Православный взгляд на происхождение мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 20:10, реферат

Краткое описание

В начале сотворил Бог небо и землю (Быт. 1, 1). Величественно стоит, возвышаясь независимо от древних мифологических сказаний о происхождении мира, от разных сменяющих друг друга гипотез о начале и развитии мирового порядка, начертанное на первой странице Библии богодухновенное Моисеево повествование о сотворении мира. Оно чрезвычайно кратко. Но в этой краткости охвачена вся история мироздания. Оно создано при помощи самого безыскусного языка, словарь которого состоял из нескольких сотен слов и был совсем лишен отвлеченных понятий, так необходимых для выражения религиозных истин. Дело в том, что древние евреи не знали даже слова, которое несло бы такую смысловую нагрузку, как греческое слово "космос".

Вложенные файлы: 1 файл

Православный взгляд на происхождение мира.docx

— 25.19 Кб (Скачать файл)

                 Православный взгляд на происхождение мира.

 

Высота христианского благовестия о происхождении мира

Бог – Творец мира

 

В начале сотворил Бог небо и землю (Быт. 1, 1). Величественно стоит, возвышаясь независимо от древних мифологических сказаний о происхождении мира, от разных сменяющих друг друга гипотез о начале и развитии мирового порядка, начертанное на первой странице Библии богодухновенное Моисеево повествование о сотворении мира. Оно чрезвычайно кратко. Но в этой краткости охвачена вся история мироздания. Оно создано при помощи самого безыскусного языка, словарь которого состоял из нескольких сотен слов и был совсем лишен отвлеченных понятий, так необходимых для выражения религиозных истин. Дело в том, что древние евреи не знали даже слова, которое несло бы такую смысловую нагрузку, как греческое слово "космос". И поэтому древние евреи, когда хотят сказать "все, кто есть", говорят: "небо и земля". Но от этой простоты языка, повествование Моисея не теряет своего вечного значения.

Прямой целью боговидца Моисея было - через сказание о творении - раскрыть своему народу, а через него и всему человечеству основные истины о Боге, о мире и о человеке. Характерно, что в его рассказе полностью отсутствует "звездная история". Обычно народная мифология уделяет чрезвычайно большое внимание истории созвездий, происхождению планет, именам звезд и т.п. Библия не рассказывает историй о том, кто пролил молоко на Млечный путь, кто привязал Большую медведицу и в кого целится Стрелец.

Солнце и светила возникают  после возникновения жизни на земле. Эта особенность рассказа Моисея, во-первых, следует из его  задачи преодолеть языческие привычки у своих слушателей. Для народных религий характерно обожествление  Солнца, в нем земледельческие  народы видят источник жизни. Культ  бога солнца — Ра — был чрезвычайно  распространен в Египте, откуда только что Моисей вывел свой народ. Поэтому  Моисей открывает истинное предназначение звезд: «да будут они светильниками  на тверди небесной, чтобы светить  на землю. И стало так». Моисей считает  нужным подчеркнуть, что жизнь и  злаки возникают раньше, чем солнце: не солнце, но Бог — подлинный Источник жизни.

Говоря о происхождении Солнца и Луны, Моисей не употребляет даже слов "солнце" и "луна": «И создал Бог два светила великие: светило  большее, для управления днем, и светило  меньшее, для управления ночью». Поскольку  светила в языческом мире почитались как божества (Луна, например, как  Астарта или Диана), Моисей считает  нужным провести "демифологизацию" сознания своих слушателей. На небесном своде он видит не торжественную процессию богов, а просто... лампочки. Это как бы система обычного и аварийного освещения, которая заведомо смонтирована лишь для помощи человеку, а потому язычники, поклоняющиеся знакам Зодиака, столь же нелепы, как лампопоклонники. Поэтому языческое поклонение светилам и звездному небу, "Космосу" просто переворачивает исходное отношение. Мир должен служить человеку, а человек должен служить только Богу, Создателю космоса, а не самому космосу.

 

Главная истина - о Боге, как Едином Духовном Существе, независимом от мира. Первые слова книги Бытия: В  начале сотворил Бог(Быт. 1, 1) - утверждают, что Бог есть единственное вневременное, вечное, самобытное Бытие, Источник всякого бытия, Дух Премирный, так как Он существовал и прежде создания мира, Бытие внепространственное, не связанное и с небом, так как небо создано вместе с землей. Бог един. Бог есть Личное Разумное Существо. Бог есть Творец.

 

В греческом языке слово "Творец" - "поэтос" (поэт). То есть тот, кто сочиняет стихи. Вот именно это и делает Бог согласно православной вере. Что такое стихи? "Стихия". Так вот в греческом языке это слово звучало иначе, чем в русском. Дело в том, что для современного русского языка стихия - это намек на что-то неуправляемое, стихийное, бесконтрольное, хаотическое. В греческом же языке слово это слово происходит от глагола "иду стройными рядами". Этот термин означает движение фаланги. То есть не движение толпы, которая бросается с дубинками на неандертальцев, а когда проявляется военное искусство, умение правильно двигаться на поле боя. И вот именно это правильное, регулярное передвижение и есть стихия. Этот мир в античном понимании создан из четырех стихий: вода, воздух, земля и огонь. Все эти стихии гармонично, разумно сочетаются друг с другом, в чем-то уступая, в чем-то усиливаясь, а где-то и сплетаясь в сложный космос. Задача Творца, который изначально создал эти стихии, сделать из них пестрый ковер в космосе. Из этих стихий Бог сочиняет космос в полном смысле этого слова. Сочинять - значит располагать по чину, по порядку.

