Направление буддизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 23:07, реферат

Краткое описание

Буддизм – является одной из мировых религий, наряду с Христианством и Исламом. Возник Буддизм в Индии в VI-V вв. до н.э. Его основателем считается Сиддхартха Гаутама (623-544 г. до н.э.), происходивший, по преданию, из царского рода племени Шакьев в Северной Индии. Поэтому одно из его имен - Шакьямуни, (отшельник, мудрец из Шакьев). Буддизм быстро распространился по всей Индии и достиг расцвета в V веке до н.э. - V веке н.э. Буддизм оказал большое влияние на возрождавшийся из брахманизма индуизм, однако был вытеснен индуизмом и к XII веку н.э. практически исчез из Индии. Основной причиной этого стало противопоставление идей буддизма освященному брахманизмом кастовому строю.

Вложенные файлы: 1 файл

направления буддизма.docx

— 29.69 Кб (Скачать файл)

Введение:

Буддизм – является одной из мировых религий, наряду с Христианством и Исламом. Возник Буддизм в Индии в VI-V вв. до н.э. Его основателем считается Сиддхартха Гаутама (623-544 г. до н.э.), происходивший, по преданию, из царского рода племени Шакьев в Северной Индии. Поэтому одно из его имен - Шакьямуни, (отшельник, мудрец из Шакьев). Буддизм быстро распространился по всей Индии и достиг расцвета в V веке до н.э. - V веке н.э. Буддизм оказал большое влияние на возрождавшийся из брахманизма индуизм, однако был вытеснен индуизмом и к XII веку н.э. практически исчез из Индии. Основной причиной этого стало противопоставление идей буддизма освященному брахманизмом кастовому строю.

Однако к этому времени  буддизм уже распространился  в Юго-Восточной и Центральной  Азии, через Тибет проник в Китай, а оттуда в Японию (дзен-буддизм  – японская форма т.н. чань-буддизма). Уже в первые столетия своего существования буддизм разделился на 18 сект, разногласия между которыми и привели в начале нашей эры к разделению буддизма на две ветви: Махаяну ("широкий путь") и Хинаяну ("узкий путь"). Особенно многочисленны приверженцы направлений имеющих своим основанием Тибетскую Махаяну. Эти направления собирательно называют "Северным" буддизмом (т.к. оно распространено к северу от Индии). Хинаяна же утвердилась в основном в юго-восточных странах и получила название "Южного" буддизма. В нашей стране буддизм, точнее его разновидность – ламаизм, официально был признан в России в 1741 г., указом императрицы Елизаветы Петровны. С тех пор он является традиционным вероучением, например, в Бурятии, Туве или в Калмыкии. Однако в последние годы буддийские общины возникли в Москве, Санкт-Петербурге и во многих других крупных городах России. С конца XIX — начала XX в. последователи буддизма появились в странах Европы и в США: на сегодняшний день там представлены практически все сколько-нибудь значительные направления и школы, существующие на Востоке. Общую численность буддистов в мире определить трудно. Примерные цифры - около 400 млн. мирян, исповедующих буддизм, и около 1 млн. монахов и монахинь. Буддизм это и Вероучение, и философия, и культурная Традиция.

В центре буддизма - учение о "четырех благородных истинах": существует страдание, его причина, состояние освобождения и путь к освобождению от страданий. Страдание и освобождение понимаются и как субъективные состояния и, одновременно, как некая космическая реальность. Страдание в буддизме эквивалентно желанию и связывается с пульсацией дхарм. Понятие Дхармы (также как Колеса Сансары, Нирваны, идея реинкарнации и пр.) буддизм унаследовал из индийской философии. Оно имеет несколько значений, это: 1) вечный моральный закон (абсолют); 2) нравственно-социальные установления - в этом смысле каждый человек имеет свою Дхарму (задачу, долг); 3) в буддизме - это и первичные элементы жизнедеятельности индивидуума.

