Особенности семьи мусульманского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 00:40, курсовая работа

Краткое описание

Мусульманское право вобрало в себя многие элементы предшествующих правовых культур Востока, в частности правовые обычаи и традиции, действовавшие в доисламской Аравии и на завоеванных арабами территориях. Так, при Омейядах некоторое время продолжало применяться право сасанидского Ирана, Византии, а также частично и римское право.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие семьи мусульманского права…………………………….......5
1.1. Понятие правовой системы и правовой семьи…………………………….5
1.2. Различные подходы к классификации правовых систем………………….7
Глава 2. Формирование семьи мусульманского права……. ………………....9
2.1. Формирование ислама и зарождение мусульманского права………….9
2.2. Период толкования мусульманского права…………………………….12
2.3. Настоящий период……………………………………………………..….15
Глава 3. Особенности семьи мусульманского права …………………...........18
3.1. Источники мусульманского права …………………………………….…..18
3.2. Структура и особенности мусульманского права ………………………..22
Заключение……………………………………………………………......……..32
Список использованной литературы…………

Вложенные файлы: 1 файл

Мусульманское право.docx

— 97.38 Кб (Скачать файл)

     Издавна Аравия была населена семическими племенами, предками современных арабов. Часть их жила оседло и городах и оазисах, занимаясь земледелием, ремеслами и торговлей, часть кочевала в степях и пустынях, занимаясь скотоводством, разведением верблюдов и лошадей. Аравия была экономически и культурно связана с соседними странами — Месопотамией, Сирией, Палестиной, Египтом и Эфиопией. Торговые пути между этими странами проходили через Аравию, а один из наиболее сажных торговых узлов, находящихся на пересечении торговых дорог, был в Мекканском оазисе, близ побережья Красного моря. Здесь и обитало племя курейшит, которое извлекало из торговли огромную выгоду для себя.

     В IV в. в Аравии наметился упадок в караванной торговле, так как торговые пути переместились на восток в Сасанидский Иран. Это нарушило экономическое равновесие, длившееся веками. Кочевники, потерявшие доход от торгового промысла, стали переходить к оседлому образу жизни, заниматься земледелием, что, естественно, вызвало столкновение между племенами из-за земли, пригодной для возделывания. Остро встал вопрос об объединении, возникло движение за слияние племенных культов, за почитание единого верховного бога Аллаха. Среди арабов возникла секта халифов, чтивших единого бога.

     Возникновение и распространение новой религии в Аравии происходило синхронно. В обстановке кризиса родоплеменной структуры ислам стимулировал и мотивировал начавшиеся ранее процессы племенной интеграции и создания новых имущественно-правовых отношений, а эти процессы, в свою очередь, способствовали распространению нового вероучения.

     Путем уговоров и силой оружия аравийские племена одно за другим обращались в ислам, и к концу 630 г. большая часть Аравии признала власть Мухаммеда.

     В такой обстановке и развернулась проповедническая деятельность Мухаммеда, вполне отвечавшая общественной потребности. В его проповедях требовалось почитать только Аллаха и быть покорным его воле.

     Мухаммед был уроженцем Мекки из оседлого племени курейш. Почти достоверно установлено, что жил он приблизительно в 570—632 гг. н. э. По преданию, Мухаммед получил от Аллаха через архангела Джебраила ряд «откровений», записанных в священной книге Коран и передал их людям.

     Биография Мухаммеда, в отличие от евангельской биографии Иисуса, лишена особых «неземных» деяний. Известно только, что при жизни Мухаммеда все государственные и общественные дела в мусульманской общине решались по его указанию.

     Мухаммед начал свою деятельность в Мекке. Проповеди Мухаммеда были встречены враждебно, прежде всего, предводителями его собственного племени. Торговая знать опасалась, что прекращение культа староарабских племенных богов подорвет значение Мекки как религиозного, а значит, и экономического центра. В 622 г. н. э. Мухаммеду с его приверженцами пришлось бежать из Мекки; это бегство (хиджра) считается мусульманами за начало особого летоисчисления (мусульманская эра). Мухаммед отправился пророчествовать в Медину (Ятрий), где ему удалось собрать много приверженцев.

     В земледельческом оазисе Медине пропаганда Мухаммеда нашла отклик: мединцы враждовали с мекканской аристократией и рады были выступить против нее. Мухаммеда поддержало несколько местных крупных племен, а уже в 630 г, мекканские племена вынуждены были принять новую религию. Но по мере того как к новому учению примыкали все новые и новые племена, Мекка приобретала всe больший вес и становилась национально-религиозным центром, а аристократия племени курейш даже возглавила мусульманское движение. Вскоре Мухаммед и его приверженцы объединили большую часть Аравии под знаменем новой религии.

