Зороастризм в иране

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 22:02, курсовая работа

Краткое описание

Религия, известная под названием зороастризма, зародилась в Древней Персии. Население Персии, или Ирана, как эту страну называют теперь, имеет арийское происхождение. Около 1000 лет до Р.X. одна часть арийских кочевых племен вышла из Европы и, начав вторгаться на территорию этой страны с севера и северо-востока, полностью овладела ей к 800 г. Другая часть арийских племен прошла дальше в юго-восточном направлении и заняла территорию Северной Индии. Поэтому еще до возникновения зороастризма между персами и жителями Индии наблюдалось сходство не только в речи, но и в верованиях. Священные книги древних индусов и персов свидетельствуют о том, что в их странах существовал политеизм.

Вложенные файлы: 1 файл

Зороастризм в Иране.doc

— 130.00 Кб (Скачать файл)

   Распространение зороастризма среди иранцев существенно изменило отношение к нему со стороны власть имущих. Если Ахемениды в свое время его как бы не замечали, отдавая явное предпочтение древнему маздеизму, то парфянские цари на рубеже нашей эры уже выдвигали его на передний план в качестве противовеса эллинско-римскому культурному влиянию, а в сасанидском Иране зороастризм стал даже официальной государственной религией (верховный жрец зороастрийцев мобедан-мобед был в числе самых высших сановников государства). Мало того, он стал идейным знаменем всех иранцев и именно в этом своем качестве оказался основой ряда сектантско-религиозных движений15.

 

ГЛАВА VI. ЗОРОАСТРИЗМ ОТ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ ДО НАШИХ ДНЕЙ.

   К 642 г. Сасанидский Иран был включен в состав Арабского халифата. При халифах из династии Омейядов [661-750] население прикаспийских областей было почти полностью зороастрийским, зороастрийцы не носили еще отличной от мусульман одежды. При Аббасидах (династии, правившей с 750 г.) в халифате усилилось влияние иранской культуры, и некоторое время отношение к зороастризму было довольно терпимым. Соборные мечети в городах строились напротив храмов огня16.

   До середины IX века в Иране не наблюдалось массового принудительного обращения в зороастрийцев ислам. Позднее начались притеснения. В IX-X веках были уничтожены многие храмы и алтари огня, зороастрийские святыни. Зороастрийцев стали называть гебрами (искаженное «кафир» - «неверный» по-арабски). Между ними и их соотечественниками-мусульманами участились конфликты.

   Часть зороастрийцев переселилась в Индию, где их стали называть парсами, поскольку первые их поколения говорили на персидском языке. Из священных книг они взяли с собой только самые простые авестийские тексты для молитв. Обосновались они в Гуджарате. Долгое время их община жила там обособленно, браки за ее пределами запрещались, и она росла довольно таки медленно. Парсы расселялись в городах, в том числе портовых. Через 200-300 лет они говорили уже только на гуджаратском языке и носили местную одежду. В конце XVI-XVII веках они в основном сосредоточились в портовых городах Бомбее и Сурате.

   На протяжении веков парсы поддерживали контакты с единоверцами в Иране, положение которых стало еще более трудным при сельджукских султанах (XI-XII века) и особенно во время нашествия монголов на Иран в XIII веке, когда немногие сохранившиеся к тому времени храмы огня были разрушены, а священные книги уничтожены17.

   Притеснения иранских зороастрийцев продолжились при Тимуре и его преемниках в эпоху Сефевидов. Шах Аббас I [1587-1629] насильственно переселил три тысячи богатых семей зороастрийцев из Йезда в столицу Исфаган.

   С конца XVIII века Зороастрийцам запрещено было заниматься многими видами ремесел, связанных с изготовлением тканей, одежды и т.п. Многовековые гонения низвели последователей древнего пророка Заратуштры до положения малочисленного и дискриминируемого религиозного меньшинства. К началу ХХ века их община в Иране не превышала нескольких тысяч человек18.

