Конфуцианство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 21:01, доклад

Краткое описание

Оно призывало к укреплению общественного строя и сложившихся форм государственного управления путём строгого соблюдения древних традиций, идеализированных конфуцианцами, и определённых принципов взаимоотношений между людьми в семье и обществе. Конфуцианство считалось всеобщим законом справедливости, закономерным и оправданным существование эксплуататоров и эксплуатируемых (людей умственного и физического труда), причём первые господствуют, а вторые подчиняются им и содержат их своим трудом.

Вложенные файлы: 1 файл

Religii-Kitaya.doc

— 91.00 Кб (Скачать файл)
    1. Конфуцианство

Конфуцианство - этико-политическое учение, возникшее  в Древнем Китае и оказывавшее огромное влияние на развитие духовной культуры, политической жизни и общественного строя Китая на протяжении свыше двух тысяч лет. Основы конфуцианства были заложены в 6 в. до н. э. Конфуцием и затем развиты его последователями Мэн-цзы, Сюнь-цзы и др. С самого возникновения конфуцианство, выражая интересы части господствовавшего класса (наследственной аристократии), было активным участником в социально-политической борьбе. Оно призывало к укреплению общественного строя и сложившихся форм государственного управления путём строгого соблюдения древних традиций, идеализированных конфуцианцами, и определённых принципов взаимоотношений между людьми в семье и обществе. Конфуцианство считалось всеобщим законом справедливости, закономерным и оправданным существование эксплуататоров и эксплуатируемых (людей умственного и физического труда), причём первые господствуют, а вторые подчиняются им и содержат их своим трудом. В Древнем Китае существовали различные направления, между которыми велась борьба, являвшаяся отражением острой социальной и политической борьбы различных общественных сил того времени. В связи с этим находятся противоречивые толкования конфуцианскими мыслителями основных проблем конфуцианства (о понятии «небо» и его роли, о природе человека, о связи этических принципов с законом и т. д.).

Главным в конфуцианстве  были вопросы этики, морали и управления государством. Основным принципом конфуцианской этики является понятие жэнь («гуманность») как высший закон взаимоотношений людей в обществе и семье. Жэнь достигается путём нравственного самоусовершенствования на основе соблюдения ли («этикета») - норм поведения, базирующихся на почтительности и уважении к старшим по возрасту и положению, почитании родителей, преданности государю, вежливости и т. д. Согласно конфуцианству, постичь жэнь могут лишь избранные, так называемые цзюнь цзы («благородные мужи»), т. е. представители высших слоев общества; простолюдины же - сяо жэнь (дословно - «мелкие людишки») не в состоянии постичь жэнь. Это противопоставление «благородных» простолюдинам и утверждение превосходства первых над вторыми, часто встречающиеся у Конфуция и его последователей, - яркое выражение социальной направленности, классового характера конфуцианства.

Конфуцианство уделяло большое внимание вопросам т. н. гуманного управления, опираясь на идею обожествления власти правителя, существовавшую до конфуцианства, но им развитую и обоснованную. Государь объявлялся «сыном неба» (тяньцзы), правившим по повелению неба и выполнявшим его волю. Власть правителя признавало конфуцианство священной, дарованной свыше, небом. Считая, что «управлять - значит исправлять», Конфуцианство придавало большое значение учению чжэн мин (об «исправлении имён»), которое призывало ставить всех в обществе на свои места, строго и точно определять обязанности каждого, что было выражено словами Конфуция: «Государь должен быть государем, подданный - подданным, отец - отцом, сын - сыном». Конфуцианство призывало государей управлять народом не на основе законов и наказаний, а при помощи добродетели, примером высоконравственного поведения, на основе обычного права, не обременять народ тяжёлыми налогами и повинностями. Один из наиболее видных последователей Конфуция - Мэн-цзы (4-3 вв. до н. э.) в своих высказываниях допускал даже мысль о том, что народ имеет право свергнуть путём восстания жестокого правителя. Эта мысль определялась в конечном счёте сложностью социально-политических условий, наличием сильных пережитков первобытнообщинных отношений, острой классовой борьбой и распрями между существовавшими тогда в Китае царствами. В такой обстановке в конфуцианстве, направленном на укрепление существующего общественного строя, допускалась иногда критика отдельных правителей с противопоставлением им «мудрых» и «добродетельных» государей отдалённых времён (Яо, Шуня, Вэнь Вана и др.). В этой связи находится и проповедь конфуцианства социальной утопии об обществе Да тун («Великого единения»), «золотого века» в истории Китая, во времена которого якобы не было войн и распрей, существовали равенство людей и подлинная забота о народе.

