Ислам как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 12:11, реферат

Краткое описание

Становление исламской культуры. Ислам стал идейным фундаментом, на котором возникла арабо-мусульманская культура, давшая человечеству немало достижений в области искусства, литературы, науки и философии. Ислам коренным образом изменил жизнь исповедующих его народов. Победа религии единобожия в борьбе с родоплеменной идеологией, языческой религией в Аравии и установление господства на огромной территории Халифата принесли новую форму организации общественной жизни. Исламская культура впитала в себя многое из того, чем обладали жившие здесь народы, и что придало своеобразные черты ее облику.

Вложенные файлы: 1 файл

Ислам, наука и культура.docx

— 19.86 Кб (Скачать файл)

Ислам, наука и культура 
 
 
^ Становление исламской культуры. Ислам стал идейным фундаментом, на котором возникла арабо-мусульманская культура, давшая человечеству немало достижений в области искусства, литературы, науки и философии. Ислам коренным образом изменил жизнь исповедующих его народов. Победа религии единобожия в борьбе с родоплеменной идеологией, языческой религией в Аравии и установление господства на огромной территории Халифата принесли новую форму организации общественной жизни. Исламская культура впитала в себя многое из того, чем обладали жившие здесь народы, и что придало своеобразные черты ее облику.  
 
Под классической арабо-мусульманской культурой понимается культура, связанная с зарождением и укреплением арабского Халифата, который под эгидой учения ислама распространил свою власть и влияние на обширном пространстве от Испании до границ Китая и Индии. В Халифате на основе взаимодействия традиций различных народов (включая античное наследие) сложился новый тип культуры. Наивысшего расцвета, или своего «золотого века», арабо-мусульманская цивилизация достигла в IХ-ХII вв., когда именно она была самой передовой в мире. 
 
Распространение ислама привело к расцвету философии, искусства, многих наук, а также созданию высокой культуры. Халифы, эмиры и наместники различных провинций бескрайнего мусульманского государства вошли в историю как покровители ученых, философов и поэтов, они также прославились строительством университетов, мечетей и библиотек. Многие правители лично участвовали в создании университетов и «Домов мудрости» – своеобразных средневековых академий наук, ставших хранилищем мудрости, накопленной человечеством за многие тысячелетия. В библиотеках были собраны сотни тысяч книг на разных языках. Крупнейшими научными, культурными и духовными центрами Халифата стали большие города, как древние – Дамаск, Александрия, так и вновь основанные – Каир, Багдад.  
 
Цивилизация ислама восприняла многие черты предшествующих культур, переработав их в духе учения Мухаммеда. Как писал историк О. Большаков, «в Халифате процесс взаимодействия различных цивилизаций породил новую высокоразвитую культуру, языком которой стал арабский, а идеологической основой – ислам, новая монотеистическая религия со своеобразной системой этико-правовых представлений и религиозно-политических институтов, зародившаяся в Аравии и распространившаяся в ходе арабских завоеваний». 
 
Принятие ислама внесло в сознание исповедующих его народов серьезные изменения. Особенно заметно они коснулись арабов, которые еще недавно придерживались языческих верований. В жизни кочевников Аравии произошел переворот, позволивший им стать творцами новой цивилизации. Не меньшее влияние оказала новая религия и на жизнь других принявших ее народов, обернувшись невиданным духовным подъемом и породив культуру, ставшую на долгий исторический период самой развитой на планете.  
 
 
 
 
^ Отношение к знаниям в исламе. Классическая мусульманская культура ознаменовала собой расцвет гуманизма. Этот гуманизм носил одновременно религиозный и светский характер. Его религиозная основа связана с тем, что кораническое учение ставит человека выше всех божественных творений. Светский гуманизм проявлялся в том, что высокое место в мусульманском мире занимали знания. Идеалом человека стала всесторонне развитая личность, обладавшая широким кругозором, высокими нравственными и интеллектуальными качествами.  
 