Освобождение понимается как выход из Сансары - череды воплощений, прекращение "волнения дхарм", достижение Нирваны - состояния несвязности  индивидуума с внешним миром. Возникнув более двух с половиной  тысяч лет назад в Индии  как религиозно-философское учение, буддизм создал уникальную по масштабности и разнообразию каноническую литературу и многочисленные религиозные институты. Возможность широкой интерпретации  философских положений буддизма содействовала его ассимиляции  с культурами, религиями, идеологиями  разных стран, что позволило ему  проникнуть во все сферы общественной жизни. В зависимости от точки  зрения буддизм можно рассматривать  как религию, философию, идеологию, как культурный комплекс и образ  жизни. Поэтому без изучения буддизма невозможно правильно и всесторонне  понять социально-политические, этические  и другие процессы восточных обществ, в которых были и существуют ныне буддийские общины.1

Даже в настоящее время  там, где буддизм имеет влияние, его приверженцы зачастую уважают  религиозные традиции, авторитет  монахов, и деревенских старейшин  больше, чем законы и институты  своего государства. В этом кроется  огромная потенциальная сила буддизма.

 

Основные направления  буддизма: махаяна и хинаяна.

 

Раздробление буддизма на школы и течения (секты) началось очень рано. Первое разделение принято  относить к так называемому второму  собору буддистов в Вашали (IV в. до н. э.). Следует иметь в виду, что основные течения буддизма, вызванные догматическими и философско-религиозными разногласиями, зарождались в монастырях, в среде ученого духовенства. Все другие течения, если и возникали вне рамок монастырской жизни, не имели существенного значения для развития буддизма. Можно говорить, что история буддизма есть история его философии, которая развивалась, как правило, в монастырях.  За многовековую историю буддизма в нем возникло много различных направлений и школ. Главная граница проходит между консервативным южно-азиатским буддизмом, распространенным в таких странах, как Шри-Ланка, Бирма, Таиланд, и более прогрессивным – в Тибете, Центральной Азии и Японии. Традиционно сами буддисты признают основными течениями своей религии хинаяну и махаяну. Своеобразие хинаяны, наиболее древней формы буддизма, заключается в отсутствии в ней Абсолюта (Бога). Его место занимает закон кармы или дхармы, согласно которому в мире все происходит таким образом, что ни одно деяние в жизни не проходит бесследно.

В результате каждая личность получает впоследствии то, что она  заслужила своими прошлыми деяниями. Будда постиг истину бытия и своим  жизненным путем и учением  указал людям путь к спасению, к  освобождению от страданий. Этих истин  и придерживались идеологи хинаяны («узкая колесница», «узкий путь спасения»), признающей основным условием движения по пути спасения отказ от участия в мирской жизни, уход в монашескую общину (сандхи). Это религия помощи самому себе; каждый может достигнуть спасения, став на указанный учителем трудный и тернистый путь самоусовершенствования, достижимого только через монастырское служение, вдали от мирской суеты. Идеал хинаяны — Будда-человек. Для спасения необходимо строго выполнять все предписания, и тогда любой человек станет Буддой, т.е. просветленным, как и основатель религии. Нет Бога, но есть идеал, к которому необходимо стремиться. Хинаяна видит единственное средство, при помощи которого можно добиться затухания инстинктов, страстей, жажды жизни, в воздержании от всякой деятельности, в равнодушии к жизни.

Именно этим путем можно  добиться умиротворения сознания личности, парализовать карму и избежать дальнейших перевоплощений. В известной степени  можно уже в земной жизни подготовить  себя к переходу в то состояние, которое  наступает после смерти, когда  уже нет желаний и воли, к  нирване. Достичь такого состояния  можно только безукоризненным выполнением  предписаний восьмеричного пути, длительной концентрацией мыслей и  медитацией. В противовес христианству достижение спасения мыслится как отключение всех страстей и чувств, отказ от любой активности, в том числе  и религиозной. Медитация необходима, прежде всего, для того, чтобы постичь  пять моральных принципов (панчашила), которые предписывают отказ от зла во имя добра. Данные принципы соответствуют запретительным формулировкам элементарных моральных норм различных цивилизаций: не убивай, не воруй, не нарушай супружеской верности, не лги, не употребляй алкоголя. Спасение на этом пути, естественно, достижимо не для всех.