     В момент смерти Мухаммеда (632 г.) новое вероучение было еще не оформлено, оно только приобретало свои очертания, но основные его положения, которые можно извлечь из Корана, были позже развиты мусульманскими богословами. 
 
 
 

     2.2. Период толкования  мусульманского права 

     Расхождение течений в исламе началось при  Омейядах и продолжалось во времена Аббасидов, когда учёные начали переводить на арабский язык сочинения иранских и древнегреческих учёных, анализировать и интерпретировать эти труды с исламской точки зрения.

     Несмотря  на то, что ислам сплачивал людей  на основе общности религии, этноконфессиональные противоречия в мусульманских странах не исчезли. Данное обстоятельство нашло отражение в разных течениях мусульманской религии. Все различия между течениями в исламе (суннизмом и шиизмом) фактически сводятся к вопросам правоприменения, а не догматики. Ислам считается единой религией всех мусульман, но между представителями исламских течений существует ряд разногласий. Имеются также значительные несовпадения в принципах юридических решений, характере праздников, в отношении к иноверцам.

     Самый ранний и наиболее крупный раскол был вызван появлением шиизма («шия»  в переводе с араб. — партия, секта). Шиитское движение породило недовольство персов к арабам-завоевателям, то есть это было своего рода первое проявление антиарабского движения в Иране.

     В шиизме верят, что законными преемниками  пророка Мухаммеда — имамами  — могут стать только его кровные  потомки, а «избранные» общиной халифы незаконны. Отсюда и отвержение шиитами Сунны, составленной при первых халифах из преданий о пророке. Шиизм дал еще несколько течений, господствующим из которых стало течение, признающее одиннадцать имамов - потомком Али; двенадцатый имам, по преданиям, таинственно скрылся еще в IX в., но скоро должен объявиться как спаситель мира — махди. Это течение очень быстро распространилось в Иране и с начала XVI в. стало там официальной государственной религией.

     Другие ответвления шиизма оформились в разнообразные секты. Так, исмаилиты (по имени ее основателя Исмаила, VII в.) сегодня обитают в горных районах Афганистана, Бадахшапа и др. Религия исмаилитов основана на местных народных домусульманских учениях и верованиях.

     Исмаилитская секта, в свою очередь, дала толчок для образования групп карматов и ассассиннов, а также последователей халифа Хакима, известной до сих пор как друзы (о Ливане).

     В отличие от шиитского направления, ортодоксальный ислам, охвативший большое количество мусульман, называется суннизмом. Его сторонники признают законность сунн. От суннизма образовалось мутазалитское течение (VIII — IXвв.). Эти сектанты утверждали, что Коран написан людьми, доказывали «справедливость» бога, наличие свободной воли у человека. Но в конце IX в. в халифате взяло верх реакционное фанатичное духовенство и мутазилиты подверглись преследованию. Учения этой секты повлияли на дальнейшее развитие мусульманского богословия.

     В правоверном мусульманском богословии сложились четыре школы: ханифитов, шафиитов, маликитов и ханбалитов (по именам их основателей). Последняя из этих школ была проникнута духом крайнего фанатизма, буквального толкования религиозных догматов; она укрепилась среди отсталого бедуинского населения Аравии. Школа маликитов, близкая к школе ханбалитов, получила господство в Северной Африке. Две другие школы, распространившиеся в более культурных областях мусульманского миpa, имеют более свободное толкование учения.

     В тот же период в исламе возникло мистическое, полумонашеское течение суфизма («суфи» — грубая шерстяная ткань). В суфийском вероучении сказалось влияние идей маздеизма, буддизма и даже неоплатонизма. Суфии не предавали большого значения внешней обрядности, а искали истинного богопознания, мистического слияния с божеством, придавали особое значение именам божьим, встречаемым в Коране. На основе суфийского учения стали образовываться ордена странствующих монахов (дервишей), представители которых вскоре превратились в шарлатанов, обманывающих и обирающих народ.

     С суфизмом было исторически связано движение тариката («тарикатз» в переведе с араб. - путь). Первоначально это понятие означало благочестивую жизнь для общения с богом, впоследствии в движение влились фанатики, проповедующие «священную войну» против христиан и других иноверцев. Под знаменем тариката вели, например, войну имамы на Кавказе против русских.

     В XVIII в. в Аравии возникло течение ваххабитов, выдвигавших протест против зажиточных городских купцов и богачей, Они требовали возвращения к первоначальному прямому и простому толкованию Корана, строгому соблюдению обрядов и запретов, боролись с европейскими культурными влияниями и т. п. Сегодня ваххабизм является господствующей религией в Саудовской Аравии.