Культурные традиции, несмотря на все их многообразие, строились в мусульманском мире на единых принципах. Одним из них считался культ просвещения. Приобретение знаний, их поиск считались богоугодным делом. Ученые пользовались высоким авторитетом в обществе. Среди них отдельные группы составляли, с одной стороны, теологи и знатоки мусульманского права и, с другой стороны, представители светского знания – специалисты в области философии, математики, химии, медицины и других наук.  
 
Учение ислама всегда высоко ставило научные знания. Согласно хадису, пророк Мухаммед говорил: «Лицезрение ученых равнозначно молитве». Поэтому не случайно первыми очагами знания в исламском мире стали мечети, выполнявшие на первых порах роль университетов, в которых велось обучение всем религиозным и светским наукам. Вклад некоторых из них в развитие учености на Востоке можно признать выдающимся. Большая мечеть Омейядов в Дамаске, каирская мечеть аль-Азхар фактически превратились в научные центры, значение которых сохраняется и в наши дни.  
 
Важной чертой мусульманской системы образования являлось особое значение устного слова, передаваемого непосредственно от учителя к ученику. Коран читался вслух, его первые записи служили пособиями к запоминанию. Главной формой обучения была лекция. В средневековом мусульманском обществе существовал довольно высокий уровень грамотности. Учащиеся осваивали Коран, грамматику, счет. Изучались также устные героические и генеалогические предания, произведения арабских поэтов домусульманской эпохи.  
 
Образование повышенного уровня осуществлялось также в мечетях, где в период между обязательными молитвами богословы и законоведы читали лекции для юношей и взрослых мужчин. При некоторых мечетях формировались постоянно действующие учебные заведения с постоянным штатом преподавателей. Обучение в мечети строилось как углубление религиозных знаний: преподавались Коран, хадисы, основы догматики, мусульманского права. Большое внимание уделялось арабскому языку, риторике, священной истории, изучались также медицина и математика. Мечети сохранили свою образовательную функцию вплоть до наших дней.  
 
Ислам, безусловно, выступал в роли духовного начала, но на территории Халифата и ставших его преемниками государств всегда жили представители многих других религий (христиане, иудеи, зороастрийцы и т. д.). Многие из них внесли огромный вклад в развитие искусства, литературы, философии и науки. 
 
 
^ Достижения в науке и философии. Культура арабского мира достигла своего наивысшего взлета в IХ-ХII вв. Этот период вошел в историю как эпоха «мусульманского Ренессанса». Тогда творили знаменитые философы, поэты, ученые, а города Багдад, Басра, Куфа, Самарканд, Бухара стали крупнейшими культурными и научными центрами мира. Культура этой эпохи стала синтезом достижений всего человечества. Исламские ученые опирались на труды своих античных предшественников. В университетах и академиях исследования вели не только мусульмане, но и христиане, представители других религий.  
 
В это время складываются специальные научные центры, куда привлекались выдающиеся ученые со всего мира. Например, в IX в. в Багдаде был создан знаменитый «Дом мудрости» – своего рода академия наук Халифата. Здесь велось обучение, собирались книги, осуществлялись переводы с различных языков мира трудов по философии, медицине, математике. Специальным учебным заведением, дающим целенаправленное повышенное образование, стали медресе.  
 
В X-XI вв. частные лица стали создавать самостоятельные учреждения, включавшие мечеть, помещения для занятий, библиотеку, жилые комнаты для студентов и преподавателей. Мусульманские учебные заведения, своеобразно продолжившие древневосточную и эллинистическую традиции, способствовали развитию гуманитарных и точных наук. Преподавание велось на арабском языке. Постепенно возрождались, входя в сферу литературного и научного употребления, персидский язык (с XI в.), затем тюркские и другие языки мусульманских народов; преподавание могло вестись на двух языках. Тем не менее, арабский сохранил в мусульманском образовании свое базовое значение как язык Корана, религиозного культа и основных научных трудов. С конца XIX в. во всем мусульманском мире началась модернизация культуры, которая привела к обновлению традиционную систему обучения. Однако мусульманские образовательные институты (в несколько видоизмененном варианте) существуют и в XXI в., параллельно с учебными заведениями европейского типа. 
 
