Религия и ее роль в жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 20:07, реферат

Краткое описание

Дать точное и однозначное определение понятия религия невозможно. В науке таких определений существует множество. Они зависят от мировоззрения тех ученых котоые их формулируют. Если спросить любого человека, что такое религия, то в большинстве случаев он ответит: ‘’Вера в Бога’’
Слово ‘’религия’’ буквально обозначает, связывание, запрягание , повторное обращение (к чему либо). Возможно, что первоначально это выражение обозначало привязанность человека к чему-либо священному, постоянному, неизменному. Это слово впервые было использовано в речах знаменитого римского оратора и политика 1в. до н. э. Цицерона, где он противопоставлял религию другому термину, обозначавшему суеверие (темное, простонародное, мифическое верование).
Слово ‘’религия ‘’ вошло в обиход в первые века христианства и подчеркивало , что новая вера - не дикое суеверие, а глубокая философская и нравственная система.
Религия может быть рассмотрена в разных ракурсах: с точки зрения психологии человека, с исторической, социальной, с какой угодно, но определение этого понятия будет в решающей степени зависеть от главного: признания существования или несуществования высших сил, т. е. Бога или богов.

Содержание

1. Структура религии. ………………………………………………….. 2
- С каких позиций изучают религию? ………………………………. 4.
- Проблема возникновения религии. ………………………………… 5.
- Многообразие и классификация религий. …………………………. 6.
2. Буддизм. ………………………………………………………………... 7.
3. Христианство. …………………………………………………………. 9.
4. Ислам. ………………………………………………………………….. 11.
5. Ислам в России ……………………………………………………….. 12.
6. Роль религии в жизни человека и общества…………………………. 13.
7. Список использованной литературы . ……………………………….. 15.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат история религии.doc

— 147.00 Кб (Скачать файл)

  -правильным  распознаванием причин,

  -правильным  мышлением,

  -правильной  речью,

  -правильным  действием,

  -правильной  жизнью (не убивай, не кради, не   причиняй никому вреда, не лги  и т.д.),

  -правильным  трудом,

  -правильными  воспоминаниями,

  -правильной  концентрацией психических и  физических сил.

  Человек не может достичь совершенства немедленно, но постепенно, идя намеченным путем, он все больше освобождается. В конце этого пути наступает нирвана (см. выше), т.е. полная свобода и состояние озарения. Наступление нирваны, как уже говорилось, подобно угасанию пламени, когда заканчивается топливо, в качестве которого выступают страсть, ненависть, заблуждение.

  Этот  путь, указанный Буддой, получил  название «восьмеричного пути», еще одно его название — «срединный путь» или «благородный путь». Он называется срединным потому, что не призывает к двум крайностям: чувственному сладострастию и непомерному наслаждению, с одной стороны, а с другой — к полному аскетизму и самоистязанию. В отрицании жесткого аскетизма буддизм разошелся, таким образом, с джайнизмом и некоторыми другими учениями Древней Индии. Будда еще в первые годы странствий убедился в неэффективности такого пути.

  Учение  Будды призывает человека не творить  зла, не воровать, не лгать, не наносить ущерба ничему живому, не прелюбодействовать, не употреблять спиртного и т.д. Человек Должен избегать «красного петуха» — гордыни, тщеславия и эгоизма, «черной свиньи» — невежества и неразборчивости, «зеленой змеи» — коварства и злобы. Надо уважать других, быть скромным, уметь радоваться за окружающих, дарить людям часть своей собственности, щедро делиться с ними собственным опытом и познаниями. Вместе с тем Будда не заставляет всех следовать по этому пути, а лишь указывает его людям.

