Мировая религия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 11:49, доклад

Краткое описание

В евангельской истории мы не находим каких-либо указаний на то, чтобы Иисус Христос дал Своим ученикам предписания относительно праздников.
Сам Он отмечал иудейские праздники, например Пасху. Субботу (не праздник, а священный день для иудеев) он использовал как наиболее удобное для проповеди время, по причине большого стечения народа. И своим поведением показывал свое (а, значит и Божье) отношение к седьмому дню. И Он не вменил в обязанность Своим последователям празднование иудейских праздников и соблюдение субботы.

Вложенные файлы: 1 файл

В.doc

— 55.00 Кб (Скачать файл)

В евангельской истории мы не находим каких-либо указаний на то, чтобы Иисус Христос дал Своим ученикам предписания относительно праздников.

Сам Он отмечал иудейские праздники, например Пасху. Субботу (не праздник, а священный день для иудеев) он использовал как наиболее удобное для проповеди время, по причине большого стечения народа. И своим поведением показывал свое (а, значит и Божье) отношение к седьмому дню. И Он не вменил в обязанность Своим последователям празднование иудейских праздников и соблюдение субботы.

Апостолы и их преемники из иудеев также участвовали в иудейских праздниках и по примеру своего Учителя с особым рвением проповедовали в субботу дни Благую Весть. Одновременно апостолы снимают с христиан тягостное бремя Закона, которое лежало на иудейских праздниках. (Рим. 14:5; Гал. 4:9-11).

В следующие два века Церковь постепенно устанавливала целый ряд новых праздников и в духе христианского богословия раскрывала их смысл.

Значительное умножение число праздников произошло в IV веке; постепенно менялась и сама идея христианского праздника. Перемена была связана с перерождением эсхатологическогосамосознания Церкви. Первоначальная и основная идея праздника противополагается другой, представляющей каждое действие, каждый спасительный акт исторически, а не только метафизически. Более прагматической причиной умножения праздников было стремление заменитьязыческие праздники христианскими, которые утолили бы естественную потребность в праздниках, первичную в каждом обществе и состоящую в праздновании главных моментов природной жизни — идея вполне чуждая первохристианству, который переживал конец времени как уже наступивший:крещение вводило в единый праздник — в Вечную Пасху, в день восьмой, праздников нет, ибо всё стало праздником, таково ощущение христиан I — II веков.

С IV века праздники приобретали смысл мистериальный: воспоминания, культовоговоспроизведения особой сущности данного события и приобщения к ней. Смысл термина «таинство», которое у апостола Павла и в раннем христианстве означал всегда всё дело Христово, всё спасение, теперь сужался и становился определением отдельных праздников, священнодействий, обрядов, в которых воспоминается и сообщается верующим сущность отдельных действий Спасителя. «Ныне же другое деяние Христово и другое таинство <...>, — восклицает святой Григорий Богослов в праздник Богоявления. — Христос просвещается — озаримся и мы с Ним! Христос погружается в воду — сойдём и мы с Ним, чтобы с ним выйти!..» [1] .

Во времена  догматических споров праздники  начали отражать и закреплять достигнутые  в них результаты. Так, развитие рождественского цикла было связано с борьбой за Никейское православие, за «единосущие».

Характерна замена каппадокийцами раннего названия праздника «Явление» (Επιφάνια) новым, более богословским — «Богоявление» (Θεοφάνια).Рождество — одновременно и праздник торжества над тьмой язычества (явления «Солнца Правды») и торжества Никеи над арианством, утверждение Божественного достоинства Христа. Праздник Богоявления как бы расщепляется: дата 25 декабря становится особым воспоминанием Боговочеловечения, 6 января — Крещения Господня как Богоявления, то есть первого явления Троицы в мире. Отнесением праздника Рождества Христова на 25 декабря Церковь имела в виду дать противовес языческому культу и предохранить верных от участия в нём: у римлян на 25 декабря падал праздник, именовавшийся dies natalis Solis invicti.

Третий исторический этап состоял в дальнейшем развитии цикла праздников: возникновение  особых подготовительных недель Праотцев и Святых Отцев, промежуточного праздника Обрезания Господня и завершительного — Сретения. Совершенно аналогично развитие Пасхальногоцикла с его постепенным восполнением специальными историческими воспоминаниями Страстной седмицы, с одной стороны, Вознесения иСошествия Святого Духа — с другой.

Праздники стали переживаться как ряд прорывов в некое инобытие, как причащение реальности, ничем не связанной с миром сим. Дата праздников становилась всё более условной: если в пасхальном и рождественском кругах остается ещё связь с годом, то есть временем и его ритмом, то в праздниках более позднего происхождения она практически исчезает. Так, например, установление праздника Преображения Господня 6 августа имело причиной освящение трех храмов на Фаворской горе в этот день.

Из Богородичных праздников древнейшим следует признать Собор Пресвятой Богородицы, непосредственно примыкающий к Рождеству Христову. На Западе ему соответствует Торжество Пресвятой Богородицы 1 января, отмеченный в некоторых древних литургических памятниках. Это указывает на первичную связь литургического почитания Божией Матери с рождественским циклом, который, в свою очередь, в своих истоках определён идеей года. Но по мере того, как сама идея праздников, развиваясь, обособлялась и становилась независимой от общей структуры литургического года, связь эта ослабевала. За исключением даты Благовещения (девять месяцев до Рождества Христова), остальные даты Богородичных праздников приурочены к освящению Богородичных храмов в Палестине: празднование Успения (15 августа) восходит к освящению храма в честь Божией Матери между Вифлеемом и Иерусалимом; таково же происхождение дат праздников Рождества Богородицы — 8 сентября и Введения во храм — 21 ноября.

По такому же принципу возник праздник Воздвижения Креста, связанный с освящением храма над Гробом Господним, и Усекновения главы Иоанна Предтечи 29 августа (освящение храма Предтечи в Севастии).


Информация о работе Мировая религия