Становление и развитие религии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 13:51, реферат

Краткое описание

Религия являет собой важный и необходимый феномен духовной жизни человека и общества. История религии исследует процесс возникновения и развития религиозного сознания, сравнивает и классифицирует различные религии с целью найти общие принципы их становления.
Так философия анализирует прежде всего сущность религии, определяет ее место в системе мировоззрения, выявляет ее психологические и социальные аспекты, ее онтологический и познавательный смысл, высвечивает соотношение веры и знания, анализирует проблемы отношения человека и Бога, нравственный смысл религии и ее роль в жизни общества, в развитии духовности как человека, так и человечества.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. СТАНОВЛЕНИЕ РЕЛИГИИ……………………………………5
1.1. Причины возникновения религии, ее функции……..……………5
1.2. Структура религии…………………………………………………7
ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ РЕЛИГИИ………………………………….…… 11
2.1. Проблемы возникновения и развития религии…………….…....11
2.2. Современные мировые религии………………………………….13
2.2.1.Буддизм………………………………………………………...14
2.2.2.Христианство…………………………………………………..15
2.2.3Ислам……………………………………………………………17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………......19
Список используемых источников и литературы………………………..21

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат становление и развитие религии.docx

— 42.04 Кб (Скачать файл)

На определенном этапе развития секта может превратиться в церковь  или промежуточную организацию, имеющую черты как секты, так  и церкви. В современной социологии религии промежуточная форма  религиозных организаций получила название «деноминация».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ РЕЛИГИИ

 

2.1.Проблемы возникновения и развития религии

Проблемы  возникновения религии и ее развития всегда интересовали ученых. А поскольку  она как особое мировоззрение  оказывает влияние на духовную и  другие сферы жизни общества, то вопросам религии уделяют внимание широкие слои любого общества. О сущности религии и ее происхождении ученые высказывают много различных мнений. Например, крупный психолог - религиовед конца XIX — начала XX вв. У. Джемс считал религиозные представления врожденными, источником которых является нечто сверхъестественное. Другая концепция исходит из того, что религия является порождением человеческих инстинктов, особой формой реагирования организма на окружающую среду. Французский социолог Э. Дюркгейм относил к религии общественные идеи, представления и верования, которые носят обязательный характер для всех членов общества и тем самым связывают индивида с обществом, подчиняют его последнему. 3. Фрейд с позиций психоанализа определил религию как коллективный невроз навязчивости, как массовую иллюзию, в основе которой лежит неудовлетворительное вытеснение бессознательных влечений. Еще ранее немецкий философ Л. Фейербах рассматривал религию как отражение человеческого бытия. Он считал, что не Бог создал человека, а человек создал Бога в своем воображении по своему образу и подобию.

Марксистская  философия считает, что религия  является ничем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех  внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, — отражением, в котором земные силы принимают форму неземных. Эта  философия подчеркивает социальные причины существования религии. Существует и ряд других концепций философов и ученых.

Богословы же в вопросе о происхождении  религии опираются на Священные  Писания. Так, в Библии, священной  книге христиан, в первой книге  Моисеевой «Бытие» дается следующее  представление о сотворении мира Богом за 6 дней и о сотворении человека по образу Своему, по образу Божию.

Во второй книге Моисеевой «Исход» говорится  о том, что в пустыне Сур  у реки Мерры Господь дал израильтянам «устав и закон» будущей жизни. 
Подобную картину дает и священная книга мусульман Коран. 
В буддизме Будда не является творцом и правителем мира. Он лишь просветляет верующего, открывает ему путь истинного познания, указывает дорогу, по которой надо идти. Для верующих людей все утверждения, содержащиеся в священных книгах, представляются достоверными и принимаются на веру. А для того чтобы у верующих не закрадывались сомнения в подлинности и истинности содержания этих книг, действует целая сеть специальных институтов по изучению их текстов и популяризации среди верующих.

Материалистическая  философия с древнейших времен и  до наших дней исходит из того, что  основой религиозного мировосприятия является вера в нечто сверхъестественное. Эта вера основана на представлении  о неподчиненности сверхъестественного  закономерностям материального  мира, о его абсолютной независимости  от чего бы то ни было и о его всесилии. 
Верующий убежден, что сверхъестественное не просто существует, оно может повлиять на его жизнь и судьбу. Поэтому он эмоционально переживает свое отношение к сверхъестественному, верит, что с помощью особых действий можно оказать положительное влияние на него, «задобрить» его.

Таким образом, религиозная вера предполагает, что  существуют особые отношения между  человеком и сверхъестественным, которые реализуются верующими в культовых действиях.

