Проблема сектантства в Росии и в мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 21:12, реферат

Краткое описание

Цель данной работы заключается в выявлении и изучении причин возникновения и развития сект в России и в мире.
В задачи данной работы входило: 1)собрать общее описание сектантства; 2)составить (мировую и российскую) статистику распространения сектантства; 3)изучить основные историю и типы сектантских религиозных групп; 4)охарактеризовать организации и их способы борьбы с сектантством; 5)рассказать о положительном опыте борьбы с сектантством

Содержание

Введение…………………………………………………………………….. 3
Глава I. Характеристика понятий секта и сектантство…………………... 4
1.1. Терминология…………………………………………………….. 4
1.2. Признаки сектантской организации…………………………….. 5
Глава II. История сектантства в России ………………………………….. 9
Глава III. Организации и методы по борьбе с сектантством…………….. 13
Заключение………………………………………………………………….. 17
Список литературы…………………………………………………………. 18
Приложение…………………………………………………………………. 19

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по Религиям народов мира.docx

— 194.50 Кб (Скачать файл)

ГАОУ ВПО «МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ИНСТИТУТ  ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА  имени Ю.А. СЕНКЕВИЧА»

 

 

Дисциплина:

«Религии народов мира»

 

 

 

РЕФЕРАТ

на тему: «Проблема сектантства в России и мире»

 

 

 

 

Выполнила:

студентка 2 курса

группы 122т/оз

факультета «Туризма и  гостеприимства»

специальности «Туризм»

Челнокова Яна Игоревна

 

 

Москва

2013

Содержание

Введение……………………………………………………………………..         3

Глава I. Характеристика понятий секта и сектантство…………………...         4

1.1. Терминология……………………………………………………..         4

1.2. Признаки сектантской организации……………………………..         5

Глава II. История сектантства в России …………………………………..         9

Глава III. Организации и методы по борьбе с сектантством……………..       13

Заключение…………………………………………………………………..       17

Список литературы………………………………………………………….       18

Приложение………………………………………………………………….       19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Проблема сектантства - самая  большая проблема в религии. Из-за неё фактически происходят все религиозные войны, межрелигиозная и межконфессиональная вражда, и вражда верующих против людей светских. То есть, сектантство является причиной религиозной нетерпимости.

Религиовед Макс Вебер  так видит определение секты: «…это общество спасённых, стремящихся отделиться и отгородиться от внешнего мира. Это  союз людей, получивших высшую религиозную аттестацию...»

Однако сегодня понятие «секта» используется церковными авторами, критиками и другими публичными личностями, которые без разбора клеймят им каждого, кто оскорбляет их собственный вид религиозного чувства. Но является ли это разумным основанием для суждения?

Цель данной работы заключается  в выявлении и изучении причин возникновения и развития сект в России и в мире.

Объектом исследования в  данной работе стало такое явление в мировой социальной и духовной жизни, как сектантство.

Предметом исследования является социальный и психологический факторы возникновения (и дальнейшего развития) сектантства в целом, а также отдельных сект.

В задачи данной работы входило: 1)собрать общее описание  сектантства;  2)составить (мировую и российскую) статистику распространения сектантства; 3)изучить основные историю и типы сектантских религиозных групп; 4)охарактеризовать организации и их способы борьбы с сектантством; 5)рассказать о положительном опыте борьбы с сектантством.

 

Глава I. Характеристика понятий секта и сектантство

1.1. Терминология

В различных источниках существует несколько определений такого религиозного понятия, как секта.

Секта - термин, первоначально употреблявшийся для образования философских школ.

Секта (в первых веках н. э.) - название религиозных групп и общин, отколовшихся от господства церкви в иудаизме, христианстве, других религиях, а также их учения.

Секта - это объединение лиц, использующее совокупность специфических вероучительных представлений и культовой практики в качестве инструмента воздействия на людей; как правило, осуществляющее свою деятельность в противостоянии основным религиозным традициям страны.

Секты - группы, отделившиеся от крупного течения и следующие за собственным новым вождём или исповедующие новую идею.

Также существует несколько  понятий сектантства.

Сектантство - религиозное течение с иной отличной от неизменного религиозного первоисточника трактовкой Библии, Корана, Веды и т. д. То, что на языке самой церкви называется «ересью».

Сектантство - термин, описывающий религиозные объединения, возникающие в основном как оппозиционные течения по отношению к доминирующим религиозным направлениям.

Сектантство - это социальный феномен, представляющий собой совокупность деструктивных взглядов и действий, направленных на конфронтацию с социальными и государственными институтами.

