Особенности исламского осмысления феномена благотворительности и милосердия. Понятие «любви» в исламе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 16:15, реферат

Краткое описание

Милосердие и благотворительность являются общечеловеческими ценностями, имеющими глубокий нравственный и гуманистический смысл, связанный со становлением духовности человека. Милосердная практика возникла задолго до появления организованных религиозных и государственных структур, а с появлением последних стала одним из важнейших направлений их социальной политики, направленной на обеспечение стабильности общественных структур, предотвращение социальных конфликтов. Со временем эта деятельность получила религиозное освящение.

Содержание

Введение.........................................................................................................................................3
1. История возникновения ислама…………………………………………………….4
2. Милосердие и благотворительность в исламе………………………………..6
3. Понятие «любви» в исламе……………………………………………………………9
Заключение…………………………………………………………………………………….12

Вложенные файлы: 1 файл

ислам.docx

— 28.42 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ  М.ТАНКА»

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 по дисциплине

«БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ  И МИЛОСЕРДИЕ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ»

ТЕМА РЕФЕРАТА: «Особенности исламского осмысления феномена благотворительности и милосердия. Понятие «любви» в исламе»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: Кулинкович Наталия     Николаевна

   группа: с-11

 

 Руководитель: доцент  кафедры социальной работы

Алтынцева Елена Николаевна

 

 

 

 

 

 

 

МИНСК, 2014 

Содержание

 

Введение.........................................................................................................................................3

1. История  возникновения ислама…………………………………………………….4

2. Милосердие  и благотворительность в исламе………………………………..6

3. Понятие  «любви» в исламе……………………………………………………………9

Заключение…………………………………………………………………………………….12

 

 

 

Введение

Милосердие и благотворительность  являются общечеловеческими ценностями, имеющими глубокий нравственный и гуманистический  смысл, связанный со становлением духовности человека. Милосердная практика возникла задолго до появления организованных религиозных и государственных  структур, а с появлением последних  стала одним из важнейших направлений  их социальной политики, направленной на обеспечение стабильности общественных структур, предотвращение социальных конфликтов. Со временем эта деятельность получила религиозное освящение. Она  закреплена в канонах и заповедях  всех религий. Милосердная благотворительная  деятельность всегда была одной из самых важных сфер деятельности религиозных  организаций различных направлений. Христианством (православием, католицизмом, протестантизмом), мусульманством, иудаизмом  и другими конфессиями накоплен громадный опыт благотворительной  деятельности, исчисляемый многими  веками.

1. История возникновения  ислама

 Ислам — вторая по числу  последователей мировая религия.  Ислам исповедуют около 860 млн.  человек более чем в 120 странах  мира. В 28 странах ислам признан  государственной или официальной  религией (Египет, Иран, Ирак, Кувейт, Марокко,  Саудовская Аравия, Пакистан и  др.) Подавляющее большинство мусульман  проживает в странах Западной, Южной, Юго-восточной Азии и  Северной Африки. В нашей стране  последователи ислама составляют  вторую по численности этно-конфессиональную  группу и проживают преимущественно  на территории Башкортостана,  Татарстана, республик Северного  Кавказа. Крупные мусульманские  общины есть в г. Москве, С.—Петербурге  и других регионах России.

Ислам относительно молодая  религия. Она возникла в начале VII века н. э. на Аравийском полуострове. Населяли эту  территорию арабские племена, преимущественным занятием которых, было скотоводство. Вместе с тем, в то время через  территорию Западной Африки проходил караванный путь, что привело к  появлению там таких крупных  городов как Мекка, Ясриб (будущая  Медина), Таиф. Торговые связи способствовали активному общению с разными  народами и религиями.

  Однако этот процесс формирования  монотеистической религии не  проходил автоматически. Решающий  импульс ему придал реальное  историческое лицо — пророк  Мухаммед.Он происходил из племени  курейшитов, рано осиротел, работал  пастухом, затем женился на богатой  вдове и стал купцом в Мекке.  Вскоре он бросил торговые  дела и в 610 году выступил  с проповедью монотеистической  религии, которую назвал ислам  (в переводе с арабского означает  «покорность», «предание себя богу»). Последователи ислама —мусульмане—  «покорные». Мухаммед провозгласил, что существует лишь один великий  Аллах и что все должны быть  покорны его воле, служить ему  в ожидании конца мира, судного  дня и установления царства  справедливости и мира на Земле. В проповедях Мухаммеда звучали также требования социальной справедливости, братства верующих, оказания богатыми благотворительной помощи бедным, осуждения ростовщичества, необходимости соблюдать простые нормы нравственности.

 Члены общины признали Мухаммеда  своим пророком, религиозным и  светским руководителем.

  В 632 году Мухаммед умер  и был похоронен в Медине. После  смерти Мухаммеда на пост Халифа  — приемника, заместителя пророка  был избран его ближайший сподвижник  Абу Бекр, который организовал  ряд крупных завоевательных походов  во имя Аллаха, покорил своей  власти многие племена и народы  и стал главой обширного Арабского  Халифата. Таким путем ислам быстро  распространился по всей территории  Аравии и превратился в господствующую  религию арабского государства.

