Свобода воли и предопределение в исламе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 17:35, доклад

Краткое описание

Целью данной работы является исследование особенностей одной из частей мусульманского вероучения, а именно учения о предопределении в Исламе и возможности в контексте этого учения свободы воли.

Содержание

I. Введение.
II. Основная часть. Свобода воли и предопределение в Исламе.
1. Принципы веры в предопределение
2. Как Аллах творит и предопределяет зло?
III. Заключение.
Библиографический список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Свобода воли и предопределение в Исламе..doc

— 122.50 Кб (Скачать файл)

Муслим в своем «Сахихе» передал рассказ Абу Хурейры  о том, что Муххамед, сказал: «Поистине, человек может долгое время совершать поступки обитателей Рая, а в конце жизни совершить поступок, свойственный обитателям Огня. И, поистине, человек может долгое время совершать поступки обитателей Огня, а в конце жизни совершить поступок, свойственный обитателям Рая». Передают со слов Сахля бин Са‘да ас-Са‘иди, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, людям может казаться, что человек совершает поступки обитателей Рая, хотя на самом деле он — один из тех, кто попадет в Огонь. И людям может казаться, что человек совершает поступки обитателей Огня, хотя на самом деле он — один из тех, кто попадет в Рай».31

Поскольку человек не знает  того, что ему предопределено, каждый должен стремиться к тому, что может  принести ему пользу в религиозном  плане.32

2. Сотворение Аллахом  того, что было предопределено, в  строгом соответствии с тем, что было известно Ему и записано письменной тростью. Вследствие этого все вокруг происходит сообразно извечному и записанному знанию. Таким образом, предопределением иногда называется то, что было изначально известно Аллаху, а иногда сотворение Им того, что заранее было известно Ему.33

Принципы веры в предопределение

Вера в предопределение  зиждется на нескольких принципах, и если человек признает все четыре принципа, то его вера в предопределение считается правильной. Если же он не признает одного или нескольких из них, то его вера ущербна. Вот эти принципы:34

  1. Вера в то, что знание Аллаха охватывает собой абсолютно все, он знал обо всех людях еще до того, как он сотворил их, он заранее знал обо всех их поступках, их уделе, сроке жизни каждого из них.35

Аргументов  в пользу этого принципа в Коране и сунне много. «Знание Аллаха объемлет все сущее, и Ему известно то, что произошло в прошлом, и то, что произойдет в будущем, и как бы выглядело то, чего не случилось, если бы оно все-таки случилось. Он ведает обо всем сущем и несуществующем, возможном и невозможном».36

Ему известно о  сроках жизни, земном уделе и состояниях людей, о том, как они двигаются и покоятся. Он знает, кто из них счастлив, а кто несчастен; кто попадет в Рай, а кого ввергнут в Ад. Все это было известно Аллаху задолго до сотворения людей, небес и земли. Это следствие того, что Всеблагой и Всевышний Аллах обладает знанием и является Знающим, Ведающим, Слышащим и Видящим.37

В одном хадисе из сборника Малика приводятся следующие слова Мухаммеда: “Господь сотворил Адама, затем двинул своей правой рукой у него за спиной и произвел одних потомков: Мы сотворили их для Небес, и они будут делать дела, приличествующие для хороших людей. Затем он двинул левой рукой и произвел других потомков: Мы сотворили их для ада, и они будут делать дела, приличествующие для ада”.38

В другом хадисе говорится, что "посланник Аллаха сказал: был спор между Адамом и  Моисеем. Моисей сказал: ты - наш отец. Ты принёс нам убыток и лишил нас  рая. Адам ответил: ...ты обвиняешь меня в поступке, который Аллах предопределил мне за сорок лет до того, как меня создал" (Бухари, 3157).39

Поступки рабов  сотворены и предопределены Аллахом. По мнению мусульман люди и их поступки, как и все остальное, являются творениями Аллаха. Ему изначально было известно, кого из рабов он создаст и какие поступки они будут совершать. Все это было записано в хранимой скрижали. Аллах создал их такими, какими пожелал, и предначертанная для них судьба сбывается. Люди поступают так, как того пожелал Аллах. Он ведет прямым путем тех, кому пожелал счастья, и сбивает с пути тех, кому предписал быть несчастным. Ему изначально было известно, кто попадет в Рай, и таким рабам он облегчил поступки, которые приводят туда. Ему также было известно, кто попадет в Ад, и он облегчил им поступки, которые приводят туда. Так в Коране сказано: «Аллах сотворил вас и то, что вы делаете» (Ас-Саффат, 96). «Кого Аллах наставляет на прямой путь, тот идет им. А кого Аллах вводит в заблуждение, те становятся потерпевшими убыток» (Аль-А‘раф, 178)40

Предопределение касается как целого, так и частностей: “Он предопределил судьбы всех Своих творений. Он установил им определённые сроки жизни… Он приказал им повиноваться Ему и запретил им ослушиваться Его. Все происходит по Его решению и воле, и Его воля совершается в полную силу. Единственная воля, которая есть у людей, это то, что Он желает для них. Что Он желает для них, происходит, чего не желает, не происходит. Ничто не может отвратить от себя Его предопределение или обратить вспять Его повеление или преодолеть Его распоряжение”.41

