Роль христианства в международных отношениях в эпоху средних веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2013 в 09:41, контрольная работа

Краткое описание

Целью работы является раскрыть роль христианства в международных отношениях в эпоху средних веков.
При этом необходимо решить следующие задачи:
 сделать обзор международным отношениям и дипломатии в рассматриваемую эпоху;
 рассмотреть процесс возникновения христианства и его влияние на международные отношения;

Содержание

Введение 3
Глава 1. Эпоха средневековья: зарождение и развитие системы международных отношений 5
1.1. Международные отношения и дипломатия 5
1.2. Возникновение христианства и его влияние на международные отношения 8
Глава 2. Христианство и международный мир 13
2.1. Христианство и средневековые представления о миропорядке 13
2.2. Значение крестовых походов 17
2.3. Конфессиональный принцип международных отношений 20
Заключение 23
Список литературы 26

Вложенные файлы: 1 файл

Христ.-кур..docx

— 53.78 Кб (Скачать файл)

Раскол христианства привел к образованию двух независимых  друг от друга христианских церквей. Во главе католической церкви стоял  папа римский, престол которого находился  в Риме. Еще в раннее Средневековье, перед лицом слабых варварских государств, образовавшихся на развалинах античной империи, римским первосвященникам удалось добиться широкой самостоятельности  в вопросах церкви и религии. Первоначально  самым авторитетным главой православной церкви, был патриарх константинопольский. Однако по мере ослабления могущества Византии, особенно после ее гибели православная церковь разделилась на несколько самостоятельных (автокефальных) церквей. Образование единого централизованного Русского государства ознаменовалось учреждением патриаршества в 1589 году.

В Средние века христианские церкви занимали важное место в политической жизни народов Европы, включая  и международные отношения. По крайней  мере, со времен Карла Великого в  Западной Европе сложился обряд церковной  коронации государей. Считалось, что  благодаря этому обряду монархи  приобщаются к божественной благодати  и получают даже возможность творить  чудеса, например, наложением рук лечить больных. Во всяком случае, этот обряд  служил наглядной иллюстраций официального тезиса о божественном происхождении  монархической власти и являлся  способом ее легитимации. Огромная духовная власть, которой обладали папы римские, предоставляла им возможность прямо  или косвенно влиять на политику светских правителей. Разрешая или запрещая браки и разводы, папы могли контролировать их «брачную дипломатию». В случае конфликта  со светскими государями папы могли  объявить в их владениях интердикт (запрет на богослужения и совершение религиозных обрядов) или вообще отлучить их от церкви. Обе меры могли  полностью парализовать действия светского  государя. В случае интердикта его  подданные лишались возможности  заключать браки, крестить детей, отпевать усопших. Отлучение освобождало  вассалов от клятвы верности государю. И в том, и в другом случае ему  грозило восстание подданных.

Католическая церковь  нередко выступала с важными  внешнеполитическими инициативами, которые имели большой резонанс во всем христианском мире и даже за его пределами. Перед лицом феодальных междоусобиц, в которые погрузилась  Западная Европа в начале II тысячелетия, она выступила с призывом к  «Божьему миру», т.е. к обязательному  прекращению всех военных действий на тот или иной длительный срок (несколько лет). Впервые «Божий мир» был провозглашен во Франции в конце X в. На французских поместных соборах 1027 г., 1041 г. и др. были детально разработаны правила его соблюдения, включая неприкосновенность клириков, монахов, паломников, женщин, а также зданий церквей, монастырей, мельниц, орудий земледельческого труда, тяглового скота. Несмотря на суровое наказание, грозившее нарушителям «Божьего мира», его постоянно нарушали. Учитывая это, церковь снизила уровень своих требований и стала призывать к «Божьему перемирию», т.е. к прекращению военных действий всего лишь на несколько дней в неделю: обычно с вечера пятницы или субботы до утра понедельника и во время больших церковных праздников.