2. Милосердие и  благотворительность в исламе

Ислам, как наиболее молодая мировая  религия, многое, в том числе и  идею милосердия, позаимствовал у  других конфессий. Корни милосердия у мусульман – в родоплеменной  взаимопомощи. Исторически  сложилась  особая забота мусульман о сиротах, так как пророк Мухаммед рос в  сиротстве.  

 Милосердие и благотворительность  в исламе являются традицией.  Раздача милостыни входит в  число обязательных ритуальных  праздников. Формирование потребности  в проявлении милосердия происходит  в детстве. 

Идеи милосердия, сострадания и  помощи неимущим вошло органической частью в вероучение ислама. В исламе милость и милосердие рассматриваются  как важнейшие качества - атрибуты самого Бога. Главная вероучительная книга ислама - Коран требует от мусульман проявлять милосердие по отношению ко всем слабым, беззащитным, нуждающимся в помощи - к рабам, старикам, сиротам, путникам, должникам. В Коране ней предусмотрена целая  система мер, приучающих человека делиться даже самым необходимым с теми, кто оказался в затруднительном  положении — начиная от доброохотного  подаяния до ежегодного «очистительного  налога» на имущество правоверных, сборы от которого идут в фонд поддержки  нуждающихся. На протяжении столетий религиозные  общины, а в исламских государствах и соответствующие чиновники  строго следили за исполнением этих предписаний.

Известно, что ислам, как и другие мировые религии,уделяет огромное внимание и формированию высоконравственной личности. В Коране и Сунне определены самые различные моральные нормы, которые охватывают жизнь человека от рождения до самой смерти. Постоянное нравственное совершенствование вменяется в обязанность каждому проверному. В соответствии с вероучением, Аллах, будучи сам милостивым и милосердным, требует и от мусульман проявлять такие же качества. При этом в Коране речь идёт не только о сопереживании, сочувствии попавшему в сложное положение, но и об оказании ему реальной бескорыстной помощи и поддержки. В изречениях пророка речь идёт об обязанности мусульманина проявлять гуманное отношение к побеждённому, к рабу, прощать обиды, об отказе от получения долга, если человек находится в затрудительном положении, а также проявлении готовности помочь не только тому, кого постигло несчастье, но и тому, кого охватили благородные устремления.

Особую заботу вероучение ислама проявляет  о сиротах, они в числе тех, кому преднозначаются средства от закята (обязательной милостыни или налога в пользу нуждающихся мусульман). Имущество сирот неприкосновенно. Покушающийся на их имущество, по Корану, будет гореть в адском пламени.Кроме того, Коран запретил распространённую  до этого времени практику убийства «лишних» детей их родителями.

Все взрослые дееспособные мусульмане, согласно Корану, должны платить закят, считавшийся вначале милостыней, затем превратившийся в налог в пользу нуждающихся мусульман. Он «очищает», делает безгрешным пользование богатством, с которого уплачен. Закят оплачивается с имущества, превышающего определённый минимум, в размере 2.5%, с продуктов земледелия 10%, с добычи золота, серебра, драгоценных камней, продуктов моря — пятую часть (20%). Право на получение помощи от этого фонда имеют бедные, несостоятельные должники, участники войны за веру,путники,не имеющие средств на возвращение,сборщики закята. Закят — ежегодное добровольно-обязательное отчуждение точно установленной части своего имущества в пользу нуждающихся. В день ежегодного праздника жертвоприношения  каждый свободный мусульманин, имеющий скот или средства на приобретение жертвенного животного, должен принести жертву. Всё мясо жертвенного животного должно раздаваться неимущим. Сложившаяся практика такова: треть мяса расходуется на праздничную трапезу семей и гостей, остальное незамедлительно раздаётся нуждающимся. В отношении шкуры исламом предписывается: либо использовать в домашнем хозяйстве, либо отдать бесплатно кому-либо, если же никто не возьмёт, то продать, а вырученные деньги раздать как милостыню. Если человек, обязанный совершать жертвоприношение, по какой-либо причине не выполнил предписание, он должен стоимость жертвенного животного раздать в виде милостыни.

Также в Коране говорится о необходимости  заботится о рабах. 
“Самым плохим человеком” объявил пророк того, кто бьёт своего раба. А «тот, кто освободил раба, тот искупил свою вину перед Аллахом» - провозгласил он.

Считается, что пророк Мухаммед заботился о преодолении нищенства. Он говорит о том, что нуждающегося надо научить работать и тем самым зарабатывать на жизнь, а не кормить подаянием. Прошение милостыни считается грехом, который смыть может только огонь.

Всё это должно совершаться из душевной потребности, как проявление чистого милосердия без всякого расчёта на какие-то преимущества для себя. Рекомендуемая милостыня раздается всяком, кто имеет к этому возможность. Она бывает 3 видов:

а) единичный акт благотворительности;

б) искупительное действие, т.е. штраф(каффара) за умышленное нарушение предписания, скажем поста, идущий на благотворительные цели;

в) выделение имущим части своих  доходов в пользу неимущих;

Принимать милостыню может лишь человек, не имеющий возможности сам её давать.