Конфуцианство в дальнейшем эволюционировало, заимствовав  многие черты других древне-китайских  идеологических течений, в особенности  легизма1, что являлось объективной необходимостью в условиях создания централизованной империи Хань, для управления которой требовался гибкий и разветвленный административный аппарат. Во главе его могли встать конфуцианцы, владевшие наукой управления на базе патернализма, традиций и освоившие легистские методы управления на основе законов и наказаний. Реформированное конфуцианства эпохи Хань, одним из главных представителей которого был Дун Чжун-шу (2 в. до н. э.), объединивший конфуцианскую этику с натурфилософией и космологическими взглядами даосизма и школы натурфилософов (инь-ян-цзя), укрепило своё положение в обществе централизованной деспотии. В 136 до н. э. при императоре У-ди оно было провозглашено официальной доктриной и после этого оставалось господствующей идеологией на протяжении свыше двух тысяч лет (до буржуазной Синьхайской революции 1911), поддерживая существование феодально-абсолютистской деспотической власти. В конфуцианстве усиливаются религиозно-мистические и реакционные черты. На первый план выдвигаются положения о небе как о предопределяющей божественной силе, о зависимости общества, человека от воли неба, о божественном происхождении власти государя - «сына неба», о верности подданного государю, о господстве «сына неба» над всеми народами Вселенной. Таким образом, конфуцианство как господствующая идеология, веками проповедуя культ императора как исполнителя «воли неба», насаждало в народе фанатическую преданность «сыну неба», китаецентризм, шовинизм и пренебрежительное отношение к другим народам. Конфуцианство как этико-политическая и религиозная система проникло во все поры общественной жизни и в течение многих веков определяло нормы морали, семейные и общественные традиции, научную и философскую мысль, препятствуя их дальнейшему развитию и выработав определённые стереотипы в сознании народа, в особенности среди интеллигенции. Конфуцианство ещё больше укрепилось после острой борьбы с буддизмом в 7—8 вв. Большая роль в этом принадлежала известному писателю и мыслителю Хань Юю (768—824), выступившему с резкой критикой буддизма и в защиту конфуцианства.

Новый этап развития конфуцианства относится к эпохе  Сун (960—1279) и связан с именем Чжу  Си (1130—1200) — известного учёного-историка, филолога и философа, который является создателем обновленного конфуцианства, философской системы неоконфуцианства. Неоконфуцианство восприняло и сохранило основные принципы древнего конфуцианства, его реакционные положения о незыблемости социальных порядков, о естественном характере разделения людей на высших и низших, благородных и подлых, о главенствующей роли «сына неба» — повелителя Вселенной. Неоконфуцианство также было поставлено на службу правящему классу и официально признано ортодоксальной господствующей идеологией, которая вплоть до нового времени сковывала и тормозила развитие общественно-политической и филосовской мысли, препятствовала прогрессу науки и техники, способствовала изоляции Китая от европейской цивилизации и её прогрессивной научно-технической мысли, что явилось одним из факторов, обусловивших относительную отсталость Китая в новое время. Такую же роль, как в Китае, неоконфуцианство играло в Японии, Корее и Вьетнаме.

Буржуазный реформатор Кан Ю-вэй и его сторонники в конце 19 — начале 20 вв. предприняли попытку, оказавшуюся безуспешной, модернизировать конфуцианство, которое всё более вступало в противоречие с изменяющимися в связи с развитием капиталистических отношений в стране условиями общественного бытия. В период движения «4 мая» 1919г., когда наряду с общественно-политической борьбой были выдвинуты требования заменить старую отжившую культуру новой, демократической и более передовой, конфуцианству был нанесён сильный удар. Тем не менее и после этого оно продолжало играть значительную роль в общественной жизни Китая. В период господства чанкайшистского гоминьдана (1927—49) идеология конфуцианства была поставлена на службу гоминьдановской реакции. Даже после создания КНР конфуцианство продолжает оказывать некоторое влияние на определённые слои населения страны, способствуя распространению культа личности и возрождению китаецентризма и национализма.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Даосизм

Даосизм возник в Китае почти одновременно с  учением  Конфуция  в  виде самостоятельной  философской доктрины.