Достигнуть состояния  Будды (просветления) смогут лишь те, кто  обладает высокими интеллектуальными  и моральными качествами, кто отказался  от всякой деятельности. Отсюда и название: хинаяна — малая (узкая) колесница, т. е. на этой колеснице, направляющейся к спасению, уготовано место очень немногим. Большинство же погрязло в греховной деятельности, создает семьи, плодит детей. Ранний буддизм в форме хинаяны выступал против церковной иерархии, отвергал примат культа в достижении спасения, требовал просветления и очищения для всех. В этике ранней хинаяны доминируют терпение, безразличие, стремление не действовать вообще или, по крайней мере, не связывать действие с интересом, труд с потребностями. За два тысячелетия своего существования хинаяна значительно изменилась. Сильное воздействие оказало на нее другое направление буддизма — махаяна («большая колесница»), которая хотя и сформировалась примерно в одно время с хинаяной, но росла и распространялась быстрее. К V в. н.э. махаяна получила распространение в Индии, Китае, Тибете, Корее, Японии, затем на востоке современного Ирана, в Афганистане. Водоразделом между хинаяной и махаяной являются средства достижения спасения - нирваны, т.е. предполагаемый способ переправы через океан бытия, через «сансару», выход из круговорота бытия.

Как в хинаяне, так и  в махаяне цель буддизма одна, но если та же самая цель может быть достигнута легче и скорее, если можно простыми средствами доказать, что она будет достигнута обязательно, то, понятно, что такое учение будет более популярным. Именно простотой и большей универсальностью истолкования способов достижения нирваны объясняется победа махаяны над хинаяной в пропаганде буддизма. В распространении буддизма в Средней, Центральной и Восточной Азии хинаяна роли не играла. История буддийских учений является наглядной иллюстрацией развивавшегося в них процесса упрощения пути к достижению нирваны.

В ходе становления и развития буддизма идея спасения все более  упрощается, она теряет философский, схоластический оттенок и становится все более религиозной. 2

Одновременно упрощается и система заповедей и обетов, но это упрощение — вынужденная  уступка слабостям человека, а  вовсе не что-то новое, радикально изменяющее основы буддизма. Большой вклад в  становление и развитие буддизма, в том числе и махаяны, внес Ашока, знаменитый царь династии Маурья (Маигуа), который правил между 273 и 232 гг. до н.э. и был покровителем буддизма. Он активно поддерживал буддийские монашеские общины, дарил буддистским храмам целые латифундии. Укрепив свои позиции, монашество стало оказывать непосредственное воздействие на общественно-политическую жизнь, более свободно относиться к аскетическим обетам. Так, некоторые монашеские общины отказываются от обета безбрачия. Складывающиеся династии духовенства обеспечивают наследственное господство этой социальной группы. В махаяне в противовес хинаяне возникает направление, связанное с обоснованием роли духовенство и монахов как посредников на пути к спасению. Все это в известной степени расшатывало незыблемую религиозную доктрину. Практические потребности пропаганды буддизма порождают в ней определенные упрощения; нирвану в ее абстрактной, философской форме трудно было преподнести широким массам населения.

Название «махаяна» в противоположность «хинаяне» призвано заявить, что на колеснице спасения, движущейся к нирване, могут уместиться многие. Нирвана теперь уже утратила свою абстрактную и статическую сущность. Она оказывается таким состоянием, когда человек превращает своего ближнего в собственное «я», чужие воспринимаются как близкие, ибо все они происходят из одной системы дхармы и тем самым являются частями одного тела. Махаяна вносит весомый вклад в обожествление Будды и создание буддийского пантеона божеств. Способствуя усилению роли монашества в жизнедеятельности людей, махаяна укрепляет в массах авторитет новых учителей, указывающих путь к спасению. Ими становятся «ботхисатвы». Ботхисатва — это тот, кто почти достиг нирваны, но, сочувствуя страданиям людей, отказался от возможности прервать цепь перерождений, чтобы помочь роду человеческому найти путь к спасению.

