Ислам: становление, особенности вероучения и культа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 15:57, реферат

Краткое описание

Третьей, наряду с буддизмом и христианством, "мировой" религией является ислам, или мусульманство, самая поздняя по времени возникновения. Современный Ислам - вторая по численности последователей (после христианства) мировая религия. По приблизительным отчетам, общая численность мусульман на земном шаре около 800 миллионов человек (около 90 процентов из них сунниты), из которых более двух третей живет в зарубежной Азии, составляя свыше 20 процентов населения этой части планеты, почти 30 процентов - в Африке (49 процентов населения континента). Из более чем 120 стран мира, в которых существуют мусульманские общины, в 35 мусульмане составляют большую часть населения. "Ислам" в переводе с арабского означает покорность, "мусульманство" ( от арабского " муслим " ) - предавший себя Аллаху.
Ислам зародился в Аравии в VII веке нашей эры. Происхождение его яснее, чем происхождение христианства и буддизма, ибо оно почти с самого начала освещается письменными источниками. Но и здесь много легендарного. По мусульманской традиции, основателем ислама был пророк божий Мухаммед( Мухаммад или Магомет), араб, живший в Мекке; он якобы получил от бога ряд "откровений", записанных в священной книге Коране, и передал их людям.

Содержание

Введение
1 Ислам: становление, особенности вероучения и культа
1.1 Становление, особенности вероучения и культа
1.2 Источники мусульманского права
2 Направления ислама
3 Ислам и общество. Особенности духовного мира мусульманина
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат1.docx

— 37.45 Кб (Скачать файл)

      К наиболее противоречивым источникам мусульманского права принадлежит кияс. Кияс – это решение правовых дел по аналогии. Согласно киясу, правило, установленное в Коране, Сунне или иджме, может быть использовано в отношении дела, которое непосредственно не предусмотрено этими источниками права.

      Мусульманское право получило название шариат. В  основе его лежат в первую очередь  Коран и Сунны, а также другие источники. Это правовые предписания, которые непосредственно связаны  с теологией ислама. Правовую упорядоченность  мусульмане рассматривают как выявление  единого божественного законопорядка. Нормам шариата приписывается божественное значение. Шариат развивается как строго конфессиональное право. Как источник права, шариат допускал существование местных обычаев, которые не входили в противоречие с принципами и нормами мусульманского права. С уважением принимались правовые обычаи, которые вырабатывались в самом арабском обществе. А также у тех народов, которые оказались под мусульманским влиянием. За выполнением норм шариата следят мусульманские богословы. 

 

       2. НАПРАВЛЕНИЯ ИСЛАМА 

      Ислам не однороден. Среди направлений  ислама можно выделить суннизм, шиизм, суфизм, ваххабизм др. Большинство мусульман мира принадлежит к ортодоксальному исламу – суннизму. Они признают Сунны в качестве священного источника веры наряду с Кораном.

      Шиизм настаивает на том, что законными  приемниками Мухаммеда – имамами  могут быть только его родственники-наследники, а избрание имама религиозной  общиной – противозаконно. Поэтому  они не признают Сунну, которая была составлена при первых халифах. Сам  по себе шиизм тоже не однороден. В нем есть течение, которое признает 11 законных имамов – наследников Али; 12-й имам еще в IX ст. таинственно исчез, но, как они считают, должен появиться как спаситель – махди. Есть секта исмаилитов, которые верят в то, что в их имамов последовательно воплощается «мировая душа». Существует секта карматов, которая имеет демократические черты. Ее члены, большинство которых – крестьяне и бедуины Аравии, придерживаются принципа общего имущества. От исмаитов отделилась секта ассасинов, где объединяется мистицизм с фанатичной борьбой против немусульман. Есть группа последователей халифа Хакима.

      Суфизм  представляет собой мистико-аскетическое, наполовину монашеское течение. Проповедуют  мистическую любовь к Аллаху, желание  сблизиться с ним. Конечной целью считают избавление от личностных качеств и слияние с божественной истиной. С суфизмом исторически связано движение тариката.

      Ваххабизм – религиозно-политическое учение, которое возникло в XVII ст. Его название происходит от имени Мухаммеда ибн  Абдаль-Ваххаба. Ваххабиты выступали против племенных культов, официального «турецкого» ислама, который, согласно их взглядам, отступил от единободия, установив почитание Пророка и культ святых. В настоящее время это направление официально признано в Саудовской Аравии.

 

       3. ИСЛАМ И ОБЩЕСТВО. ОСОБЕННОСТИ  ДУХОВНОГО МИРА МУСУЛЬМАНИНА 

      В основе отношений мусульманина и  общества лежит подавляющая власть единого религиозного начала, не допускающая  никакой свободы и самостоятельности, а также приоритет коллективного, общественного над личным. Отсюда особенностью ислама является его проникновение во все сферы жизнедеятельности общества: социальных отношений и личной жизни, умственного труда и творчества. В мусульманских регионах практически в неизменном виде сохранились семейно-родственные связи, традиции брачных отношений, клановое и «общемусульманское» самосознание. Активная борьба с религиозными предрассудками и уничтожение духовенства, системы религиозного образования, привели к тому, что ислам переместился на бытовой и обрядовый уровень и утвердился там очень прочно. Все важнейшие события в жизни человека сопровождались мусульманскими обрядами и традициями.