 

2.2.Современные мировые религии

Религия вместе с обществом шла  от несовершенных верований: фетишизма, тотемизма, магии и анимизма к современным мировым религиям.

Фетишизм — почитание различных  объектов действительности, которым  предписывались сверхъестественные свойства, способность помогать, исцелять, предохранять от врагов.Фетишем может быть любой предмет.

Тотемизм — вера в существование сверхъестественной связи, родства между группой людей и каким-то видом животных или растений. Тотемизм связан с охотой и собирательством.

Магия — совокупность верований  и обрядов, в основе которых лежит  вера в возможность воздействия  на людей, а также на предметы и  явления окружающего мира сверхъестественным путем, используя разнообразные  приемы: заклинания, ритуальные пляски, молитвы, привороты.

Анимизм же представляет собой веру в духовные сущности, заключенные  в предметах, или существующие отдельно от них. Первобытный человек еще  не отделял себя от природы и придавал всем объектам и явлениям те же свойства, которыми обладал сам.

На смену первобытным верованиям приходили племенные религии, которые, вырастая из древних, сохраняли все  их архаичные формы. 
Возникновение государств потребовало новых типов религий. Появились национально-государственные религии, которые отражали социально-политические и другие отношения, сложившиеся в древних государствах. С укреплением государств многие народы переходили от многобожия к единобожию. Как правило, единобожие характеризуется поклонением главному божеству, наряду с которым действуют другие сверхъестественные силы — ангелы, архангелы, демоны и пр.

Более совершенными, а потому и  наиболее распространенными, оказались  три мировые религии: буддизм, христианство и ислам.

Главной их особенностью, позволившей  перешагнуть рамки одной нации, является космополитизм (мировоззрение, идея мирового гражданства, ставящая общечеловеческие интересы и ценности выше интересов отдельной нации, либо такое понятие отрицающая). Эти религии обращены ко всем народам, в них упрощен культ, отсутствует национальная специфика.

Важнейшая идея мировых религий  — равенство всех верующих перед  Богом независимо от их социального  положения, цвета кожи и национальности — позволила относительно легко  встать им на место существовавших многоликих божеств и полностью  заменить их. Все мировые религии  обещают верующим справедливое к  ним отношение, но только в потустороннем  мире и в зависимости от благочестия  в этом.

Всякую религию, которая на протяжении многих столетий пронизывала все  стороны человеческой жизни, необходимо рассматривать как сложное социальное образование. Однозначная оценка не дает полноты картины.

 

2.2.1. Буддизм.

Буддизм — одна из первых мировых  религий. Возник в VI—V вв. до н.э. в Индии. Впоследствии, видоизменяясь, он распространился  среди народов Центральной и  Юго-Восточной Азии, Дальнего Востока. На территории России буддизм исповедуют буряты, калмыки, монголы, тувинцы.

Буддийские теологи считают, что основателем буддизма был сын индийского царя по имени Сидцхартха из рода Гаутамы, которого после смерти стали называть Будда (просветленный, достигший мудрости). Основные положения этого вероучения изложены в каноническом сборнике Типитака. Буддийский пантеон насчитывает тысячи будд, святых, бодхисатв (существ, достигших спасения, но продолжающих принимать участие в спасении людей), богов местных старых религий, ангелов, демонов, а также главного бога брахманизма — Брахму. Все боги делятся на добрых и злых.

По учению буддизма, все в мире является следствием бесконечного движения драхм, духовно-материальных частиц. Различные их комбинации создают предметы, животных, человека, а распад ведет к смерти, после которой создаются новые комбинации и происходит перерождение. Перерождение зависит от хороших или плохих поступков в жизни. Процесс перерождения называется «колесом жизни», или сансарой. Конечной целью добродетельной жизни является слияние с Буддой, погружение в нирвану (сверхбытие), т.е. преодоление всех желаний и страстей, разрыв в цепи перерождений, прекращение перевоплощений, абсолютный ненарушимый покой.

Буддизм распространен в виде хинаяны  — наиболее древней формы, и махаяны, получившей распространение за пределами  Индии. Хинаяна — узкая колесница, узкий путь спасения, принципом которого является отказ от участия в мирской  жизни, уход в монахи. Махаяна —  большая колесница, широкий путь спасения, представляет спасение всем верующим.

 

2.2.2. Христианство.

Христианство возникло в I в. н. э. в  Восточной части Римской империи. Из небольших разрозненных сект, к началу IV в. превратилось в мощное идейное течение, завоевав господствующее положение сначала в Риме, затем на Ближнем Востоке, в Северной Африке и во всей Европе.

