Исторические условия возникновения христианства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 20:13, доклад

Краткое описание

О происхождении христианства написано большое количество книг, статей и остальных публикаций. На этом поприще трудились и христианские авторы, и философы-просветители, и представители библейской критики, и авторы-атеисты. Это и понятно, поскольку речь идет об историческом парадоксе - христианстве, создавшем бессчетные церкви, имеющем миллионы последователей, занимавшем и до сих пор занимающем огромное место в мире, в идейной, экономической и политической жизни народов и стран.

Содержание

Введение
Глава 1. История христианства
1.1 Истоки и общественно-исторические условия возникновения и распространения христианства
1.2 Развитие и распространение христианства
Глава 2. Идеология христианства
2.1 Учения христианства
2.2 Разновидности христианства
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Религиоведение.docx

— 48.51 Кб (Скачать файл)

В седьмом - о втором, грядущем наступлении Иисуса Христа на землю;

Восьмой член знака веры - о вере в Духа Святого;

В девятом - об отношении к церкви;

В десятом - о таинстве Крещения;

В одиннадцатом - о будущем всеобщем воскресении мертвых;

В двенадцатом члене - о жизни  вечной.

В дальнейшем философском и теоретическом  развитии христианства большую роль сыграло учение Блаженного Августина. На рубеже V века он проповедовал превосходство  веры над знанием. Реальность, по его  учению, непостижима для человеческого  разума, поскольку за её событиями  и явлениями скрывается воля всемогущего  Творца. В учении Августина о предопределении  говорилось, что в сферу «избранных», предопределенных к спасению, может  войти хоть какой уверовавший в Бога. Ибо вера и есть критерий предопределения.

Принципиальное место в православии  занимают ритуалы-таинства, во время  которых, по учению церкви, на верующих сходит особая благодать. Правоверная  церковь признает семь таинств:

Крещение - таинство, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога-Отца и отпрыска и Святого Духа обретает духовное рождение.

В таинстве миропомазания верующему  подаются дары Святого Духа, возвращающие и укрепляющие в жизни духовной. В таинстве причащения верующий под  видом хлеба и вина вкушает  самое Тело и Кровь Христову для  Вечной Жизни. Таинство покаяния либо исповеди - это признание грехов собственных перед священником, который отпускает их от имени  Иисуса Христа. Таинство священства совершается  через епископское рукоположение  при возведении того либо другого  лица в сан священнослужителя. Право  совершения этого таинства принадлежит  лишь епископу. В таинстве брака, которое  совершается в храме при венчании, благословляется супружеский альянс жениха и невесты. В таинстве елеосвящения (соборования) при помазании тела елеем призывается на больного благодать  Божия, исцеляющая немощи душевные и  телесные.

Протестантство. Протестантизм - одно из трех главных направлений христианства, возникшее в Северной Европе в начале XVI века в ходе Реформации. В 1529 г. Группа глав маленьких государственных образований (в большей степени германских земель) и представителей свободных городов, участвовавших в работе имперского сейма в г. Шпейере, где большая часть делегатов составляли католики, выступила с официальной протестацией против сейма, направленной на пресечение движений за реформу Римско-церковной церкви.

Хронологически захлестнувшее  Западную Европу реформационное движение совпадало с кризисом феодального  строя и ранешними буржуазными революциями. Антифеодальные выступления широких народных масс и движения нарождающейся буржуазии получали религиозную окрашенность. Фактически нереально отделить в них религиозные требования от требований социально-экономических и политических: все было тесновато переплетено плане религиозном. Реформация привела к самому глубочайшему кризису в истории Римско-церковной церкви, от латинской традиции западного христианства откололась значимая часть верующих, образовавших новенькую, протестантскую, либо северную, традицию западного христианства.

Термин «северная традиция»  вводится потому, что это направление  христианства типично до этого всего  для народов Северной Европы и  Северной Америки, хотя фактически сейчас протестантские церкви распространены по всему миру. Термин «протестант» не является, термином особым, а сами участники Реформации скорее называли себя реформаторами либо евангелистами.

