Соотношение понятий морали и нравственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 22:11, курсовая работа

Краткое описание

Целью этой работы является многостороннее рассмотрение этих соотношений, для чего, прежде всего, следует дать определения каждому понятию. Однако следует заметить, что эти понятия крайне широки, и в различных системах мысли рассматриваются по-разному. И, так как именно в религиозных системах мысли, и в особенности – в теизме, учения о нравственности, морали и, собственно, религии, как таковой, а также их соотношениях являются наиболее разработанными, то в данной работе они будут рассмотрены, по большей мере, именно в рамках этих систем, и в этих же рамках будут рассмотрены всевозможные соотношения религии и нравственности.

Содержание

Введение 2
Понятия «нравственность» и «мораль» в религиозных и нерелигиозных системах мысли 4
Этимологическая характеристика «морали» и «нравственности» 4
Соотношение понятий нравственности и морали 5
Соотношение понятий нравственности и морали по Гегелю 6
Соотношение понятий морали и нравственности по Библеру В.С 6
Соотношение понятий морали и нравственности в религиозной системе мысли 7
Другие варианты соотношений понятий морали и нравственности 8
Вывод 9
Понятие «религия» в различных системах мысли 10
Происхождение слова «религия» 12
Сущность религии 13
Соотношение религии и нравственности 15
Религиозная нравственность 15
Критика атеизмом религиозной нравственности 17
Различия между моралью и религией 19
Нравственность и святость 21
Вывод 25
Заключение 26
Список литературы 27

Вложенные файлы: 1 файл

Религия и нравственность. Бракоренко.doc

— 157.50 Кб (Скачать файл)

     В христианстве очень хорошо развито  учение о естественной нравственности, которая затем у многих мыслителей заменяется термином «мораль», что, однако, никак не меняет его определения. И именно «естественную нравственность» христианские исследователи используют, противопоставляя ее нравственности объективной, источником которой они называют Бога. 

     Другие варианты соотношения понятий морали и нравственности 

     В основном главным отличием нравственности от морали называют существование одной  в индивиде безотносительно к чему либо, и другой – относительно к обществу.

     Так одна из точек зрения гласит, что  существо морали состоит в оценке человеческого поведения, в предписании или запрещении конкретных действий и поступков. Мораль имеет социально-общественный характер; она определяется социальными причинами, а потому всегда частична и относится к определенной группе (социальной, национальной, религиозной и т.д.). Мораль имеет свое выражение в определенном законе (кодексе), который предписывает или запрещает конкретные формы поведения. В отличие от морали нравственность имеет всеобщий, универсальный и безусловный характер. Она не может быть выражена в конечных и конкретных нормах и формах поведения. Нравственное поведение направлено не на получение какой-либо награды и не на соблюдение закона, а на других людей и выражает особое отношение к ним. Нравственное отношение основано на таком восприятии другого, в котором он выступает не как обстоятельство жизни субъекта, но как самоценная и самодостаточная личность. Способность увидеть и услышать именно другого человека, а не себя в нем является основой нравственного отношения к другому. Таким образом видит мораль и нравственность современная психология.

     Еще одна точка зрения гласит, что «мораль  - один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; особая форма общественного сознания и вид общественных отношений. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т. д.»3

     Нравственность  же - это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле, в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида, что весьма близко к гегелевскому пониманию.  

     Вывод 

     Таким образом, варианты соотношения понятий морали и нравственности можно свести к следующему виду:

    • Понятие нравственности равнозначно понятию морали
    • Мораль – ценности и нормы сознания, а нравственность – реализация этих норм в жизни, практическом поведении людей.

      Нравственность  – степень усвоения личностью  моральных ценностей и практическое следование им в повседневной жизни, уровень реального морального поведения  людей.

    • Нравственность относится к поведению отдельного человека – нравственность личности, а моралью называют особенности поведения групп людей – общественная мораль.

     Большинство исследователей сходится на мысли, что  человеческая сущность слишком сложна, отчего нельзя допустить употребление понятий морали и нравственности, как синонимов, что было бы непозволительным упрощением. Однако христианская мысль, оперирующая понятиями естественной нравственности и абсолютной нравственности, имеет право себе позволить свести понятия «нравственность» и «мораль» к одному значению, в которое будет вложен закон, данный Богом, человеческая совесть.