Книги у арабов были вполне доступны очень многим. По образцу багдадского «Дома мудрости» открывались научные центры во многих крупных городах. Библиотеки назывались «сокровищницами мудрости». Книги мусульмане привозили отовсюду, со всех концов земли. Халиф аль-Мамун (813-833 гг.), нанеся поражение Византии, потребовал выплатить контрибуцию не деньгами или золотом, а книгами. В больших общественных и частных собраниях насчитывалось до 400 тысяч томов, в то время как в Европе считалась большой библиотека из 100 или 200 книг. Всякий знатный и богатый человек стремился прослыть книголюбом. Один из известных деятелей эпохи даже отказался стать визирем у одного правителя, поскольку для переезда ему необходимо было нагрузить книгами 400 верблюдов.  
 
Мусульмане прославились в самых разных отраслях знания. Возьмем для примера медицину. За пять веков – с 800 по 1300 гг. – получили известность более 70 авторов исследований по медицине. Самым выдающимся медиком по праву считается Ибн Сина, или Авиценна (ум. 1037 г.). Он был ученым-энциклопедистом, знатоком многих наук и философом. Но в Европе его знают, в первую очередь, как медика. Главным его трудом считается энциклопедический «Канон медицинской науки» – это высшее достижение медицины эпохи. В XV в. «Канон» был переведен на латынь и стал основным учебником в преподавании медицины по крайней мере до конца XVI в. Причем в XV в. он выдержал 16 изданий, в XVI в. – еще 20. Этой книгой пользовались и далее в новых изданиях, поэтому ее можно считать самым изучаемым трудом во всей истории человечества.  
 
Значительных успехов добились ученые мусульманского мира в точных науках. Так, человечество до сих пор пользуется преимущественно арабской системой счета, основы которой были заложены еще в Древней Индии. Высокого уровня достигли такие области знания, как алгебра (само слово «алгебра» – арабского происхождения), астрономия, физика, оптика, химия, география. На мусульманском Востоке зародилась фармацевтика как самостоятельная дисциплина.  
 
Знамениты своими достижениями многие исламские философы, среди которых выделялись аль-Кинди, аль-Фараби, аль-Газали и Ибн Араби. Большое влияние на развитие мировой философии оказало творчество жившего в мусульманской Испании Ибн Рушда (Аверроэса – XII в.). Благодаря трудам представителей арабо-исламской мысли Европа смогла познакомиться с подлинной античностью, работами Платона и Аристотеля.  
 
 
 
^ Ислам в современном мире. В наши дни ислам стал одним из самых распространенных вероучений. Насчитывается более миллиарда его приверженцев, преимущественно в Северной Африке, Западной, Центральной, Южной и Юго-Восточной Азии, Европе. Арабоязычные народы практически полностью исповедуют ислам, тюркоязычные (турки, азербайджанцы, узбеки, туркмены, казахи, киргизы, татары и др.) и ираноязычные (иранцы, таджики, пуштуны и др.) – в подавляющем большинстве. Много мусульман также среди жителей Северной Индии. Население Индонезии почти целиком придерживается ислама. 
 
Установление исламских ценностей объединило многие народы Ближнего Востока, Центральной Азии и других регионов в единую цивилизацию, что, безусловно, сыграло позитивную роль в истории. Ведя речь о влиянии ислама, нужно говорить о его влиянии на развитие культуры, науки, искусства, быта и повседневной жизни миллионов людей. Десятки народов, в том числе и казахи, не только восприняли заложенную Пророком Мухаммедом традицию, но и сами стали неотъемлемой частью этой цивилизации, внося свой вклад в ее свершения. 
 
 


Информация о работе Ислам как наука