1.2. Признаки сектантской  организации

В большей или меньшей  степени секты характеризуются  следующими признаками:

Религиозная реклама (маркетинг).  Секты всегда заняты, как на базаре навязыванием своего товара, то есть распространением своего учения и вербовкой новых  членов особыми средствами. Сектантская  пропаганда обращена не к уму или  сердцу человека, не к высшим его  побуждениям, но к страстям, к подсознанию. Религиозный маркетинг - это буквально  навязывание своего вероучения в  формах, исключающих рациональное осмысление. Сюда относятся все виды рекламы  в средствах массовой информации, уличная реклама, почтовая реклама (Приложение 1).

Агрессивный прозелитизм  и психологическое давление.    Религиозная реклама (маркетинг) - следствие  сектантской установки на постоянную вербовку новых сторонников (адептов). Новичок всегда окружается особым вниманием, его сознание должно быть активно  перестроено. У мунитов это называется "бомбардировка любовью": у вербуемого создаётся ощущение, что именно его ждали в секте, каждое его замечание с восторгом оценивается как весьма остроумное и глубокое, его не отпускают ни на минуту, чтобы не оставить его наедине с его мыслями и переживаниями. В секту легко попасть, но трудно выйти из неё, так как, во-первых, всегда находят компрометирующий человека материал, собираемый при поступлении в секту на особых процедурах "исповеди" или анкетирования. Во-вторых, вступивший в секту должен совершить поступок, ставящий его вне традиционных общественных и нравственных связей: отречься от родителей, от веры своих отцов, признать, порой письменно, всю свою предшествующую жизнь ошибкой. В-третьих, желающий покинуть секту подвергается давлению и преследованию бывших своих "собратьев", угрозам и шантажу.

    Двойное учение. Вербовщики не сообщают тем,  кого завлекают в секту, всей  правды об истории секты, её основателе и её подлинном вероучении потому, что в сектах имеется двойное учение - одно для рекламы своей секты, для придания ей "человеческого лица", а другое - для внутреннего пользования. Религиозные учения, навязываемые сегодня российским гражданам, в конечном счёте, направлены на разрушение традиционной российской культуры, а потому всегда маскируются под общепризнанные ценности.

    Иерархия.    Чтобы узнать скрываемое учение, человек должен быть посвящён на определённую ступень иерархии в секте. Организация секты строго иерархична. Чтобы получить какой-либо результат, например, оправдать заплаченные деньги или просто проявленный интерес и потраченное время, необходим переход на следующую ступень. Иерархическое устройство позволяет держать под строгим контролем и направлять действия членов секты на всех её ступенях и не допускать критического отношения ни к учению секты, ни к её лидерам.

    Непогрешимость  секты и её основателя. Учение секты всегда претендует на то, что это высшая истина, причём истина "более свежая", чем истины всех прочих, особенно же - традиционных религий. Эти "истины" получаются сверхъестественным путём, через "откровения", видения, контакты с духами. Разумеется, все существовавшее в истории человечества до такого "счастливого озарения" объявляется ошибкой и недоразумением. Основатели сект - люди, которых последователи наделяют божественными качествами, многие прямо провозглашают себя «христами». Общение, непосредственное или "духовное", мысленное, с лидерами-основателями должно доставлять невероятное счастье сектантам, их распоряжения должны выполняться с энтузиазмом.

    Программирование  сознания. Членами сект становятся прежде всего люди с неустойчивой психикой, не имеющие ясных нравственных критериев (мерила), духовных и культурных знаний. Такие люди, ищущие, но не нашедшие твёрдых оснований в духовной жизни, как правило, легко внушаемы, то есть готовы отказаться от своей свободы и принять установки своих учителей. При этом человек получает иллюзорный смысл жизни, но мышление его может строиться лишь по примитивным схемам. В результате человек оказывается в полной зависимости от сектантского учения, участия в собраниях, указаний учителей и лидеров секты. Специалисты сравнивают сектантскую зависимость с наркотической.

    Духовный элитизм (избранничество). Членам секты внушается мысль о том, что они - единственно спасённые люди, что все окружающие - люди "второго сорта", обречённые на погибель потому, что не разделяют учения секты. Без этого качества секта существовать не может, ведь иначе трудно объяснить себе и окружающим, почему члену секты необходимо отделиться в образе жизни от всех традиционных ценностей, почему он обязан постоянно рекламировать учение секты, почему членов секты не принимают в обществе. В сектах оккультного направления делается упор на "самосовершенствование", то есть развитие в человеке пара-нормальных способностей, отличающих членов секты от обычных людей.

