Роль и значение Христианства в Древнем Риме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 09:59, реферат

Краткое описание

А зародилась христианская вера более двух тысяч лет назад на востоке огромной Римской империи - одного из огромнейших и могущественнейших государственных образований за всю историю человечества. Быстро окрепшая религиозная секта, распространившаяся по территориям империи и получившая статус государственной религии, в краткие сроки сыграла неотъемлемую роль во многих, если не во всех сферах жизни древней страны. Однако, прежде чем приступить к изучению христианства в Древнем Риме, необходимо понять причины и предпосылки для зарождения христианской веры как таковой.

Вложенные файлы: 1 файл

Роль и значение Христианства в Древнем Риме.docx

— 20.08 Кб (Скачать файл)

Роль и значение Христианства в Древнем Риме

Владлена Щабрина

*работа публиковалась  в рамках проекта Горловского  Государственного Института Иностранных  Языков (9 межрегиональная конференция  молодых ученых и аспирантов "Исследования  молодых ученых в сфере гуманитарных  наук")

 

Христианство - одна из древнейших мировых религий. Ее последователей в мире около 33%, более 2х миллиардов людей. А это рекордное количество верующих даже среди крупнейших религий планеты.

А зародилась христианская вера более двух тысяч лет назад на востоке огромной Римской империи - одного из огромнейших и могущественнейших государственных образований за всю историю человечества. Быстро окрепшая религиозная секта, распространившаяся по территориям империи и получившая статус государственной религии, в краткие сроки сыграла неотъемлемую роль во многих, если не во всех сферах жизни древней страны. Однако, прежде чем приступить к изучению христианства в Древнем Риме, необходимо понять причины и предпосылки для зарождения христианской веры как таковой.

1й век до н. э. и 1й  век н. э. (а именно в этот  период, как считают ученые, и  начало сое формирование и  дальнейшее существование христианство) были непростыми временами для  Рима. С одной стороны, большая  территория (и все расширяющаяся, необходимо заметить), объединенная  единой властью и языками - латинским  и древнегреческим (ко второму  восточные провинции и подвластная  Риму Африка была приучена  еще во времена Александра  Великого (Македонского)). С другой  стороны - пестрая этническая составляющая  империи, а отсюда и не менее  пестрая религиозная картина, что, само собой, не могло быть полезным  для Рима. И вот, в этот период, характеризующийся полным упадком  греческого язычества, многобожьем  южных земель, в самом Риме  достигает своего апогея культ  Правителя. Император чтился богу  подобно, что предваряло в одно  и тоже время два догмата  христианской религии - во-первых, ее  монотеизм; во-вторых, ее учение о  Богочеловеке. Именно поэтому христианство  так свободно, "органично" вошло  в греко-римскую культуру и  так прочно в ней поселилось.

Параллельно с этим набирают популярность философские школы мистерий, преимущественно орфические и софистические. Подобные традиции предваряли христианство и шли ему навстречу тем образом, что в своем основании орфизм имел миф о страждущем боге-спасителе, Дионисе Загрее, растерзанном титанами, и миф о воскрешении (Эвридики - Орфеем)внимание верующих направлял на загробную жизнь, суля вечное блаженство добрым, и наказания, вечные и временные - злым; развивая практику постов, омовений и очищений, посредством которых человек во время земной жизни мог подготовить себе лучшую участь по ту сторону смерти. В преддверии появления христианства всю территорию страны можно было условно поделить на Западную (приверженцев стоицизма) и Восточную (приверженцев платонизма). Несмотря на различный подход к жизненным принципам и философским вопросам, оба эти направления имели похожие "обряды", которые совпадали с обрядами христианства (а может, и были переняты им). Это омовение мощей, праведная жизнь ради царства небесного, помощь убогим и сирым, страдание за бога (именно за бога, ибо все греческие мистические культы проповедовали идею Единого Бога, признавая остальных лишь воплощением природных явлений, полностью подчиняющихся Единому).

Конечно же, нельзя упустить из виду и такое явление, как еврейский прозелитизм. Роль еврейства и еврейского прозелитизма в Римской империи в числе других факторов, подготовивших воцарение в ней христианства заключалась в том, что именно их сообщества и создали первоначальные очаги веры, из которых впоследствии христианство и распространилось по всей империи; ибо и на востоке, и на западе еврейские общины были многочисленны, обширны и сильны. Большую пользу при распространении своей веры евреям принесло  (помимо всех вышеперечисленных факторов) и то, что общееврейским языком в диаспорах был греческий как последствие эллинизации еврее преемниками Александра Великого.

Христианство распространяется по Римской империи как пожар. Уже спустя полвека после смерти Христа количество последователей этой секты возросло до полутора тысяч. Во времена апостола Павла новое вероисповедание привлекло и верхние слои общества (до этого религия была популярна исключительно среди беднейшего населения). Набирающая обороты новая вера принесла много полезных изменений строя страны и не меньше вредных. Во втором веке н. э. фаворитка императора Коммода Эсфирь, которая была христианкой, добилась вместе  с римским епископом Виктором освобождения с рудников верующих в Христа. Принятие новой веры аристократической верхушкой также способствовало определенной гуманизации населения, повышению роли интеллектуальной деятельности (что подняло христианство до уровня "религии разума").

