Религия и мораль на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 02:35, контрольная работа

Краткое описание

Религиозная этика - это этика, которая основывается как на естественных, социальных фактах морали, так и на откровении Богом человеку нравственных истин. Утверждается, что умопостигаемые людьми нравственные истины дополнены в откровении теми, которые нельзя "открыть" умом, как, например, заповедь любви к врагам своим или истина об освящающей душу Божией благодати и т.п.

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты проблемы морали и религии
1.1 Понятие морали
1.2 Сущность и функции религии
2. Религия и мораль на современном этапе
2.1 Религия и мораль в РФ
2.2 Религия и мораль: за и против
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

религия и мораль.docx

— 39.08 Кб (Скачать файл)

  Христианские  богословы традиционно говорят  о божественной природе морали. Индивид  ее получает как в виде "естественного  нравственного закона" (внутренний закон), так и в виде богооткровенного (внешнего) закона.

  Религиозная трактовка происхождения морали обладает целым рядом достоинств. Прежде всего она подчеркивает универсальный, общечеловеческий характер морали. Божественные предписания распространяются на всех людей без исключения. Перед моралью, как перед Богом, все равны - и богатый, и бедный, и царь, и президент, и последний холоп. Религиозное учение в определенной мере предохраняет от упрощенно-утилитарного подхода к морали, возвышает нравственные искания до высоких смысложизненных вопросов. В известных границах религия способна ограничить сферу действия субъективизма, произвола в моральных оценках и суждениях.

  Сходство  и различие морального и религиозного сознания.

  Проблема  взаимодействия религии и морали занимала умы самых различных  мыслителей с глубокой древности. И  уже с античности по этой проблеме высказывались самые различные, порой противоположные точки  зрения. С одной стороны, религиозные  идеологи и в прошлые века, и  ныне достаточно категорично утверждают, что мораль не в состоянии существовать без религии, точно так же, как  дерево без корней. Именно в религии  мораль черпает силу исполнять добро, именно религия предоставляет человеку смысл своего бытия, высшие нравственные ценности (Бог есть живое воплощение добра).

  Небезынтересно  отметить, что идеи о благотворном воздействии религии на мораль разделяли  и те, религиозность которых была весьма проблематичной. 

2. Религия и мораль  на современном  этапе

2.1 Религия и мораль  в РФ

  В одной самой важной области ученые могут плодотворно взаимодействовать  с религией. Это область нравственности... Нужно отдавать должное той роли, которую религия играла и играет в данной сфере, но одновременно нельзя забывать, что в современном мире этого недостаточно".

  Отдадим должное этой роли.

  В СССР в 1989 году было:

  атеистов - 53%,

  православных - 20%,

  верующих  иных конфессий - 9%,

  не  определивших отношения к религии - 18%.

  В России в 2002 году стало:

  атеистов - 31%,

  православных - 57,6%,

  верующих  иных конфессий - 7,4%,

  не  определивших отношения к религии - 3,9%

  По  другим данным, в 2003 году православными  считали себя 69,3% (100 миллионов человек). Религиозность растет. Это факт.

  Верующий  социолог В. Чеснокова, проводившая исследования, утверждает: "Мораль, конечно, может быть основана только на Боге". Если так, значит, атеист - аморален, и уменьшение их числа должно оздоровить общество, тем более, что, как показывают данные соцопросов, слово "верующий" становится все более "респектабельным", "нормальным" и "приличным", а слово "атеист" - "неприличным".

  За  тот же период времени число убийств  и покушений на убийство увеличилось  с 15600 в 1990Нм году до 33583 в 2001Нм.

  Россия  вышла в мировые лидеры по числу  самоубийств (в 2,7 раза выше средних  показателей в мире). Насильственная смертность (самоубийства и убийства) составляет треть смертности от внешних  причин.

  В 2004 году в России официально насчитывается 493647 наркоманов, по оперативным данным - 6 миллионов (4% населения), из них 2 миллиона - моложе 24 лет, т.е. люди, выросшие в  постсоветский период.

  Не  буду травмировать читателя цифрами  роста проституции, почти отсутствовавшей  в СССР; отмечу лишь постоянные призывы  к ее легализации - т.е. к созданию легальной наряду с нелегальной - само их появление говорит о  нравственном состоянии общества.

  Жертвами  работорговли в РФ по данным ОБСЕ становятся 50000 человек ежегодно.

  И вот последние данные о состоянии  преступности: за 7 месяцев 2005 года общий  рост числа преступлений - 17,3%, более  половины - кражи, грабежи и разбои (рост соответственно - 18,3%, 31,6% и 11,3%).