Основное понятие  даосизма - понятие Дао. Дао бестелесно и не поддается чувственному  восприятию,  оно  везде  и  нигде,  бесформенно  и  безымянно, бесконечно и  вечно,  пусто,  но  неисчерпаемо.  Оно  -  прародитель  всего, включая богов. Это врата рождения,  корень  мира,  в  нем  скрыто  все.  Все рождается из Дао и все уходит  в  Дао.  Само  Дао  находится  в  бесконечном циклическом круговращении: не достигая  предела  оно  вновь  устремляется  к истоку. Дао - высший закон бытия, но не бытие, как таковое; оно  вне  бытия, за его пределами,  но  это  не  Бог,  не  сверхестественная  сила,  ибо  Дао естественно, хотя и непостижимо. Оно - высшая сущая  реальность,  тогда  как рождаемый им феноменальный мир не  неизменен  и  не  вечно  существует.  Мир  вещей создается Дао и  подчинен  законам  жизни,  т.е.  преходящ:  все  вещи находятся  в  великом  круговороте  и,  достигнув  положенного  им  предела, возвращаются к своему первоистоку, к первоначалу, к Дао,  дающему  им  новое рождение: все рождается от бытия, но само бытие -  от  небытия.  Собственно, само великое Дао - аллегория Великой Пустоты.

"Дао-дэ-цзин" – основополагающий   трактат   философии   даосизма. Большинство современных исследователей датирует “Дао-дэ-цзин” IV-III вв.  до н.э.  Авторство приписывается Лао-Цзы жившего в конце VII - перв. половине VI в.  До н.э. Был княжеским чиновником, заведовал архивом. В общем личность  Лао  Цзы  покрыта мраком  неизвестности.  Оставил  свое  учение   (“Дао-дэ-цзин”)   начальнику пограничной заставы и, как  гласит  предание,  исчез  на  восточной  окраине государства.

Канонический текст сочинения состоит из 5000  иероглифов.  Содержит  в себе 81  главу  (чжан),  в  большинстве  своем  очень  коротких,  в  которых повествуется о Дао и дэ (добродетель), и об у-вэй (недеяние).

Другой даосский источник - “Чжуан-цзы” (IV-II вв. до н.э.). Если  в “Дао-дэ-цзин” характер строгий, метафизичный,  то  “Чжуан-цзы”  имеет  характер  притч.  К древнейшему слою текста принадлежат  первые  семь  глав,  так называемая “внутренняя” часть. Остальные главы (всего их 33) датируются доханьским периодом.

 В “Чжуан-цзы”  Дао все больше сближается  с отсутствием-небытием и,  как следствие этого, усиливаются представления о непознаваемости Дао.  Вместе  с тем здесь подчеркнута вездесущность Дао.

Жизнь - скопление  ци; смерть - их распад. Есть идея кармы, но  главное - относительность жизни. Жизнь -  как  вершина  кругооборота.  Но отдается предпочтение жизни. Идеал долголетия - быть бесполезным, отрешиться от  всех сует - недеяние.

Некоторые  авторы  полагают,  что  пустота - один  из   кардинальных принципов  философии  “Чжуан-цзы”.  В  ее  постижении - глубинный   смысл самосовершенствования.

Даосизм  ставит  перед  собой  цель  раскрыть  перед  человеком  тайны мироздания, вечные проблемы жизни и смерти, и становится понятно, почему  он возник.  Ведь   мистическое   и   иррациональное   осталось   за   пределами конфуцианства,  не  говоря   уже   о   древней   мифологии   и   примитивных предрассудках. А без этого человек чувствует некоторый духовный  дискомфорт, некую пустоту, которую требуется заполнить и поэтому все верования и  обряды были объединены в рамках  религии  даосов,  сформировавшейся  параллельно  с конфуцианством.

Основные принципы первых даосских мыслителей –  «естественность»  (цзы жань)  и  «недеяние»  (у  вэй),  знаменующие  собой отказ   от   нарочитой, искусственной,   преобразующей   природу   деятельности   и   стремление   к спонтанному следованию природному естеству вплоть до полного слияния  с  ним в виде  самоотождествления  с  господствующим  в  мире  беспредпосылочным  и нецеленаправленным  Путем-дао:  «Небо  и  земля   длительны   и   долговечны благодаря тому, что они живут не собой, а потому  способны  жить  долго.  На этом основании совершенно мудрый человек отставляет назад свою  личность,  а сам первенствует; отбрасывает прочь свою личность, а сам сохраняется».2 

