Католичество, англиканство, лютеранство, кальвинизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 08:05, контрольная работа

Краткое описание

1 Источник религиозной истины - Библия и Священное Предание (которое включает в себя постановления Вселенских Соборов) - Библия (Евангелие) - Библия
12 География для позднего средневековья - Европейские страны - Франция, Испания, Италия, Португалия и т. д. Влияние католической церкви стало резко падать в позднее Средневековье, с окончанием процесса централизации. Светская власть заметно оттеснила духовенство от принятия государственных решений, что вылилось в некоторую либерализацию всех сторон жизни. - Начало лютеранской Реформации - в Германии. - Основанные на КАЛЬВИНИЗМЕ вероисповедания были приняты протестантами Франции (гугеноты), Нидерландов, в некоторых областях Германии, Венгрии и Чехии.

Вложенные файлы: 1 файл

Параметры для сравнения.docx

— 27.11 Кб (Скачать файл)
 

Параметры для сравнения

Католицизм 

Лютеранство

Кальвинизм

Англиканство

1

Источник религиозной истины

Библия  и Священное Предание (которое включает в себя постановления Вселенских Соборов)

Библия (Евангелие)

Библия

Библия

2

Формула спасения души

Католицизм учит заслуживать спасение благими делами в повседневной жизни. Творимое добро, в том числе добросовестный труд, уравновешивает совершаемые грехи и в конечном итоге его перевес определят шансы верующего на обретение вечного блаженства.

Грехи уже искуплены Божьей  жертвой. Спасение одной только верой. Принята доктрина о предопределении некоторых избранных людей к спасению.

 Спасение возможно исключительно в рамках церкви. Большое значение в кальвинистском вероучении имеет доктрина о предопределении, согласно которой Бог избрал одних людей к вечному блаженству, а других — к погибели.

Человек спасается потому, что избран к спасению и получает дар веры, рождается свыше

В англиканстве, как и в других протестантских конфессиях, существует положение о  спасении человека личной верой. Вместе с тем англикане не отвергают  полностью православную и католическую доктрину о спасающей силе церкви. О предопределении в англиканском вероучении говорится довольно неопределённо.

3

Организация церкви

Католическая церковь в высшей степени централизованна. Во главе ее стоит папа Римский, который считается преемником апостола Петра и наместником Бога на земле. Папа обладает высшей законодательной и судебной церковной властью, а также может управлять всеми церковными делами.

Римскому епископу принадлежит  главенство над другими епископами вследствие утвержденного самим Иисусом Христом первенства апостола Петра среди других апостолов как главы видимой церкви. Поэтому папство является в католической церкви особым институтом и обеспечивающим единство церкви.

 В католицизме утвердился  папский принцип формирования церкви. По католическому вероучению Собор не может быть выше папы. Отсюда - единая церковная организация с центром в Ватикане, объединяющая христиан-католиков вне зависимости от их национальной и государственной принадлежности.

Правящий орган Ватикана носит  название Святой престол. Центральный  административный аппарат Римской  католической церкви называется Римская  курия. Римская курия руководит  церковными и мирскими организациями, действующими в большинстве стран  мира. Главное учреждение римской  курии - государственный секретариат, возглавляемый государственным  секретарем, назначаемым Папой Римским. Полномочия государственного секретаря аналогичны полномочиям главы правительства в светском государстве. При государственном секретаре действуют совет кардиналов и 9 министерств - конгрегации по вопросам вероучения, канонизации, католического образования, по делам духовенства и др.

Самостоятельными учреждениями курии  являются папские трибуналы, канцелярии и апостолический церковный суд, занимающийся рассмотрением дел, связанных  с внутренней жизнью католической церкви. В римскую курию включены 12 папских  советов, призванных расширять связи  церкви с внешним миром.

Высший духовный чин после Папы Римского - кардинал. Кардиналов назначает  Папа с согласия консистории - собрания кардинальской коллегии. Следующая  ступень в церковной иерархии - примасы - старшие епископы местных  национальных церквей, которые представляют собой скорее почетные звания.