 

Таким образом, Бог, как поэт, творит этот мир словом. И это очень  важно в библейском видении мира: именно Божественное и поэтическое  Слово, которое было вначале, и создает  мир. Не физиологические отправления  богов стоят у истоков космоса, как это в лирических мифологиях, где боги совокупляются и порождают  космос. А есть разумное творчество, поэтическое.

 

Дни творения

 

Говоря о днях творения, стоит  подчеркнуть, что они не были нашими обыкновенными днями, в 24 часа. Ведь, наш день зависит от солнца, а  в первые три дня творения не было еще и самого солнца, значит не могло быть и теперешних дней. На древнееврейском языке, а на этом языке и день и период времени назывались одним словом «йом». Но точно знать, какие это «дни» мы не можем, тем более, что нам известно: «У Господа один день, как тысяча лет и тысяча лет, как один день» (2 Петр. 3:8, Пс. 89:5).

 

О днях творения блаженный Августин говорит так: «Какого рода эти дни - представить это нам или крайне трудно, или даже вовсе невозможно; а тем более невозможно говорить о том» (О граде Божием. Кн. 11. Гл. 6).

 

Итак, первым действием образовательного творчества Божия было создание света: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет». И был вечер и было утро. Это и был первый день мира.

 

Во второй день мира Бог создал твердь – то необъятное пространство, которое простирается над ним  и окружает землю, то есть видимое  нами небо. Стоящее в подлиннике слово «ракия», переведенное словом твердь, означает пустое пространство.

 

В третий день мира Бог собрал воду, которая под небом, в одно место, и явилась суша. И назвал Бог  сушу землею, а собрание вод морями. И повелел земле произрастить зелень, траву и деревья.

 

В четвертый день мира, по повелению  Божию, засияли над нашей землей светила небесные: солнце, луна, звезды.

 

В пятый день мира, по слову Божию, вода произвела душу живую, то есть появились насекомые, пресмыкающие и рыбы, а над землею, по тверди небесной, полетели птицы.

 

В шестой день мира, по слову Божию, земля произвела душу живую, и  появились на земле животные, и  в этот же день Господь сотворил человека – мужчину и женщину, по образу и подобию Своему.

 

В седьмой день мира, который, как  учат святые отцы, продолжается и поныне, Бог перестал творить. Он благословил  и освятил этот день, и назвал его субботой, то есть покоем; и заповедал, чтобы люди покоились в свой обычный  седьмой день от дел своих и  посвящали его на служение Богу и  ближним, то есть сделал этот день свободным  от житейских дел – праздником.

 

Восьмой день, по учению отцов Церкви — это День Пришествия, день всеобщего  Воскресения и Суда, День невечернего  Царствия Божия.

 

Сотворив мир, Бог увидел, что  все, что Он создал, хорошо весьма (Быт. 1, 31). Дело в том, что без этого  свидетельства Шестоднева невозможно понимание самой сути Евангелия:

 

"Ибо так возлюбил Бог мир,  что отдал Сына Своего Единородного" (Ин. 3,16)... Значит, мир настолько действителен, значит, человек настолько ценен,  что заслуживает Божьей любви  и заботы. И если цена, уплачиваемая  за сохранение мира и человека  в бытии, столь высока —  Распятие Сына Божьего — то  каково же было происхождение  мироздания и почему столь  драгоценно оно в глазах Абсолюта? Чтобы спасение мира Богом  было понятным — нужно было  помнить, что мир — не чужой  Богу. Шестоднев дает оправдание космоса (космодицею): быть другим, чем Бог, — это не грех. Быть материальным — это не грех и не порок. Для очень многих философских и религиозных систем возникновение материального мира, мира многообразного и внутренне расчлененного – это следствие чьего-то падения. Для Библии это, напротив, свободный дар Творца.

 

Выводы из библейского происхождения  мира

 

Из данной Моисеем величественной схемы происхождения мира можно  сделать ряд прямых выводов о  мире, а именно:

 

1) О том, как возник мир:

 

а) Мир не существует вечно, а появился во времени;

б) Мир не сам собой образовался, а обязан своим происхождением воле Божией;

в) Мир явился не в один миг, а  создавался в последовательности от простейшего к более сложному;

г) Мир сотворен не по необходимости, а по свободному хотению Божию;

д) Мир сотворен Словом Божиим с  участием животворящего Духа.