Поскольку христианство возникло в  среде рабов, которые были в основном евреями, вывезенными из Палестины, то вполне логично влияние иудейства  на первоначальное христианство. Ветхий Завет является священной книгой как для иудеев, так и для  христиан. В 325 г. в городе Никее под  председательством императора Константина  состоялся Первый Вселенский собор  христианских церквей, на котором христианство было провозглашено официальной религией Римской империи. Поскольку Римская империя представляла собой в то время сложный организм, стремящийся к децентрализации, то соответственно и христианство вынуждено было приспосабливаться к сложившимся социальным отношениям и традициям каждой провинции.

Следствием создавшихся условий  было появление первых четырех автокефальных (самостоятельных) церквей: Константинопольской, Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской. В настоящее время автокефальных  церквей пятнадцать, что свидетельствует  о том, что христианство не было единым монолитным течением.

В 1054 г. произошел раскол в христианстве между Восточной церковью, которая  стала называться Православной, и  Западной, которая именуется Римско-католической. В XVI в. от католицизма отделяется новая ветвь в христианстве — протестантизм в его разновидностях: лютеранство, кальвинизм, англиканство и др.

На Руси Православие введено  киевским князем Владимиром в 988 г. Окончательное  оформление Русская Православная Церковь  получает при Ярославе Мудром (ок. 978—1054), когда была создана Киевская митрополия во главе с митрополитом Леонтием. При Ярославе был заложен собор  Святой Софии в Киеве и основан  Киево-Печерский монастырь (1051). Церковь делилась на епархии (Киевскую, Новгородскую, Черниговскую, Ростовскую, Владимирскую и др.) - церковные области, возглавлявшиеся епископами. Границы епархий совпадали с границами княжеств. В Киеве располагался центр управления церковью во главе с митрополитом, который назначался или утверждался по представлению русских князей константинопольским патриархом. И только новгородского митрополита выбирало вече в сане архиепископа. При Иване Калите церковный центр во главе с митрополитом Петром был перенесен в Москву.

В 1448 г. великий князь Василий  Васильевич созвал в Москву на собор  епископов Русской земли. Главой церкви был избран митрополит рязанский  Иона с титулом «митрополит Московский и всея Руси».

С этого времени Русская Православная Церковь обрела независимость от константинопольского патриарха. В 1589 г. по инициативе царя Федора Иоанновича и с согласия константинопольского патриарха и восточных патриархов главе Русской Православной Церкви был присвоен титул патриарха Московского и всея Руси. Первым патриархом стал митрополит Московский Иова.

На протяжении тысячелетней истории  в Русской Православной Церкви как  в живом организме происходили  различные изменения, связанные  с потрясением в обществе. Так, Петр I в 1721 г. заменил единоличное  управление патриарха. Был учрежден постоянный духовный собор — Духовная Коллегия, которая затем называлась Святейшим Синодом. 
Поместный Собор Русской Православной Церкви, состоявшийся в 1917—1918 гг., совпал с революционным процессом в России. Он восстановил Патриаршество. Патриархом был избран Тихон.

В настоящее время под юрисдикцией  Русской Православной Церкви находятся  епархии на территориях государств бывшего СССР, в Западной и Центральной Европе, Северной и Южной Америке, Японии и других местах мира.

 

2.2.3. Ислам

На территории России получила распространение  и третья мировая религия —  ислам, возникший в Западной Аравии в VII в. и распространившийся в странах  Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки, Средней Азии и других местах. Основателем ислама считается пророк Мухаммед, начинавший свою проповедническую деятельность в городах Мекке  и Медине. В Мекке находится  древнее святилище Кааба со святым «черным камнем», к которому мусульмане всего мира уже четырнадцать веков  совершают паломничество. Ежегодно Мекку посещают 1,5—2 миллиона мусульман. Мусульманин обязан ежедневно совершать пять молитв.

Мухаммед вел свои проповеди  в устной форме и только после  его смерти, при правлении халифа Османа, со слов людей, знавших проповеди  пророка Мухаммеда наизусть, был  составлен Коран. Позднее был  создан сборник преданий — Сунна  о поступках и изречениях пророка.

Основными направлениями в исламе являются суннизм и шиизм. Образовалось множество сект: исмаилиты, ваххабиты, карматы, бабиты, кайсаниты и др.

На основе Корана был разработан шариат — свод мусульманского права. Мусульманский календарь основан по фазам Луны, поэтому его год на 11 дней короче христианского. Главный праздник мусульман — курбан-байрам (жертвоприношение).

В России ислам получил распространение  среди татар, башкир и народов  Северного Кавказа. 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Становление и развитие религии