Конфуцианство в современном Китае

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 14:34, реферат

Краткое описание

Период конца 80-х – середины 90-х гг. прошлого века был эпохой острого кризиса стран социалистического лагеря. Для значительной части из них он имел катастрофические социальные, экономические и политические последствия. Ломке и уничтожению подверглись политические системы, была изменена социальная структура, резко упал уровень жизни. Более всего эти негативные процессы затронули страны Восточной Европы и бывшего СССР, особенно те, которые бездумно бросились копировать либеральные политические и экономические модели западных капиталистических государств.

Содержание

Содержание:
Введение……………………………………………………………………..3
Концепция общественного строя Китая до XIX века и роль права в ней……5

Общественный строй и конфуцианство. Попытка преодолеть традиционные идеи………………………………………………………………………………..7

Сохранение традиционных идей после кодификации…………………………8

Заключение…………………………………………..………………………10
Список использованной литературы……………………………………….11

Вложенные файлы: 1 файл

ГОТОВЫЙ РЕФЕРАТ.docx

— 30.00 Кб (Скачать файл)

Ивановский  Государственный  Университет

Юридический факультет

Кафедра теории и истории государства  и права 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат

По дисциплине Современные религиозные правовые системы 
 

На тему: МЕСТО КОНФУЦИАНСТВА В СОВРЕМЕННОЙ  ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ КИТАЯ. 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                            Выполнила

                    Студентка 2 курса 2   группы ОДО

      Шлякова Я.М. 

                                                                                            Проверила

                                                                                           Ст. преподаватель                                                     

                                                                                           кафедры ТиИГП

                                                                                            Орлова С.А. 
 

Иваново, 2011

Содержание: 

   Введение……………………………………………………………………..3

  1. Концепция общественного строя Китая до XIX века и роль права в ней……5
 
  1. Общественный  строй и конфуцианство. Попытка преодолеть традиционные идеи………………………………………………………………………………..7
 
  1. Сохранение  традиционных идей после кодификации…………………………8
 

   Заключение…………………………………………..………………………10 

   Список  использованной литературы……………………………………….11 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение

    Период  конца 80-х – середины 90-х гг. прошлого века был эпохой острого кризиса  стран социалистического лагеря. Для значительной части из них  он имел катастрофические социальные, экономические и политические последствия. Ломке и уничтожению подверглись  политические системы, была изменена социальная структура, резко упал уровень жизни. Более всего эти негативные процессы затронули страны Восточной Европы и бывшего СССР, особенно те, которые  бездумно бросились копировать либеральные  политические и экономические модели западных капиталистических государств.

    Однако  эти кризисные процессы почти  не затронули крупнейшую после СССР социалистическую страну – Китайскую  народную республику. На пике мирового кризиса социализма, когда многие страны оказались отброшены в  своем развитии на десятки лет  назад, Китай продолжал спокойно и уверенно наращивать экономический  потенциал, модернизировать производство, реформировать некоторые стороны  общественной жизни. В конечном счете, одним из главных результатов  устойчивой внутриполитической обстановки стал рост внешнеполитического влияния  страны, которая превратилась в важнейший  субъект мировой политики. Эта  стабильность не стала результатом  случайного стечения обстоятельств. На протяжении многовековой истории Китай  оставался единым государством с  непрерывной историей, в отличие  от западноевропейских и исламских  стран, которые претерпевали регулярные потрясения, появлялись и исчезали с политической карты мира.

    Что же позволило Китайской народной республике столь уверенно пережить одну из крупнейших катастроф недавней истории?

    Ответ на этот вопрос дает понимание государственной  идеологии Китая, которая восходит к учениям древнекитайских философов. Важнейшим и наиболее влиятельным  из таких учений была философская  доктрина Конфуция (551 – 479 гг. до н.э.), которая  представляла собой теорию разумного управления и одновременно эффективную идеологию, позволявшую свести к минимуму общественные противоречия и обеспечить стабильное развитие. Она создавалась в период кризиса политической системы, когда стала очевидной недостаточность лишь внешних государственных законов, которые не затрагивали внутреннего содержания сознания человека.

