Связь права и религии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 05:20, реферат

Краткое описание

Понимание сущности религии является весьма сложной проблемой, к решению которой религиоведение сегодня подошло так же близко, как правоведение подошло к решению проблемы сущности права. Вместе с тем, для моделировании отно шений между религией и правом необходим такой подход, который усматривал бы в них общие начала и при этом устраивал бы в целом и религиоведов, и юристов. В религиоведении такой подход существует и набирает силу как так называемый «экзистенциальный подход», согласно которому ядром всякой религии является вероучение, содержащее предельные ответы на вопрос о смысле человеческой активности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...…3

Глава 1. Право
1.1. Возникновение и понятие права……………………………………….………5
1.2. Признаки права………………………………………………………………….9
1.3. Функции права…………………………………………………………………13

Глава 2. Религия
2.1. Возникновение религии………………………………………………….……14
2.2. Функции религии………………………………………………………………18

Глава 3. Связь права и религии
3.1. Соотношение права и религии………………………………………….……19
3.2.Соотношение……..……………………………………………………………..23

Заключение………………………………………………………………………....31
Список литературы................

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Основы права.docx

— 64.05 Кб (Скачать файл)

2.2 Функции Религии

Мировоззренческая 
 — религия, по утверждениям верующих, наполняет их жизни неким особым значением и смыслом.

Компенсаторная- или утешительная, психотерапевтическая, также связана с её мировоззренческой функцией и обрядовой частью: суть её состоит в возможности религии возмещать, компенсировать человеку его зависимость от природных и социальных катаклизмов, удалять ощущения собственного бессилия, тяжёлые переживания личных неудач, обид и тяжести бытия, страх перед смертью.

Коммуникативная 
 — общение верующих между собой, «общение» с богами ангелами (духами), душами умерших, святыми, которые выступают как идеальные посредники в обыденной бытовой жизни и в общении между людьми. Общение осуществляется, в том числе, и в обрядовой деятельности.

Регулятивная 
 — осознание индивидом содержания определённых ценностных установок и нравственных норм, которые вырабатываются в каждой религиозной традиции и выступают своеобразной программой поведения людей.

Интегративная 
 — позволяет людям осознавать себя как единую религиозную общность, скреплённую общими ценностями и целями, даёт человеку возможность самоопределиться в общественной системе, в которой имеются такие же взгляды, ценности и верования.

Политическая 
 — лидеры различных общностей и государств используют религию для оправдания своих действий, сплочения либо разделения людей по религиозной принадлежности в политических целях.

Культурная 
 — религия содействует распространению культуры группы-носителя (письменность, иконопись, музыка, этикет, мораль, философия и т. п.)

Дезинтегрирующая 
 — религия может быть использована для разъединения людей, для разжигания вражды и даже войн между разными религиями и вероисповеданиями, а также внутри самой религиозной группы. Дезинтегрирующее свойство религии как правило распространяется деструктивными последователями, нарушающими основные заповеди своей религии.

Психотерапевтическая 
 — религия может быть использована как средство психотерапии

3.1.Соотношение права и религии.