  1. Вера в то, что Аллах записал все это на Хранимой Скрижали. В «Сахихе» Муслима приводится хадис, передающий слова Мухаммеда: «Аллах записал судьбы всего сотворенного за пятьдесят тысяч лет до того, как Он сотворил небо и землю». Это предопределение, касается как целого, так и частностей.42
  2. Вера в то, что воля Аллаха всегда исполняется, что могуществу Его нет предела, и что происходит лишь то, чего желает Аллах, что во владениях Его ничто не происходит против воли Его.43

Аль-Бухари передал  со слов ‘Имрана бин Хусайна, что  какой-то мужчина спросил: «Посланник Аллаха, известны ли обитатели Рая  и обитатели Огня?» Он ответил: «Да». Мужчина спросил: «Тогда ради чего люди трудятся?» Он сказал: «Каждый  трудится ради того, ради чего он был создан, или ради того, к чему ему облегчен путь».

Аллах извлек потомство Адама  из его спины после сотворения его и разделил их на обитателей Рая и Ада Наш Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил о том, что Аллах после  сотворения Адама коснулся его спины и вынул из нее его потомство, словно крупицы, разделив их на обитателей Рая и Ада.44

Малик, ат-Тирмизи и Абу  Давуд передали со слов Муслима бин  Йасара что слышал, как о нем  спросили Муххамеда, и тот сказал: «Поистине, Аллах создал Адама, а потом провел Своей Десницей по его спине, извлек оттуда его потомков и сказал: “Этих Я создал для Рая, и они будут поступать так, как поступают обитатели Рая”. Потом он еще раз провел Рукой по его спине, извлек оттуда его потомков и сказал: “Этих Я создал для Огня, и они будут поступать так, как поступают обитатели Огня”». Тут один мужчина спросил: «К чему же тогда деяния?» Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует сказал: «Поистине, если Аллах создал раба для Рая, Он позволяет ему совершать поступки обитателей Рая, и тот умирает за совершением одного из них и попадает в Рай. Если же Аллах создал раба для Огня, то позволяет ему совершать поступки обитателей Огня, и тот умирает за совершением одного из них и попадает в Огонь».45

Ахмад в своем «Муснаде» привел хадис Абу ад-Дарды о том, что Муххамед сказал: «Аллах создал Адама, а потом ударил его по правому плечу и извлек его белое потомство, похожее на мелких муравьев. Потом Он ударил его по левому плечу и извлек его черное потомство, похожее на угольки. Потом Он сказал тем, кто был в Его правой Руке: “В Рай, и Мне все равно!” А тем, кто был в Его левой Руке, Он сказал: “В Ад, и Мне все равно!”»46

Шейх Мухаммад бин Салих аль-‘Усеймин сказал: «Под злом здесь подразумевается зло  того, что предопределено, но не зло  самого предопределения, которое, по сути, является деянием Аллаха. Поступки Могучего и Великого Аллаха не могут быть злом. Все они исполнены добра и мудрости. Однако зло может заключаться в том, что было сотворено и предопределено Им. Следовательно, здесь имеется в виду зло того, что предопределено и сотворено, но не зло самих поступков Аллаха. Поэтому Пророк сказал: “…зло не относится к Тебе”. Это часть хадиса, переданного Муслимом (771) со слов ‘Али бин Абу Талиба. Мы встречаем зло среди того, что было создано и предопределено. Змеи, скорпионы, хищные звери, болезни, нищета, засуха и тому подобное — все это является злом для человека, потому что не подходит ему. Ослушание, грехи, неверие, нечестие, убийство и тому подобное — это тоже считается злом. Однако для Аллаха все это является добром, потому что Он заложил в это великий и глубокий смысл. Одни постигают его, а другие нет. Следует знать и то, что некоторые из событий могут быть злом с одной стороны, но приносить пользу с другой стороны. Всевышний Аллах сказал: «Зло появляется на суше и на море по причине того, что совершают людские руки, чтобы они вкусили часть того, что они натворили, и чтобы они вернулись [на прямой путь]» (Ар-Рум, 41). Результат этого может быть хорошим, и поэтому сотворенное Аллахом может нести с собой зло, но не является абсолютным злом».47

Этот принцип  подразумевает веру в неотвратимую волю и безграничное могущество Аллаха. Происходит только то, что угодно Ему, и ничто не может произойти вопреки Его желанию. Ничто не приходит в движение и не замирает на небесах и на земле вопреки Его желанию, и в Его владениях происходит только то, что Ему угодно.48

Среди аятов  Корана можно найти тот, который поясняет сочетание предопределенности и свободы воли личности. «На Аллахе лежит направление пути; и есть отступающие от него. Если бы Он пожелал, то повел бы прямым путем вас всех» [4, сура «Пчелы», аят 9]. Аят говорит, что Аллах определяет только общее направление развития событий, людей и общества, хотя мог бы организовать все. Далее каждый сам выбирает свой путь: кто идет за Аллахом, а кто за шайтаном.49

Мусульманское богословие разделяет волеизъявление Аллаха на два вида: волеизъявление не связанное с любовью и благоволением и волеизъявление, включающее в себя элементы любви и благоволения. Это означает, что если имеет место нечто, связанное с проявлением повиновения, то Аллах пожелал это во втором смысле этого слова, то есть, что он любит это и это угодно Ему. Если же случается нечто, связанное с ослушанием, это значит, что Аллах пожелал этого в первом смысле слова, но подобные действия Ему ненавистны и неугодны. Так как все в мире предопределено и сотворено Аллахом, то все происходящее – и добро и зло, – равно исходят от Него.50

Как Аллах творит и предопределяет зло?