Иерархическая организация католической церкви требует, чтобы все католические епископы в любой стране назначались  с согласия Папы Римского и непосредственно  ему подчинялись.

Низовая ступень в этой иерархии - приход (парафия), управляемый священником. Несколько приходов объединяются в деканаты, которые в свою очередь образуют более крупные образования - диоцезы. Ими управляют епископы. Несколько диоцез объединяются в митрополию, или архиепископство.

Отсутствует в лютеранстве и единая система церковного устройства. В  лютеранских церквах существуют епископальные, пресвитерианские и  конгрегациональные формы организации. Главы церквей могут иметь  титул епископа, генерального суперинтендента  или президента. Делами церквей управляют синоды, в состав которых входят как священнослужители, так и миряне. Как правило, лютеранские церкви в различных государствах совершенно самостоятельны.

Лютеранство провозгласило священство всех верующих и этим стёрло резкую грань, отделявшую мирян от священников. Тем не менее священнослужители (пасторы) в лютеранских церквах всё же имеются, поскольку священнослужение, как подчёркивают лютеране, было установлено самим Христом. Пасторы в лютеранских церквах избираются и остаются в сане пожизненно

Республиканская организация. Во главе  церковной общины стояли старейшины (пресвитеры), избираемые из светских членов общины, и проповедники, обязанности  которых не были связаны со священнической деятельностью, а являлись лишь службой. Пресвитеры и министры составляли консисторию. Такая организация церкви давала простор влиянию наиболее сильных людей в общине и была чрезвычайно благоприятной для экономически крепкого слоя буржуазии; в ней был также полностью осуществлен буржуазный идеал «дешёвой церкви» (упрощение культа, устранение роскоши и т.п.)

Церковная организация Кальвинизм строилась на основе жесточайшей  дисциплины и беспрекословного подчинения рядовых членов руководству общины.

Высшим органом стал провинциальный синод, состоящий из делегатов от провинциальных консисторий. На национальном уровне действовал национальный Синод.

По своему устройству англиканская Церковь  — епископская. Члены ее разделяются  на пастырей и пасомых. Группирующиеся подле своего храма верующие, составляя из себя церковную общину или приход, на своих приходских собраниях определяют налог в пользу Церкви и избирают из своей среды попечителя, или старосту, на обязанности которого лежит управление церковным имуществом, попечение о благолепии храма и забота о снабжении храма всем потребным для богослужения. Низшее духовенство разделяется на соборное, во главе которого стоит декан, и приходское. Духовенство каждого собора представляет собою организованную коллегию, называемую капитулом. Приходское духовенство делится на приходских священников и их помощников — викариев и капелланов. Пастырская деятельность приходского духовенства подчинена надзору и руководству так называемых архидьяконов, которые назначаются епископом из лиц пресвитерского сана, большею частью служащих при соборе, и являются его ближайшими помощниками по епархиальному управлению.

  Во главе епархии, в качестве  ее верховного пастыря, судьи  и правителя, стоит епископ.  Ему одному принадлежит право  совершать конфирмацию и рукополагать  священнослужителей в свою епархию.  По церковному управлению Англия  разделяется на две провинции: Кентерберийскую и Йоркскую, во главе которых стоят архиепископы, причем архиепископ Кентерберийский именуется примасом всей Англии и пользуется преимуществом чести и среди имеющихся отдельных ветвей англиканской Церкви за пределами Англии.

4

Глава церкви

Высшей, полной, непосредственной, вселенской и ординарной властью в Католической церкви обладает Папа Римский

В лютеранских церквах существуют епископальные, пресвитерианские и  конгрегациональные формы организации. В зависимости от этого главы церквей могут иметь титул епископа, генерального суперинтендента или президента.