  Один  из самых характерных символов буддизма — колесо. Это знаменитое колесо жизни (бхавачкара). Оно символизирует вечную круговую цепь перерождений (сансары):

сначала из океана неведения рождаются импульсы (но в них уже заложена карма — судьба), затем из импульсов вырастает сознание, появляется физический и психический облик человека с шестью чувствами (зрением, слухом, осязанием, обонянием, вкусом и «воспринимающим умом»). Далее человек начинает воспринимать мир, у него возникают желания, потом они переходят в привязанности, которые и порождают страдание. Жизнь человека  подобна колесу: он рождается чистым, свободным  от страстей и желаний, но по мере взросления начинает стремиться к лучшему, появляется привязанность и зависть, а отсюда все его дальнейшие беды — болезни,  старение и сама смерть. Задача человека — вырваться из этого «порочного круга».

  Система буддизма направлена главным образом на то, чтобы регулировать поведение человека. Соблюдать моральные принципы здесь гораздо важнее, чем поклоняться богам или Будде. Эту систему можно назвать нравственной. В истории человечества это была одна из первых религий, стержнем которой стало нравственное учение.

  Очень важно, что буддизм призывает  одинаково ровно, доброжелательно  и милосердно относиться как к  добрым, так и к злым людям, в  том числе к преступникам, убийцам. Нежелательно мстить и наказывать за злодеяния. Буддизм вообще учит терпимо и бесстрастно относиться к злу, не вмешиваться в жизнь, не бороться за правду. Осуждаются также привязанности и чувства людей друг к другу (даже если это чувства родителей к детям или детей к родителям), так как они мешают достижению блаженства. Таким образом, этика буддизма — это пассивная этика: не твори зла и несправедливости, сам показывай положительный пример, но не навязывайся другим, не стремись искусственно переделывать несовершенный мир по своему образцу. Ведь любая реформа и тем более революция, какими бы справедливыми ни казались ее цели и лозунги, ведет к насилию, а оно категорически отвергается буддизмом. Изменять следует не мир, не общество, не государство, а самого себя. Каждый идет к совершенству сам по себе, индивидуально.

  Согласимся  ли мы с таким взглядом на мир?.. Во всяком случае ясно одно: в учении буддизма есть своя определенная доля истины. В  этой книге вы познакомитесь со многими  различными и в том числе абсолютно противоположными религиозно — философскими и нравственными системами. Если расставить их в ряд, то невольно приходишь к выводу, что каждая религия открывает человечеству одну из сторон Истины, которая вечна и неизменна, но многогранна, непостижима и неуловима. Путь к ней бесконечен как математическая прогрессия, которая вечно приближается к своему пределу, но никогда не может его достигнуть.

Христианство.

  Христианство — великая мировая религия. Первоначально единая, по мере движения человеческой истории она разделилась на три большие ветви (конфессии): православие, католичество и протестантизм, каждая из которых, в свою очередь, не осталась единой, а имеет свои внутренние подразделения, направления, течения и самостоятельные церкви. Разделение христиан воспринимается большинством из них как печальное и трагическое обстоятельство. Но, несмотря на многочисленные вероучительные и обрядовые различия, всех христиан объединяет вера в Иисуса Христа — Сына Божьего, пришедшего на Землю, принявшего страдание во имя искупления человеческого греха и вознесшегося на небо. На Земле живет более миллиарда последователей всех ветвей христианства: около 700 млн. католиков, 400 млн. протестантов и 150 млн. православных (подсчитать количество верующих трудно, поэтому приведенные цифры очень приблизительны). На основе христианства зародились и выросли современные европейская и американская цивилизации. Более тысячи лет прошло с тех пор, как христианство в его православной разновидности утвердилось в России. В общественной, государственной и культурной жизни нашей страны христианство играло и играет по сей день исключительную роль. Без знания основ христианства невозможно понять историю духовных и философских исканий человечества за последние более чем два тысячелетия. Нельзя правильно исследовать корни и основополагающие черты современной цивилизации, особенности истории многих стран мира, культуру и быт разных эпох и народов, русскую культуру. Изучать христианство можно всю жизнь, так как оно представляет собой огромный богатый мир, сокровищницу мудрости, красоты, источник глубоких чувств и переживаний.