     Исходя  из всего вышесказанного, можно сделать  вывод о том, что существование  огромного множества мнений относительно соотношения морали и нравственности делает практически невозможным разведение значений этих понятий. Большинство религиозных исследователей, говоря о нравственности, не делают различия между нее и моралью, сводя и то и другое  к способу регуляции действий человека, позволяющему последнему видеть разницу между хорошим и плохим, правильным и неправильным, и используют термин «мораль» чаще по отношение к человеческой единице, а «нравственность» - к обществу, или вовсе заменяя и то и другое понятием этики. И удобнее всего будет при рассмотрении соотношения религии и нравственности использовать именно такое понимание. 

     Понятие «религия» в различных системах мысли  

     О том, что представляет собой понятие «религия», существует еще большее число мнений, чем на вопрос соотношения морали и нравственности. Бесчисленное количество мировоззрений и систем мысли порождают бесчисленное количество взглядов на то, что представляет собой религия, которые для простоты можно разделить на атеистические и теистические. Согласно первой системе мысли религия будет включать в себя в первую очередь веру в сверхъестественное и лишь во вторую – «свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации.»4 Однако человеку, принадлежащему к иной системе мысли, будет видна неполнота данного суждения о религии, а также его ошибочное обобщение.

     Наиболее  полно и точно рассматривают  религию теистические концепции, делая  взгляд на нее «изнутри», отчего они  в своем рассмотрении затрагивают  самую суть. Именно они выделяют внутреннюю и внешнюю сущность религии, и последняя представляет собой то, что атеистическими мыслителями считается верным определением религии. Внешняя сущность религии и «представляет собой, прежде всего, мировоззрение, включающее в себя ряд положений (истин), без которых (хотя бы без одного из них) она теряет самое себя, вырождаясь или в колдовство, оккультизм и подобные псевдорелигиозные формы, являющиеся лишь продуктами ее распада, извращения, или в религиозно-философскую систему мысли, мало затрагивающую практическую жизнь человека. Религиозное мировоззрение всегда имеет общественный характер и выражает себя в более или менее развитой организации (церкви) с определенной структурой, моралью, правилами жизни своих последователей, культом и т.д.»5

     Дать  обобщенную характеристику внутренней стороне религии уже практически невозможно, так как она несет сакральный характер и уникальна для каждой религии, как духовного пути. Так религии, имеющие в себе понимание Бога религий авраамических, утверждают, что внутренней стороной для них является непосредственное переживание Бога, и раскрыть это суждение более полно крайне сложно. «О внутренней стороне религии говорить много труднее, чем о внешней, поскольку она представляет собой область таких переживаний и постижений, которые языком слов и понятий не могут быть выражены. Сложность передачи даже обычных чувств очевидна. Мы говорим: «Было очень весело», или: «У меня тяжело на душе». Но что стоит за этими словами, другому человеку никогда точно не узнать – внутренний мир глубоко индивидуален и по существу непередаваем. Так же и в религии. Для действительно,  а не номинально верующего она открывает особый духовный мир, Бога и такое бесконечно богатое многообразие духовных переживаний, которые другому человеку (хотя бы и прекрасно знающему внешнюю сторону религии) словами передать невозможно.»6

     Таким образом, религия имеет внешнюю  сторону со своими ритуалами, организацией, правилами и моральными нормами и внутреннюю строну, за которой лежит уникальный, лежащий за гранью человеческого понятийного аппарата, религиозный опыт, открывающий путь к духовному миру, не поддающемуся описанию. 
 

     Происхождение слова «религия» 

     Немало  также можно сказать о том, что представляет собой религия, рассмотрев возможные варианты происхождения  этого понятия, которых существует несколько.

     Бесспорен тот факт, что это слово имеет  происхождение от латинского корня (religio – совестливость, благочестие, благоговение, религия, святость, богослужение), однако имеет место быть несколько теорий о том, как затем это слово видоизменялось.

     Цицерон, римский оратор, писатель и политический деятель I века до нашей эры, видит сущность религии в благоговении перед высшими силами, делая вывод о том, что это слова произошло от religere, имеющего прямое значение «вновь собирать», «снова обсуждать», «опять обдумывать», «откладывать на особое употребление» и переносное – «благоговеть».  Исходя из этого, Цицерон считает, что именно такое религиозное чувство, как благоговение, составляет суть религии, и без него она превращается в пустой ритуализм, ханжество, лицемерие, холодную безжизненную доктрину.

