Католического вероучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 09:52, курсовая работа

Краткое описание

Католицизм (от греч. «католикос» - вселенский, всемирный). Его истоки - от небольшой римской христианской общины, первым епископом которой, по преданию, был апостол Петр. Процесс обособления католицизма в христианстве начался еще в III-IV веках, когда нарастали и усугублялись экономические, политические, культурные различия между западной и восточной частями Римской империи. Начало разделения христианской церкви на католическую и православную было положено соперничеством между римскими папами и константинопольскими патриархами за главенство в христианском мире. Около 867г. произошел разрыв между папой Николаем I и константинопольским патриархом Фотием.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………....3
1 Основа католического вероучения…………………………………………..4
2. Современное положение с структура Римо-католической церкви……….5
3. Католическая сакраментология………………………………………….…10
4. Папский примат и папская непогрешимость……………………………...12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………15

Вложенные файлы: 1 файл

КР КАТОЛ.docx

— 32.80 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………....3

1 Основа  католического вероучения…………………………………………..4

2. Современное положение с структура Римо-католической церкви……….5

3. Католическая сакраментология………………………………………….…10

4. Папский примат и папская непогрешимость……………………………...12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………14

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………15

 

Введение

 

Католицизм (от греч. «католикос» - вселенский, всемирный). Его истоки - от небольшой римской христианской общины, первым епископом которой, по преданию, был апостол Петр. Процесс обособления католицизма в христианстве начался еще в III-IV веках, когда нарастали и усугублялись экономические, политические, культурные различия между западной и восточной частями Римской империи. Начало разделения христианской церкви на католическую и православную было положено соперничеством между римскими папами и константинопольскими патриархами за главенство в христианском мире. Около 867г. произошел разрыв между папой Николаем I и константинопольским патриархом Фотием.

Католицизм  и православие нередко называют соответственно Западной и Восточной  Церковью. Расколом Христианства на Западную и Восточную Церкви принято считать  великую схизму 1054 г., порожденную  разногласиями, начавшимися приблизительно с IX века. Окончательный раскол произошел  в 1274г. Главной причиной раскола христианства является политическая борьба духовенства за сферы влияния (влияния как своей Церкви, так и личного). Неудивительно, что раскол начинается именно во время процесса утверждения христианства в западной и восточной Европе, а заканчивается к тому времени, когда соединение церковной и государственной политики (особенно в странах западной Европы) становится наиболее сильной.

Цель данной работы: изучение католического вероучения.

Для достижения поставленной цели  были сформулированы следующие задачи:

   1. Рассмотреть основу католического вероучения, папский примат и папскую непогрешимость , современное положение и структуру Римо-католической церкви;

2. Изучить  католическую сакраментологию.

1. Основа католического вероучения

 

Основой католического вероучения, как и  всего христианства, приняты Священное  писание и Священное предание. Однако, в отличие от православной церкви, католическая считает Священным преданием постановления не только семи первых Вселенских соборов, но и всех последующих соборов, а кроме того-папские послания и постановления.

Организация католической церкви отличается строгой  централизацией. Римский папа - глава  этой церкви. Он определяет доктрины по вопросам веры и морали. Его власть выше власти Вселенских соборов.

Церковь, по учению католицизма (в православии  этого нет), обладает сокровищницей "сверхдолжных" дел - "запасом" добрых дел, сотворенных Иисусом  Христом, Богоматерью, святыми, благочестивыми христианами. Церковь имеет право распоряжаться этой сокровищницей, уделять из нее часть тому, кто в ней нуждается, то есть - отпустить грехи, даровать прощение кающимся. Отсюда учение об индульгенциях - об отпущении грехов за деньги или за какие-либо заслуги перед церковью. Отсюда - правила молитв за умерших и право папы сокращать срок пребывания души в чистилище.

Центр культа - храм. Готический стиль в архитектуре, распространившийся в Европе в конце  Средневековья, немало способствовал  развитию и укреплению католической церкви. Важные элементы культа - праздники, а также посты, регламинтирующие бытовой уклад жизни прихожан.

 

 

 

 

 

 

 

2. Католическая сакраментология

.

Число таинств  у католиков такое же, как и  в древней Церкви, то есть семь. Но общий взгляд на все таинства принципиально  отличается от древнецерковного. Католики учат что таинства являются не только действительными, но и спасительно-действенным и, вне зависимости от состояния человека, который их приемлет.

