Распространения этики христианства и профессиональная этика цехов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 14:09, реферат

Краткое описание

Для начало дадим определения христианской этики, по материалом центра прикладной и профессиональной этики1 «Христианская этика - нравственное учение христианства, определяющее моральные ориентиры человеческого поведения, основанные на христианском представлении о природе и предназначении человека, его отношении с Богом. Христианская этика получает свое выражение в христианском этосе - определенном стиле жизни, имеющем исторически многообразные формы и присущем как отдельным индивидам, так и большим общественным группам, исповедующим христианство.

Вложенные файлы: 1 файл

Распространение этики христианства и проффесиональная этиа цехов.doc

— 49.50 Кб (Скачать файл)

Распространения этики христианства и профессиональная этика цехов

     Для того чтоб подробнее рассмотреть  данную тему, необходимо проанализировать основные понятия, так же проследить развития христианства и появления цехов.

     Для начало дадим определения христианской этики, по материалом центра прикладной и профессиональной этики1 «Христианская этика - нравственное учение христианства, определяющее моральные ориентиры человеческого поведения, основанные на христианском представлении о природе и предназначении человека, его отношении с Богом. Христианская этика получает свое выражение в христианском этосе - определенном стиле жизни, имеющем исторически многообразные формы и присущем как отдельным индивидам, так и большим общественным группам, исповедующим христианство. Источником Х.э. являются тексты Священного Писания, их интерпретация и этическая рефлексия Отцов и виднейших учителей Церкви, а также примеры нравственной жизни, явленные в жизни Церкви. Х.э. тесно связана с историей Церкви: будучи теорией христианского действия, она проявляет себя не столько в истории моральных идей, сколько в конкретной жизни Церкви (на нее влияют в том числе харизматические движения вроде монашества или пуританизма, жизнь отдельных харизматических лидеров и святых, т.п.) Этическое учение христианства исторично: при сохранении неизменными базовых постулатов христианкой этики, каждая эпоха и различные христианские конфессии предлагают свое понимание конкретных путей их воплощения в жизнь; специфика этого понимания определяется большим комплексом социо-культурных факторов (напр., изменение социальной действительности, умонастроений и систем ценностей; усвоение философского наследия античности; развитие богословия). Таким образом, происходит не изменение нравственного учения христианства, но лишь дальнейшее выявление, обнаружение его смысла. От других этических систем Х.э. отличает то, что: 1) она - не столько система теоретических принципов, сколько жизнеучение (определенный способ жизни, подобающий "новому творению"); 2) все нравственные требования имеют своим основанием спасительные действия Бога, а потому могут быть поняты лишь в контексте истории спасения (дело спасения, осуществленное Христом, не только предшествует нравственным обязанностям, но и делает возможным само их выполнение); 3) все проявления нравственной жизни неотделимы от религии в ее культовом и благочестивом аспектах (это средства, с помощью которых нравственная жизнь выражает себя); 4) Х.э. как и способ бытия христианина обладают парадоксальностью в той мере, в какой парадоксальна вера в Бога, который стал Человеком.

        Итак, мы определили понятие христианской  этики и ее основные принципы, теперь нам необходимо проанализировать, как развивалась и как влияла христианство на эпоху средневековья, а точнее на развитие промышленности в это время.

     Переход от античной цивилизации к средневековью был обусловлен, во-первых, распадом Западной Римской империи в результате общего кризиса рабовладельческого способа производства и связанного с ним крушения всей античной культуры. Глубинный кризис римской цивилизации, выразившийся в кризисе всего социально-экономического строя, лежащего в ее основе, обозначился уже в III в. Остановить процесс начавшегося распада было невозможно. Не помогла и духовная реформа императора Константина, превратившая христианскую религию в дозволенную, а затем и господствующую. Варварские народы охотно принимали крещение, но это отнюдь не уменьшало силу их натиска на одряхлевшую империю.      

Во-вторых - Великим переселением народов (с IV по VII вв.), в ходе которого десятки племен устремились к завоеванию новых земель. С 375 г., когда первые отряды вестготов пересекли дунайскую границу империи, и до 455 г. (взятие вандалами Рима) продолжался мучительный процесс угасания величайшей цивилизации. Переживающая глубокий внутренний кризис Западная Римская империя не смогла противостоять волнам варварских нашествий и в 476 г. прекратила свое существование.      

С падением Римской империи начинается история  западноевропейского средневековья (Восточная Римская империя - Византия - существовала еще 1000 лет - до сер. XV в.)