В XI–XIV вв. именно католическая церковь была организатором Крестовых  походов в Святую землю (Палестину). Их целью церковь объявляла освобождение Гроба Господня от иноверцев-мусульман, владевших в то время Палестиной. Фактически это было массовое военно-колонизационное  движение, обусловленное потребностью европейских народов в захвате  и освоении новых земель, а также  развитии экономических отношений  со странами Востока. В Крестовых  походах принимали участие государи, рыцари, простолюдины едва ли не всех западноевропейских стран. О том, как далеко подчас расходились  предполагаемые и истинные цели этого  движения, свидетельствует Четвертый  крестовый поход 1202–1204 годов. Французские, немецкие, итальянские крестоносцы, отказавшись от первоначальных планов похода в Египет, разгромили и захватили  христианские города Задар в Далмации и Константинополь. На захваченной  территории Византии они основали католическое государство Латинскую империю, которая просуществовала около  половины столетия. Католическая церковь  была вдохновителем и Реконкисты16, другой разновидности вoeнно-колонизационного движения Средневековья, направленного на вытеснение мусульман с Пиренейского полуострова.

 

Заключение

 

К первой половине 10 в. христианство во многом утратило свою силу и жизнеспособность. В Западной Европе оно стало сдавать свои позиции среди недавно обращенных народов. После непродолжительного возрождения в эпоху Каролингской династии (8 - начало 9 вв.) монашество вновь пришло в упадок. Римское папство до такой степени ослабло и уронило свой престиж, что, казалось, его ожидает неминуемая гибель. Византия - наследница Восточной Римской империи, население которой было преимущественно греческим или грекоязычным, - устояла перед лицом арабской угрозы. Однако в 8-9 вв. восточную церковь потрясали иконоборческие споры, связанные с вопросом о допустимости почитания икон.

Со второй половины 10 в. начинается новый расцвет христианства, продолжавшийся около четырех веков. Особенно бурный расцвет христианство переживало на Западе. Одним из проявлений этого  возрождения явилось возникновение  новых монашеских движений, создавались  новые монашеские ордена (цистерцианцы, а несколько позже францисканцы и доминиканцы). Великие папы-реформаторы  добились того, что христианство стало  играть важную роль в жизни всех классов общества. В народе или  в ученой среде возникали также  многочисленные течения, которые церковь  осуждала как еретические. Воздвигались величественные готические соборы и  обычные приходские церкви, выражающие в камне веру христиан. Теологи-схоласты трудились над тем, чтобы осмыслить  христианское вероучение в терминах греческой философии, прежде всего  аристотелизма. Выдающимся теологом был  Фома Аквинский (1226-1274).

Однако со временем возникла и стала расширяться трещина, разделившая западную ветвь церкви, возглавляемую папой Римским, от восточной ее ветви, главой которой  был патриарх Константинопольский. Причины раскола носили отчасти социальный характер, поскольку постепенно развивавшиеся и обострявшиеся культурные и языковые различия проявились в долгом соперничестве за первенство авторитета и власти двух имперских столиц, восточной и западной, и, соответственно, - двух церквей, олицетворяемых этими столицами. Не последнюю роль сыграли также и различия в восточной и западной богослужебной практике. Споры возникли и по поводу западной формулировки Никейского символа веры, в котором первоначально говорилось об исхождении Святого Духа от Отца и в который Западная церковь включила слова, указывающие на то, что Дух исходит не только от Отца, но и «от Сына».

Невозможно назвать точную дату окончательного раскола между  Восточной и Западной церквами. Обычно в качестве такой даты называют 1054, однако позже единство церкви было опять восстановлено, так как  после того, как в 4-м крестовом  походе (1204) крестоносцами был захвачен и разграблен Константинополь, византийский престол занял Балдуин Фландрский (1171-1205), провозгласивший объединение  Восточной и Западной церквей  под властью папы Римского. Впрочем, греки ненавидели латинян, и в 1261, когда крестоносцы были изгнаны  из Византии, установленная ими уния распалась. Последующие попытки  возобновить эту унию - с целью  заручиться поддержкой Запада в борьбе против Османской империи - завершались  успехами в высших эшелонах власти, но не находили сочувствия среди населения.