Как отмечает один из мусульманских исследователей: «кадариты возмущаясь и говорили: Аллах свят и не творит зло, и поэтому рабы обязаны признать, что Господь не имеет отношения к злу и его совершению». Они смешали истину с ложью и окончательно запутались. Дело в том, что Всевышний Аллах никогда не творит чистое зло, в котором ни для кого нет пользы. Он не творит того, что лишено всякого смысла и милости, и Он не наказывает людей, если они не совершили грехов. Ученые, в том числе шейх-уль-ислам Ибн Теймийя и Ибн аль-Каййим, писали о том, какой смысл несет в себе сотворение Иблиса, вредных насекомых и хищников и сколько благ они приносят. Одна и та же вещь может быть с одной стороны добром, а с другой стороны — злом.51

Аллах сотворил Иблиса для того, чтобы испытать рабов. Среди них есть такие, которые  ненавидят Иблиса, борются с ним  и противятся его методам. Они  враждуют с ним и его клевретами, любят Милостивого Аллаха и смиряются перед Ним. Но есть среди них и такие, которые дружат с шайтаном и идут по его стопам.52

Имам ат-Тахави писал: Аллах создал творения по Своему знанию, предопределил их судьбу и  назначил им жизненный срок. Ничто о творениях не было сокрыто от него, когда он приступал к их созданию. Он знал, что они будут совершать, до того, как создал их. Он приказал им повиноваться Ему и запретил ослушаться Его. Все происходит сообразно предопределению и так, как пожелал Аллах. Его воля неотвратима, и рабы не могут пожелать ничего, кроме того, что пожелал Он. Происходит только то, что Он пожелал, а то, что Ему не угодно, не может произойти.53

Он ведет  прямым путем, кого пожелает, оберегает  и избавляет от трудностей тех, кому оказывает милость. Он же вводит в заблуждение, кого пожелает, лишает поддержки и подвергает искушению тех, с кем поступает справедливо. Все они подчинены Его воле и находятся между Его милостью и справедливостью. Он превыше того, чтобы иметь соперников и равных. Никто не способен отменить его предопределение или воспротивиться его решениям и приказам. Мы веруем в это и убеждены в том, что все это— от Аллаха.54

Аллах изначально знал, сколько людей войдет в Рай  и сколько их войдет в Ад. Их число  неизменно, оно не увеличится и не уменьшится. Он также знал об их деяниях, и каждому человеку будет облегчен путь к тому, для чего он был создан, и все деяния оцениваются по их завершению. Человек счастлив, если Аллах предписал ему быть счастливым, и несчастен, если он предписал ему быть несчастным.55

Рассматривая  вышеприведённые цитаты в авторитетных у мусульман источников сталкиваешься со вполне очевидным выводом. Но, однако, сами  мусульманские исследователи заключают, что свобода выбора в отношении к Аллаху в контексте веры в предопределение все же есть. Так один из авторов пишет: «одним из пагубных последствий данного заблуждения является приверженность принципу принуждения, то есть фатализм. Отсюда снятие всякой ответственности с человека равнозначно отрицанию самой главной его особенности. Как следует из священных аятов, благословенных преданий и рациональных доводов, сотворение мира природы в качестве цели подчинено сотворению человека, чтобы он, обладая свободой действий, поклоняясь Богу и выполняя свои обязанности, мог достичь вершины возможного совершенства, степени близости к Богу и был достойным права пользоваться особыми Божьими благами. Но если человек лишён свободы действий и ответственности, то он не может быть достойным права получить воздаяния и пользоваться вечными благами и райскими кущами.56

Но при этом поскольку Господь охватывает своей властью существование мира, человека и всех его бытийных аспектов и постоянно наделяет их бытием, творит их снова, и никакое существо ни в коем случае и ни в каком состоянии не является самодовлеющим и независимым от него. Поэтому произвольные действия человека не могут существовать в самодовлеющей форме, независимо от него и вне пределов его воли. Все их свойства и особенности, пределы и отличительные признаки также существуют в зависимости от Божественного предопределения и воли. И нельзя утверждать, что они должны быть связаны только с волей человека или только с волей Господа. Воля человека, как и основа его бытия, находится в зависимости от Божественной воли, а воля Всевышнего Господа является необходимой для её реализации: «Но вы не [сможете] захотеть этого, если того не захочет Аллах, Господь [обитателей] миров».57

Информация о работе Свобода воли и предопределение в исламе