Заключение:

В заключение данной работы, хочется привести слова А. Говинды, из которых можно получить целостное представление о взгляде буддизма на мир: «Мир представляет собой исключительно процесс действования. Нигде нет застоя, нет ограничения. Ничто не существует само по себе или отдельно в самом себе. Не существует ничего постоянного; и вместо мира, заполненного мертвыми вещами, существует живой космос, который находит свое подобие в сознании каждого индивидуума и свой фокус в каждом атоме, так же как и каждое мгновение, рассматриваемое с точки зрения бесконечной делимости, содержит безграничность времени. Таким образом, мы обнаруживаем присутствие внутри нас самих вечности и полноты, которые недоступны нам до тех пор, пока мы ищем их в фантасмагории внешнего мира или отдельного маленького эго. Тот, кто вступает на Путь Будды, должен отбросить любые мысли о «я» и «мое». Но это отбрасывание не обедняет нас, а напротив, обогащает, ибо отбрасываем и разрушаем мы стены нашего заточения, обретая взамен высшую свободу, которую не следует понимать просто как растворение в целом или как чувство идентичности с другими, но как восприятие бесчисленных и бесконечных взаимоотношений, в соответствии с которыми каждый индивидуум, по сути, связан со всем, что есть, вмещая таким образом в своем сознании всех живых существ, принимая участие в их сокровенном переживании, разделяя их страдание и радость».

Учение Будды нацелено на прекращение человеческих раздоров через внутреннее самосовершенствование личности. В его основе лежат нравственные цели. При этом нравственность интересует Будду прежде всего в её практически действенном выражении, как путь спасения. В учении Будды крайне слабо выражен религиозный элемент. Правда, ученики Будды были организованы в монашеские общины. Община (сандха) наряду с учителем и учением – одно из трёх прибежищ буддиста. Однако сама община цементировалась во времена Будды общностью духовно-нравственных стремлений и соответствующего образа жизни; составленный им устав общины основывается на прецедентах. Буддизм в его первоначальном содержании не был отгорожен от мира ни философским, ни религиозным панцирем. Это предопределило его удивительную пластичность, способность к изменениям и ассимиляции. На почве разнообразных философских и исторических традиций буддизм стал быстро видоизменяться, он разделился на ряд течений, из которых наиболее значительными стали северный буддизм (махаяна, что переводится как «большая колесница») и южный буддизм (хинаяна «маленькая колесница»). Одновременно происходило обожествление образа Будды, превращение буддизма в религиозное мировоззрение и практику. В таком виде он дошёл до наших дней. Буддизм имеет сегодня сотни миллионов приверженцев и является очень заметным, значимым элементом в религиозно-культурном многообразии современного мира.

Буддизм — и как религия, и как мифология — вызвал к  жизни замечательное искусство: храмовое зодчество, иконографию в  виде живописи и скульптуры. Скульптуры из золота, серебра, бронзы, дерева, камня, изображавшие всех персонажей пантеона от высших до низших, обшебуддийские и местные, можно увидеть в разных странах буддийского мира. Среди них есть изделия размером в 2-3 см (те, что носят в ладанках на груди) и, например, статуя Дайнити (будды Вайрочана) в г. Нара в Японии высотой в 16 м, освященная в 752 г. Самая высокая в мире каменная статуя Будды высотой в 54 м воздвигнута в I в. н.э. в местности Бамиан на территории современного Афганистана. Эта местность лежала на пути миссионеров, потом и паломников из Индии в Восточный Туркестан, здесь был построен монастырь и создана эта замечательная скульптура. Во время монгольского нашествия в 1222 году монастырь был разрушен, статуя сильно повреждена, но тем не менее она сохранилась до наших дней и поныне поражает воображение всякого, кто ее видит. Буддизм — живая и жизнеспособная религия.

В разных частях земного  шара и сейчас продолжают возникать  новые буддийские общины. Строятся храмы, в том числе и в нашей  стране. За последние годы в России возникло большое количество буддийских организаций; создан учебный Институт махаяны при Тартуском университете. Буддисты мира объединены в две международные  организации — Всемирное Братство буддистов (штаб-квартира в Бангкоке, Таиланд) и Азиатскую буддийскую конференцию за мир (штаб-квартира в Улан-Баторе, Монголия).

Информация о работе Направление буддизма