Первобытные верования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2012 в 19:32, реферат

Краткое описание

Зарождение религии. Мифология Австралии. Тотемизм. Магия. Фетишизм. Анимизм.

Вложенные файлы: 1 файл

религоведение.docx

— 24.14 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Религия существует много  веков, по-видимому, также долго, как  существует человечество. Своеобразные религии существовали в древнем  мире у египтян, греков, вавилонян, евреев и других народов. В настоящее  время широкое распространение  получили так называемые мировые  религии. Мировыми религиями принято  обычно называть те, которые, хотя и  зародились в одной этнической среде, перешагнули однако за ее рамки и распространены в настоящее время среди народов разных государств и разных языков. Таких религий известно всего три: христианство, ислам, буддизм. Помимо них продолжают существовать национальные религии, которые сложились в рамках определенных государств и этнических общностей и так и не вышли за эти рамки. Таковы были религии государств древнего Востока и античного мира – египетская, вавилонская, сирийская, финикийская, иранская, греческая, римская и другие. В настоящее время сохранились лишь немногие национальные религии, почти все они в странах Азии: это даосизм и конфуцианство в Китае, синтоизм в Японии, индуизм в Индии, зороастризм среди потомков древних иранцев, иудаизм среди евреев, и некоторые другие.

Религия сопровождала историю  всех народов с истоков цивилизации  и пронизывала едва ли не все сферы  человеческого бытия, проникая в  глубины сознания и даже подсознания  людей. Религия – особая сторона  духовного мира, главный признак  которой – вера в сверхъестественные силы и существа. Религиозная вера неизменно связана с поклонением  святыням, божествам, служением им при  помощи особых, верованиями установленных  сакральных действий-ритуалов. Религиозная  вера и ритуалы составляют органическое единство, без которого не может  быть религии. Верования, специфические  для каждой религии, составляют их духовное ядро. Все остальное в них –  осуществление этого духовного, идеального начала.

Для большинства верований  характерно многобожие, политеизм, но некоторые, особенно развитые религии, отличает монотеизм. Бог в них  выступает как верховное, над  миром возвышающееся существо, творец и управитель мироздания. Идея Бога (или божеств) составляет само средоточие верований.

В учениях великих мировых  религий есть черты сходства. Особенно это относится к монотеистическим религиям – иудаизму, христианству, исламу. Едина их мировоззренческая  основа и очень близки между собой  формы cуществования. Это устные или письменные сказания, предания, мифы и легенды о божественных силах и существах, изредка чудовищных и звероподобных, чаще человекоподобных.

Религия, которая считает  себя саму единственным подленником, оказывается в тупике. Глубины каждой религии едины в истинном, так же, как все люди едины в Боге, но единство религий еще не означает их равенства, равенства всех течений. Во всякой мировой религии есть некое духовное ядро, есть труднодоступная глубина. Это глубинное ядро каждой религии гораздо ближе к глубинному ядру другой мировой религии, чем к своей собственной переферии. И в каждой религии путь открывается только великому личному усилию.

Религия является закономерным результатом развития культуры, ее необходимой составной частью на всех этапах развития человечества. Различные  вероисповедания аккумулировали в  себе достижения мировой культуры и  в значительной мере являются хранителями  культурного наследия народов и  государств. Поэтому люди должны признавать права на существование и равноценность  иной мировоззренческой системы, иного  типа мышления, иных ценностных установок, проявлять терпимость, уважать взгляды  и позиции друг друга и, конечно, отказаться от любых видов силового давления и иных форм воздействия.

 

 

Зарождение религии

 

 

 На начальных этапах развития, люди не имели религии. Длительный период в истории жизни человечества был безрелигиозным. Зачатки религии появляются лишь у палеоантропов – древних людей, живших 80–50  тыс. лет назад. Жили эти люди в ледниковый период, в суровых климатических условиях. Их главным занятием была  охота  на крупных животных: мамонтов, носорогов, пещерных медведей, диких лошадей. Охотились палеоантропы группами, так как в одиночку победить большого зверя было невозможно. Оружия изготавливали из камня, кости и дерева. Одеждой служили звериные шкуры, хорошо защищающие от ветра и холода. Говоря о зачатках религии, ученые указывают на их погребения, которые располагались в пещерах и служили, одновременно жильем. Например, в пещерах Киик – Коба и Тешик – Таш найдены небольшие углубления, которые и являлись местами захоронений. Скелеты в них лежали  в необычной позе: на боку со слегка подогнутыми коленями. Между тем известно, что некоторые племена земного шара (например, папуасы берега Маклая на Новой Гвинее) хоронили своих умерших связанными: руки и ноги покойника привязывали лианой к телу, а затем помещали его в небольшую плетеную корзину. Подобным образом люди хотели обезопасить себя от мертвых. Сверху захоронения засыпали землей и камнями. В пещере Тешик – Таш череп неандертальского мальчика был окружен десятью воткнутыми в землю рогами козла. В пещере Петерсхеле (Германия) в специальных ящиках, сложенных из плит камня, были найдены черепа медведей. По-видимому, сохраняя медвежьи черепа, люди верили,  что это даст убитым животным вновь вернуться к жизни. Этот обычай (сохранять кости убитых животных) долго существовал у народов Севера и Сибири.