Христианство- это проповедь любви к человеку. Мало любить только ближнего, а попробуйте-ка полюбить ваших врагов! А если вы не любите людей, то не сможете полюбить и Бога. То, что любовь к Богу и  человеку тесно связаны и не существуют одна без другой - важнейшая новая идея ,которая не была выражена так отчетливо ни в одной религии.

Следует быть снисходительными и научиться  прощать людям их прегрешения, так  как все мы не - не боги и нет  среди нас никого, кто был бы без греха. Добро людям надо делать незаметно и совсем не за награду или за тем, чтобы тебя прославляли.

Христианская  вера рождалась и утверждалась в  муках и гонениях. Первые христиане  по образцу самого Христа становились  мучениками, претерпевали унижения и  страдания. Новая вера считалась опасной как для иудейского священства, так и для римских властей. Римские императоры были язычниками и вели образ жизни, прямо противоположный заповедям Христа.

В 4в. н. э. огромная Римская империя распалась  на две части: Западную и Восточную (Византию). История Византии имела длинное продолжение, а Западная Римская империя пала под ударами варваров менее чем через столетие после разделения. Постепенно враждебное отношение римских императоров к христианству стала меняться. Власти увидели в христианстве могучую силу, которую можно поставить  себе на службу. Из гонимой христианская церковь  превратилась в наиблее авторитетную, господствующую и государственную. Христианство утвердилось в качестве  гос. религии  Римской империи, а Византия стала оплотом восточного христианства.

  На  первых двух  соборах — Никейском (325 г.) и Константинопольском (381 г.) — сложился христианский Символ веры, т.е. краткое изложение основных догматов христианства. На Халкидонском (451 г.) и II Константинопольском (553 г.) был установлен культ Богоматери, имеющий огромное значение как в католичестве, так и в православии. Не менее важными являются и решения других Вселенских соборов.

  Общехристианский (апостольский) Символ веры вы найдете  в любом православном молитвослове. Православная церковь сохранила его в том виде, в котором он был принят на Никейском и Константинопольском соборах.

  Христиане, согласно Символу веры, состоящему из 12 членов (частей), верят:

  • В единого Бога-Отца, Вседержителя, Творца Неба и Земли;

  • В единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, рожденного от Бога-Отца (подобно лучу от солнца) и единосущного Отцу (то есть единой природы, единого существа с ним);

  • В то, что Иисус Христос воплотился (принял человеческое тело и облик) от Духа Святого и девы Марии и пришел на Землю ради спасения всех людей;

  • В то, что Христос был распят при Понтийском Пилате, страдал и умер как человек и был погребен. Иисус принял страдания за всех людей, за их грехи;

  • В то, что Иисус воскрес в третий день, а затем вознесся на небеса. Он имеет равное могущество и славу с Богом-Отцом;

  • В то, что Иисус придет на Землю второй раз, чтобы судить живых и мертвых, которые воскреснут;

  • В Духа Святого, который исходит от Бога-Отца и достоин такого же поклонения и славы, как Бог-Отец;

  • В Единую, Святую (освященную Христом и несущую его божественную благодать), Соборную (составленную из свободных личностей всех времен и народов, как живущих и будущих жить, так и умерших, то есть перешедших в «жизнь вечную») и Апостольскую (сохраняющую преемственность от апостолов) Церковь;

  • В таинство крещения;

  • В будущее Воскресение мертвых;

  В вечную жизнь после второго пришествия Христа и Страшного Суда.