3. Понятие «любви»  в исламе

Что такое любовь? Любое ли чувство  к человеку противоположного пола является любовью? Тоска по нему или по ней, светлые мечты, желание добра  – всё ли это любовь? А может, любовь – это что-то большее, чем  чувство? Как узнать, что это –  любовь?

Веками историки и литераторы, музыканты  и художники, психологи и физиологи  пытаются объяснить любовь или подобрать  ключи к этому многогранному  состоянию человека.

 Любовь в самом полном  и высоком смысле этого слова  считается одной из непостижимейших  загадок мироздания. Как и откуда  возникает она? Зачем? Куда  и почему исчезает? Чем жива, когда  любящие надолго разлучены? 

 Ответы на эти и другие  вопросы, связанные с таинством  истинной любви, мы можем найти  в Исламе. Любви, симпатии и  взаимоотношениям между мужчинами  и женщинами в религии Единобожия  уделено очень большое внимание.

 Невозможно создавать хорошую  в религиозном понимании семью  без любви, невозможно воспитать  хороших детей без любви, невозможно  хорошо относиться друг к другу  без любви!

 Понятие «любовь» было заложено  Всевышним в первого человека  Адама  и его супругу Хава (Еву). Аллах создал мужчину –  праотца человечества Адама   – и создал для него из  его же плоти супругу. И была  дарована им Создателем любовь, чтобы они в своём союзе  обрели комфорт и отдых, нашли  мир и спокойствие. Установление  между супругами любви, ласки  и благодати – знамение Творца.

 От них потом это прекрасное  чувство – любовь – по наследству  передалось всему человечеству. И с тех пор люди ищут  любовь, влюбляясь, обретают её, привыкают  к ней, страдают и учатся  забыть её, если она безответна.

Традицией пророков является женитьба, и любовь укрепляла их браки. Вечная речь Всевышнего – Священный Коран  – рассказывает нам об истоках  и зарождении человеческой любви  между мужчиной и женщиной (смысл): «Из знамений Аллаха – то, что  Он создал для вас жён из вас  самих же, чтобы вы находили в  них успокоение, и установил между  вами узы любви и милосердия. Воистину в этом – явное знамение для  тех, кто размышляет».

 Слово «любовь» часто встречается  в религиозных текстах, но в  основном в них речь идёт  о любви к Всевышнему, Его Пророку  Мухаммеду, другим пророкам, праведникам,  святым и любви между верующими.

 Замечательная история любви  Зулейхи к пророку Юсуфу   упоминается и в Священном  Коране. Всевышний на испытаниях  пророка Юсуфа  показал, как  удержаться от соблазна и сохранить  чистоту и целомудрие. А на  примере Зулейхи показал, каким  сильным иногда может быть  чувство любви. Эпизодов, рассказывающих  о любви между мужчиной и  женщиной, тоже немало в исламских  религиозных текстах.

Проблема в том, что в современном  обществе понятие любви нередко  относят лишь к сексуальному влечению и половой близости без всякой ответственности. Истинная любовь лишается своей чистоты, сакрального смысла и невинности, когда её потребности  практикуются вне брака. Современная  пропаганда разврата и грязные проявления нетрадиционной субкультуры никоим образом нельзя относить к чистому  чувству любви.

 Негативных последствий неправильного  понимания любви тоже предостаточно.  В основном в молодёжной среде  «разовые увлечения» принято  считать любовью, а такие страшные  грехи, как прелюбодеяние и  супружеская измена, – «нормальными  жизненными коллизиями». Некоторые,  попробовав слишком много «любви»,  узнают, что люди их называют  гулящими, проститутками и другими  подобными словами. У многих  на счету – убийство ещё  не рождённых детей (аборты), незаконнорожденные  дети. Часто неправильно трактуемая любовь и так называемая неразделённая любовь становятся причиной суицида. Разочарование в любви пытаются утопить в алкоголе, но при этом человеческий облик теряет свою красоту и духовность мелеет.

Заставить сердце полюбить или запретить  ему влюбиться невозможно. Чистая и искренняя любовь даётся человеку Всевышним. Это сильнейшее испытание, сложный жизненный экзамен, но его  надо сдать только на «отлично». А  как это сделать? Этот вопрос вовсе  не риторический, всё просто, как  всё гениальное. В Исламе даются совершенные инструкции для влюблённых – нет лучшего действия для  любящих сердец, чем брак. Если кто-то влюбился, пусть идёт и сватается  к ней. А если любовь не взаимная – нет лучшего лекарства, чем  терпение. Ведь Аллах обязательно  вознаграждает за терпение. В Коране сказано: «О уверовавшие! Обратитесь за помощью к терпению и молитве. Воистину Аллах – с терпеливыми (Он благоволит тому, кто терпелив и  стоек духом)» 

Информация о работе Особенности исламского осмысления феномена благотворительности и милосердия. Понятие «любви» в исламе