Нравы в Христианстве и Буддизме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 05:17, реферат

Краткое описание

Нравы - понятие, фиксирующее то, как фактически ведут себя люди различных социальных групп, что они разрешают себе или запрещают. Нравы - это те эталоны и нормы поведения, которыми непосредственно руководствуются люди.
Совокупность Нравов связана с нравственностью социальной общности. Поскольку различны бытие социальных слоев, уровень культуры, различны и Нравы.
Понятием Нравы обычно пользуются при описании и моральной оценке бытующих в том или ином обществе норм поведения.

Вложенные файлы: 1 файл

Нравы в Христианстве и Буддизм.docx

— 32.42 Кб (Скачать файл)

Нравы в Христианстве и  Буддизме

 

Нравы - понятие, фиксирующее то, как фактически ведут себя люди различных социальных групп, что они разрешают себе или запрещают. Нравы - это те эталоны и нормы поведения, которыми непосредственно руководствуются люди.

Совокупность Нравов связана  с нравственностью социальной общности. Поскольку различны бытие социальных слоев, уровень культуры, различны и  Нравы.

Понятием Нравы обычно пользуются при описании и моральной  оценке бытующих в том или ином обществе норм поведения.

При росте уровня цивилизации  и повышении нравственности смягчаются и Нравы. Оно характеризует, также содержание поведения (как именно принято поступать), присущего данному обществу, социальной группе, коллективу. Понятие Нравы близко к понятию норм поведения.

Ум и нрав слитно образуют дух. К нраву относятся: воля, любовь, милосердие, страсти, нравственность, доблесть

Нравственность – один из важнейших факторов общественного развития. По Канту, нравственность есть «некоторая ощущаемая зависимость частной воли от общей». Это значит, что нравственность, присущая личности, позволяет ему соотносить свои интересы и желания с интересами общества, в котором он существует.

Когда мы стараемся осмыслить  понятие «Нравственность», то, прежде всего, отмечаем, что в понятии нравственности особым образом соединились знания человеческой цивилизации об идеале и реальности: идеал притягивает к себе реальность, заставляя её меняться по нравственным принципам.

Кроме того, эта категория  как расширенное понятие объединяет в себе сущностную социальную первопричину реальных действий людей: они добровольно  берут на себя личностные обязанности  по соответствию своих действий неким  общим представлениям (общим нравам) и по соотнесению этих действий и своих мыслей целям, задачам, критериям общества. По-другому, жизнь превращается при этом в Игру с Выигрышем для Всех и каждого.

Поэтому говорить о нравственности можно лишь с позиций добровольно взятых на себя обязанностей человека перед обществом или перед той Высшей Силой из пространства Сознания Природы, которая соответствует общему представлению, эгрегорному образу, Богу, стоящему над данным обществом и человеком и которое ведёт данное общество и данного человека по жизненному пути.

 

Нравственность и религия

 

На всем протяжении своей истории  нравственность тесно связана с  религией. Вера содержит мощный нравственный заряд, так как, во-первых, человек  подчиняет свое поведение воле более  совершенных существ, т. е. приучает себя к повиновению; во-вторых, собственными действиями, внешним обликом и  внутренними способностями он стремится  уподобиться этим существам и  в какой-то степени преображается.

Религия открывает для человека высшие ценности – святыни и тем самым указывает дорогу туда, где он становится более совершенным.

Наиболее развитые формы религии  оказывают многоплановое позитивное воздействие на моральную жизнь  человека:

- они создают такую картину  мира, в которой на основе взаимодействия  между естественными и сверхъестественными  силами определенному деянию  соответствует определенное воздаяние;  таким образом обосновывается преимущество нравственного образа жизни над безнравственным: утверждается вера в то, что моральное добро в конечном счете вознаграждается, а зло и грех подвергаются каре;

- в образе Бога формируют  понятие идеала как высшего  нравственного образца, приближение  к которому должно определять  жизнь верующего;

- формулируют важнейшие нравственные  требования к человеку;

- через понятие высшего блага  и счастья объединяют ценности  в иерархическую систему;

- определяют перечень основных  положительных и отрицательных  качеств личности – добродетелей  и пороков, - разрабатывают аскетическую  практику обретения первых и  искоренения последних.

Эти разнообразные линии влияния  религии на нравственность можно  свести к одной важнейшей: религия  формирует духовность как стремление к совершенству, пределом которого является Бог.

