Славянский пантеон, эволюция представлений о божествах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 20:58, контрольная работа

Краткое описание

Целью работы является изучение славянского пантеона, эволюции представлений о божествах.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
отследить эволюцию представлений о божествах
рассмотреть особенности Владимирского пантеона богов

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1 Язычество древних славян……………………………………………5
Глава 2 Владимирский пантеон богов…………………………………….....10
Заключение………………………………………………………………...…..16
Список нормативных актов и литературы…………………………………..17

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по религиоведению.docx

— 43.33 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ

федеральноЕ государственноЕ бюджетное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования "Российская академия народного хозяйства и  государственной службы при Президенте Российской Федерации"

НОВОКУЗНЕЦКИЙ ФИЛИАЛ РАНХиГС

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

контрольная   работа

 

 

по дисциплине: Религиоведение

 

на тему: Славянский пантеон, эволюция представлений о божествах

 

 

 

 

 

 

 

 

Студент

Мамасова Татьяна                

 

Павловна 

Группа № 

Ф - 6101

 

 Руководитель 

 

(ученая степень, ученое звание)

 
 

Ерополова Олеся                                 

      (ФИО полностью)

Николаевна 


 

 

 

 

 

 

 

Новокузнецк 2012

Оглавление

 

 

Введение………………………………………………………………………...3

Глава 1 Язычество  древних славян……………………………………………5

Глава 2 Владимирский пантеон богов…………………………………….....10

Заключение………………………………………………………………...…..16

Список нормативных  актов и литературы…………………………………..17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В славянских языческих религиозных верованиях среди богов существовала иерархия, свойственная многим народам, поклонявшимся  нескольким богам. Свой пантеон богов  был и у древних славян, хотя из общего числа у разных славянских племен были «свои» боги, наиболее почитаемые родом-племенем. Славяне, жившие общинным строем, и пантеон свой представляли общиной-племенем, родом или патриархальной семьей.

Язычество, возникшее у славян в  глубокой древности задолго до появления  древнерусского государства, занимало центральное место в культуре VI – IX веках. Как и в других древних культах, в славяно-русском язычестве большое значение имели самые ранние формы религии - магия, фетишизм и особенно тотемизм.

Изучение традиционной культуры славянских народов продолжается более двух веков. Только в XVIII-XIX вв. появилось не менее полутора сотен исследований по различным сферам народной культуры. Причем, до середины XIX века народную культуру, в том числе и языческую, считали чем-то низменным, грубым, нелепым, недостойным внимания образованных людей. В последующем она становилась объектом восторженного поклонения, и лишь с середины XIX века можно говорить о начале ее научного изучения. На протяжении всего этого периода шла работа по накоплению и изучению сохранившихся памятников прошлого. Все это отражалось в появлении значительного числа научных трудов. Сложность изучения данного вопроса состоит в том, что до сих пор нет единого мнения ученых и специалистов о древних языческих богах, духах, религиозных обрядах древних славян.

В последнее время книги, посвященные  славянскому язычеству, вызывают немалый  интерес, их выходит достаточно много, но часто они написаны непрофессионалами, которые путают имена богов и  их изображения, а иногда просто фантазируют из-за незнания предмета.

Изучение славянского язычества  никогда не потеряет своей актуальности, так как подобное изучение помогает современникам лучше понять свою истории и культуру, родной язык и истоки собственной цивилизации.

Целью работы является изучение славянского пантеона, эволюции представлений о божествах.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • отследить эволюцию представлений о божествах
  • рассмотреть особенности Владимирского пантеона богов

Объектом исследования выступает  славянское язычество, предметом является особенности религиозных взглядов славян.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Язычество древних славян

 

Язычество - это религиозная форма освоения человеком мира, возникшая как результат полной зависимости древнего человека от сил природы. Одни природные явления помогали ему в его производительной деятельности, другие, напротив, тормозили ее, уничтожали все то, что было создано человеческими руками. Каждому из природных явлений люди стремились дать собственное объяснение. В целом, религиозные взгляды славян, отражая мировоззрение наших предков, постепенно развивались и усложнялись.

Славяне-язычники представляли свой мир похожим на большое яйцо.[6, С.9] Посередине славянской Вселенной, подобно желтку, расположена сама Земля. Верхняя часть «желтка» - живой мир, мир людей. Нижняя, «исподняя» сторона - Нижний мир, мир мертвых, Ночная страна. Чтобы попасть туда, надо пересечь Океан-море, окружившее Землю. Вокруг Земли, подобно яичным пленкам и скорлупе, расположены девять разных небес. Каждое из девяти небес славянской мифологии имеет свое собственное предназначение: одно - для Солнца и звезд, другое - для Месяца, еще одно - для туч и ветров. Седьмое по счету наши предки считали «твердью», прозрачным дном небесного Океана. На седьмом небе есть остров, на котором живут прародители всех птиц и зверей. Этот остров славяне называли «ирием» или «вирием». Некоторые ученые полагают, что от него происходит слово «рай», так прочно связанное в нашем понятии с христианством. Кроме того, ирий называли и островом Буяном. Этот остров известен по многочисленным сказкам и заговорам как обитель добра, света и красоты. Славяне считали, что на любое небо можно попасть, взобравшись по Мировому Древу, которое связывает между собой Нижний мир, Землю и все девять небес. Отзвуки этого мифа дошли до нас, например, в сказках о чудесном горохе, выросшем до самой Луны. По мысли древних славян, Мировое Древо больше всего похоже на огромный раскидистый дуб. Однако на этом дубе зреют не одни желуди, но также семена всех других деревьев и трав.