Древнейшая  русская летопись «Повесть временных  лет» рассказывает, что, когда князь Владимир задумал установить в языческой Руси новую религию, он отправил специальные посольства в разные страны, чтобы познакомиться с бытовавшими там религиозными устоями, обычаями, храмами и богослужениями. Такое посольство было, конечно, отправлено и в столицу Византии — Константинополь. Возвратившись в Киев, все посланники подробно рассказали об увиденном и услышанном. Лишь после этого, как обычно говорят, «испытания вер», Владимир сделал окончательный выбор, который пал на восточное христианство греческого образца. Почему выбор русского князя пал именно на эту религию? Многие ученые вообще отвергают рассказ о «выборе веры» Владимиром как легендарный. Наверное, они отчасти правы: решение князя было отнюдь не случайно, к нему уже имелось множество серьезных исторических предпосылок, и, более того, оно было заранее предопределено. Вряд ли он мог руководствоваться в этом важнейшем вопросе лишь чужими рассказами и эмоциями. Но в каждой легенде, особенно столь принципиальной для русской истории, есть свой внутренний смысл, своя доля истины. В летописи рассказывается, что решающим аргументом для Владимира стала... красота! Русские послы были поражены красотой византийских храмов, их росписями, иконами, божественным пением, изумительными облачениями священнослужителей, торжественностью и пышностью богослужения. Их осенила некая таинственная неземная радость, которую они, по летописному рассказу печер-ского монаха Нестора, и пытались передать в своем донесении князю.

  Храм  любой религии  - средоточие всего самого прекрасного, одухотворенного, возвышенного. Всякий храм красив по-своему, но православный храм и православное богослужение служат этому особенно ярким подтверждением. Церковное здание является в православии миниатюрной моделью мира. Считается, что в литургии участвуют не только священники и миряне, но и художник, создавший росписи и иконы, и композитор, написавший церковную музыку, и певчие, ее исполняющие, и архитектор, проектировавший когда-то этот храм, и даже... камни, из которых храм сложен! Все вместе они поют своеобразный гимн красоте сотворенного Богом мира. 

Ислам.

 
  Ночь  на 24-е число лунного месяца рамадана 610 г. (по принятому христианами летоисчислению) Му-хаммад* проводил в уединении на невысокой горе Хира недалеко от своего родного города Мекки. За плечами этого человека было уже сорок лет жизни, он был богат и имел семью. Жизнь Мухаммада сложилась вполне благополучно, но что-то мучило его, казалось, что самое главное в жизни — еще впереди. Он стал часто уединяться на своей любимой горе, проводя по нескольку дней и ночей в молитвах, размышлениях и созерцании. И вот смутное волнующее ожидание оправдалось: внезапно перед ним возник в сиянии и блеске ангел, который держал в руках свиток, сверху донизу покрытый непонятными письменами. «Читай!» — властно обратился ангел к Мухаммаду. Стало тяжело дышать, будто гора навалилась на грудь. «Я не умею читать!» — ответил Мухаммад. Но загадочный посланец был настойчив и стал властно диктовать: «Во имя Аллаха, Господа твоего милостивого и милосердного...». Мухаммад покорно повторял слова ангела, он чувствовал, что все слышанное было будто бы написано в его сердце.

  Когда видение исчезло, Мухаммад бросился в город. Войдя к жене, он воскликнул: «Я поэт или сумасшедший?..»

  Теперь  видения повторялись часто. Небесный голос в течение долгих лет сообщал Мухаммаду откровения, а тот стихами излагал их людям. Так родился Коран (с ар. чтение вслух) — священная книга новой религии, которая называется ислам (с ар. покорность) или мусульманство (религия исповедующих ислам). Иногда эту религию называют магометанством (устаревшее название от русского варианта произношения имени ее основателя — Магомет)..

  В мире живет около миллиарда исповедующих ислам. Общины этой религии есть более  чем в ста странах мира, а в двадцати восьми ислам — государственная религия. В числе традиционных мусульманских стран или стран с подавляющим влиянием ислама — Иран, Ирак, Афганистан,  Ведь мы уже знаем, что человек не свободен в своих действиях. Единственное, что можно сказать твердо: в ад попадут те, кто не верил в единого Бога, пророка Мухаммеда и в учение о Страшном Суде. Так как Бог видит и знает все, любое притворство человека в вопросах веры, то его неискренность тоже является непростительным грехом.

Информация о работе Религия и ее роль в жизни