Продуктом взаимодействия религии  и морали являются религиозные нравственные системы, исторически возникающие  в каждом культурном организме. Каждая религия с общечеловеческой точки  зрения является самоценной, как всякий народ и язык. При их рассмотрении мы ограничимся только Христианской и Буддийской религиями.

 

Нравственность в Буддизме

 

В Древней Индии этика не существовала в отрыве от религии.

Религия буддизма возникла как идейный  протест против варнового (Варна – замкнутая кастовая группировка) устройства общества, увековечивающего исходное неравенство людей. Для буддиста люди отличаются по степени совершенства, а не по отношению к варнам.

Буддийская этика вырастает  из осознания негативных сторон человеческой жизни. Многообразные проявления этого  зла буддизм обобщает в понятие  «духкха» («страдание»).

      Своеобразие этой религиозно-этической системы заключается в утверждении о том, что жизнь не отделима от страдания, что между ними существует прямо пропорциональная зависимость: чем интенсивнее жизнь, тем выше уровень страдания («жить – значит страдать»).

Отождествление жизни и страдания  основано на центральной буддийской идее о карме как всеобщей причинно-следственной зависимости. Из нее вытекает, что  все живые существа обрекают себя на страдания и гибель собственной  совокупной активностью. Целью буддиста является спасение – переход из сансары (бесконечной череды рождений) в нирвану – состояние, в котором  он перестает быть не только человеческим, но и всяким другим живым существом. На образном уровне сансара – это  огонь, перекидывающийся с одного объекта  на другой, а нирвана – полное угасание огня. На понятийном уровне нирвана  – это состояние живого существа, в котором прекращается деятельность, вызывающая изменения в других существах, что означает вместе с тем прекращение  страдания.

Цепями, привязывающими человека к  «колесу сансары» являются страсти  – субъективные переживания негативного  или позитивного характера: страх, страстное влечение, надежда, разочарование  и т. п. Освободиться от этих цепей  можно только коренной перестройкой собственного сознания. Практическое содержание буддизма направлено на преодоление  человеческого в человеке через  устранение привязанностей.

Буддийская этика выдвигает  на передний план не пользу, не удовольствие и не счастье, а свободу. Она устанавливает  серию последовательных отказов. Обрывая  одну за другой эгоистические привязанности, буддист становится более совершенным.

 

 

Нравственность в Христианстве

 

Неизмеримое богатство христианских нравственных идей содержится в 27 книгах Нового завета. Наиболее значительны  из них два круга источников: во-первых, так называемые синоптические Евангелия  от Иоанна, Матфея, Марка и Луки; во-вторых, послания апостола Павла. Христианство возникло внутри иудаизма – из идеи о страдании и унижении как  пути к спасению. Еврейские пророки, предвещавшие, что нарастание горя и бедствий завершится приходом машшиаха - божественного помазанника – с последующим избавлением, подготовили почву для явления Христа («Христос» - это перевод на греческий еврейского слова «машшиах»).

По своему нравственному содержанию христианство радикально отличалось от иудаизма и всех других религий универсальностью общечеловеческого содержания. Оно  обратилось с Евангелиями (переводится  с греч. как «благовесть») к тем слоям населения, которые для многих других религиозных нравственных систем выступали образцом социально-моральной деградации.

Христианство решительно отказалось от этноцентризма. Оно начало учить о равенстве всех людей перед Богом, а значит, и по отношению друг к другу. Универсальность христианства обусловила поворот от ритуальности, сильно различающейся у разных народов, к собственно нравственному поведению, которое покоится на единых для всех людей устоях.

Новая религия обратилась к униженным  и оскорбленным, отвергнутым и  угнетаемым: к тем, кто занимал  в иерархии низшие места – к  чужакам, рабам и изгоям. Это был  коренной переворот в понимании  нравственности. Вместо традиционной мудрости появляется совершенно новая добродетель – смиренномудрие - склонность почитать другого высшим себя.

Проповедь Христа обещала Царство  Божие, в котором нет ни рабов, ни господ, но все друг другу братья, а всякое насилие уступает место  справедливости, милосердию и любви.

Быть нравственным – значит слышать  Христово слово и подражать ему.

