Религиозный (конфессиональный) фактор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 12:17, лекция

Краткое описание

Важность конфессионального фактора определяется системообразующей ролью религии в процессе формирования менталитета, т. е. системы духовных ценностей и нравственных ориентиров, миропонимания и социальной психологии народа.
Особая роль в формировании и развитии российской цивилизации принадлежит Русской православной церкви, оказавшей значительное воздействие на образ жизни народа. Приняв в 988 г. христианство (в право- славном варианте), русский народ получил богатейшую литературу на славянском языке, практически адекватную той, которая составляла круг христианского чтения в самой культурной стране того времени – Византии, по отношению к которой Западная Европа (продукт ассимиляции варварами осколков Римской империи) была задворками.

Вложенные файлы: 1 файл

Религиозный.doc

— 67.00 Кб (Скачать файл)
      1. Религиозный (конфессиональный) фактор

Важность конфессионального фактора определяется системообразующей ролью религии в процессе формирования менталитета, т. е. систе- мы духовных ценностей и нравственных ориентиров, миропонимания и социальной психологии народа.

Особая роль в формировании и развитии российской цивилизации принадлежит Русской православной церкви, оказавшей значительное воздействие на образ жизни народа. Приняв в 988 г. христианство (в право- славном варианте), русский народ получил богатейшую литературу на славянском языке, практически адекватную той, которая составляла круг христианского чтения в самой культурной стране того времени – Византии, по отношению к которой Западная Европа (продукт ассимиляции варварами осколков Римской империи) была задворками. (Хотя формальное разделение христианской церкви на православную и католическую произошло только в 1054 г., различия (догматические, обрядовые и др.) возникли ещё в IX веке. Например, для Востока в целом было характерно мистико-созерцательное отношение к вере, для Запада – рационалистическое. Именно на Западе, где на основе кровнородственной общины рано про- явился культ индивидуализма и иерархии, римская церковь изначально акцентировала внимание на структурно-иерархических проблемах. В римской церкви восторжествовал принцип полного размежевания мирян и священства, а многоступенчатая структура священства претендовала на исключительное право общения с Богом, на материальные и политические привилегии, вплоть до признания власти папы выше императорской. Для православной государственности характерно иное взаимоотношение светской и церковной властей – не верховенство одной из них, а симфония властей.)

Православие было принято в России потому, что оно больше других религий соответствовало духовным запросам и складывавшемуся хозяйственному укладу. Российская цивилизация, насчитывающая более 1000 лет, строилась на иных основаниях, нежели Запад. Впоследствии абсолютное большинство её населения в повседневной жизни никогда не руководствовалось идейным багажом Великой французской революции и протестантской этики в качестве мотивации к труду и богатству. Например, такая ценность, как Свобода. В европейской традиции главный акцент делается на уточнение того, от каких факторов зависит свобода, например, от вме- шательства государства в какие-то сферы жизни общества и человека. А в православной традиции главным вопросом всегда было то, для чего нужна человеку свобода, что предполагает поиск нравственного ориентира для ее использования. Заметим, что взгляды русских философов и писателей XIX в., оказавшие такое сильное влияние на весь мир, порождены были прежде всего православным сознанием с его приматом нравственных кате- горий перед беспредельным рационализмом европейской цивилизации.

Немаловажно и то, что в России православными являются помимо славянских народов большинство верующих коми, карелов, марийцев, мордвы, осетин, чувашей, хакасов, якутов и других. Это позволяет право- славию, последователи которого ныне составляют почти ¾ верующего на- селения, выступать одной из цивилизационных основ огромной конфес- сиональной полиэтнической общности, сближая культуру, быт, помогая ощущать солидарность друг с другом разных народов.

Устойчивость российской цивилизации – вопреки всем историческим перипетиям – поддерживает приверженность большинства населения своей концепции бытия, своих традиционных ценностных представлений. Это способствует известной общественной сплоченности, во многом нейтрали- зующей существующие противоречия34.

Мусульманство

По данным переписи населения 2002 г. численность традиционно мусульманских  народов в России составило около 14,5 млн чел. — около 10 % населения  страны. По утверждениям Духовного  управления мусульман европейской  части РФ, приверженцев ислама в  России на тот момент насчитывалось до 20 миллионов. «Этнические мусульмане», согласно переписи 2002 г., составляют большинство населения в семи субъектах Российской Федерации: в Ингушетии (98 %), в Чечне (96 %), в Дагестане (94 %), в Кабардино-Балкарии (70 %), в Карачаево-Черкесии (63 %), в Башкортостане (54,5 %), в Татарстане (54 %). При этом следует иметь в виду, что при переписи вопрос о вероисповедании не задавался и что не все «этнические мусульмане» фактически исповедуют ислам. Данные социологических опросов и выборочных исследований этнического состава конфессиональных общин дают основания предположить, что в России от 10 до 15 % «этнических мусульман» придерживаются иных вероисповеданий, прежде всего православного христианства.[1] В то же время известно много случаев обращения в ислам россиян, не являющихся «этническими мусульманами». Специалисты в вопросах религии считают, что число русских мусульман составляет от 2 до 20 тысяч человек. [2][3][4]

Численность мусульман продолжает расти за счёт естественного прироста, особенно среди народов Северного Кавказа, а также мусульман становится больше за счет мигрантов, главным образом, из стран Средней Азии и Азербайджана. Вместе с сокращением населения России это приводит к значительным темпам увеличения доли мусульман в населении РФ.