В период позднего каменного  века (40-10 тыс. лет назад) общество стало  более развитым, усложнились и  религиозные представления. В погребениях  кроманьонцев найдены не только останки, но и орудия труда и предметы быта. Умерших натирали охрой и надевали на них украшения – это говорит о том, что у кроманьонцев существовала вера в загробную жизнь. В могилу клали все, чем пользовался человек на земле, и что, как полагали, пригодится в загробном мире. Таким образом, в древнем мире возник погребальный культ.

Жизнь человека проходила  в упорной борьбе с окружающей природой, перед которой он испытывал  бессилие  и страх. Бессилие первобытного человека – вот причина, которая породила религию.

Человек не знал истинных  причин явлений окружающей природы, и все в ней казалось ему таинственным и загадочным – гром, землетрясение, лесной пожар и проливной дождь. Ему постоянно грозили различные бедствия: холод, голод, нападение хищных зверей. Он чувствовал себя слабым и беззащитным существом, полностью зависящим от окружающего мира. Эпидемии уносили ежегодно многих его сородичей, но причины их смерти он не знал. Охота была удачной и неудачной, но он не знал почему. У него появилось чувство тревоги, страха.

Следовательно, религия возникла потому, что первобытный человек  был бессилен перед природой. Но самые древние люди были еще более  беспомощны. Почему же у них не возникла религия? Дело в том, что религия  не могла возникнуть прежде, чем  сознание человека не достигло определенного  уровня развития.

Между учеными и богословами  давно идет спор о том, какими были ранние религиозные обряды. Богословы  говорят, что у человека с самого начала существовала вера в Бога. Монотеизм (единобожие) они объявляют первой, самой ранней формой религии. Ученые говорят обратное. Обратимся к фактам, созданным на основании раскопок и изучении древних рукописей.

 

 

 

 

Мифология Австралии  

 

Мифология многих племен Австралии  содержит образ «культурного героя» - первопредка, давшего людям различные обычаи, знания и технические навыки. У некоторых племен Южной Виктории таким героем является Бунджил, клинохвостый орел. Согласно мифам, он жил на земле, был добрым и никому не делал вреда. Он научил людей разным знаниям и искусствам, дал каждому племени особый язык, ввел брачные порядки. Живет он на небе, имеет двух жен – черных лебедей; братом его является летучая мышь, а сыновьями – звезды.

У племен Камилорои (Юго-Восточная Австралия) центральным образом в мифологии являлся Байаме. Байаме изображается как создатель всех вещей, он научил людей добывать огонь,  познакомил с искусствами и обрядами. Байаме чаще всего представляется в человеческом образе, хотя иногда и с ногами страуса.

У племен Аранда (Центральная Австралия) считалось, что людей сделали две ящерицы. Согласно мифам Аранда, некогда вся земля была покрыта морем. Когда вода ушла к северу, на земле остались бесформенные и беспомощные создания: их уши и глаза были закрыты, пальцы рук и ног срослись вместе, скорченные руки приросли к груди, а ноги были прижаты к телу. Ящерицы при помощи каменного ножа придали им человеческий облик: прорезали глаза, проткнули уши, разделили пальцы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Тотемизм 

 

Характерной чертой религии  австралийцев является тотемизм, то есть вера в родство членов каждого  рода с определенным видом животных, плиц, растений. Австралийские родовые  группы носили названия: «Люди кенгуру», «Люди водяной лилии» и так  далее. Тотем считался предком, родоначальником  группы, с ним был связан ряд  запретов: тотем запрещалось убивать, употреблять в пищу, наносить ему  вред.