     В прежние времена в мусульманских странах государственную и церковную власть осуществлял глава государства (халиф, падишах), который считался преемником пророка. Штат его советников составляло высшее духовенство, поэтому и гражданское и уголовное право было построено на религиозном законе — шариате. За выполнением норм шариата следили мусульманские богословы. В настоящее время в исламе наиболее остро обозначились две тенденции: в богословских кругах пробивается идея о праве каждого мусульманина на иджтихад — самостоятельное суждение по религиозным и правовым вопросам; и вновь теологами изучается религиозная обязанность мусульман - джихад. 
 
 
 
 
 
 
 

     2.3. Настоящий период

     Современный Ислам - вторая по численности последователей (после христианства) мировая религия. По приблизительным отчетам, общая  численность мусульман на земном шаре достигает 1,5 миллиардов человек (около 90 процентов из них сунниты), из которых более двух третей живет в зарубежной Азии, составляя свыше 20 процентов населения этой части планеты, почти 30 процентов - в Африке (49 процентов населения континента). Из более чем 120 стран мира, в которых существуют мусульманские общины, в 35 мусульмане составляют большую часть населения - свыше 80 процентов населения во всех странах Северной Африки, Западной Азии (за исключением Кипра, Ливана, Израиля), в Сенегале, Гамбии, Нигере, Сомали, Афганистане, Пакистане, Бангладеш, Индонезии и некоторых других; в ряде стран последователей Ислама насчитывается от половины до 80 процентов жителей (Гвинея, Мали, Ливан, Чад, Судан), в Малайзии и Нигерии - почти половина, в некоторых странах они составляют влиятельное меньшинство (Гвинея-Бисау, Камерун, Буркина Фасо, Сьерра-Леоне и др.). Наиболее крупным по абсолютной численности мусульманские общины - в Индонезии, Индии, Пакистане и Бангладеш; значительное число мусульман проживает в Китае, Таиланде, Эфиопии, Танзании, на Кипре, в некоторых странах Европы (Югославия, Албания, Великобритания, ФРГ, Франция и др.), Америки (США, Канада, Аргентина, Бразилия, Гайана, Суринам, Тринидад и Тобаго), в Астралии, на островах Фиджи.

     В 28 афро-азиатских государствах Ислам  признан государственной (или официальной) религией, Это Египет, Кувейт, Саудовская Аравия, Иран, Пакистан и др. В некоторых  странах слово “исламский” включено в их официальное название: Исламская  Республика Иран, Исламская Республика Пакистан, Исламская Республика Мавритания и др. 

     Во  многих странах распространения  Ислама действуют мусульманские  партии, играющие нередко важную роль в политике, например Партия исламской  республики в Иране, Партия единства и развития в Индонезии, Панмалайская исламская партия в Малайзии, Джамаат-и ислами в Индии и Пакистане.

     В ряде стран распространены религиозно-политических организации (в том числе и  находящиеся вне закона, например “Братья-мусульмане”, Партия исламского освобождения и др.), функционируют  многочисленные религиозные учебные  заведения (коранические школы, мадраса, мусульманские университеты), исламские общества, миссионерские организации, коммерческие предприятия (исламские банки, страховые компании).

     Продолжает  сохраняться система мусульманского судопроизводства. Во второй половине 70-х - начале 80-х годов делались попытки  возрождения некоторых норм шари’ата, ранее упраздненных на практике: таково, например, введение определенных мусульманским правом телесных наказаний за уголовные преступления в Пакистане, Судане (при президенте Дж. Нимейри), аравийских монархиях.

     В конце 70-х - начале 80-х годов определенную роль в международных делах стали  играть международные мусульманские  организации, действующие как на правительственном, так и на неправительственном  уровне. Наиболее значительная из них - Организация исламской конференции (Муназзамат ал-му’тамар ал-ислами), созданная в 1969 году и объединяющая 44 афро-азиатских государства, а также Организацию освобождения Палестины. Мусульманские страны представлены в ней главами государств и правительств. Свою деятельность, направленную на осуществление исламской солидарности, ОИК проводит через Генеральный секретариат со штаб-квартирой в Джидде и целый ряд специализированных организаций (Исламский банк развития, Исламское агентство новостей, Исламская организация по образованию, науке и культуре, Исламский фонд развития и др.). Для деятельности ОИК характерна двойственность политических решений: с одной стороны, выдвигаются антиимпериалистические лозунги, принимаются решения, направленные против международного империализма и сионизма, с другой - нередко звучат антикоммунистические призывы, получают поддержку реакционные силы в странах распространения.

Информация о работе Особенности семьи мусульманского права