Основу кальвинистской церкви составляют автономные сообщества (конгрегации), управляемые консисториями в  составе пастора, диакона и старейшин, выбранных из числа мирян

Главой англиканской церкви в Англии раньше являлся король а теперь парламент. Поныне все изменения вероучения, богослужения должны быть одобрены парламентом.

5

Отношение к монашеству

Особую структуру в католической церкви составляют монашеские ордена. Первые из них появились в V в. и  сейчас насчитывают десятки. Как правило, ордена строго централизованы. Они подразделяются на, так называемые, нищенствующие, уставы которых запрещают своим членам владеть каким-либо имуществом (капуцины, доминиканцы, францисканцы и др.), и ордена, обладающие правом зарабатывать деньги, которые поступают в церковную казну или на благотворительные цели. Из католических монашеских орденов наиболее известен орден иезуитов. Он насчитывает в настоящее время 25 тыс. членов, руководит 177 католическими университетами и культурными центрами в различных странах, 500 школами, ведет активную религиозно-политическую пропаганду, хотя католическая церковь заявляет о своей аполитичности.

 Изначально лютеранские богословы считали монашество и вовсе недопустимой практикой церковной жизни. монашеское возрождение началось В начале и середине 20 века в лютеранских церквях Германии, США, Скандинавских стран и в Израиле возникли аутентичные монашеские общины.

Монашество противоречит естественной природе человека.  Кальвинисты  желали закрытия монастырей ( за бесполезностью)  и секуляризации церковных  земель.

Англиканство не признает монашество

6

Целибат для духовенства

Обязательный целибат священства. Был узаконен в эпоху папы Григория. Обет безбрачия приписывает соблюдение целомудрия, нарушение которого  рассматривается как святотатство.

Целибат не признается.

Целибат отменен, так как противоречит  естественной природе человека.

Целибат не обязателен – предпочтение женатым священникам.

7

Язык богослужения

Классическая латынь

Национальный язык богослужения.

Родной язык богослужения

Национальный язык богослужения

8

Таинства

В Католической церкви существует семь таинств:

Крещение ( погружение в воду)

Брак( получают благодать Божию для супружеского счастья, а также для благословенного рождения и христианского воспитания детей)

миропомазание (конфирмация) (так верующему подаются дары Святого Духа, укрепляющие его в духовной жизни)

евхаристия (таинство, заключающееся в освящении хлеба и вина в особом статусе и последующем их вкушении)

исповедь (признание верующим своих грехов перед Богом).

Елеосвящение ( помазании тела освящённым елеем, служащее духовным врачеванием от телесных недугов, а также дарующее больному оставление тех грехов, в которых он не успел раскаяться).

Священство  (посвящение человека, наделяющее его правами совершать таинства и обряды).

Двумя общепризнанными таинствами в  лютеранстве являются крещение и  причащение (Вечеря Господня, евхаристия, таинство алтаря). Они не рассматриваются  лишь как простые культовые обряды. Крещение, совершаемое в детском  возрасте, воспринимается лютеранами как вода возрождения, крещёный человек  как бы вновь рождается во Христе, ему прощаются грехи и он освобождается  от власти зла. Крещение считается обязательным условием спасения. Вечеря Господня, считают  лютеране, была учреждена Христом  для укрепления веры, для выражения  союза верующего с Богом. На исповедь у лютеран не выработалось единого взгляда. Если в лютеранских исповеданиях XVI в. она считалась таинством, то теперь часть лютеран рассматривает её просто как обряд. Только обрядами считают лютеране также конфирмацию, рукоположение, брак и соборование.

Крещение и причащение рассматриваются  как символические обряды.

От протестантов к англиканам перешло  признание только двух таинств - Крещения и Евхаристии. Но англикане не так  радикальны как лютеране или кальвинисты. В их богослужебной практике удержались и брак, и священство, и конфирмация, и соборование, но они не называют их таинствами, употребляя термины "священный  обряд" или "священнодействие". Иногда их называют "малыми таинствами".