В советский период сопротивляемость ислама насаждавшемуся государством атеизму  была более энергична и глубока, чем у православия, которое традиционно  исповедовало большинство населения  России. Во многом это было связано  с тем, что ислам в России является религией национальных меньшинств и поэтому представляет собой важнейший элемент их этнического самосознания и самоидентификации. В настоящее время происходит процесс духовного воссоединения российских мусульман с единоверцами за рубежом, осознание российскими мусульманами, что они часть исламского мира.

ЛопухИн, Александр Павлович

Ещё будучи студентом, в 1876 году, напечатал в журнале «Христіанское  Чтеніе» крупный труд о ветхозаветных пророках. Будучи псаломщиком в Нью-Йорке сотрудничал с американским журналом «The Oriental Church Magazine», в котором печатали его статьи о русской церковной жизни. В то же время в русских журналах и газетах публиковал результаты своих наблюдений за жизнью и бытом американского народа.

Будучи преподавателем духовной академии, перевёл и издал  ряд произведений Фаррара, труды  Фомы Кемпийского, Г. Ульгорна (нем. Gerhard Uhlhorn), перевод полного собрания творений святого Иоанна Златоуста (только первые шесть томов этого издания вышли под его редакцией) и других. В высоколитературных переводах Лопухина современники отмечали «освещение событий с точки зрения православного богослова».

С 1886 по 1892 год, вёл в  академическом журнале «Церковный Вѣстникъ» отдел заграничной летописи. В 1892 году был избран редактором как «Христіанскаго Чтенія», так и «Церковнаго Вѣстника» (состоял редактором журналов в течение последующих десяти лет). В 1893 года стал редактором и издателем журнала «Странникъ».

За время его работы редактором возросло число публикаций по Священному Писанию, общей церковной истории, литургике, церковной археологии, богословию. Начал издавать бесплатные приложения к журналам, которые сами по себе представляли литературную и научную ценность; в частности, в качестве подобного бесплатного приложения начала издаваться «Толковая Библия, или Комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета»[1]. В виде приложения к журналу «Странник» вышла в свет «Православная богословская энциклопедия или богословский энциклопедический словарь» в пяти томах (издание не было закончено в связи со смертью автора).

Катклицизм

Современное состояние

Кафедральный  собор Преображения в Новосибирске

По  данным на 2005 год на территории России функционирует 426 приходов, четверть из них не имеет храмовых зданий. Организационно приходы объединены в четыре епархии, вместе составляющие митрополию:

Архиепархия Матери Божией в Москве

Преображенская  епархия в Новосибирске

Епархия Святого Иосифа в Иркутске

Епархия Святого Климента в Саратове

Оценка  числа католиков в России может  носить только приблизительный характер. Чаще всего называются цифры от 200 до 600 тысяч человек. Справочник catholic-hierarchy приводит цифру в 789 тысяч. В России служат 120 епархиальных священников, 184 иеромонаха, 19 монахов без священнического сана и 338 монахинь.

Католическая  церковь России активно участвует  в общественной, культурной и благотворительной  деятельности. Во многих католических храмах России проводятся концерты органной музыки, действует российское отделение благотворительной организации Каритас.

Буддизм

В настоящее  время в России представлены многие буддийские школы: тхеравада, несколько  направлений Махаяны, в том числе  японский дзэн, корейский сон и  практически все школы тибетского буддизма.

В 1989 году была создана группа буддологии Санкт-Петербургского филиала Института  востоковедения РАН под руководством В. И. Рудого — первое со времен Щербатского  официально оформленное буддологическое  направление. С тех пор появились  отделения и кафедры буддологии в нескольких университетах, и процесс восстановления востоковедческой науки идет быстрее.

В 1997 г. БИОН СО РАН переименован в Институт монголоведения, буддологии и тибетологии  Сибирского отделения Российской Академии наук (ИМБТ СО РАН).

С 2008 г. в России на регулярной основе проводятся научно-практические конференции «Буддизм Ваджраяны в России», положившие начало междисциплинарному взаимодействию ученых, изучающих различные аспекты  истории и современности традиций буддизма Ваджраяны.

Мировоззренческо-ценностный компонент представляет собой духовную составляю ую общественно-политической жизни. Моральное единение общества, его консолидация перед лицом религиозного терроризма является необходимым условием эффективной борьбы с ним. Разобщенность граждан, то есть несоответствие взглядов на те или иные политические процессы и явления, ценностных ориентации, мотивов поведения, потребностей различных слоев населения, напротив, может негативно сказаться на способности государства противостоять религиозному экстремизму. В этом смысле цели государства и экстремистов абсолютно антагонистичны. Поликонфессиональное государство в целях сохранения политической стабильности руководствуется принципами религиозной и национальной терпимости, сотрудничая с высшим духовенством традиционных конфессий. Экстремисты же, преследуя свои политические цели, наоборот, сеют религиозную и этническую рознь. Нормативно-правовой компонент представлен нормативными актами международного, межгосударственного уровня, законодательными актами государственной власти, обеспечивающими функционирование информационной сферы, а также иными правовыми актами и инструкциями, регулирующими текущие информационные процессы в обществе и государстве. Механизм противодействия информационным угрозам со стороны религиозных экстремистов должен соответствовать нормам международного права и опираться на законодательную базу страны. Данный механизм не должен препятствовать реализации права граждан на объективную информацию, учитывая при этом региональные различия, компетенцию субъектов информационного воздействия и нравственно-этические нормы.

СЕКУЛЯРИЗА́ЦИЯ (фр. secularisation, от лат. saecularis — мирской, светский) — 1) Обращение гос-вом  церк. собственности (преим. земли) в  светскую.


Информация о работе Религиозный (конфессиональный) фактор