В учении Павла огромное значение приобретает идея о грядущем преображении человека. Душа человека освободится  от греховности, и закон утратит  для нее значение, ибо, где закон, там и грех как отступление  от него. Закон необходим для человеческой натуры, которая не может творить  добра без принуждения и наказания. Жертвенная смерть Иисуса на кресте и  воскресение стали залогом благодати, которая выше закона. Грех преодолевается не исполнением закона, а любовью, верой и надеждой.

На этой основе существенно изменился  акцент в нравственном отношении  человека к человеку. Главным становится не буквальное соответствие поступка закону, а намерение, мотив, по которому совершается поступок. Преображение человека происходит за пределами земной жизни, но начинается уже на земле  с чувства любви. Любовь знаменует  начало Царства Божия в сердце верующего. «Бог есть любовь, и пребывающий  в любви пребывает в Боге, и  Бог в нем» (1 Иоан. 4, 16).

Любви подчинены две другие высшие христианские ценности: вера и надежда. Точнее сказать, эти три добродетели  вместе составляют нераздельное единство, ибо надежда и любовь не возможны без веры во Христа, а любовь и  вера неотделимы от надежды. Любовь собирает в себя все содержание нравственности, в том числе то, которое было дано в Моисеевых заповедях. На ней  основаны положительные добродетели  христианства, занимающие важное место  в системе нравственности. Эта  система поддерживается идеей Нового Завета – договора между Христом  и всем человечеством. Согласно ему  нравственное отношение распространяется на всех людей без исключения: «Вы  слышали, что сказано: «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего». А я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5, 43-44), - ибо перед Богом все  равны.

Негативные добродетели вытекают из христианского понимания отношения  человека к миру, к посюсторонней  жизни. Иудаизм провозгласил улучшение  земного существования целью  человеческих усилий, а нравственность – средством, необходимым для  этой цели. Человек должен выполнять  заповеди, чтобы продлились его дни, и чтобы ему было хорошо на земле. С точки зрения христиан, целью жизни должно быть не земное благополучие, а спасение души для жизни потусторонней и вечной. Под спасением подразумевается избавление от зла морального – греха, и физического – страданий и смерти. Земная жизнь рассматривается только как подготовительная ступень к переходу в вечность.

В связи с такой переориентацией  особое значение приобрело отношение  к самому себе. Праведный человек, как полагают христиане, ведет непрестанную работу не столько с внешними, сколько  с внутренними врагами: соблазнами и похотями, - в числе которых  «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» (1 Иоан. 2, 16). Для того чтобы одолеть внутреннего врага, нужна готовность к покаянию и душевная стойкость. Это и есть негативные добродетели.

 

Заключение

 

Идеалом раннего буддизма был эгоист, заботящийся только о  собственном спасении. Буддист должен спокойно взирать на окружающие его  страдания и мучения людей, не забывая, что это иллюзия. Увлечение  иллюзией, попытка что-то изменить в  ней, страстное вторжение в жизнь  неизбежно ведут к новым личным перерождениям и страданиям. Ни себя, ни своих близких и товарищей  не должен защищать буддист от угнетателей  и тиранов, от любого зла, так как  всякое активное злое действие, обращенное против кого бы то ни было, неизбежно приведет к новым неблагоприятным возрождениям. Во всех канонических текстах ставится знак равенства между спокойствием, бесстрастием и мудростью, познанием, спасением.

 

Христианство, в отличии от буддизма, открыло новые глубинные пласты нравственности. Нагорная проповедь Иисуса не отменяет Декалога Моисея, но включает его как частный момент в более широкую систему требований. Ветхозаветное «не убий» расширяется до осуждения враждебности как таковой во всех ее проявлениях: в гневе, оскорблениях, ссорах. Осуждается не только сам факт прелюбодейства, но даже внутреннее потворство соблазну. Вместо иудейского талиона Христос предписывает «золотое правило нравственности»: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Мф. 7, 12).

 

 

Список Литературы:

    1. http://www.yess.kiev.ua/biblija/biblejskie-terminy/344-31
    2. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 4-е изд.-М.: Политиздат, 1981. - 445 с.
    3. http://www.chtotakoe.info/articles/nravstvennost_175.html
    4. http://www.galactic.org.ua/clovo/p-b92.htm
    5. http://www.sunhome.ru/religion/11568

 


Информация о работе Нравы в Христианстве и Буддизме