В роде, где тотемом была личинка, обряд поклонения совершался так: все взрослые мужчины, тайком от женщин и детей покидали стойбище и направлялись к отдаленной пещере. В ней лежала огромная глыба кварцита, а вокруг нее – маленькие круглые  камни. Большая глыба изображала насекомое, а маленькие камешки  вокруг нее – личинок. Все участники  обряда пели песню, упрашивая насекомое  откладывать яйца. Затем старейший  в группе брал один из маленьких  камней и, потирая им живот каждому участнику обряда говорил: «Ты ел много пиши!». Всего таких пещер с камнями было около десяти. Мужчины обходили их все по очереди и в каждой совершали одну и ту же церемонию. В течение всего обряда никто из мужчин не имел права что – либо есть. Никто из участников не брал с собой оружия и одежды.

Тотемизм является одной  из ранних форм религии. В честь тотема исполнялись религиозные пляски, во время которых участники одевали на себя маски тотема и подражали ему в действиях. Цель таких плясок – укрепление связи с тотемом. В роду буйволов умирающего заворачивали в шкуру буйвола, лицо выкрашивали в знак тотема и говорили: «Ты идешь к буйволам! Ты идешь к своим предкам! Будь крепок!»

 

 

 

 

Магия 

 

Наряду с тотемизмом, значительное место в жизни человека занимала магия. По целям воздействия, магия  была: вредоносной, лечебной и промысловой. Так, перед охотой на медведя или  оленя совершались магические репетиционные  действия, в процессе которых охотники стреляли в чучело или иное изображение  этого зверя. И если они удачно стреляли в это изображение, то верили, что в настоящей охоте у  них будет положительный результат. Во время этих репетиционных действий совершались ритуальные танцы и  выкрикивались особые заклинания. В  магии таинственной силой наделялись конкретные действия людей. Но первобытные  люди также верили, что носителями этой таинственной силы могут быть конкретные предметы – фетиши. Отсюда и происходит такая форма первобытной  религии, как фетишизм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фетишизм 

 

Фетишем мог стать любой  предмет, почему-то поразивший воображение  человека: камень необыкновенной формы  или расцветки, зуб животного  или кусок дерева. Неважно, какой  это предмет – это может  быть и обычный булыжник. Важно, что  за ним замечено действие какой-то силы. Например, шел человек, споткнулся о  булыжник, упал и нашел что-то ценное. Эту находку он связал с действием  булыжника и будет хранить и оберегать этот булыжник. Одной из разновидностей фетишизма является идолопоклонничество. Идол – это предмет, которому придана форма человека или животного. Этот предмет наделяется таинственной силой воздействия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анимизм 

 

 

          В качестве другой ранней  формы религиозных представлений  и верований следует назвать  анимизм – веру в существование  духов, одухотворение сил природы,  животных, растений и неодушевленных  предметов, приписывающей им разум  и сверхъестественное могущество. Если тотемизм ориентирован на внутренние потребности данной родовой группы, на ее отличия от других, то анимистические представления имеют более широкий и всеобщий характер, понятны и доступны всем и каждому и воспринимаются вполне однозначно. Это естественно, ибо первобытные люди обожествляли и одухотворяли небо и землю, солнце и луну, дождь и ветер, гром и молнию, горы и реки, холмы и леса, камни и ручьи. Все они в представлении первобытных людей имели душу, разум, могли чувствовать и действовать, причинять пользу или вред. Следовательно, ко всем этим явлениям природы необходимо относиться с вниманием – приносить определенные жертвы, совершать в их честь молитвенные обряды и культовые церемонии.

Анимизм выражал тот факт, что первобытный человек был  способен к созданию абстрактных  понятий, в том числе и понятия души, что в сознании тогдашних людей появилось представление о существовании реального, земного мира и наряду с ним потустороннего мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

 

Первобытные верования –  порождение начального этапа становления  культуры человечества, отражение формирующихся  обществ, семейных и производственных отношений, примитивного состояния  психики, чувствительного разума и  знаний древнего человека о себе и  окружающем мире. Основными объектами  поклонения в этих религиях были природные  объекты. Духовные существа в основном носили безличный характер. Тотемизм, анимизм, фетишизм, магия, входя как  элементы в ту или иную религию, никогда  и нигде каждый в отдельности  не составляли целой религии, однако они характеризуют верования  и обряды древних людей. Это не означает, что они существовали только в первобытном обществе.  В этом обществе они только возникли и являлись господствующими формами религиозной стороны жизнедеятельности первобытного человека. Но существовали они всегда, на протяжении всей истории человеческой культуры. Различные формы их проявлений мы можем четко обнаружить во всех последующих религиозных системах, в том числе и в современных религиях.

Информация о работе Первобытные верования