     «Известный западный христианский писатель и оратор Лактанций считает, что термин «религия» происходит от латинского глагола religare, означающего «связывать», «соединять». Поэтому и религию он определяет как союз благочестия человека с Богом.»7  Таким образом, подчеркивается важнейший аспект религии – связь человека с Богом. Благоговение, называемое основным религиозным чувством у Цицерона и представляющее у него саму сущность религии, тоже немаловажно, но основа религии лежит именно в этой связи.

     Блаженный Августин указывает другое слово, от которого могло произойти понятие «религия», хотя схожее с тем, что называет Лактанций, а именно глагол – reeligere, имеющий приставку, которая затем была заимствована некоторыми европейскими языками, и имеющую значение восстановления. То есть, Августин считает, что слово «религия» произошло от глагола «воссоединять», что указывает на то, что сущность религии лежит не просто в связи с Богом, не просто в союзе с Ним, но в восстановлении этого союза, некогда утраченного.

     Исходя  из вышесказанного, можно сделать  вывод о том, что сущность религии, ее значение лежит в связи с  Богом, в восстановлении этой связи и в благоговении. 

     Сущность  религии 

     Атеистическая мысль полагает, что вся сущность религии кроется в вере в сверхъестественное и определенные взаимоотношения с ним, не вдаваясь ни в какие подробности, не рассматривая смысл религии и ее значение как для человека, так и для общества, а оттого преступно огрубляя эту сущность, приводя ее к совершенно поверхностному пониманию. Бесспорно, такое понимание имеет свое место и в религиозной системе мысли, но является оно куда более глубоким, разносторонним и систематичным. Бесчисленное множество трудов различных религиозным мыслителей делали попытку ответить на вопрос о сущности религии, стараясь наиболее полно изложить его. Но кратко сущность религии может быть представлена в следующем виде: 

    • «Исповедание духовного, совершенного, разумного, личного Начала – Бога, являющегося Источником (Причиной) бытия всего существующего, в том числе человека, и всегда активно присутствующего в мире. Эта идея Бога может иметь очень разнообразные по форме, содержанию и степени ясности выражения в различных религиях: монотеистических (вера в единого Бога), политеистических (вера во многих богов), дуалистических (вера в два божественных начала: доброе и злое), анимистических (вера в одухотворенность всего существующего, в наличие души у всех сил и явлений природного мира).»8
    • Вера в особую роль человека в мире. Человек имеет возможность, как утверждает религиозная мысль, вступать в определенную связь с Богом, посредством наличия в нем божественного начала или частицы – души. Соединение человека с Богом возможно благодаря вере в Откровение, где содержатся, в первую очередь, указания на такую возможность, а также на необходимость этого соединения и необходимость для человека праведной жизни, соответствующей догматам и заповедям религии.
    • Вера в посмертную жизнь. Пожалуй, без последнего религия и не являлась бы таковой, а потому учение о такой жизни развито, так или иначе, во всех религиях. Согласно этому учению человек имеет не одну единственную жизнь, но со смертью его жизнь продолжается в иной форме, согласно тем или иным действиям, совершенным при существовании земном. «Именно в решении вопроса о душе и вечности с наибольшей очевидностью обнаруживается существо религии и атеизма, обнаруживается и скрытый лик каждого человека, его  духовная ориентация: стремится ли он к бессмертной красоте духовного совершенства и вечной жизни или же предпочитает веру в окончательный и абсолютный закон смерти, перед которым одинаково обессмысливаются все идеалы и все противоборство между добром и злом, истиной и ложью, красотой и безобразием, обессмысливается и сама жизнь.»9
    • Наличие сверхъестественного, выделяемого, что немаловажно, отдельным от пункта о наличии Бога, -  тоже является атрибутом религии. Сюда входит вера в ангелов и демонов, в некоторых религиях также - в духов и других духовных субстанций, являющихся частью духовного мира, влияние которого распространяется на человеческую жизнь посредством контакта с этим миром человека с помощью хороших и плохих поступков или иных действий.
    • «Очевидным элементом любой религии является культ, то есть совокупность всех ее внешних богослужебно-обрядовых форм, действий и правил.
    • Есть еще целый ряд элементов, присущих каждой религии (догматическое и нравственное учение, аскетические принципы, правила жизни и др.); все они органически и логически связаны с указанными основными.»10

Информация о работе Соотношение понятий морали и нравственности