С другой стороны, распространение новой веры породило многие ереси. Уже в тот период  на эллинизированых территориях империи произошла легкая трансформация этой религии, сейчас известная как православие. Также стихийное принятие христианства  по всей стране породило череду конфликтов относительно принадлежности христиан к войску. В Римской империи христиане считались евреями, а евреи были освобождены от военной службы, а потому христиан среди военных почти не было (говорим "почти", поскольку  все-таки  некоторые обращались в новую веру). Высшие военные власти  оказались  в некоем подобии кризиса, поскольку относились к этому вопросу двояко. Многие из высокопоставленных чинов были против принятия христиан в войско, мотивируя это:

а) обязанностью солдата проливать кровь

б) языческим характером воинской присяги

в)тем, что сам Спаситель разоружил апостола Петра

Следует напомнить о том, что к христианству и отношение римского общества было двояким: существовали две точки зрения на новую религию - позиция простонародья и позиция  образованных людей (аристократов). Первые принимали новую веру откровенно неприязненно, даже враждебно на первых порах. Это можно объяснить их необразованностью, а значит, незнанием. Обвинения простого народа против христиан, не раз приводившие к христианским погромам, преимущественно были вызваны отказом христиан поклоняться языческим богам, который у многих принимал форму вызывающего пренебрежения к ним, что не могло не вызывать возмущение и ненависть простолюдинов к нововерам, поскольку уважение к родным богам было залогом  преуспевания всей общины: за проступки отдельных лиц, оставшиеся неискупленными, божество карало всю общину. Отсюда понятно, что присутствие христиан в общине должно было внушать ее гражданам-язычникам сильнейшую тревогу: при всякой катастрофе, казавшейся последствием божьего гнева, виновниками считались христиане, и последствием нередко был погром.Не добавляло любви к христианству и так называемое "обвинение в ненависти к человеческому роду" (odium generis humani), что заключалось в следующем:

а)обособление христиан от язычников в тех собраниях и увеселениях последних, которые примыкали так или иначе к культу

б) строгое воздержание от употребления в пищу жертвенного мяса

в)радостное ожидание нововерами близкой кончины мира и естественно вызываемое им ликование по поводу катастроф, считавшихся ее предвестниками

г) убеждение христиан, что весь мир, кроме облагодатствованных крещением, лежит во зле и подлежит вечной каре

Что касается образованного общества, то оно, хоть и гораздо терпимее было в отношении новой веры, отчасти повторяет обвинения простонародья, которому было в значительной мере обязано своими сведениями. Но его собственная точка зрения другая:

а) трезвому интеллектуализму и материализму так называемого "верхнего" слоя общества претила вся та атмосфера чуда, которой было окружено христианство

б)аристократизм образованных людей, заложенный буквально на биологическом уровне, антипатично реагировал на содержание христианского учения (бедная обстановка земной жизни Христа, Его жалкая и позорна смерть Etc). Тем более неприемлемо было и то привилегированное место, которое отводилось всем "отверженным" (грешники, немощные, нищие)

в) развитое художественное чутье аристократии заставляло с отвращением относиться к грубоватой форме проповедей и учений, которая делала их доступными простонародью

г) образованному населению как носителю античной культуры было ненавистно отрицательное отношение христиан к этой культуре, которую они безжалостно разрушали ради своих надежд на фантастические блага в загробной жизни

Таковы главные стороны в тех нападениях на христианство. которые исходили от языческого общества.

По мере того, как христианство завоевывало популярность среди населения Империи, увеличивалось количество его последователей и среди знати. Приток образованных людей в христианские общины сделал возможной литературную деятельность в их среде, а нападения, которым христианство все еще подвергалось со стороны редеющих рядов язычников, сделали эту деятельность желательной. При церквях начинали открываться первые школы грамоты для низших слоев населения, где богословы и учителя преподавали людям любого возраста азы грамматики, письма, чтения и даже философии  сугубо христианнейшем разрезе и акцентировании приоритетов. С уровнем образованности росло и количество ярых сторонников христианства среди низов.

Также следует упомянуть о том, что христианство дало новый толчок и всплеск активности  в литературе: распространяются работы апологетов - писателей, которые отстаивали христианское учение от нападений язычников. Набирает обороты развитие догматики (изложения христианского учения в духе православной церкви). Однако все ранние работы обоих жанров литературы были написаны только на греческом языке. Только в начале III века н. э. эти и другие жанры литературы, проповеди и переписки начали вестись исключительно на латинском языке.

Помимо новоявленных течений римской литературы, есть еще две основные категории: литература апокрифических "евангелий", посланий и деяний; и сочинения "апостольских отцов", считавшихся непосредственными учениками самих апостолов.

Христианство оказывает влияние  и на живопись. Уже во первом веке до н.э. нововерная тематика начинает вытеснять языческие мотивы. К концу 2 - началу 3 века н. э. формируются новые принципы этого искусства, развивается иконография Священного писания. Несколько позже возникает и быстро распространяется мозаика - особый вид настенной живописи. Именно она становится излюбленным стилем украшения церквей и монастырей.

Как мы видим, христианство оставило свой отпечаток во множестве сфер жизни римлян, а подданные Римской империи его до мировой религии.


Информация о работе Роль и значение Христианства в Древнем Риме