Б.А.Рыбаков выделяет следующие  этапы развития славянской мифологии: 
 - культ упырей и берегинь, отражающий представления людей о том, что в окружающем мире действуют злые и добрые духи, которые находятся в состоянии непрерывной борьбы друг с другом. К злым духам славяне относили «упырей», якобы нападающих на людей и сосущих их кровь, оживающих мертвецов, которые были в состоянии перевоплотиться в другого человека или животное и нанести живущему на земле серьезный ущерб. «Упырям» противостояли «берегини» - добрые духи, охранявшие жизнь и покой человека, плоды его деятельности. Злым духам славяне приносили жертвы, чтобы умилостивить их, а добрым - старались помочь путем произнесения заклинаний, направленных против злых духов, изготовлением и ношением амулетов, предохранявших от действия злых сил. Кроме того у славян были развиты водные культы, поклонение Матери-Земле, почитание лесов и рощ. Леса и водные пространства почитались как священные, дающие пищу и воду, а потому оставалось и поклонение духам лесов, рек и озер.  [10, С.16-17]

- культ Рода и Рожаниц. Рожаницы - богини плодородия. Их обычно две - мать и дочь. В одних версиях мифа в качестве Рожаницы выступает Мокошь (Макошь), одна из популярных у славян богинь, или Лада и ее дочь Леля. Рожаницы - покровительницы рождения детей, которым предрекают судьбу, записывают «на роду». Род - творец Вселенной, который «вдувал» в людей жизнь, повелевал небом, распоряжался дождем, был тесно связан с земными водами и огнем, посылал на землю молнии; в его подчинении находилось и подземное царство. Символом Рода была молния, но не обычная, часто встречающаяся, а шаровая, чье поведение непредсказуемо, ее взрыв всегда неожиданен и ужасен. [10, С.20-24] 

Кроме главных богов, сформировались культы других божеств плодородия: Ярила - славянское божество весеннего плодородия, олицетворяющее пробуждающуюся от зимней спячки природу; Масленица - воплощающая конец зимы и начало весны; Купала -божество, символизирующее летний солнцеворот; Коляда - божество, от которого зависел будущий урожай и др. 

Со временем Род потерял  многие свои функции, которые перешли в «ведение» других богов. По более поздним славянским поверьям небом стал владеть Сварог, которого стали почитать верховным властителем Вселенной. Возник сначала культ Сварога, а затем и Дажьбога, который был сыном Сварога и богом Солнца. 

Весьма почитался славянами  бог Велес (Волос), которого считали  покровителем скота и скотоводства, а также богом богатства и  благополучия. 

- культ Перуна как покровителя князя и дружины. Перун считался у славян покровителем грома и молний, а впоследствии и войны. Культ Перуна поддерживался высшими слоями патриархального славянского общества, князьями и дружинниками, особенно в эпохи противостояния миру кочевых племен.[10, С.19-20]

Также различают уровни мифологических персонажей.

К высшему уровню относят Перуна, и Велеса, а также женское божество, имя которого не известно. Два мужских персонажа соотносятся как «верхний» и «нижний». Перун - бог грозы, обитает на небе или на вершине горы, он преследует Велеса, живущего на земле у подножия горы, за то, что тот похитил у громовержца жену (или скот, или ключи от небесных вод). Спасаясь от Перуна, Велес прячется под камнем, деревом, принимает различные облики - человека, коня, коровы, но Перун, в конце концов, поражает Велеса молнией. Кроме этих богов к высшему уровню относят еще и других божеств, олицетворяющих важнейшие природные, космические стихии (Сварога, Дажьбога, Стрибога и т.д.).

К более низкому уровню были отнесены божества, имеющие отношение  к хозяйственным циклам и сезонным обрядам, а также воплощающие  ценности родовых общин: Род, Чур, Макошь и др.

Следующий уровень составляют символы важных функций или ценностей - Доля, Лихо, Правда, Кривда, Смерть, Суд, Горе-Злосчастье.

Отдельный класс мифологических персонажей представляют герои мифологизированной истории, такие как Кий, Щек, Хорив, Соловей-Разбойник, Всеслав-Волхв.