Католики  считают, что во всяком случае - вне  зависимости от того, с верой или  без веры подходит человек к восприятию таинства, - оно является спасительно-действенным. Это очень опасно, потому что при таком подходе таинства начинают рассматриваться как некие магические обряды. То есть если правильно поставленный священнослужитель правильно прочтет положенные слова, если есть тот, над кем этот обряд совершается, и есть все внешние атрибуты, необходимые для его совершения (вода для крещения, хлеб и вино для Евхаристии), то наличие этих формальных элементов является достаточным для того, чтобы таинство оказалось спасительно-действенным.

  1. Таинство крещения

У католиков  положено очищаться от первородного греха в более зрелом возрасте. Дети, не достигшие семилетнего возраста, не могут проходить этот обряд. Это объясняется тем, что на западе церковь приветствует осознанный выбор человека, который знает и понимает для чего необходимо крещение.

Есть  некоторые отличия и при крещении взрослого человека. Человек, собирающийся очистить свою душу, обязан сначала ознакомиться с заповедями Христовыми и усвоить основные понятия католической веры.

 

  1. Таинство миропомазания

В Католической церкви это таинство называется конфирмацией. Совершается оно, в отличие от Православной Церкви, как правило, епископом. Епископ совершает это таинство через возложение рук.

Конфирмация не совершается над младенцем сразу после крещения, а лишь по достижении отроческого возраста. В разных странах и в разные века возраст конфирмации колебался от семи до двенадцати лет. Если младенец крещен, то он освобожден от вины первородного греха. Младенец личных грехов не имеет. Если он и умрет, то все равно будет спасен и сподобится лучшей участи, поэтому нет смысла преподавать ему другие таинства до достижения отроческого возраста. Это чисто внешний, рационалистический подход, при котором игнорируется благодатное действие таинств.

3.Таинство Евхаристии

Более всего  отступлений от древне-церковной  практики у католиков в таинстве Евхаристии. Во-первых, младенцев до конфирмации не причащают. Во-вторых, причащение мирян совершается только под видом хлеба. Хлеб для Евхаристии употребляется пресный. Практика причащения мирян только хлебом возникла в средние века из соображений санитарно-гигиенических. В то время Европу часто посещали болезни, такие, как чума, холера, уносившие до четверти населения. Как один из способов борьбы с заразой и было введено причащение мирян только под одним видом, когда каждому причащающемуся дается так называемая облатка - кусочек пресного хлеба. Понятно, что в этом проявилось неверие в силу таинства, исцеляющего не только духовные, но и телесные недуги, недостаточная вера в силу Тела и Крови Спасителя. Это произошло уже после отделения католичества от Вселенской Церкви, когда многое в церковной жизни католиков стало приходить в угасание.

Моментом  преложения Святых Даров у католиков  считаются установительные слова  Христа Спасителя: “Примите, ядите, сие  есть Тело Мое...”. Для католиков главное - произнесение формулы, даже если в роли этой формулы выступают слова Христа Спасителя. Главное - чтобы формула была вовремя произнесена.

4. Таинство брака

В Католической церкви признаются сами брачующиеся, а не священник. Брак и у них совершается в храме, перед алтарем. Священник дает жениху и невесте кольца. Но священник нужен лишь для признания канонической законности брака.

Развод  у католиков недопустим ни по какой  причине - даже по той, которая указывается  самим Спасителем в Евангелии (то есть по причине нарушения супружеской верности). В Католической церкви супруг, который является пострадавшей стороной, не имеет права на развод и, следовательно, на вступление в другой брачный союз при жизни изменившей ему стороны.

Однако  из книг известно, что в средние  века католики разводились. Дело в том, что у католиков все можно  изящно обойти. Брак абсолютно нерасторжим, но он может быть признан недействительным. По каким причинам? Главная причина - что брак совершался из побуждений, которые не соответствуют цели брачного союза. В средние века этим очень  часто злоупотребляли, и иные европейские  монархи не раз вступали в брак, пользуясь этой формулировкой. Теперь тоже таких процессов довольно много. Все они идут через Ватикан.

5. Таинство священства

Во второй половине XI века у католиков был  введен обязательный целибат (то есть безбрачие) священства.

Целибат не надо путать с монашеством. Священников  и епископов из католических монашеских орденов не так много. Целибат - это  просто обет отказа от семейной жизни.

В древней  Церкви в брак могли вступать пребывающие  в сане всех трех степеней священства: диакон, пресвитер и епископ.

Отношение к браку как к чему-то оскверняющему  человека древняя Церковь решительно не приняла. Однако на Западе оно постепенно укреплялось и привело к признанию  всецелого обязательного целибата.