Назначение  религии  является   выработка   "   смыслов   ", позволяющие человеку, так или иначе освоить и определить свое  место  в мире, в котором он живет. Религия,  с  этой  точки  зрения,  выступает мерилом "хорошего " поведения. Религиозные нормы  есть  разновидность социальных  норм,  установленных  различными   вероисповедованиями   и имеющих обязательное значение  для  исповедующих  ту  или  иную веру, регулирующих отношение верующих людей к Богу, церкви,  друг  к  другу, организацию и функции религиозных организаций. Свод морально этических установлений - составная  часть  религиозных  вероучений.  Религиозные каноны представляют собой регулятивную систему, действующую в  обществе с самых ранних этапов развития человечества. В античном мире  религия, мораль,  политика   были   тесно  взаимосвязаны.   Мировые   религии: христианство, буддизм, ислам оказали огромное  влияние  не  только  на нравственную  жизнь  общества, но и  на  развитие  правовых  систем.  Христианская религия, каноны религиозной морали  оказали  и  оказывают значительное  влияние  на  жизнь народов  Земли.  Одной  из  основных правовых систем современности является мусульманское право. Это  право указывает   мусульманину  соответствующей    религии   ислама   "путь исследования". Шариат -  совокупность  религиозных  и  юридических  норм мусульманского феодального  права  -  родился  в   странах   Востока. Источниками шариата являются Коран, Сунна. В Библии, Коране и  других  источниках вместе  с  собственно религиозными канонами нашли выражение  общечеловеческие  нормы.  Такие общечеловеческие нормы, требования содержатся, например, в Библии -  в заповедях  Моисея,  в  Нагорной  проповеди.  В   "Моисеевых   законах" установлена обязанность трудиться в течении шести дней и  отдыхать  на седьмой,  требование  почитать  детям  своих  родителей,   запрещаются убийство,  воровство,  лжесвидетельство.   Социальные   нормы   нашли выражение в христианском  церковном,  каноническом  праве.  Эти  нормы регулируют внутреннюю  организацию  церкви,   взаимоотношения   между церковными органами, верующих с государством,  некоторые  отношения  в жизни верующих. В 1917 году римско - католическая церковь опубликовала кодекс канонического права. Внешне эти нормы имеют определенное сходство с  юридическими установлениями:  в  известной  мере  формализованы   и   содержательно определены; хотя в значительно меньшей степени, но все же определенным образом институционализированы и документально зафиксированы в Библии, Коране, Сунне, религиозных книгах  буддистов  и  других;  выступают  в некоторых случаях в качестве источников права . В качестве иллюстрации таковых являются не только страны мусульманской правовой системы, но и некоторые  страны  континентальной  Европы. В  то  же  время  между правом и религией существуют  принципиальные  различия.  Секуляризация общественной  жизни,    утверждение   свободы   совести   одновременно означает, что сфера действия религиозных норм  значительно  уже  сферы действия  норм  права.  Так,   предписания"   Торы"   распространяются исключительно на лиц, исповедующих иудаизм,  Корана  -  соответственно  исповедующих ислам и т.  д.  Различны  механизмы  действия  религии  и права. В частности, религии  обосновывают  в  своих  священных  книгах абсолютную непреложность предписываемого ими кодекса поведения ссылкой на высший  авторитет,  или,  как  сказали  бы  философы  и  богословы, "трансцендентное миру начало". 
 
      Влияние  права  на  религию  в  известной  мере   достаточно  специфично. Конституция РФ (ст. 14), федеральный закон  "  О  свободе совести" гарантирует свободу совести  и  вероисповеданий,  равноправии конфессий   возможность   для   верующих   замены    военной    службы альтернативной гражданской службой. В Российской  Федерации  действуют  нормы разных религиозных верований и направлений. В  числе российских граждан   есть   православные,   католики,   старообрядцы,   баптисты, мусульмане, буддисты, иудеи.  Российское  законодательство  о свободе  совести, религии, об отношениях государства и  церкви,  о  религиозных организациях отражает принципы " Всеобщей декларации прав человека" принятой в России " Декларации прав и свобод человека и  гражданина  "  говорится,  что  каждому  человеку  гарантируется   свобода  совести, вероисповедания, религиозной и атеистической  деятельности,  каждый  в праве  исповедовать  любую  религию  или  не   исповедовать  никакой, выбирать,  иметь  и  распространять  религиозные  либо  атеистические убеждения и действовать в соответствии с ними при  условии соблюдения закона. 
 
           В тоже время право не должно быть безучастно к " причудливым " формам пользования свободой совести и,  в  частности,  к  оккультным религиям  и  тоталитарным  сектам,  подавляющим   личность   и   путем зомбирования превращающим ее в слепого исполнителя воли "  гуру  " 
 
мастера " и стоящих за ним темных сил. Право в  этой  ситуации  должно быть правом и противодействовать развитию  и  расширению  такого рода религиозных верований, иначе неизбежен синдром " Аум Синдике "

 

3.2.Взаимосвязь  права и религии

Духовная жизнь общества многообразна, она включает в себя культуру, в том числе искусство, область верований, национальный аспект, в том числе языковый и др. Действующая Конституция отказалась от принципа жесткой опеки государства над духовной жизнью общества и устанавливает принцип светского государства. Светским государством следует считать такое государство, в котором не существует какой-либо официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. Согласно ст. 14 Конституции России Российская Федерация объявлена светским государством: «Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства». Правовое положение церкви в современной России, помимо конституционных положений, регулируется российским законом «О свободе совести и о религиозных объединениях». 
 
Принятие этого закона, как известно, сопровождалось бурной полемикой не только в церковных кругах, но и в самих органах государственной власти. 
 