Далее выделяются мифологические персонажи, перешедшие в разряд сказочных, это низшие вредоносные существа  - «нечистая сила»: Баба-Яга, Кощей, Чудо-Юдо, Лесной Царь, Водяной Царь и Морской Царь.

Самый низший уровень - это часто  не имеющие даже антропоморфного  характера домовые, лешие, водяные, русалки, вилы, мары, кикиморы.[6, С129-160] Низшая мифология играла в жизни древних славян важную роль. Одни из них покровительствуют человеку, оберегают его (домашние духи во главе с домовым, вилы, берегини), другие же, как правило, вредят или губят (водяные, лешие, русалки, лихорадки), насылая болезни, заманивая в непроходимую чащу или болото и т.п. Самое же характерное для низших сверхъестественных сил - это забавы и проказы, которым они предаются, развлекаясь, причем часто не со зла, а в шутку. Если представителей низшей мифологии рассердить, обидеть, задеть, то они мстительны и враждебны, если их задобрить, упросить, принести им жертвы, то они становятся добродушными, отзывчивыми, помогают человеку или, по крайней мере, не вредят ему.

Почитание богов  состояло в том, что каждому божеству воздавались почести. Главным богам посвящались пышные церемонии, в которых могло участвовать много людей. Обычно подобные праздники проходили в течение нескольких дней и сопровождались обильными пирами.

Языческие жрецы - волхвы, совершали обряды в святилищах, изготавливали идолов и священные предметы, используя магические заклинания, они просили богов об обильном урожае. Другим магическим воздействием на погоду было - «чародейство» - это заклинательные действия с чарой (чашей), наполненной водой. Водой из этих сосудов окропляли посевы, чтобы увеличить урожай. Волхвы также изготавливали амулеты - женские и мужские украшения, покрытые заклинательными символами.

Таким образом, на первом этапе обожествлялись силы природы, на втором этапе славянского язычества развивается культ предков, а на третьем этапе развития славянской религии появляется «Бог богов», удаленный от мира - существо небесное, глава иерархии богов.  Славянское язычество - это часть огромного комплекса первобытных воззрений, верований, обрядов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Владимирский пантеон богов

 

В 980 году киевский князь Владимир предпринял попытку превратить язычество в государственную религию. Владимир Святославович создал тщательно продуманный пантеон богов. В летописи сообщается: «Начал княжить Владимир в Киеве единолично. И поставил идолы на холме вне двора теремного: Перуна деревянного, а глава его серебряна, а ус злат, и Хорса, и Дажьбога, и Стрибога, и Семаргла, и Макошь, и принесли им жертвы, называя их богами, и приводили сыновей своих и дочерей, и молились бесам…». [9, С.412] Стоящий во главе всех богов Перун - бог дружинников, знаменовавший военную мощь молодого государства. Языческая триада Стрибог - Дажьбог - Макошь была сформирована киевскими жрецами как соответствие христианским Богу Отцу, Христу и Богородице. Этим сопоставлением языческого и христианского пантеонов киевские волхвы стремились показать византийцам, что исконная вера славян не уступает христианству.                                                                                                                                        Итак, во главе пантеона стоял Перун. Культ этого бога считается очень древним и относится еще к III тысячелетию до н. э. По одной из версий он пришел к славянам от воинственных ариев, которые захватывали земли соседних племен, разъезжая на боевых колесницах и имея на вооружении бронзовые боевые топоры. Перун был богом воинов, а не земледельцев, поэтому у киевлян его культ не был главным до X в. В некоторых же племенах он не был известен совсем. Культ Перуна расцветает тогда, когда киевляне отправляются завоевывать чужие земли. Перун как бог молний, грома и небесного огня описан в летописях, в договорах славян с другими племенами. Очень часто Перуна называли Сварожичем или Перуном-Сварожичем и соотносили с римским Юпитером. В пантеоне князя Владимира он занимал первое место, потому что был богом правящей военной элиты, князя и дружины. Также за Перуном закрепились карательные функции - он наказывал за несоблюдение божеских законов и мирового порядка.

Помимо Перуна в число главных богов вошел Хорс - бог солнечного, желтого света, солнечного диска, бог мирового порядка, который славяне связывали с ходом Солнца. [2, С.98] Встречаются различные написания имени Хорса: Хърсъ, Хъросъ, Хръсъ, Хорсъ, Хорос. Этот бог - первый помощник земледельцев, ведь именно в желтых солнечных лучах колос наливается золотом. Его обычно представляли в образе златокудрого всадника едущего по небу в колеснице или просто скачущего на коне.   Хорсу принадлежали два самых главных языческих праздника - день летнего солнцестояния в июне и день зимнего солнцестояния в декабре. Он был божеством, близким к Дажьбогу.  

Информация о работе Славянский пантеон, эволюция представлений о божествах