Диаконов  у католиков почти не осталось. Они формально признаются, но чин  диаконского служения при совершении католического богослужения не нужен. Само богослужение сокращено - нет ектений. Сан диакона для католиков - это  просто ступенька: посвящаемый на 10 минут рукополагается в диакона, чтобы после этого стать пресвитером. Фактически же диакон отсутствует, как  у нас фактически отсутствует  иподиакон (кроме тех, кто служит при епископе).

6. Таинство покаяния

Католики  учат, что грехи подразделяются на простительные и смертные.

В крещении человеку прощаются все грехи: и  смертные, и простительные: и в  отношении вины, и в отношении  наказания. То есть в крещении человеку прощается все.

А в таинстве исповеди, как учат католики, все  происходит по-другому: смертные грехи  прощаются и в отношении вины, и в отношении наказания, но вот  простительные грехи прощаются  только в отношении вины, а наказание  при этом остается. Наказание человек  непременно должен понести. Отсюда и  индульгенции, и учение о чистилище  и о разного рода канонических наказаниях. Понести наказание - это способ дать Богу удовлетворение. Поэтому после исповеди, как правило, духовник выдает католику точный перечень канонических наказаний, которыетот должен понести за грехи. Католическое “Руководство по пастырскому богословию” -. там написано, закой грех, при ких обстоятельствах, в каком возрасте, при ких смягчающих, при ких отягчающих обстоятельствах и т. д. полагается такое-то наказание. Оно может быть увеличено, смягчено, за него может быть дана такая-то индульгенция. Одним словом, все очень точно расписано, и это понятно. Ведь если видеть спасение в удовлетворении, которое непременно нужно принести, то важно не ошибиться, потому что если наказание дать меньше, чем полагается, то человек будет приносить его в чистилище, а духовник ответит за то, что он не наложил правильного наказания по мере исповеданных грехов.

Духовник  здесь выступает как судья, а  не как душепопичитель. Этот аспект весьма преувеличен в католической пастырской практике.

И еще  одна интересная особенность, связанная  с католическим учением о спасительной действенности таинств вне зависимости  от расположения приступающего к  таинству. Как считают католики, для того, чтобы таинство покаяния оказалось спасительным, не требуется  глубокого сокрушения, продиктованного  любовью к Богу, а достаточно легкого  сожаления о грехах, продиктованного  страхом или другими мотивами. Это учение католики выделяют как один из самых положительных моментов своей доктрины в учении о таинстве исповеди. Получается, что подлинное покаяние, которое требовалось в первобытных религиях и в иудаизме, теперь не требуется (и в этом будто бы главное преимущество Нового Завета). Поэтому теперь на исповеди можно покаяться лишь слегка и тем не менее получитьразрешение грехов. Это опять проявление того же формального, внешнего подхода к таинствам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Папский примат и папская непогрешимость

 

Наиболее  ярко отражает сущность католицизма  слово папизм. Кто же такой Римский  Папа и как о нем учат сами католики? Его официальный титул:

“Епископ  Рима, Заместитель Христа, Преемник Князя Апостолов, Верховный Первосвященник Вселенской Церкви, Патриарх Запада, Примас Италии, Архиепископ и митрополит провинции Романии, Суверен государства-града Ватикан, раб рабов Божиих”.

Латинское слово викарий буквально переводится  как “заместитель” или “наместник”  —именно в таком смысле понимается католиками роль Римского Епископа. Под  Князем Апостолов подразумевается  святой апостол Петр, который мыслится католиками как некий абсолютный, монархический возглавитель апостольской общины. Примас – это значит “старейший”, “первенствующий” из епископов. Слово  суверен означает независимый светский правитель. Папа решительно настаивает на том, чтобы оставаться независимым главой светского государства, хотя бы такого маленького, территория которого занимает меньше гектара. католицизм церковь тология е В римо-католическом праве записано: “Верховная кафедра никем не может быть судима”.

Из этой короткой фразы следует, что Римский  Первосвященник не подлежит суду Вселенского  Собора и что в самой Римо-Католической Церкви нет такого органа, который  мог бы сказать папе, что он заблуждается, поступает неправильно, и осудить  его. Папа выше Церкви и выше Вселенского  Собора. А также самые правила  Вселенского Собора не могут быть признаны действительными, если Собор  не был созван папой и эти правила  не были им утверждены. Ни один епископ  в мире не может считаться подлинным  епископом, если он свое посвящение получил  без санкции Римского папы.

Информация о работе Католического вероучения