Ислам : вероучение, культ, организация, современное состояние

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 22:04, реферат

Краткое описание

ИСЛАМ (араб., букв. — покорность, предание, вверение себя (Богу)), монотеистическая религия, одна из мировых религий (наряду с христианством и буддизмом), ее последователи — мусульмане. Возникла в Хиджазе (в нач. VII в.) среди арабских племен Западной Аравии. Ислам складывался под значительным влиянием христианства и иудаизма.Уже в первый век своего существования ислам в ходе военной экспансии арабов распространился на огромной территории от Ганга на Востоке до южных границ Галлии на Западе, в результате чего образовалось мусульманское государство — Халифат.

Вложенные файлы: 1 файл

религия 2.docx

— 26.68 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ

ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

 

 

Реферат

по религиоведению

на тему : «Ислам : вероучение, культ, организация, современное состояние»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  Выполнила: Студентка II курса

Группы О503 А

Землянская Евгения

 

 

 

 

 

 

 

Донецк- 2013

 

 

 

Ислам

 

  1. Основы вероучения ислама

 

ИСЛАМ (араб., букв. — покорность, предание, вверение себя (Богу)), монотеистическая религия, одна из мировых религий (наряду с христианством и буддизмом), ее последователи — мусульмане. Возникла в Хиджазе (в нач. VII в.) среди арабских племен Западной Аравии. Ислам складывался под значительным влиянием христианства и иудаизма.Уже в первый век своего существования ислам в ходе военной экспансии арабов распространился на огромной территории от Ганга на Востоке до южных границ Галлии на Западе, в результате чего образовалось мусульманское государство — Халифат.

Основной источник мусульманского вероучения — Коран, понимаемый мусульманами как предвечное, несотворенное “слово Божие”, откровение, которое Бог, говорящий  в Коране преимущественно от первого  лица, как бы слово в слово продиктовал  Мухаммаду через своего ангела Гавриила. Подобно тому как для христиан Бог воплотился в Иисусе Христе, для мусульман Он открыл Себя в Книге — в Коране.

Второй источник мусульманского вероучения — Сунна, своего рода священное предание, примеры из жизни Мухаммада как источник материала для решения религиозных, социально-политических, правовых проблем, возникающих перед мусульманской общиной. Сунна слагается из хадисов, повествующих о высказываниях Мухаммада по тому или иному конкретному поводу, его поступках или невысказанных одобрениях. Хадис всегда состоит из двух частей: собственно краткого рассказа и т. н. опоры — перечня передатчиков данного текста, которые в непрерывной цепи преемства удостоверяют его подлинность.

Важнейший принцип ислама — строгий  монотеизм, носящий абсолютный и  безусловный характер. Бог в Коране предстает одновременно и как  всемогущий, всевышний, даже грозный  и в то же время как милостивый, сострадающий и прощающий. Он ближе  к человеку, “чем его шейная артерия”, говорится в Коране и в то же время утверждается: “Не постигают  Его взоры...”. То есть Бог абсолютно  потусторонний, непроницаемый, непостижимый в Своей сущности. Бог открывает Себя человеку только через откровение, знамения и Свои имена. В откровении Бог через пророков дает людям Свой закон, следуя которому, они научаются различать добро и зло. Весь тварный мир, то есть все сотворенное Богом — каждое явление, каждая вещь, каждое существо — это Его знамения людям, свидетельствующие о Его величии и всемогуществе. Наконец, через Свои имена Бог наглядно сообщает людям о Своих свойствах. “У Бога прекрасные имена, зовите Его по ним...” — говорится в Коране. Имен этих — 99. Например, Милостивый, Милосердый, Верный — это божественные имена. Проявлением благочестия считается у мусульман как можно чаще упоминать Бога и Его имена.

Однако через откровение, знамения и имена человеческий разум может  лишь отчасти постичь смысл божественного  действия в мире, но не саму божественную сущность, которая остается для человека абсолютной тайной. Верить в эту  сокровенную тайну — обязанность  мусульманина. Утверждение единства и единственности Бога, призывы не придавать Ему никого в “сотоварищи” часто повторяются в Коране. Направлены они прежде всего против старых политеистических верований аравийских арабов, но также и против христианских догматов Троицы и Боговоплощения. Ислам признает Иисуса только в качестве пророка-посланника, хотя и наделенного исключительным, привилегированным статусом (девственное рождение, власть творить чудеса, взятие живым на небо). В то же время ислам находится в определенном родстве с библейской традицией: наряду с иудаизмом и христианством он может быть определен как богооткровенная и авраамическая религия, поскольку, исповедуя веру в единого, сущего и живого Бога, говорящего людям в откровении, возводит свои истоки к “религии Авраама”, частично забытой и искаженной, согласно представлениям мусульман, иудеями и христианами.

Миссия Мухаммада, таким образом, заключалась не в создании новой религии, а в восстановлении исконной и истинной веры в единого Бога.