    Контроль жизнедеятельности. Конечная цель сектантской организации - контроль над многими, а в идеале - над всеми сферами жизни человека. Для достижения этой цели вступивших в секты вырывают из привычной жизни, лишают знакомого круга общения. Во многих сектах используются особые поселения сектантов в домах или квартирах, переоборудованных под "ашрамы" или "монастыри", часто перенаселённые. Адепты имеют интенсивный распорядок дня, ограничиваются во сне и пище, ведут напряжённую деятельность, не оставляющую возможности критически осмыслить сектантское вероучение и личности лидеров. В некоторых движениях для достижения контроля над адептами прибегают к помощи психотропных средств и гипноза. В конечном счёте сектанты приносят в жертву секте своё время, здоровье, имущество (квартиры чаще всего или продаются, или отдаются для устройства офисов секты или "ашрамов"), а иногда и свою жизнь.

    Политические  цели.   Многие секты, такие  как Церковь Объединения Муна, "Свидетели Иеговы", сайентология Рона Хаббарда, и другие, являются крупными промышленными и финансовыми "империями", стремящимися получить власть над всем миром. "Свидетели Иеговы" вещают о необходимости устроения "нового мирового порядка" возглавляемого "единым правительством", состоящим только из членов этой секты. Кореец Мун, основатель секты Церковь Объединения, прямо говорит о том, что его должны принять все правительства мира как своего господина.

Вывод: даже в наше время, когда широко развиты и активно действуют СМИ, и человек предупреждён о тех опасностях, которые ему сулят какие-либо взаимодействия с сектами и их участниками, многие становятся заложниками этой  зловещей паутины. Важным в данной ситуации является поддержка семьи и друзей, которые не позволят этому «вирусу» проникнуть в разум человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. История сектантства в России

Рассматривая историю  развития сектантства в России, можно  выделить несколько периодов: дохристианский, христианский и современный (советский, постсоветский).

Следует сразу отметить, что, изучая дохристианский период, приходится принимать во внимание лишь косвенные  свидетельства о наличии сект. Это обусловлено тем, что самые  ранние письменные упоминания даже о  наших предках-славянах относятся  к VI в.н.э. и не содержат сведений по исследуемому вопросу.

К первым известным проявлениям  сектантства в России можно отнести - языческие секты. Не все языческие  религиозные организации до принятия на Руси христианства были сектами, большая  часть из них были религиозными группами, выполняющими в обществе интегрирующую  функцию на уровне семьи, рода, общины, княжества.

В дохристианский период на Руси языческие секты характеризовались  стремлением создать крайние  формы язычества - с кровавыми  жертвоприношениями, высокой степенью экзальтации верующих, являясь частью общего языческого учения.

После крещения Руси языческие секты разделись на два вида. Первый вид - это секты, которые являлись частью языческого учения, но отделились от него, желая создать более жёсткое учение. Второй вид - это секты, которые являясь языческими религиозными группами, не способными уже выполнять в обществе социальные функции, стали пассивно противостоять насаждению новой для Руси религии.

Существуют «яркие свидетельства, не вызывающие сомнений, о борьбе на Руси» уже «в 70-е г.г. X в. между язычниками и христианами».

С момента признания Православного  христианства государственной религией России появляются еретические христианские секты отечественного и иностранного происхождения, с которыми государство  вело активную борьбу.

После 1917 года на короткий период сектантам было позволено легально осуществлять свою деятельность.

В 50-е г.г. и до конца 80-х г.г. были предприняты попытки полного искоренения сектантства как социального феномена. Постсоветский и современный период стал «золотым» для отечественных и иностранных сект всех видов, их открытая экспансия продолжается до настоящего времени.

Более подробное изучение истории сектантства позволяет  выделить семь периодов эволюции сектантства  в России:

1. До X в.н.э. (существовали только языческие, сатанинские секты). Некоторые исследователи считают, что первые секты появились на Руси в X в. как противопоставление христианству, однако, в данном случае речь может идти просто о ярком проявлении языческих сект, которые существовали задолго до X в. н. э.

2. XI век - первая половина XVII века (появились христианские  еретические учения и как следствие  - религиозные организации, объединяющие  еретиков и язычников - христианские  и псевдохристианские секты - стригольники, жидовствующие).

3. Вторая половина XVII века - первая половина XVIII века (появление  старообрядческих сект разного  толка, иностранных христианских  и псевдохристианских сект, псевдохристианских сект отечественного происхождения - хлысты, скопцы, субботники).

4. Вторая половина XVIII века - первая половина XIX века (появление  новых псевдохристианских сект отечественного происхождения - духоборы, молокане).

5. Вторая половина XIX века - конец XIX века (активное развитие  и распространение протестантских  сект зарубежного происхождения).

Информация о работе Проблема сектантства в Росии и в мире