Реформация, вызвавшая раскол западного  христианства, завершилась отказом  от признания верховенства Римского папы и от использования латинского языка в качестве единственного  официально допускавшегося для религиозного общения языка. Если отличительной  чертой католицизма является строго централизованная иерархическая церковь, то своеобразие протестантизма состоит  в существовании множества разных независящих христианских движений, церквей, общин и сект, автономных в собственной религиозной жизни. Это не исключает их объединения  на государственном либо международном  уровне по принципу общей цели либо одной деноминации. Объяснить эту  множественность в определенной мере может помочь тезис одного из отцов Реформации, Мартина Лютера, который, отстаивая свои позиции, утверждал: «На том стою и не могу иначе». Признание единственным источником вероучения Священного Писания не могло  не приводить к субъективизму  в его толкованиях.

Северная, либо протестантская, традиция западного христианства - это традиция государственная, местная, локальная. Посреди фаворитов ранней Реформации XVI в. Центральное место занимает католический священник, доктор теологии в Виттенбергском институте Мартин Лютер (1483 -- 1543), который в 1517 г. Обнародовал 95 тезисов, обосновавших необходимость реформ в Римско-церковной церкви. Лютер определил и отстоял главные положения Протестантской Церкви. Эти положения исходят из того, что возможна непосредственная связь человека с Богом. Бунт Лютера против духовной и светской власти, его выступления против индульгенции, против претензий католического духовенства контролировать веру и совесть на правах посредника меж людьми и Богом были услышаны и восприняты обществом очень остро. Лютер перешел к критике основ католического вероучения и папства и изложению принципов, на которых обязана строиться реформированная христианская церковь. В ответ на обвинение его во лжи Лютер публично сжег папскую буллу, отлучавшую его от церкви. Он стал вождем религиозной оппозиции в Германии. Идеологом и вождем швейцарских реформаторов раннего периода был священник У. Цвингли (1484 -- 1531), выступивший со своими тезисами принципов реформ Римско-церковной церкви. Цвингли относился к более радикальному крылу Реформации, последовательно реализуя в руководимой им церкви принцип самоуправляемости, избрания и смещения церковнослужителей на общем собрании всех членов общины.

Еще более радикальным вождем крестьянско-плебейского  течения Реформации был Томас  Мюнцер (1490 -- 1525), казненный после  разгрома руководимого им ополчения  в ходе фермерской войны в Германии.

Массовые народные движения радикальной  Реформации -- плебейский анабаптизм -- отрицали церковную иерархию, требовали свободы личности и прекращения вмешательства страны в жизнь церкви, Анабаптисты («перекрещенцы») требовали второго, сознательного крещения уже в зрелом возрасте.

Заключение

Как мы видим, христианство впитало  в себя множество древних религий, при этом родилась новая универсальная  религия для всех слоев населения. Христианская религия вобрала в  себя многие несомненные ценности, выработанные античным обществом: некоторые, безусловно позитивные, нормы морали, отдельные элементы развитых философских систем, высокую литературную традицию. Это было особенное порождение мистицизма: изверившиеся в возможностях реального переустройства общества, не видевшие ясной перспективы в будущем, широкие слои античного общества создали для себя иллюзию утешения в виде веры в пришествие божественного помазанника, мессии - Христа, который призван спасти людей, возродить их к новой жизни. По-своему, с точки зрения развития религиозного сознания, христианство было известным шагом вперед. На смену патриархальным верованиям и примитивным языческим обрядам пришла гораздо более утонченная форма религиозного сознания, делавшая упор не на внешней, обрядовой стороне, а на глубинной, духовной связи человека с богом.

Христианство на место опосредованной через общину связи человека с  божеством поставило прямую личную связь человека с богом, таким  образом, на свой лад, подчеркнув происходившую  переориентацию общественного развития с общинно - патриархальных рельсов  на новую, более высокую ступень. При этом, невзирая на всю индивидуализацию религиозного мышления и действия, христианство сохранило за собой  испытанную веками общинную форму организации, что вполне соответствовало его  первоначальному демократическому духу.