Важнейшие понятия мусульманской  религии — “ислам”, “дин”, “иман”. Ислам в широком смысле стал обозначать весь мир, в пределах которого установились и действуют законы Корана. Таков смысл и традиционного понятия “дар ал-ислам” (обитель ислама), противопоставленного “дар ал-харб” — территории войны, которая, по крайней мере, теоретически подлежит превращению в обитель ислама посредством как военного, так и духовного джихада. Классический ислам в принципе не проводит национальных различий, признавая три статуса существования человека: в качестве правоверного (мусульманина), в качестве покровительствуемого (иудеи и христиане в мире ислама, они же — “ахл ал-китаб” — люди Книги, держателиПисания, не подлежащие насильственному обращению в ислам) и в качестве многобожника, непременно подлежащего обращению.

Каждая вероисповедная группа в  исламе объединялась в отдельную  общину (умма). Умма — это прежде всего религиозная общность людей, которая становится объектом божественного плана спасения людей (каждой умме посылается свой пророк); в то же время умма — это и форма социальной организации людей, в целом образующая своеобразное религиозно-политическое тело. Мусульманская община теоретически объединяет всех мусульман мира, независимо от их этнической и культурной принадлежности. Прототипом ее всегда служила первоначальная мединская община пророка, которая до сих пор остается для мусульман идеалом социально-политического объединения людей, сплоченных единой верой. Таким образом, принадлежность умме — основа самосознания мусульманина. В ней он осознает себя верующим, в ней же обретает социального и правового гаранта.

Понятие “дин” неоднократно встречается  в Коране и имеет много значений: суд, воздаяние, личная вера человека, закон, система ритуальной практики, наконец, — божественный закон, которому следует подчиняться. В основном своем значении, согласно мусульманскому вероучению, “дин” — это совокупность веры (иман), исполнения религиозных предписаний (ислам в узком смысле) и искренности при их исполнении (ихсан). Вера, согласно большинству мусульманских теологов, состоит из трех элементов (словесного признания Бога, добрых дел и добродетельных намерений) и включает в себя пять основных предметов:

1) веру в единого и единственного  Бога,

2) ангелов,

3) Богооткровенные Книги (в Коране названы пять таких Книг: свитки Авраама, Тора Моисея, Псалтырь Давида, Евангелие Иисуса, Коран Мухаммада),

4) Божьих пророков и посланников,

5) Судный День, рай и ад, воздаяние  и наказание.

Позже к этим пяти предметам веры был добавлен шестой (некоранического происхождения) — вера в предопределение (все происходящее в мире — как добро, так и зло, а также все дела людей обусловлены волей Всевышнего). 

 

  1. Культ ислама

Существуют 5 основных «столпов» ислама важнейших  обрядово-культовых действий.

1.Провозглашение первого и важнейшего положения символа веры— аш-шахады, которое гласит: «Нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммед — посланник Аллаха». 
      2. Ритуальная молитва — обязательная пятикратная молитва: на заре, в полдень, днем, на закате, перед сном, совершаемая в индивидуальном порядке, реже — коллективно. 
       Собственно молитва представляет собой несколько повторяемых циклов — ракатов — определенной последовательности благочестивых поз и движений с одновременным произнесением соответствующих священных формул. Важной особенностью ритуальной молитвы является то, что в ней правоверные ничего не просят у Аллаха, однако вступают с ним в тесную духовную связь. 
      3. Пост длится месяц, девятый по лунному календарю (30 суток) — рамадан (перс, тюрк, рамазан). В течение всего поста от восхода до захода солнца мусульмане не имеют права ни пить, ни принимать пищу, ни курить, ни делать внутривенные вливания, ни развлекаться. Пост будет нарушен, если слизнуть каплю дождя, которая по воле Аллаха упала тебе на губу ради проверки искренности и прочности твоей веры.

 
      4. Милостыня— обязательный ежегодный налог (в среднем 2, 5% от прибыли или имущества). Каждый мусульманин, владеющий определенной собственностью (например, не менее пяти верблюдов или тридцати коз или овец) или имеющий определенный доход, платит его в пользу бедных собратьев по вере. 
В противовес Евангелиям, Коран не поощряет раздачу всего бедным, напротив, расточительство осуждается Кораном как дьявольское обольщение. 
     5.Паломничество — считается, что каждый совершеннолетний мусульманин при наличии физических и материальных возможностей должен хотя бы раз в жизни посетить «святые места». В первую очередь, осуществляется обход вокруг Каабы, расположенной во дворе огромного культового комплекса — Священной Мечети Каабу в Мекке. Тот, кто не может по тем или иным причинам осуществить хадж самостоятельно, может прислать вместо себя «заместителя». 
      Ритуал регулярного паломничества в Мекку определенным образом сплачивает мусульман, разбросанных по всему миру, и заменяет централизованную религиозную организацию, подобную организации христианской церкви. 
       К пяти столпам ислама нередко прибавляют шестой — «священную войну» —джихад. Участие в священной войне автоматически освобождало от всех грехов и гарантировало место в раю. 
       Кроме пяти указанных «столпов», правоверные мусульмане должны придерживаться менее значительных распоряжений и запретов. К их числу относятся следующие: 
        1. Строгий запрет делать изображение Бога, а также вообще изображать живые существа. 
        2. Запрещение употреблять свинину, мясо падали или пить кровь. 
        3. Запрет употреблять спиртные напитки. 
        4. Запрет играть в азартные игры. 
        5. Запрещение взимать проценты и заниматься ростовщичеством.