      Более тесные социальные связи и отношения  между верующими, отсутствие церкви, как особого института, привели  к широкому охвату исламом всех отношений  и сфер жизни, их «прозрачности».Поскольку у мусульман отсутствует единая организация, авторитетно решающая все спорные вопросы, догматизация шла в разных областях религиозной доктрины относительно независимых относительно друг друга, порождая отдельные исламские школы. В исламе развитие происходит через разные группы профессионалов, которые между собой не связаны , поддерживаются авторитетом учителей, школ, общественным мнением, уважающим истинную ученость. Такой плюрализм признается нормальным т при этом сохраняется единство ислама. Таким образом, мусульманская система со слившимися в ней религией, обществом и государством, - обладает большой прочностью и устойчивостью.

      Любая религия, в том числе и ислам, приносит своеобразную культуру, жизненный  уклад, быт, создает определенную духовную атмосферу, в рамках которых происходит формирование особого, не похожего на другие типа личности. Каждая религиозная система обладает способностью выделять из всего многообразия связей космического масштаба какие-то одни аспекты, наделять их сакраментальным смыслом и по-своему подводить их к сознанию людей. Каждая религиозная культура обладает и сильными сторонами, и в то же время лишена того, что имеется в другой.

      Ислам проповедует покорность. Он абсолютизирует ее как главный, необходимый принцип  существования. Недосягаемый, не подлежащий никакому осмыслению Творец и невмешательство  в то, что им создано, казалось бы, должно было сформировать личность пассивную, безынициативную, безвольную, предоставляющую  все, что происходит в мире, воле Аллаха. Однако в реальной жизни  наблюдается совсем иное. Мусульманский  мир отличается высокой активностью, прежде всего политической, быстрой  реакцией на все негативные факторы, которые возникают в отношении мусульманского государства, религиозной общины, любой ситуации, в которую оказались включены мусульмане. Мусульманин – личность целеустремленная, активная, решительная, бесстрашная, с развитым чувством собственного достоинства, справедливости и готовая к борьбе за их восстановление. Исламская религиозная система имеет свое видение того, как должна проявляться истинная вера, поэтому в рамках ее были разработаны наряду с общими принципами особые средства, особый механизм ее формирования. Становление мусульманской духовности происходило под влиянием многовековой исламской культуры и традиций. Но, с другой стороны, сама эта культура и традиции вырабатывались исходя из специфических особенностей региона и уровня развития сознания населяющего его народа. Поскольку ислам возник значительно позже других религий, то представляется, что он должен быть более совершенен, более сложен, нести в себе какой-то потенциал, которым не располагали более ранние религии. Но, видимо, сравнивать духовные феномены, ориентируясь на исторический период их возникновения, как некоторый критерий, неправомерно. Несмотря на влияние других религий, которые к этому времени уже функционировали в развитом виде, ислам имел конкретную направленность на особый уклад жизни, особый тип сознания и ментальности и на решение политической задачи – объединения разрозненных арабских племен.

      Таким образом, при общности морально-этических  принципов, заложенных в мировых  религиях, реально формируются имеющие  значительные отличия типы личности верующего человека. 

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      Ислам является одной из интереснейших  мировых религий. Изучение материала  помогает понять многое из того, что  раньше ускользало от внимания. В масштабах страны ислам играет существенную роль, т.к. является вторым по представительству религиозным течением.

      Ислам сыграл огромную роль в истории и  культуре не только арабов, его первых и основных адептов, но и всех народов  ближневосточного региона, а также  иранцев, тюрков, индийцев, индонезийцев, многих народов Средней Азии, Кавказа, Поволжья, Балкан, значительной части  населения Африки. В результате арабского  завоевания и под прямым воздействием ислама складывались не только судьбы народов, но и их культурные традиции, идейный багаж, нормы быта и морали, мифопоэтические и эпические образы и предания, которые и сегодня во многом определяют их жизнь.

      Конечно, покоренные арабами страны и народы сохраняли и развивали собственные  доисламские культурные традиции - и тем более это относится  к странам, куда ислам проник мирным путем. Однако на протяжении веков почти  абсолютного господства ислама доисламские  традиции либо безвозвратно уходили  в прошлое, либо настолько преобразовывались, что практически свелись лишь к национально-культурной специфике. Разумеется, эта специфика весьма дорога каждому из народов исламского мира, так как отражает его лицо и придает ему оригинальный собственный  облик. И в этом смысле ее нельзя недооценивать, считать чем-то второстепенным. Однако важно подчеркнуть, что у  любого из мусульманских народов  она с лихвой перекрывается комплексом норм и предписаний общего для  всех них ислама. 

 

       СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

1. В. Соловьев. Магомет, его жизнь и религиозное учение. СПб., 1902.

2. Л.Климович, Книга о Коране, - М. 1986.

3. Религии мира, Энциклопедия,т.6, "Аванта +", - М. 1996.

4. Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока, - М. 1982.

5. Коран, М. МНПП "Буква", - М. 1991.

6. Ислам, краткий справочник, "Наука", - М. 1983.

7. Религиоведение, Лобазова П.К., «Одиссей», - Харьков 2006.

Информация о работе Ислам: становление, особенности вероучения и культа