Религиоведение: основные методы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 05:26, реферат

Краткое описание

Академическая (нерелигиозная) методология базируется на иных исходных мировоззренческих принципах. Она требует выйти за пределы «религиозного опыта», подвергнуть религию критическому исследованию с позиций разума, логико-теоретических и эмпирическо-научных критериев истинности.
Цели работы: усвоить основные методы религиоведения.

Содержание

Введение
1. Определение предмета религиоведения.
2. Методы исследования в религиоведении.
3. Разработка методологических проблем.
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 32.55 Кб (Скачать файл)

Еще одним методом религиоведения второй половины XIX- начала XX вв. был редукционизм — сведение какого-либо сложного явления к его простейшим формам для того, чтобы лучше понять сущность этого явления. Четкая формулировка такого рода редукционизма была дана Э. Дюркгеймом: «Всякий раз, когда предпринимается попытка объяснить какое-нибудь человеческое явление, взятое в определенный момент времени — будь то религиозное верование, нравственное правило, правовое предписание, художественная техника, экономический порядок — надо начинать с восхождения к его наиболее простой, первобытной форме, постараться понять его особенности, характерные для этого периода его существования, затем показать, как оно постепенно развилось и усложнилось, как оно стало тем, что оно есть в рассматриваемый момент. Отсюда легко представить себе, насколько важно для этого ряда последовательных объяснений определить отправной пункт, от которого они отталкиваются. Согласно картезианскому принципу, в цепи научных истин первое звено играет решающую роль». Важно подчеркнуть, что вышеописанные методы не были «изобретены» религиоведами, а были заимствованы из смежных отраслей знания, на стыке которых возникло религиоведение.

 

 

 

Заключение

 

Религиоведение – относительно молодая наука. Объектом исследования этой науки является религия – система взглядов на мир, общество и человека, система культовых действий, основным признаком которой является вера в существование сверхъестественного.

К изучению религии применяются три основных подхода: теологически, философский и научный. Первый подразумевает изучение религии посредством принятия таковой на веру. Философский был изложен выше, что же касается научного, в данном случае имеет место систематический сбор и анализ информации.

Религиоведение как наука долгое время существовала неразрывно с философией и только к концу XIX века выделяется в более или менее обособленную дисциплину. Фридрих Макс Мюллер - один из основоположников.

Обособленность науки доказывается наличием своего предмета изучения. При этом методы изучения позаимствованы из других наук: истории, этнографии, социологии и некоторых иных. Таким образом, религиоведение носит междисциплинарный характер. 

Вот эти методы:

Методы исследования:

1. Каузальный  анализ - поиск причины

2. Историзм - оно к нам не с неба рухнуло, а развивалось в течение времени

  1. Генетический подход - выявление этапов от начальной точки
  2. Актуализм - выявление этапов от конечного состояния
  3. Сравнительно-историческое исследование - сравнение Будды и Иисуса

3. Типологический  метод - классификация по признакам

4. Феноменологический  метод - поиск смысла

5. Структурно-функциональный  анализ - раскрытие загадок систем

Структурообразующими дисциплинами религиоведения являются философия, социология, психология, феноменология, история, каждая из которых имеет свои специфические особенности.

Развитие религиоведения в нашей стране в конце XX в. убедительно свидетельствует об актуальности методологической проблематики, необходимости разработки новых подходов к изучению религии и решения задач, во многом схожих с теми задачами, которые решаются мировым религиоведческим сообществом.

Велико значение изучение религиоведения для утверждения гуманистических ценностей современного мира, обеспечения гражданского согласия, гармонизации межчеловеческих отношений, в том числе представителей различных религиозных и нерелигиозных мировоззрений. Усвоение теоретических положений и фактов подсказывает направления поиска путей сохранения цивилизации и выживания человечества в ядерный век, выработки нового отношения к природе в условиях нарастающей угрозы экологического кризиса. Излагаемые в религиоведении идеи зовут к участию в благотворительной деятельности и милосердию, к противостоянию бессовестности и вседозволенности, жестокости и насилию, к совместным действиям в социальном оздоровлении общества, в его нравственном возрождении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

    1. Радугин А. А. Введение в религиоведение: теория, история и современные проблемы. М., 2005.
  1. Гараджа В.И. Религиоведение: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений и преп.ср.школы. – 2-е изд., дополненное. – М.: Аспект Пресс, 1995.
  2. Яблоков И.Н. Религиоведение: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2000.
  3. Тимощук А.С., Федотова И.Н., Шавкунов И.В. Введение в религиоведение: Учеб. пособие. ВЮИ ФСИН России. – Владимир, 2011.
  4. Швечиков А.Н. Религиоведение – новая гуманитарная дисциплина. https://downloader-default4h.disk.yandex.ru
  5. Алексей Швечиков Религия как объект научного познания. http://www.rusk.ru

 

на

 

 

 

1 Радугин А. А. Введение в религиоведение: теория, история и современные проблемы. М., 2005.

2 Яблоков И.Н. Религиоведение: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2000.

3 Гараджа В.И. Религиоведение: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений и преп.ср.школы. М.: Аспект Пресс, 1995.

4 Тимощук А.С., Федотова И.Н., Шавкунов И.В. Введение в религиоведение: Учеб. пособие. ВЮИ ФСИН России. – Владимир, 2011.

5 Яблоков И.Н. Религиоведение: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2000.

6 Швечиков А.Н. Религиоведение – новая гуманитарная дисциплина. https://downloader-default4h.disk.yandex.ru

7 Алексей Швечиков Религия как объект научного познания. http://www.rusk.ru

 


Информация о работе Религиоведение: основные методы