9

Богатство церкви

Католическая церковь открыто  демонстрировала свое богатство. «Сверкание богатства становится в некоторой  степени заменой божественного  сияния»

Развитие идей дешевой церкви. Но внешний культ оставлен. Лютер допустил существование храмов и установил совершение в них богослужений и внешних обрядов не потому, чтобы они требовались сущностью христианства, «а ради простого необразованного народа», которому непонятны возвышенные идеи христианского богословия и для которого «внешний культ необходим как воспитательное средство».

Уничтожение из культа почти всего : музыки, колоколов, свечей, ладана и  т. д .   нет, а значит  церкви не за чем иметь богатство, точнее не из не чего.  Фактически нет храмов.

Ряд церковных обрядов, в отличие  от католицизма, упрощен, а значит нет пышности обрядов, чрезмерного богатства.

10

Отношение к мирской активности

Католицизм акцентирует внимание на душеспасительном значении труда как сотворчества Богу, настаивает на том, что творимые в посюстороннем мире добро, труд уравновешивают грехи, стимулируя мирскую активность, дисциплину, трудовую добродетель, профессиональное совершенство и ответственность.

Реабилитация мирской активности  - мирское призвание

Оправдание всех видов  профессиональной деятельности. Спасающая благодать избрания делает индивида органом исполнения замыслов Бога. Из этого учения вытекают характерные для КАЛЬВИНИЗМА принципы «мирского призвания» и «мирского аскетизма».

 

11

Взаимоотношения со светской властью

Верховенство церковной власти надо светской, противоборство. Идет постоянная смена главенства, борьба светской власти – короля и Папы Римского.

 Подчинение любой власти. Но законы  светской власти простираются  не далее тела и имущества того, что является внешним на земле.  Светская власть не имеет  ни права, ни силы диктовать законы душам.  Критика католических священников – священник должен подчиняться государству.

Отделение Церкви от государства –  разделение светской и церковной власти, богоугодность власти и покорность, до тех пор, пока она защищает истинную веру.

Светская власть выше церкви -  главой англиканской церкви в Англии раньше являлся король а теперь парламент. Поныне все изменения вероучения, богослужения должны быть одобрены парламентом. Англикане, рассеянные по другим странам мира, могут изменять свой строй как хотят, не советуясь со светской властью.

12

География для позднего средневековья

Европейские страны  - Франция, Испания, Италия, Португалия и т. д. Влияние  католической церкви стало резко  падать в позднее Средневековье, с окончанием процесса централизации. Светская власть заметно оттеснила  духовенство от принятия государственных  решений, что вылилось в некоторую  либерализацию всех сторон жизни.

Устойчивыми позиции церкви оказались  в тех государствах Европы, где  темп экономического роста заметно  отставал от лидеров (Италия, Испания).

Начало лютеранской Реформации  - в Германии.

1527 – лютеранская Реформация  в Швеции, частью которой  была  Финляндия. В 1536 году король Кристиан III делает лютеранство государственной религией Дании, которая в то время включала в себя Норвегию и Исландию. В 1555 году был заключен Аугсбургский религиозный мир, закрепивший разделение Германии на лютеранский Север (Бранденбург, Гессен, Саксония) и преимущественно католический Юг (Бавария).

В 1561 году лютеранство укрепилось в Прибалтике.

Основанные на КАЛЬВИНИЗМЕ вероисповедания  были приняты протестантами Франции (гугеноты), Нидерландов, в некоторых  областях Германии, Венгрии и Чехии. Значительную роль играли кальвинистские идеи среди протестантов Англии, требовавших радикальной реформации, «очищения» (отсюда — пуритане) англиканской церкви, господствующее положение они завоевали в Шотландии

Возник в Англии.  В ХVІІ веке влияние англиканства ограничивалось исключительно колониями Виргиния и Мэриленд.





Информация о работе Католичество, англиканство, лютеранство, кальвинизм