люблю;  трудиться  не  хочу,  а  других

утверждать охочь; не хочу оказывать чести, а чтимым быть желаю; упреков не терплю, а упрекать люблю; не хочу, что бы уничижали меня, а уничижать люблю. Мудр я на то, чтобы давать советы, а не на то, чтобы исполнять их самому». Богословы довольно тщательно исследовали процесс «грехопадения», приобщения к злу. Вл. Соловьев, опираясь на труды церковных писателей, выделил три главные ступени овладения дурных влечений нашим «Я». Сначала, писал русский религиозный философ, возникает в нашем сознании какое-нибудь дурное представление, которое «вызывает дух на помысл о нем». На этом этапе достаточно одного акта воли, чтобы отвергнуть этот помысл и уйти таким образом с пути греха. Однако если этого не произошло, то этот помысл перерастает в сладострастную картину, от которой уже не столь легко отделаться. Здесь уже необходимо отвлечение ума «размышлением в противоположном направлении». Но если и этого не сделано, то весь наш дух отдается греховному помыслу и наслаждается им.

3.Многие христианские  проповедники высказали очень  полезные советы совершенствования нравственного воспитания, советы, которые и в наше время удивляют своей глубиной, проникновением в человеческую душу. Эти советы и сейчас могут пригодиться для любого воспитателя, педагога. Так, упоминавшийся христианский моралист авва Дорофей отмечал, что, впадая в злословие, мы нередко осуждаем те грехи, которыми страдаем сами. И далее: «За случающиеся поступки не слишком негодуй, но без смущения показывай вред, происходящий от проступка. Не взыскивай строго за малые проступки, как будто сам ты совершенно праведен, и не часто обличай, ибо это тягостно и привычка к обличению приводит в бесчувствие и небрежение. Не приказывай властительски, но со смирением, как бы советуя брату, ибо такое слово бывает удобоприемлемо и сильнее убеждает и успокаивает ближнего». Резонно замечание аввы Дорофея и по поводу того, что одного лишь знания добродетели мало, ибо важно еще иметь и навыки свершения добра. Тем более, что утверждение добра осуществляется не столь просто: без борьбы, без скорбей не бывает добродетели. В известной мере с суждениями аввы Дорофея перекликаются высказывания преподобного отца Иоанна Лествичника:«Многими трудами и усилиями приобретается в нас нрав добрый и благоустроенный; но и приобретенное многими усилиями может быть утрачено в одно мгновение». А вот другое его весьма утонченное изречение: «Когда совершенно будем чисты от лжи, тогда, впрочем, со страхом и только по требованую нужды, можно будет прибегнуть и ко лжи». Полезно и следующее замечание отца Иоанна: «Никогда не оказывай уважения тому, кто злоречиво говорит тебе о ближнем». И еще одно его изречение: «Мужеством приобретается победа». Высказываний подобного рода можно привести еще немало. Современные христианские проповедники продолжают позитивные традиции нравственного богословия. Они, например, рекомендуют пастырям акцентировать свое внимание на лучших сторонах внутреннего мира человека, «видеть в

Информация о работе Сущность и функции религии как вида духовного производства