 

  1. Организация ислама

Ислам не имеет церкви как определенной религиозной организации подобно  христианской Религиозная иерархия здесь почти отсутствует - лишь некоторые  наиболее опытные члены общины, знатоки  шариата - муфтии, которые впоследствии ом заняли место глав мусульманских общин, верховные муфтии в мусульманских государствах осуществляют религиозный контроль над действиями правительства Религиозные функции при богослужении (общий молитве), выполняют Муе колокол, призывающий к молитве, Хатиб - проповедник, имам - руководитель молитвы Распространенное в российских мусульманских провинциях звание муллы есть, собственно, переносом на мусульманский грунт не власти ного ему звание священника.

Функции имама как руководителя молитвы сначала выполнял сам  Мухаммед, а после его смерти - халифы, т.е. заместители посланника Аллаха Эта функция, в результате религиозно-политического характера мусульманской общины, фактически привела к тому, что руководитель молитвы стал одновременно председателем общины, высочайшим духовным и политическим авторитетом, верховным носителем духовной и светской власти Таким образом, теократические и характер власти пророка Мухаммеда, который и сейчас является идеалом  "исламского правления", утверждал неделимость духовной и светской власти, которой обладает глава мусульманской общины. Но за три десятилетия после смерти пророка проблема власти расколола мусульманскую общину на религиозно-политические группы, которые существуют и сейчас. Споры о том, кто именно должен быть имамом и какова сущность его власти, привели к распада мусульман на враждующие общины - суннитов, шиитов и хариджитов.

  1. Современное состояние

Ислам становится самой массовой религией в мире. По заявлениям социологов, за последние 50 лет численность населения  Земли выросла на 137%. При этом среди христиан прирост составил 46%, а среди мусульман – 235%. Только в США каждый год около 100 тысяч  человек принимают Ислам.

География Ислама в современном  мире весьма обширна. Мусульманские  общины есть в 120 странах, в 35 странах  мусульмане составляют большую часть  населения, в 29 представляют собой влиятельное  меньшинство. А в 28 странах Ислам  признан официальной религией.

Сегодня мусульманское население  земного шара составляет 1.6 миллиарда  человек. Это значит, что каждый пятый  человек в мире идет по пути Ислама – пути, благословленному нашим  Господом. Все больше людей выбирают религию Аллаха и Пророка Мухаммада (Да благословит его Аллах и приветствует). Именно в ней они находят ответы на свои вопросы и полностью доверяют ей.

Ислам в современном мире проповедует  терпимость и готовность к компромиссам. Это религия золотой середины, которой чужды крайности, экстремизм и сепаратизм. Одно из основных достоинств мусульманина – умение сдерживать гнев. Пророк Мухаммад (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если гнев подступает к твоему сердцу, а ты стоишь – сядь; если сидишь – то ложись; если и это тебя не успокаивает, соверши омовение холодной водой и помолись Господу, тогда гнев не прокрадется в твое сердце».

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Ильин В.В., Кармин А.С., Носович Н.В. Религиоведение. Краткий курс. Издательство Питер. 2007. - 240 стр.
  2. Матецкая А.В., Самыгин С.И. Религиоведение. Краткий курс. Издательство Феникс. 2008. - 224 стр.
  3. Языкович В.Р. Религиоведение. Курс лекций. Издательство РИВШ. 2007. - 348 стр.
  4. Элбакян Е.С. Религиоведение. Словарь. Серия: Gaudeamus. Издательство Академический Проект. 2007. - 637 стр.
  5. Данильян О.Г., Тараненко В.М. Религиоведение. Учебник. Серия: Образовательный стандарт XXI. Издательство Эксмо. 2005. - 480 стр.
  6. Лобазова О.Ф. Религиоведение. Учебник. Серия: Учебник. Издательство Дашков и К. 2008. - 488 стр.
  7. Гуревич П.С. Религиоведение. Учебное пособие. Серия: Библиотека студента. Издательство МОДЭК. 2007. - 696 стр.
  8. Религиоведение. Учебное пособие / Под ред. М.М. Шахнович. Серия: Учебное пособие. Издательство Питер. 2006. - 432 стр.
  9. Яблоков И.Н. Религиоведение. Учебное пособие – 2-е изд. Издательство Гардарики. 2008. - 319 стр.

 

 


Информация о работе Ислам : вероучение, культ, организация, современное состояние