  Количество  игорных заведений за последние 2 года увеличилось в 3,5 раза, а игровых автоматов - в 5 раз. Доход только от игровых автоматов в 2005 году превысил 100 миллиардов рублей.

  Может быть, наладились отношения государства  и граждан?

  Увы, результат соцопроса работников центральных аппаратов федеральных органов власти показал, что лишь четверть опрошенных считают необходимым качеством чиновника неподкупность и лишь один из семи - необходимость уважения прав граждан. Неудивительно, что сумма взяток, которую бизнесмены платят чиновникам, с 2001 года выросла в 10 раз и составляет 316 млрд. долл. "Исследования показывают, что чем моложе чиновники и чем меньше стаж их работы в госорганах, тем чаще они склонны игнорировать обязательные для госслужащего нормы нравственности..." Так что советскими пережитками этот "аморальный кодекс" не объяснить. "С начала 90-х годов всех как подменили", - констатирует бывший управделами СМ СССР М. Шкабардня.

  Но  брак по расчету считают возможным  больше половины молодых людей, причем в равной степени верующих и неверующих.

  "Начиная с 1990-х годов в России наблюдается ежегодный рост преступлений против детей. Если в СССР доминировали убийства детей на бытовой почве, то сегодня все чаще регистрируются преступления, связанные с похищением детей ради выкупа и вовлечения в наркобизнес, растет число сексуальных преступлений в отношении несовершеннолетних". За период 2000--2005 годов в России было совершено 1080 убийств детей, подавляющее большинство - родителями. На 100 родов в России приходится 115 учтенных абортов. За 5 лет (1993--1998) удвоилось число убийств новорожденных.

  Но  действия скинхедов (т.е. нацистов) одобряет от 50 до 60% россиян. Самих скинхедов  в России - 50000 (в остальном мире - 70000).

  Рядом с этими цифрами почти невинно  выглядят данные по "обычному" хамству, с которым сталкиваются 73% россиян, из которых "подавляющее большинство (67%) уверено, что в наши дни, по сравнению с советской эпохой, хамства стало больше".

  "Бытует  мнение, - делится наблюдениями актер  и режиссер А. Соколов, - будто  есть разница в менталитетах - российском и европейском, что  в России тебя всегда примут, выслушают на кухне, дадут поплакаться.  Уже не дадут. Россия стала  другой".

  Но  вот факт, не укладывающийся в сознании даже после всего, что произошло  с нашей страной за последние 15 лет: в Москве в год 60-летия Победы открыт памятник эсэсовцам - казакам 15Нго  кавалерийского корпуса СС, признанным военными преступниками. Он находится  в ограде храма Всех Святых у метро "Сокол". Его существование оказалось не противоречащим ни закону, ни религии: в ответ на обращение недовольных прокуратура разъяснила, что установка памятников преступникам законом не запрещена, а представитель Московской Патриархии протоиерей В. Чаплин сказал, что хотя сам он "не оправдывает тех, кто воевал против своей Родины", но "каждый человек имеет право на христианскую память", и что это не памятник, а "место христианского поминовения".

  К чему приводит снисходительное отношение  к "своим" нацистам и ненависть  к носителям чужой культуры, мы видим на примере Прибалтики.

  Уровень морали упал. Это тоже факт.

  Какой вывод следует сделать из этих двух фактов - роста религиозности  и упадка морали? При всем уважении к чувствам верующих - единственный: религия не способна удержать человека от совершения аморальных поступков. И никогда не могла по самой своей сути - люди совершают подлости и в то же самое время верят в милосердного бога, который их простит. Непрощающий бог людям не нужен. Жертвы же, вместо борьбы за свои права в этой жизни, уповают на справедливость в иной, и злу на Земле становится привольно.

  Религиозный человек, конечно, сделает другой вывод: религия учит только хорошему и только религия учит хорошему, а люди грешат, потому что недостаточно религиозны. Поэтому надо довести религиозность до 100%, а для этого - выделять деньги на храмы и крестные ходы, а не на школы, больницы и дороги. Была б вера, остальное когда-нибудь приложится.

  Многим  этот аргумент кажется убедительным. Но это не так.

  Прежде  чем начать полемику, всегда следует  спросить оппонента: фальсифицируемы  ли его взгляды? То есть - возможны ли такие факты, наличие которых  заставит его признать ошибочность  его позиции? Если таких фактов нет, полемика не имеет смысла: любые факты будут подогнаны под исходные догмы.

  В данном случае мы имеем дело именно с нефальсифицируемой точкой зрения. Никакие факты, включая приведенные выше, не заставят верующего человека признать ни то, что в мире нет сверхъестественных сил, ни то, что вера в эти силы (религия) не укрепляет мораль.

