Сибирский шаманизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 22:17, доклад

Краткое описание

Огромная верхнеазиатская раса монголоидов включает в себя племена и народы, имеющие отличия, как в области материальной культуры, так и в сфере своих космогонических и религиозных представлений(25). Первые - в основном определяются характером организации жизни (оседлый, кочевой), родом занятий (скотоводство, земледелие, охота, рыбная ловля) и местом обитания (тундра, горы, побережье, степь). Вторые - религиозные представления, как более консервативные элементы культуры, в основном являются отражением древнего исторического опыта этих народов. В силу этого обстоятельства, религиозные представления многих племен, относящихся к расе монголоидов, можно объединить в группу, носящую название шаманизм.

Вложенные файлы: 1 файл

Сибирский шаманизм.doc

— 37.00 Кб (Скачать файл)

Сибирский шаманизм.

Огромная верхнеазиатская раса  монголоидов включает в себя племена и народы, имеющие отличия, как в области материальной культуры, так и в сфере своих космогонических и религиозных представлений(25). Первые - в основном определяются характером организации жизни (оседлый, кочевой), родом занятий (скотоводство, земледелие, охота, рыбная ловля) и местом обитания (тундра, горы, побережье, степь).  Вторые - религиозные представления, как более консервативные элементы культуры, в основном являются отражением  древнего исторического опыта этих народов. В силу этого обстоятельства, религиозные представления многих племен, относящихся к расе монголоидов, можно объединить в группу, носящую название шаманизм.

Как пишет известный исследователь Мирча Элиаде, «шаманизм» - это, прежде всего, сибирское или центрально-азиатское явление. Термину (тунгусскому) «шаман»  соответствует якутское ойун, монгольское бо (боге) и удаган. Бурятское и якутское «удаган» обозначает женщин-шаманок, тюрко-татарское нам (кам), монгольское - ками.

Поскольку  шаманизм является общепринятой практикой общения человека с духами, требующей определенных условий, Мирча Элиаде определяет это явление как технику экстаза. Шаманизм как форма религиозного культа в примитивных сообществах всегда сосуществует с другими формами религии и магии. По мнению Мирча Элиаде, отличие шамана от мага заключается именно во владении первым техникой транса, когда его душа покидает тело, чтобы подняться на Небо или опуститься в Ад.  Отличие шамана от одержимого заключается в том, что шаман умеет налаживать контакты с духами, не становясь при этом их орудием.

Это не совсем точное представление. Шаман всегда является орудием духов, ретранслятором их программ. Другой вопрос, что «предварительный сговор» с духами на некоторое время обеспечивает шаману и племени относительно безопасное существование.

Сибирский и центрально-азиатский шаманизм, как считает Мирча Элиаде, отличается от других форм общения человека с духами тем, что он более систематизирован как идеологическое мировоззрение. От остальных членов общества шаманов отличает интенсивность их религиозного личного переживания. Идеологической основой мировоззрения шаманов и  опекаемых ими сообществ является представление о существовании бессмертной души, небесного Бога и Бога Преисподней, при наличии одновременно множества других богов и богинь. Одна из важнейших функций шамана - сопровождение души умершего в загробный мир.

Выбор на роль шамана  определяется обязательно с учетом личного экстатического опыта кандидата. Отсутствие такого опыта  - исключает претендента из числа кандидатов.

Экстатический опыт могут дать только духи,  либо  посредством особых сновидений, либо посредством наставления молодого кандидата старым шаманом. Такое наставление равнозначно посвящению, которое мог получить кандидат и посредством особого сновидения. Сложность выбора шамана заключается в необходимости  отбора кандидата, действительно имеющего экстатический опыт, полученный  от духов. По верованиям, например, туруханских тунгусов, тот, кто должен стать шаманом, видит во снах Харги - черта, выполняющего шаманские обряды.

В науке обсуждалась проблема ненормальности шаманов, наличия  у них психических отклонений, вплоть до органических повреждений центральной нервной системы. Однако богатейший этнографический материал отвергает такие умозаключения. Шаман, конечно, личность с необычными психическими и даже, порой, физическими  возможностями, но их необычность склоняется в сторону больших, а не меньших психических и физических ресурсов.

Другое дело, что нам могут быть непонятны истоки этой необычности. Но, если относится к проблеме без ненужного усложнения, то и эти истоки могут быть объяснены. Они, собственно, и объяснены уже сами же шаманами, знающими хорошо, что именно духи, соединяющиеся с телом и рассудком шамана,  являются источником их психической, физической, творческой и духовной трансформации.

Призываемый духами к шаманскому служению человек, далеко не всегда  реагирует на это предложение с радостью. Это тяжелое служение, но и отказ от него может стать причиной болезни человека. Нередко согласие на служение означает укрепление физических сил, вплоть до излечения ранее существовавшего недуга.

  Вслед за «призванием» человека к шаманскому служению, следует «наставление», получаемое от старого шамана, а затем собственно «посвящение», то есть определенный обряд, совершаемый открыто или  тайно.

Признаком  приобщения неофита к магическим силам являются  «видение духов», то есть общение с некими силами (в виде, например, душ покойников, которые являются во сне или при удалении   в пустынное место, где будущий шаман находится в уединении). Сила шамана определяется тем, кто является его другом - помощником.  Например, дух-помощник, имеющий вид собаки, считается  слабым помощником, а  конь или орел - сильным. Духи-помощники должны оберегать шамана во время потусторонних путешествий.

Шаманский танец, выполняемый на первых этапах шаманского сеанса, есть процедура вызова духа-помощника и слияния шамана с ним. Вот почему шаманы изображают движения, свойственные тем или иным животным - они перевоплощаются в животное, соответствующее их духу - помощнику.

Для общения с духами шаман пользуется тайным особым языком, который духи же ему и дали.  Каждый шаман знает от духов и исполняет во время сеанса свою особую песню, которая  призывает именно его духа-помощника. Во время сеанса шамана, когда присутствующим становится ясно, что шаман начал общаться с духами, меняется тембр  его голоса, иногда он начинает говорить на несколько голосов. Аналогичное явление продемонстрировал в новейшее время Алистер Кроули - идеолог и практик современного сатанизма, общавшийся с духами на никому, кроме его самого, не понятном   «енохианском» языке. Звучание голоса Кроули, говорящего на  этом языке,  идентично горловому пению тувинцев, исполняющих культовые песни своего народа.

 Почти повсюду во время обряда посвящения исполняются действия, символизирующие  подъем шамана на небеса, в ряде случаев проводятся приемы, цель которых проверить и доказать силу шамана - например, хождение по горячим углям.

Маска, наряд шамана, украшения его бубна - все наполнено символикой и призывом, так же, как и звучание бубна. Мирча Элиаде справедливо называет этот долгий ритмичный звук бубна  «музыкальной магией».

Конкретные цели, которые преследует шаман во время своего сеанса, могут быть разными - задабривание духов при надвигающейся на род опасности, просьба к ним о помощи, причинение зла врагам, поиск лечебной  помощи, проводы души умершего и т. д.

Сеанс заканчивается полным изнеможением шамана, вплоть до  отключения сознания или  засыпания.

Сходство мировой шаманской практики,  в общем, поразительно, смысл и цель ее всюду одна - защита интересов группы и каждого ее члена. Шаман при этом, хотя сам и действует на благо своей группы,  является  все-таки элитарным ее членом, отличающимся и по своим природным качествам,  и по роду деятельности, и по степени осведомленности в вопросах  общения с духами.

 

 


Информация о работе Сибирский шаманизм