Так что же явилось причиной возникновения противоречивых мнений в процессе принятия Федерального Закона «О свободе совести и религиозных объединениях»? По существу речь идет о различном истолковании новых положений Федерального Закона от 26.09.1997, в корне отличающих его от предшествующего законодательства в этой области, в особенности от явно устаревшего Закона РСФСР «О свободе вероисповеданий» от 25 октября 1990 года. В основе же разногласий отечественных и зарубежных политиков лежит диаметрально противоположная оценка роли государства и, прежде всего исполнительной власти в правовой регламентации конфессиональной деятельности. Проводники новой государственной политики в отношениях государства и церкви, воплощенной в новом Федеральном Законе от 26 сентября 1997 года, отстаивают необходимость усиления роли исполнительной власти при создании религиозных объединений и осуществлении контрольных полномочий правоохранительных органов за их деятельностью. Такая позиция учитывает и международную практику. В частности, решением Европейского парламента от 29 февраля1997 года предусмотрена возможность ограничения деятельности религиозных объединений: государствам-членам Европарламента рекомендовано не предоставлять «статус религиозной организации автоматически», а также пресекать противоправную деятельность сект вплоть до их ликвидации. Высказывались мнения, что Федеральный Закон имеет «дискриминационную сущность», затрудняющую деятельность всех конфессиональных организаций, помимо так называемых «традиционных», укоренившихся в России на протяжении столетий и объединяющих приверженцев православия, ислама, буддизма и иудаизма. На самом деле Федеральный Закон от 26 сентября 1997 года основан на межконфессиональной концепции государственного регулирования, в соответствии с которой «протекционистская политика государства распространяется на все легитимно созданные религиозные объединения». Новый Закон не предусматривает режима наибольшего благоприятствования в отношении традиционных религий. Единственное упоминание о них содержится в преамбуле, но не в нормативных предписаниях закона, которым подтвержден конституционный принцип равной правовой защиты всех конфессиональных объединений, официально действующих на территории России. 
 
Суть ФЗ от 26 сентября 1997 года заключается в закреплении превентивных полномочий правоохранительных органов: государственная власть заинтересована в предотвращении возможной противоправной деятельности так называемых «тоталитарных» сект, исключающих добровольную основу членства и препятствующих выходу граждан из религиозного объединения. Механизм государственной разрешительной политики, воплощенной в полномочиях федеральных министерств и ведомств по регистрации, лицензированию и контролю, призван предотвратить причинение имущественного и морального вреда приверженцам различных вероисповеданий. Религиозные объединения могут быть созданы в форме религиозных групп и религиозных организаций. Следует подчеркнуть, что правоспособностью юридических лиц обладают только зарегистрированные в органах юстиции религиозные организации. Федеральный Закон от 26 сентября 1997 года определяет статус факультативного и императивного режимов регистрационных отношений, и их различия обусловлены намерениями лицу, создавших религиозную группу. Факультативный режим имеет место в случае, если учредители религиозных групп не намерены ходатайствовать в органах юстиции о предоставлении им статуса юридического лица. Обязательная же государственная регистрация предусмотрена лишь для объединений, созданных в форме религиозной организации. 
 
Нельзя отказать в регистрации религиозного объединения по мотивам нецелесообразности его создания. 
 
Для осуществления императивных регистрационных отношений решающее значение имеет временной ценз деятельности объединения на территории России. 
 
Статус общероссийского религиозного объединения распространяется только на централизованные религиозные организации, которые действуют на территории России на законных основаниях не менее 50 лет (и имеющие в своем составе минимум три местные организации, зарегистрированные на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации) к моменту обращения организации в орган юстиции с заявлением о государственной регистрации. Учредители местной религиозной организации обязаны подтвердить в органе юстиции факт своей деятельности на соответствующей территории в течение не менее 15 лет (это требование не распространяется на местные религиозные объединения, которые действовали в составе централизованной религиозной организации до государственной регистрации). 
 
Однако все же есть возможность распространения прав юридического лица для местной и централизованной религиозной организации и без временного ценза. Однако в этом случае учредители обязаны ежегодно в течение 15 лет перерегистрироваться в территориальных органах юстиции. На такие объединения распространяется целый ряд ограничений: они не вправе образовывать учреждения профессионального религиозного образования, производить, приобретать, распространять религиозную литературу, иметь при себе представительство иностранной религиозной организации. 
 
Созданию централизованной религиозной организации свойственна особая периодичность регистрационных отношений: на первом этапе государственной регистрации подлежат местные организации, и только после ее завершения учредители вправе ходатайствовать о регистрации централизованной организации. 
 
Для создания конфессиональными объединениями учреждений профессионального религиозного образования необходимо сочетание двух видов разрешительной политики. Такие учреждения подлежат государственной регистрации в органе юстиции в качестве религиозного объединения, и для получения права осуществления образовательной деятельности необходима также выдача лицензии Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации. 
 