Человек  является  порождением  Дао,  неотъемлемой  частью природы, и поэтому главная его задача — жить согласно природе, идти по  пути добродетели — дэ. Все несчастья  же  людей  проистекают  из  того,  что  они постоянно что-либо делают вопреки природе — строят города,  возводят  храмы, пишут книги  и  т.  д.  От  всего  этого  нужно  отказаться  и  вернуться  к родоплеменным отношениям. Таким образом, цель человека  —  жить  по  законам природы, путем полного ничегонеделания, возвратиться  к  структуре  племени. «Единственная вещь, которой я боюсь, является деяние»,  —  говорил  Лао-цзы. Истинное счастье в умеренности, спокойствии и близости к природе, для  этого необходимо запретить всяческое просвещение народа: «Надо сделать так,  чтобы народ снова начал плести узелки и употреблять их вместо письма»

«Настоящий человек  древности не знал ни любви к жизни, ни ненависти  к смерти... он не прибегал к разуму, чтобы  противиться  дао,  не  прибегал  к человеческому, чтобы помогать небесному».3

Начиная  с  правления  династии  Восточная   Хань,   во   II   в.н.э., складывается даосский пантеон  божеств,  причем  одним  из  главных  божеств объявляется Лао-цзы. В  этот  период  даосизм  формируется  как  религиозная система. При императоре Шуньди династии Восточной  Хань  (125-144  г.н.э.) особой популярностью  пользовался  проповедник  Чжан  Лин  (34-156  г.н.э.), основавший секту "Удоуми дао" ("Путь пяти  мер  риса",  так  как  сторонники Чжан Лина платили ему пять мер риса.). Приверженцы  секты  почитали  Лао-цзы как великого учителя.

При императоре Линди династии Восточной Хань (167-189  г.н.э.)  Чжан Цзяо  основал  новую   даосскую   секту   "Тайпин   дао"   ("Путь   великого спокойствия"), священным каноном которой стало сочинение "Тайпин цинлиншу".

Краеугольным  камнем в даосизме является учение  о  бессмертии.  Учение основано на мифологических образах и не совпадает с  концепциями  Лао-цзы  и Чжуан-цзы.  В  отличие  от  воззрений  основоположников  даосизма,   которые рассматривали смерть как естественное проявление природного  цикла  перемен, уже в эпохи Цинь (221 - 207 г.  до  н.э.)  и  Хань  (206  -  220  г.н.э.)  в даосизме начинается проповедь идеи бессмертия.

Проповедь долголетия и бессмертия для людей, познавших Дао, была одним из самых привлекательных пунктов в учении Дао, как для простого народа,  так и для знати.

В соответствии с  идеей  о  бессмертии,  одними  из  основных  занятий служителей даосского культа стали занятия медициной, алхимией и магией.  Эта идея  настолько  увлекала,  что  императоры  даже  снаряжали  экспедиции  за эликсирами  бессмертия  и  финансировали  работы  даосских   магов   по   их изготовлению.  Даосские  трактаты  содержат  подробные   описания   способов изготовления  эликсира  бессмертия.  Считается,  что  достижению  бессмертия способствуют талисманы, амулеты, магические тексты.

Таким образом, даосизм смог выжить и укрепиться в условиях  господства конфуцианства. При этом даосизм довольно сильно изменился, идея о Дао и Дэ была отодвинута на задний план, а  на  передний  выдвинулись  многочисленные маги, знахари, шаманы, примкнувшие к даосизму, которые  умело  синтезировали некоторые  идеи  даосизма  с  крестьянскими  суевериями,  и  таким   образом получили над людьми очень большую власть.  Подтверждением  этому стало крестьянское даосское восстание, произошедшее во время кризиса  власти после конца династии Хань, которым руководил  даосский  маг  Чжан  Цзяо.  Он ставил своей задачей свержение существующего строя  и замену  его царством Великого Равенства (Тайпин). Он объявил год восстания началом  эпохи  нового «Желтого неба», поэтому его приверженцы носили желтые  повязки.  Восстание было жестоко подавлено, сам Чжан  Цзяо  убит,  а  остатки  его  приверженцев скрылись на западе, в горных приграничных районах,  где  действовала  другая даосская секта Чжан  Лу.  Эта,  теперь  объединенная,  секта  после  падения династии Хань превратилась  в  самостоятельное  теократическое  образование, которое так же называют государством даосских  пап-патриархов.  Впоследствии с ними считались даже официальные  власти.

Информация о работе Конфуцианство