   Известно, что одной из причин упадка Рима было отсутствие идеологии созидания. Завоевательные войны низводили  всякий труд до унизительной физической работы, к которой можно принудить рабов. И только добровольное служение христиан друг другу и своей церкви являлось исключением. С принятием Христианства профессионализм получает новый импульс. Поскольку в Христианстве труд рассматривается как наказание за первородный грех, он требует особого усердия. Смиренно и добросовестно трудясь, человек искупает грехи, получает надежду на прощение в иной жизни. Строительство храмов, их обустройство востребовало зодчих и кузнецов, стекольщиков и живописцев, серебряных дел мастеров, ткачей и златошвей. В этой необходимости «трудиться для Бога» (а не для себя) — и корень высокого качества производимых изделий, и причина распространения профессиональных технологий в пространстве культуры. Христианская культура требует аскезы в профессиях, связанных с храмом — монахи — художники, архитекторы и строители церквей тщательно соблюдают посты, ведут скромную, сосредоточенную на вере жизнь. Они, как правило, не подписывают своих произведений, отказываясь от авторства, поступают так и другие ремесленники. Дар творения пока еще признается только за Всевышним. В творчестве не мыслится новое. Анонимность рассматривается как безусловный признак скpомности — все делается с помощью Божьей, художник «лишь кисть в Его руке». Трудясь по наставлениям и науке старших, согласно канону, автор мыслит себя одним из многих, причастных к созиданию, прилагая все силы весь талант к наилучшему воспроизведению образца. Строгое следование образцу «Божьего дома», «писания Лика» обусловило каноничность и других ремесел, всей культуры. Авторитет мастера в ремесленном сообществе (цехе) зиждется на параллели с авторитетом Создателя и является предпосылкой для формирования отношения к труду как к «творению», сопряженному с особым усердием и старанием. В этот период в недрах формирующихся цехов складывается профессиональная мораль. Расцвет цеховой организации ремесленного труда в Европе приходится на конец 15 — начало 16 века, когда ручной труд особенно искусен и цехи наиболее влиятельны в обществе. Каждый ремесленный цех тщательно сохраняет и передает от Мастера к Мастеру «Рецепты» — тексты, содержащие описание ремесленных технологий, их историю. Они сохраняются в тайне, им присущ элемент сакpальности, содержащий привязку к библейскому сюжету, повествующую о Святом покровителе, предшественнике, Отце — основателе. В Италии, Нидерландах тайну составляло производство стекла в Венеции, шелка — в Лукке, Болонье, берегли секреты песочных часов и разных металлических изделий в Нюрнберге, технологии изготовления оружия и ножевого товара — в Золингене и других городах. Разглашение ремесленного секрета, вывоз инструментов или переселение мастеров в другие города запрещалось под угрозой смертной казни. Члены цехов — мастера и подмастерья — должны были давать клятву в выполнении этих предписаний Мастер — не только создатель вещи (продукта), но и гарант качества производимого, обладатель собственного клейма, он наделен ответственностью за сохранение технологии в неизменном виде, за передачу ее новым поколениям. Сакральность рецепта, серьезность отношения к его сохранности и неизменности способствует формированию традиционности культуры в условиях ремесленных технологий. Традиционализм средневекового понимания ремесла как усердной репродуктивной деятельности обусловил стандартизацию вещного мира в Новое время. Общинность существования цехов формировала общинные ценности, среди которых непременной была скромность.

   Ученичество в цехе, у мастера, родственника сродни монашескому послушничеству. Также как сам обряд пострига требует терпения (трижды упавшие ножницы, которые трижды смиренно поднимает и подает священнику кандидат в послушники, проявляя готовность к терпеливому подвигу веры), также его требует и ученичество, и послушничество и всякая работа, как в монастыре, так и за его пределами. Следует особо отметить и ретроспективность средневековой культуры, связанную с сущностью монотеизма — целостностью идеального образа единственного совершенного Бога, сын которого жил среди людей в прошлом. «Сpедневековый человек жил и творил во времени, омываемом со всех сторон вечностью. Знание его являлось его индивидуальным свойством, не принадлежа при этом ему лично… Каждая вещь неповторима, но устремлена к одному и тому же образцу, так и один человек отличается от другого, но все вместе они стремятся уподобиться одному — Христу». Вера во всемогущего, всеведущего Бога придаёт целостность духовному миру личности, которой предпосылается постоянная религиозная рефлексия: грех или нет, угоден ли Господу поступок, деяние, намерение? В этой связи формируется представление о том, что «Плохой человек не может сделать хорошую вещь», поскольку все, что делается людьми, то делается с Божьей помощью, а Господь помогает только истинно верующим. «Гений и злодейство — две вещи несовместные…?» — вопрос, возникающий позднее, на пороге формирования моpали Нового времени. Но и тогда, в эпоху Возрождения служение ремеслу и Всевышнему не противоречили другу другу. Как пишет Д.Вазари, когда «папа именным указом назначил его полновластным начальником постройки (собора Св. Петра в Риме — Е.П.) с правом строить и сносить что угодно …Микеланджело, видя к себе такое доверие…, показал свое бескорыстие и потребовал, чтобы в указе было упомянуто о том, что он ведет постройку ради любви Божией без всякого вознаграждения»  и сдержал слово. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Используемая  литература

  1. Протаская Е.С. Влияние религии на становление профессиональной этики: [Электронный ресурс:http://www.anthropolo gy.ru/ru/texts/protansk/ secular_32.html]
  2. Корякина Е.П. Культура средневековой западной Европы: особенности, ценности, идеалы: [Электронный ресурс: http://avt.miem.edu.ru/ Kafedra/Kt/Publik/]
  3. Этическая энциклопедия: [Электронный ресурс: http://www.ethicscenter.ru/en/content/58.htm]

Информация о работе Распространения этики христианства и профессиональная этика цехов