  В 1925-1979 гг. шахи династии Пехлеви пытались «восстановить» древнеиранскую культурно-историческую традицию. Новая идеология основным источником самосознания иранцев провозглашалось величие древнего, доисламского Ирана и его культуры. Подданные династии Пехлеви должны были считать себя прежде всего представителями народа, создавшего в древности великие империи, и только во вторую очередь мусульманами-шиитами. В 1934 году на литературном факультете Тегеранского университета было введено преподавание Авесты. Изучалась зороастрийская философия и этика. Издавались и комментировались тексты на авестийском, древнеперсидском и среднеперсидском языках. Началась реформа литературного языка - многие арабские слова заменялись персидскими, в том числе и неологизмами. Началось археологическое изучение древнеиранских городов. В конце 20-х годов зороастрийское население было уравнено в правах с мусульманским.

   Но такое положение не могло устраивать шиитских богословов, со времен Сефевидов обладавших исключительным влиянием на духовную жизни иранцев и на всю общественную жизнь в стране. Поэтому многие изавторитетных шиитских идеологов, включая будущего вождя исламской революции 1978-1979 гг. в Иране Аятоллу Хомейни, активно выступили против реформ. Узаконенные конституцией Исламской республики Иран (декабрь 1979 год) полномочия духовных лидеров шиитов позволили им упразднить многие нововведения шахов пехлеви. Властью утверждается непререкаемое первенство исламских начал во всех областях жизни. Согласно конституции, зороастрийцы наряду с иудеями считаются религиозным меньшинством.

    Исламизация Ирана положила конец зороастризму как широко распространенной и тем более официально господствующей религии. В мусульманском Иране огнепоклонники стали преследуемым меньшинством, В самом Иране в XVII веке насчитывалось четырнадцать зороастрийских сект, в основном небольших общин. Впрочем, многое из идей зороастризма было воспринято исламом и особенно отдельными шиитскими сектами, как, например, исмаилитами19.

 

ГЛАВА VII. ЗНАЧЕНИЕ ЗОРОАСТРИЗМА

 

   Зороастризм как религиозная доктрина древнего мира занимает особое место в истории религий. Несмотря на отчетливо выраженный дуалистический характер доктрины, к которому сводится вся квинтэссенция древнеиранских религий, значение зороастризма состоит, во-первых, в выдвижении на передний план этического идеала и, во-вторых, в том, что в его дуалистической структуре на первом месте был резко отделившийся от всех остальных верховный Бог-творец Ахура-Мазда. Возвышение и возвеличение Бога-творца, высшего символа Света и Добра, было в общем контексте истории религий важным шагом на пути к монотеизму.

   Все ранние религии и религиозные системы были политеистическими, а существование и почитание верховного божества, своего рода первого среди равных, не мешало господству политеизма как идейно-структурной основы религиозного мировоззрения, это хорошо видно на примере и ближневосточных, и индоевропейских верований. Правда, тенденция к структурным сдвигам в сторону монотеизма уже намечалась, причем совершенно логично, что прежде всего, она ощущалась там, где существовали традиции централизованного государства во главе с обожествленным правителем, свидетельством чему является неудавшаяся реформа фараона Эхнатона. По-своему эта тенденция проявилась и в древнем Иране, где дуалистическая структура, выросшая на фундаменте политеизма, была своего рода вариантом монотеизма и, во всяком случае, важным шагом в его сторону.

   Резюмируя, следует заметить, что идея монотеизма в ближневосточной древности на определенном этапе развития эҭого региона уже в буквальном смысле слова носилась в воздухе. Рано или поздно, но она должна была как-то реализоваться. В этом смысле реформы Эхнатона и зороастризм можно считать вариантами общего поиска. Наиболее же удачная, оптимальная с точки зрения результатов модель монотеизма была разработана сравнительно небольшой и находившейся к тому же на невысоком уровне развития этнической общностью древних евреев, бывшей одним из ответвлений семитских пастушеских племен20.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

   Что же касается образа идеального человека в религии Заратуштры, то это - мужчина, потому как 1) женщина слишком частенько пребывает в нечистых состояниях (особенности жизненного цикла, рождение детей); 2) первым человеком был мужчина, значит такая форма существования более угодна Ахура-Мазде.