    Именно  об этом учении, о конфуцианстве, и  пойдет речь в данном реферате. Вначале, мы рассмотрим влияние конфуцианства  на общественный строй Китая до XIX века, что позволит нам впоследствии более точно проследить изменение его влияния на общество к концу XX столетия. Отметим попытки практически «сведения на нет» этого учения легистами и придем к выводу о том, что конфуцианство по сей день является непременным атрибутом Китая. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Концепция общественного строя  Китая до XIX века

    Традиционная  для Китая концепция общественного  строя, развивавшаяся до XIX века  вне какого-либо иностранного влияния,  полностью  отличается  от  западной концепции.  Ее фундаментальная идея,-   постулат   о   существовании  космогонического строя, в котором  взаимодействуют земля, небо и люди.

         Гармония,  от  которой  зависит   равновесие  в  мире  и счастье   людей, предстает  в  двух  аспектах.  Во-первых,  как  гармония  между  человеком и природой. Во-вторых, гармония  между самими  людьми. «В общественных отношениях  на первом  плане  должны  находиться идея  согласия, поиски  консенсуса».1Согласно данной концепции несогласия должны "растворяться", а не  решаться. Ключевым понятием выступает то, что на передний план выходят воспитание и убеждение, а не принуждение со стороны власти.

         Что касается права, то в целом, китайцы относится к нему отрицательно, т.к. господствует мнение, согласно которому человек не должен настаивать на своих правах, поскольку долг каждого - стремиться к  согласию и забывать о  себе  в интересах  всех.  Юристы, как считают китайцы, только создают препятствия для достижения консенсуса, т.е. они невольно способствуют поведению, которое противоречит интересам общества, как говорит Рене Давид. 

    «В  любом  случае  конкретное решение должно  отвечать справедливым  и гуманным чувствам, а  не быть втиснутым в  рамки юридической схемы»2.

    Полезная роль законов ограничивается лишь тем,  что они предлагают  образцы поведения и предостерегают тех, кто повел  бы себя антиобщественным образом. Однако  речь  не  должна  идти  о  буквальном  следовании  законам, как утверждает Р.Давид;  при их исполнении и применении  должна сохраняться большая  свобода  усмотрения,  а идеал в  том,  чтобы  законы  вообще не  применялись  и судебные  решения не выносились, как считали китайцы.

         Но стоит сделать оговорку, что традиционная китайская концепция не отрицает права,  полагая, что оно хорошо либо для варваров (для тех, кто не заботится о морали, для неисправимых преступников), либо для иностранцев, которым чужда китайская цивилизация. Сам же китайский  народ прекрасно обходится и без права. Суть разрешения споров им подсказывает здравый смысл, основанный на гармонии, а не правовые нормы или юристы.

    У китайцев очень развита идея коллективизма. Каждый считает, что его жизнь  предназначена для общества. Поэтому  гармонию так легко восстановить. Ведь китайцы ищут причины конфликта не в злой воле или  неспособности противника, а  в  своих  собственных ошибках,  нерадении, оплошности.  Общественное мнение соответственно имеет огромный характер, благодаря чему страх перед ним может легко заставить любого китайца пойти на необходимые уступки.

         Неприязнь к праву усугубляет еще и то, что плохая организация правосудия, что  отнюдь  не волнует  власти.  Чиновник весьма  далек  от  тяжущихся, так как приглашаемый из другой провинции он плохо разбирается в местных обычаях и традициях. Помощники его соответственно коррумпированы и нарочно затягивают процесс по понятным причинам. Вследствие чего исход (справедливый исход) дела весьма сомнителен. В связи с этим даже существует поговорка: "Выигранный процесс -  потерянные  деньги".