Ликвидация конфессионального объединения также регламентируется нормами административного права. Как правило, инициатором ликвидации или запрета деятельности объединения является Министерство юстиции Российской Федерации или его территориальный орган в субъекте федерации, но решение по существу принимается судом. Федеральным законом не урегулированы различия в процедурах ликвидации и запрета деятельности религиозного объединения, однако полное прекращение правоспособности конфессиональной организации как юридического лица допускается только в случае ее ликвидации судом. Запрет деятельности объединения представляет собой временную превентивную меру, цель которой - устранение фактов нарушения действующего законодательства, выявленных органом юстиции или иным правоохранительным органом в процессе осуществления контрольных функций. 
 
Передача религиозным организациям соответствующего недвижимого имущества с относящимися к нему земельными участками, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется безвозмездно. В таком же порядке, как правило, по решению соответствующего органа исполнительной власти, конфессиональное объединение наделяется и отдельными правомочиями собственника. Передача в собственность религиозным объединениям культовых зданий и сооружений влечет за собой и имущественные обязанности по их функциональному использованию. Конфессиональные объединения вправе владеть, пользоваться и распоряжаться культовыми зданиями и сооружениями только в целях совершения богослужений и иных религиозных обрядов и церемоний, предусмотренных внутренними установлениями. Следовательно, очевидны определенные ограничения правомочий собственника. Договоры аренды зданий и сооружений, переданных государственными и негосударственными юридическими и физическими лицами в собственность религиозным организациям, должны предусматривать их функциональное использование арендатором, что фактически означает легитимную возможность существования таких арендных отношений, участниками которых являются только приверженцы данного вероисповедания. Несоблюдение указанных условий влечет за собой недействительность договора аренды. 
 
Органы исполнительной власти контролируют соответствие федеральному законодательству внутренних установлений религиозных организаций, прежде всего уставов. При невозможности точно установить, соответствуют ли закону сведения и другие положения уставов, орган юстиции вправе приостановить процедуру регистрации на срок до шести месяцев для проведения государственной религиоведческой экспертизы, определение порядка которой отнесено к исключительному ведению Правительства Российской Федерации. 
 
Исполнительная власть взаимодействует с конфессиональными объединениями при определении статуса учреждений религиозного образования. Светская основа системы образования в нашей стране не препятствует преподаванию религиоведческих учебных дисциплин в государственных или муниципальных образовательных учреждениях: администрация таких учреждений вправе удовлетворить просьбу родителей, обратившихся с просьбой о преподавании религиоведческих дисциплин на факультативной основе. Таким образом религиозное образование или основы его могут быть получены не только в учреждениях конфессионального образования, но и в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. 
 
Федеральный закон от 26 сентября 1997 года предусматривает также контроль за религиозными организациями. Функции контроля осуществляют:   

1.       Органы юстиции (уставная деятельность религиозной организации). 
 
2.       Государственная налоговая служба и Федеральные органы налоговой       полиции (финансовый контроль). 
 
3. ФСБ и МВД России (специализированный контроль). 
 
Особую разновидность административно-правовых норм в рассматриваемой сфере отношений составляют предписания Федерального закона от 26 сентября 1997 года, которые предусматривают односторонние обязательства органов исполнительной власти. Должностное лицо правоохранительного органа не вправе настаивать на допросе священнослужителя по исповедальным обстоятельствам; разглашение тайны исповеди не допускается даже в случае совершения тяжких уголовных преступлений или административных проступков. Тем самым законом предусмотрен иммунитет священнослужителей в сфере административной и уголовной юрисдикции. 
 
Неучастие Русской Православной Церкви (РПЦ) в государственном строительстве и в осуществлении мирских полномочий исполнительной власти не следует отождествлять с отстраненностью церкви от решения судьбоносных внутриполитических проблем. Все органы внутрицерковного управления РПЦ обладают потенциальной возможностью участвовать в деятельности органов исполнительной власти. 
 
 Разработка основ взаимодействия РПЦ и государства отнесена к ведению ее высшего конфессионального органа - Поместного Собора. В период, когда Поместный Собор не созывается, указанные полномочия осуществляются подотчетным ему органом - Архиерейским собором РПЦ. Поместный и Архиерейский соборы являются высшими представительными органами РПЦ, различающимися периодичностью их созыва. Поместный Собор должен созываться не реже одного раза в пять лет, тогда как перерывы в заседаниях Архиерейского собора не могут превышать двух лет. Священный Синод - единственный постоянно действующий орган внутрицерковного управления, который осуществляет полномочия Архиерейского и Поместного Соборов в период между их заседаниями. Председательствует на заседаниях Священного Синода Патриарх РПЦ.  
 