Характерной чертой средневекового христианства в Западной Европе стали  крестовые походы. Первый поход был  предпринят по призыву папы Урбана II в 1096, чтобы получить контроль над  святыми местами в Палестине, которые постоянно посещались христианскими  паломниками. Последующие крестовые  походы предпринимались для того, чтобы защитить это королевство  или возвратить ему утраченные территории. Однако в результате этих походов  мусульмане не только не были вытеснены  из Палестины, но, напротив, объединились между собой и укрепились, что  позволило им в конце концов одержать верх и стать безраздельными хозяевами этих земель. Последний оплот крестоносцев пал в 1291. Крестоносцы посеяли недоверие к себе и ненависть среди местного населения, что привело к резкому обострению отношений между Западом и Ближним Востоком в 12 в.

В Средние века, когда  господствовало религиозное мировоззрение, именно на почве христианства сложилась  тенденция к духовному и политическому  объединению европейских народов. Эта тенденция нашла воплощение в многократных попытках объединить все христианские народы под властью  единого государя. Прообразом такой  универсальной монархии служила  античная Римская империя. В конце VIII – начале IX в. решить эту задачу пытался первый средневековый император  Карл Великий. В дальнейшем к этому  стремились правители священной  римской империи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Богословие в культуре средневековья. – Киев, 1992.

2. Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви. ТТ. 1-4. – М., 1994.

3. Грабарь В.Э. Вселенские соборы западно-христианской церкви и светские конгрессы XV века // Средние века. Вып. 2. – М., 1946.

4. Донини А. У истоков христианства (от зарождения до Юстиниана). – М.: Политиздат, 1989.

5. Дзикевич Е. А. Философско-эстетические взгляды Фомы Аквинского. – М., 1986.

6. История христианства. Духовные традиции и культура: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений / Под ред. А.Н. Сахарова. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.

7. Карташёв А.В. Вселенские соборы. – М., 1994.

8. Карсавин Л.П. Монашество в средние века. – М., 1992.

9. Рамм Б.Я. Папство в X-XV вв. – М.-Л., 1959.

10.  Сказкин С.Д. История средних веков. – М., 1952.

11. Протоиерий Смирнов П. История христианской церкви. – М.: Крутицкое Патриаршее Подворье, 2000.

12. Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории. – М.: Политиздат, 1987. 

13. Элбакян Е.С. Религиоведение: словарь. – М.: Академический Проект, 2007.

14. http:// www.km.ru / Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2008.

1 Христианство – от греческого Χριστός помазанник Божий

2 Сказкин С.Д. Исторя средних веков. – М., 1952.

3 Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви. – М., 1994.

4 Грабарь В.Э. Вселенские соборы западно-христианской церкви и светские конгрессы XV века. – М., 1946.

5 Карташёв А.В. Вселенские соборы. – М., 1994.

6 Рамм Б.Я. Папство и Русь в X-XV вв. – М., 1959.

7 25 декабря 800 года, на Рождество Христово, в соборе св. Петра в Риме папа Лев третий увенчал голову Карла Великого императорской короной и провозгласил его императором. Так на Западе снова возникла империя.

8 Если потестарность трактовать как волевое доминирование, то под потестарными отношениями следует понимать те отношения, в которых отражается принцип иерархичности между людьми и их коллективами.

9 Ленин В. И. А. М. Горькому. Соч. Т. 35. – С.93.

10 Сказкин С.Д. История средних веков. – М.: Политиздат, 1952. – С. 291.

11 Там же. – С. 293.

12 Бенедикт (Венедикт) Нурсийский – родоначальник западного монашеского движения. Святой католической и православной церквей.

13 Послание святого апостола Павла к Колоссянам

14 W. Hartmann. Der Investiturstreit. Muenchen, 1996. S. 86-88.

15 Дзикевич Е. А. Философско-эстетические взгляды Фомы Аквинского. – М., 1986.

16 Реконкиста (исп. и порт. Reconquista — отвоевывание) — длительный процесс отвоевания пиренейскими христианами — в основном испанцами, каталонцами и португальцами — земель на Пиренейском полуострове, занятых маврскими эмиратами.

 


Информация о работе Роль христианства в международных отношениях в эпоху средних веков