Христианство сформировало новые  смыслы природы и человеческого  бытия. В основе этих смыслов лежало оправдание творчества и свободы  человека, что не могло не сказаться  на всей европейской истории. Конечно, вначале христианская свобода реализовалась  главным образом духовно-нравственной сфере. Но затем она нашла себе практическое поле для своего воплощения, и стала выражаться в образовании  природы и общества, в построении основ правового государства, уважающего права и свободы человека. Сама идея о неотъемлемых правах и свободах человека могла появиться только в христианской культуре.

Рождение христианства запечатлено, прежде всего, в литературной традиции самих христиан. Их сочинения при  всей тенденциозности являются важнейшим  источником для суждения о первоначальном христианстве: о родине первых христианских общин, их составе, идеологии и организации. Особенно важна та группа ранних христианских сочинений, которая составила христианский канон, или Новый завет. Так стала  называться эта часть Библии в  отличие от Ветхого завета, созданного древними евреями, но признанного священным  также и христианами. Разумеется, мы располагаем целым рядом других материалов по истории первоначального  христианства: это и оставшиеся вне  канона раннехристианские сочинения, новозаветные апокрифы, и произведения первых христианских писателей, обладающих отчетливой исторической реальностью. Однако, за исключением разве что некоторых новозаветных апокрифов, все эти материалы, по существу, носят вторичный характер, поскольку они либо прямо опираются на новозаветную традицию (позднейшая христианская литература), либо так или иначе считаются с христианским преданием, пусть даже устным (языческие писатели). Вот почему главной основой для суждения о первоначальном христианстве остаются сочинения Нового завета, достаточно сложного литературного свода. В него входят 27 сочинений, приписываемых Матфею, Марку, Луке, Иоанну, Иакову, Петру, Иуде, Павлу. Использование новозаветных сочинений в качестве исторического источника представляет большие трудности, поскольку первоначальная историческая информация подверглась в них значительному искажению. Необходимо считаться с длительностью формирования новозаветного предания: первоначальная арамейская основа растворилась в позднейшей греческой литературной обработке, сопровождавшейся целенаправленной идеологической ревизией, чтобы исключить или приглушить первоначальный демократически-революционный дух христианства. К этому надо

Добавить многочисленные противоречия, которыми отмечено, в частности, евангельское предание, хотя преувеличивать значение этих противоречий, очевидно, не следует: основная канва повествования и главные идейные мотивы во всех евангелиях в принципе одинаковы.

По мере того, как в христианские общины все более и более вливались  состоятельные слои населения, а  под их воздействием преображались  идеология и организация этих общин, христианство стало менять свой лик постепенно в христианстве преобладающее значение получало то течение, которое призывало людей смиренно и терпеливо «нести свой крест», ожидая божественного избавления. В вероучении все больше подчеркивалось страдание бога-спасителя, и сам культ «богочеловека» стал, по сути, обожествлением человеческого страдания. Это открыло дорогу к примирению, а затем и к союзу христианской церкви с античным рабовладельческим государством.

Но, вместе с тем, христианство сформировало новые смыслы природы и человеческого  бытия, которые стимулировали развитие нового искусства, стали основой  естественнонаучного и гуманитарного  познания. Мы не имели бы знакомого  нам европейского искусства без  характерного для христианства внимания к человеческой душе, ее самых сокровенных  внутренних переживаний. «Исповедальность» европейского искусства есть качество, сформированное христианкой духовностью. Без этого обостренного внимания человека к своей личности не было бы знакомых нам гуманитарных наук. Сама идея о том, что существование мира и человека есть восходящий исторический процесс (а не просто чередование космических циклов) пришла к нам от христианства.

Распространение христианства в Европе повсеместно влекло за собой развитие письменности, а с нею вместе были восприняты некоторые элементы античной культуры. Христианизация знаменовала  становление феодальной государственности, усиление борьбы с родовыми пережитками.


Информация о работе Исторические условия возникновения христианства