Решения Поместного и Архиерейского Соборов и Священного Синода в сфере взаимоотношений с государством призваны содействовать решению важнейших внутриполитических проблем. В случае кризисных ситуаций высшие органы церкви, руководствуясь доктриной невмешательства в политико-правовые причины разногласий, призваны способствовать примирению противоборствующих сторон. Таким образом, РПЦ выполняет роль духовного арбитра во внутригосударственных конфликтах. 
 
Отделение религиозных объединений от государства ( это более четкая формула, чем отделение церкви от государства ), закрепленное частью второй ст. 14 Конституции РФ, означает, что государство, его органы и должностные лица не вмешиваются в вопросы определения гражданами своего отношения к религии, в законную деятельность религиозных объединений и не поручают последним выполнение каких-либо государственных функций. В то же время государство охраняет законную деятельность религиозных объединений. Религиозные объединения не могут смешиваться в дела государства, не участвуют в выборах органов государственной власти и в деятельности политических партий. Вместе с тем религиозные объединения могут принимать участия в социально-культурной жизни общества в соответствии с законодательством, регулирующим деятельность общественных объединений.

 

Заключение.

Как известно, позитивное право есть конечная форма всякого права, представляющая собой данную в опыте объективную реальность. Чтобы стать таковой, содержание права должно проделать определённый путь становления. Однако существуют ситуации, когда те основания активности, которые присутствуют в праве, не проходят никаких стадий преобразования, но сразу же объективируются в виде позитивного права. Речь идёт о ситуациях, когда люди, видящие смысл в определённом образе жизни, навязывают этот образ жизни другим людям. В этих случаях религиозные основания активности непосредственно превращаются в право на основе чистой силы. Обобщение подобных случаев даёт повод многим исследователям, во-первых, отрицать какие-либо формы права кроме права позитивного, а во-вторых, отождествлять право с властью как с проявлением чистой силы. Право и религия тесно переплетены между собой, так как при построении любого государства в правовом сознании всегда присутствуют религиозные воззрения. Каждый волен исповедать любой способ распоряжения своей жизнью, но реально распоряжаться ею он свободен лишь в пределах аналогичной свободы других людей. Не все вероисповедания разделяют это положение. Такие вероисповедания сами ставят себя вне свободы совести, и поэтому они должны быть ограничены в своих проявлениях. Общество обязано держать их под контролем и прямо запрещать широкую пропаганду и организованное исповедание тех религиозных учений, которые даже косвенно толкают своих последователей на преступления. Не следует запрещать человеку верить во что-то, но нельзя допускать, чтобы вера, которая может привести к преступлениям, сплотила вокруг себя организованную силу, направленную против общества. Учёные считают, что природа государства и его конституции таковы же, как и природа религий, государство действительно произошло из религии и притом так, что афинское или римское государство было возможно лишь при специфической форме, языческой религии этих народов так же, как католическому государству свойственны иной дух и иная конституция, чем протестантскому. В этом проявляется прямая связь права и духовного начала. Право возникает непосредственно из требований религиозной идеи лишь тогда, когда группа людей, одержимых этой идеей, силой подчиняет себе группу других людей, не разделяющих данных религиозных убеждений. Стремление воплотить в законах и других юридических источниках права справедливость свойственно позитивному праву, созданному многими государствами прошлого и современности. И, невзирая на все различия в понимании справедливости отождествления права со справедливостью никогда не было ни абсолютной истиной, ни абсолютной ложью.

 

 

Список литературы:

 

  1. Алексеев Н.Н. Основы философии права. - М., 1996.-330 с.
  2. Алексеев С.С. Общая теория права. - М., 1994.-256 с.
  3. Керимов Д.А. Основы философии права. - М.,1992.-310 с.
  4. Основы права/под ред. М.И. Абдулаева. - Спб., 2004.-604 с.
  5. Правоведение/под ред. О.Е. Кутафина. - М., 2002.-398 с.
  6. Теория государства и права/ред. Т.Н. Манова. - М., 1996.-336 с.
  7. Тихонравов Ю.В. Основы философии права. - М., 1997.-608 с.
  8. Общая теория государства и права Т. 2/под ред. проф. М.Н. Марченко. - М., 1998.-640 с.
  9. Общая теория права/под ред. проф. А.С. Пиголкина. - М., 2002.-384 с.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Связь права и религии