  Вывод верующего известен ему до того, как он начал рассуждать: это догма.

  Именно  поэтому нет никакого смысла в  спорах между религией и наукой, как и в спорах между различными религиями. Вопреки широко распространенному  взгляду, "диалог" между религиями, если понимать под ним не просто произнесение монологов, а ведущий  к истине спор, невозможен. "Межрелигиозный и межконфессиональный диалог вне  зависимости от того, сколько он длится, ни к чему не обязывает его  участников, - пишет религиовед С. Минин. - Любая религия, любая конфессия продолжает считать свои ценности абсолютными". Те, кто верит, что дважды два - три, и те, кто верит, что дважды два - пять, равно ставя веру выше разума, зачастую вынуждены решать споры насилием. Хорошо, если осуществление кары будет возложено на сверхъестественные силы, в противном случае кровь льется немедленно.

  Поэтому верующие и неверующие (и верующие в разных богов) должны просто с терпимостью  относиться к тому, что они считают  заблуждениями другой стороны, уважая инакомыслие и не допуская оскорблений, тем более - насилия, в адрес оппонентов; с аргументами в пользу своей  позиции имеет смысл обращаться не к тем, кто верит, а к тем, кто ищет.

2.2 Религия и мораль: за и против

  Религия всегда была символом духовного поиска, служения добру и утверждения  христианской морали. В то же время  религия утешает, успокаивает тех, кому одиноко и плохо в этом мире, дает примеры жизни подвижников  церкви (Сергей Радонежский, Серафим  Саровский, Ксения Петербургская), поднявшихся над житейской суетой и посвятивших себя служению высшему идеалу, Богу, бескорыстной помощи людям.

  Таким образом, религия неразрывно связана  с моралью. Однако при этом совершенно не следует делать вывод, что верующие всегда были нравственными людьми, а атеисты - наоборот. Среди тех  и других были и есть и безнравственные, и высоконравственные люди. Дело в  том, что человек по своей природе  и добр, и зол, и прекрасен, и  ужасен. Все зависит от того, каким  путем в жизни он пойдет, ему  предоставлен свободный выбор.

  В Библии говорится, что для каждого  человека всегда открыты два пути: "путь вечной жизни" - узкий путь и "путь гибели" - широкий. Многие идут последним путем - путем соблазнов  и удовлетворения плоти, потребительства и мирской суеты. Это убивает суть человека, его душу, поскольку на первый план ставятся материальные потребности, любовь обращена только на самого себя. Человек становится эгоцентристом, руководствуясь только своими прихотями и желаниями, он делает зло не только окружающим, но прежде всего самому себе. В результате разрушается личность. Желание утвердить себя, самомнение и гордыня могут привести к преступлениям, что блестяще проанализировал Ф.М. Достоевский в романе "Преступление и наказание" на примере судьбы Родиона Раскольникова. Если же смысл жизни человек видит в служении людям, в любви к ним и ко всему окружающему живому и неживому, то обретает истинный смысл жизни. Узкий путь, "путь жизни" - это путь духовного совершенствования, путь духовной чистоты, внутреннего покоя, путь мира, праведности и покаяния. Это - сложный путь, и немногие его находят.

  Нравственные  идеалы, достойные человека, были подробно изложены Христом в Нагорной проповеди. То, что он сказал, было неожиданным  и удивительным для слушателей. Если раньше считалось вполне справедливым действовать по принципу "око  за око, зуб за зуб" или "люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего", то Христос апеллировал к высшим мотивам поведения человека, к  более высокой степени духовности. В Нагорной проповеди он говорит  не столько о справедливости, сколько  любви.

  Первая  и главная заповедь - о любви  к Богу, который своей мученической смертью искупил грехи людей, победил все низкое и злое в  них. Вторая заповедь - о любви к  человеку. Эти две заповеди связаны  между собой, потому что Бог создал человека по образу и подобию своему. Значит, вера в Бога невозможна без  веры в человека, без высоких требований к нему: "Будьте совершенны, как  совершенен Отец ваш Небесный".

  Нравственное  совершенство требует решения еще  более сложной моральной задачи: любить не только ближних, но и врагов своих. Любить любящих вас и приветствовать братьев ваших - что тут особенного? Но любить врагов, молиться за обижающих  и гонящих вас, прощать ненавидящих  вас - выполнение этой заповеди предусматривает  большую работу над собой на пути морального совершенствования. Это  очень сложно, но стремиться к этому  как к высшему идеалу необходимо. В любви к другому человек становится нравственнее, чище. Либо на земле установится царство любви, душевная красота и любовь спасут мир, либо человечество погибнет.

Информация о работе Религия и мораль на современном этапе