    Все это побуждает  китайцев обходить суды  и решать  споры путем внесудебных процедур. 
 
 
 

  1. Общественный  строй и конфуцианство

    Силой, стремившейся покончить с архаизмом  урегулирования споров можно считать оппозицию III  века до н.э. периода сражающихся царств, а именно школу легистов, которые говорили, что власть должна основываться не только на добродетели правящих, но в первую очередь на праве, на законе. Легисты настаивали на необходимости действий людей на основе постоянно действующих законов. При этом правитель должен четко их знать, а подданные беспрекословно исполнять. Однако  взгляды   легистов   остались  чуждыми   сознанию   большинства китайского населения. Они слишком отклонялись от укоренившихся представлений и поэтому имели лишь временный успех.  Легистам не удалось утвердить в Китае понятие постоянно действующих правовых норм и суверенного закона.

    В 13 веке монголы-завоеватели всячески выказывали свое презрение к данному учению, но конфуцианская  мысль  просуществовала  вплоть до  нашего  века. Право  не интересовало китайцев,  предпочитавших иные пути  реализации справедливости. «Общественный строй  основывался на ритах,  и закон играл лишь второстепенную роль.  Чтобы  узнать  нормы,  которыми  реально  руководствовались  в сфере, которую  мы   бы   назвали   частным   или   гражданским   правом,   следует абстрагироваться  от  закона  и руководствоваться только обычаем. Китайские кодексы, которые  появлялись после воцарения  династии  Хан,  содержали лишь административные предписания  или  нормы,  относящиеся  к  уголовному праву; гражданско-правовые правила  попадали в них лишь тогда, когда нарушение норм обычая  влекло уголовные санкции»3. До сих пор конфуцианство существует в правосознании людей. 
 
 
 

  1. Сохранение  традиционных идей после кодификации

    Революция 1911 г. Поставила под сомнение возможность  дальнейшего существования общественной системы Китая без права. Была провозглашена республика, велась активная работа по кодификации законодательства. В частности создаются гражданский кодекс,  включающий  и гражданское,   и  торговое  право,  который вступил  в   силу  в  1929 -1931  годах, гражданский процессуальный  кодекс – в  1932  году. Земельный кодекс - в  1930 году.4 Таким образом, мы можем заключить, что чисто внешне Китай вошел в правовую семью, основанную на римском праве.

    Однако  за  этим фасадом продолжали существовать  традиционные понятия и, за  немногими  исключениями, именно они преобладали  в реальной  действительности.

    Китайские  судьи  выносили решения по  стандартам конфуцианства, вместо того чтобы применять  нормы писаного  права.

    Общественные  отношения,  таким  образом, практически   регулировались  так  же,  как  и  прежде. Кодексы и законы применялись  в Китае только в  той  мере, в какой  они  отвечали  народному  чувству справедливости и приличиям. Практика игнорировала законы, как  только они нарушали  традицию. 5

    После 1949 года было издано не много  законов. И дело здесь  не  в  революционной  ситуации и не в динамике  развития, за которой не успевали законы, как  это объясняли многие. Причина  скорее  в традиционной  аллергии китайцев  на  ригорические формулы  права.6

    Дальше, считаю важным особо отметить события  после смерти Мао, т.к. произошло  немало перемен с 1976 г. После   принятия   Конституции  1978  года  активизировалось законодательство. Начиная с 1979 года, были изданы:  Избирательный закон. Органический закон  о  судах,  Закон  о  совместных  предприятиях, Закон  об иностранных инвестициях,  Закон о браке. В это  же  время введены в действие Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы (в первом 182 статьи, во втором - 164).

     Но, несмотря на все предпринятые меры, законодательство не сможет быть реализовано, пока не изменится традиционная враждебность людей к твердым законам. Весьма сомнительно, что законность и право будут играть в этой огромной стране столь же большую роль, какая прослеживается западных странах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Конфуцианство в современном Китае