 

2) О том, какова природа мира:

 

а) Мир по существу отличен от Бога: он не есть ни часть Его существа, ни Его эманация (исхождение), ни Его тело;

б) Мир сотворен не из какого-либо вечно  существовавшего материала, а приведен в бытие из полного небытия;

в) Все, что есть на земле, создано  из земных стихий, «изведено» водой  и землей по велению Божию, кроме души человека, носящей в себе образ и подобие Божие;

 

3) О том, каковы следствия  творения:

 

а) Бог остается по Своей природе отличным от мира и мир от Бога;

б) Бог не потерпел никакой убыли  и не приобрел для Себя никакого восполнения от создания мира;

в) В мире нет ничего несотворенного, кроме Самого Бога;

г) Все сотворено хорошо весьма, значит, зло не явилось вместе с  творением мира.

 

Только на тех основаниях, какие  даны в Моисеевом сказании о происхождении  мира, возможна истинная религия.

 

Без признания Личного Бога мы не могли бы Его любить, Его прославлять, благодарить, искать у Него помощи, Ему молиться; мы были бы как сироты, не знающие ни отца, ни матери.

 

Если бы мир был совечен Богу, это значило бы, что Он в каком-то отношении равен Богу, в каком-то отношении независим от Бога, а в таком случае сам был бы как полубог со всей своей изменчивостью и существующим в нем злом, разложением и смертью. Это вело бы к мысли об ограниченности Божества, то есть к извращению самой идеи Божества, как Существа неограниченного, или же вело бы к двубожию.

 

Если бы мир был рожден из существа Божия, по эманации, то он сам по достоинству  был бы как Бог. Тогда не было бы Существа высшего над нами; если мир есть божество, то и мы сами в  нем – божество, и не было бы для  нас Бога.

 

Но мир имеет начало. Мир сотворен во времени. Есть Высшая Вечная, Премудрая, Всемогущая, Благая Сила над нами, к Которой радостно устремляется и прилепляется дух верующего человека, с любовью взывая: Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих... Да будет Господу слава во веки (Пс. 103, 24, 31).

 

Образ творения мира.

 

Мир сотворен из ничего. Лучше сказать: приведен в бытие из небытия, такое выражение мы находим обычно у отцов Церкви, потому что если говорим «из», то, очевидно, уже думаем о материале; но «ничто» не является материалом. Однако условно принято и вполне допустимо пользоваться этим выражением ввиду его простоты и краткости.

 

Что сотворение есть приведение из полного  небытия, об этом говорит Слово Божие  во многих местах:

 

Все сотворил Бог из ничего...(2 Мак. 7, 28). Из невидимого произошло видимое (Евр. 11, 3). Называющим несуществующее, как существующее (Рим. 4, 17).

 

Само время получило свое начало от сотворения мира: до того была вечность. И Священное Писание говорит: чрез Которого (Сына Своего) и веки сотворил (Евр. 1, 2): слово веки имеет здесь значение «времени»; можно сказать поэтому: мир сотворен одновременно со временем.

 

Бог сотворил мир мыслию Своей, хотением, словом или повелением («Православное исповедание веры»), ибо Он [сказал (рече) и они сделались,] повелел, и сотворились (Пс. 148, 5). Рече обозначает мановение. Под «словом» Божиим, как замечают отцы Церкви, здесь должно разуметь не какой-либо членораздельный звук или подобное нашему слово; нет, это творческое слово обозначает только мановение или выражение всемогущей воли Божией, произведшее из ничтожества вселенную.

 

Преподобный Иоанн Дамаскин пишет: «Как только благий и преблагий Бог не удовольствовался созерцанием Себя Самого, но по преизбытку благости восхотел, чтобы произошло нечто, что в будущем пользовалось бы Его благодеяниями и было причастно Его благости, Он приводит из несущего в бытие и творит все без изъятия, как невидимое, так и видимое, также и человека, составленного из видимого и невидимого. Творит же Он мысля, и мысль эта, дополняемая Словом и завершаемая Духом, становится делом» (Точное изложение православной веры. Кн. 2. Гл. 2).

 

Таким образом, хотя мир сотворен во времени, но Бог имел от вечности мысль  о мире (Блаженный Августин. «Против ересей»). Однако мы избегаем выражения: «сотворил из Своей мысли», что­бы не дать повода думать, что Бог сотворил мир из Своего существа. Если слово Божие не дает нам права говорить о «предвечном бытии» всего мира, то по тем же основаниям нужно признать неприемлемой мысль о «предвечном существовании человечества», стремящуюся проникнуть в наше богословие через одно из современных философско-богословских течений.

 

Участие всех Лиц Святой Троицы в  творении исповедует святая Церковь, руководствуясь указаниями Священного Писания.

 

В первых стихах книги Бытия мы читаем: «В начале сотворил Бог небо и землю». В еврейском оригинале Библии вместо нашего слова Бог стоит "Элогим" — Господь, во множественном числе. Буквально — "Господа, Владыки". То есть: в первой фразе Библии подлежащее стоит во множественном числе, а сказуемое в единственном. Христианская мысль традиционно видела в этом намек на Троичность Бога. Не ангелы, не служебные духи, не какие-либо духовные силы, посредствующие между человеком и Богом, создали наш мир, но Сам Бог.

Информация о работе Православный взгляд на происхождение мира