   Жизнь следует постоянным трудом и заботой о продолжении рода. По традиции, самым почитаемым из видов деятельности считаются разведение скота и земледелие. Борьба со злом понимается как сражение с демонами. Силы зла суть силы смерти. Ахура-Мазда противостоит злу, как свет тьме, как жизнь не жизни. Поэтому поддерживающие жизнь еда и питье - это борьба против злого духа, и зороастризм не налагает запрета на умерщвление любых живых существ и не предписывает вегетарианства. Другим способом показать свою приверженность силам Добра - быть вежливым, приветливым, если есть возможность - подавать милостыню. Обязательной является пятеричная ежедневная молитва.

   В зороастризме сохраняется более древнее представление о свободе выбора человеком своего пути. В современном зороастризме сохраняются провозглашенные пророком требования сохранения жизни и борьбы со злом.

   Посмертная судьба человека определяется в зороастризме соотношением его добрых и злых дел, слов и помыслов в течение всей жизни. Этот принцип допускает снисходительность к человеческим слабостям: не все провинности человека будут положены на весы последнего суда. Проступки и прегрешения искупаются исповедью, покаянием и молитвою, а также добрыми делами.

 

 

 

Литература:

1. Абаев В.И. Два  зороастризма в Иране. // ВДИ. 1990. №4.

2. Абаев В.И. Из иранской  ономастики ИИГ. 

3. Абаев В.И. Миф  и история в Гатах Зороастра. // Историко -филологические исследования  памяти Н.И. Кондрада. М.: Глав. Ред.  Восточ. Лит., 1974.

4. Абаев В.И. О перекрестных изоглоссах. // Этимология. М.: Наука, 1968.

5.  Авдиев В.И. История Древнего Востока. 2-е изд., перераб. И доп. Л.: Изд. полит, лит, 1953

6. Авдиев В.И. История Древнего Востока.3 - е изд., прераб. и доп. М.: Высшая шк., 1970.

7. Васильев Л.С. История религий Востока. – М., 1999;

8. История религий. В 2 т. – Т.1. – М., 2002;

9. Рак И.В. мифы древнего и раннесредневекового Ирана. – СПб.-М., 1998;

10. Элиаде М., Кулиано И. Словарь религий, обрядов и верований. – М.-СПб., 1997;

11. avesta.org.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

  1. Введение ……………………………………………….………………… 1
  2. Понятие зороастризма …………………………………….…………….. 3
  3. История развития и формирования зороастрийской религии ……..…..6
  4. Мифология зороастризма ………….…………………………………… 14
  5. Зороастризм в Древнем Иране ………………….……………………… 17
  6. Зороастризм от средневековья до наших дней ………..……………… 20
  7. Значения зороастризма ……...……………………………….………… 23
  8. Заключение ……………………………...……………….……….…….. 25
  9. Список литературы ……………………………..……………………… 26

 

 

 

 

1 Абаев В.И. Миф и история в Гатах Зороастра. // Историко -филологические исследования памяти Н.И. Кондрада. М.: Глав. Ред. Восточ. Лит., 1974

2 avesta.org.ru

3 Абаев В.И. Два зороастризма в Иране. // ВДИ. 1990. №4.

4 Абаев В.И. Миф и история в Гатах Зороастра. // Историко -филологические исследования памяти Н.И. Кондрада. М.: Глав. Ред. Восточ. Лит., 1974

5 Абаев В.И. Миф и история в Гатах Зороастра. // Историко -филологические исследования памяти Н.И. Кондрада. М.: Глав. Ред. Восточ. Лит., 1974.

6 История религий. В 2 т. – Т.1. – М., 2002

7 Абаев В.И. Из иранской ономастики ИИГ.

8 Ясна 28, 4

9 Авдиев В.И. История Древнего Востока. 2-е изд., перераб. И доп. Л.: Изд. полит, лит, 1953

10 Васильев Л.С. История религий Востока. – М., 1999

11 Абаев В.И. Миф и история в Гатах Зороастра. // Историко -филологические исследования памяти Н.И. Кондрада. М.: Глав. Ред. Восточ. Лит., 1974

12 Абаев В.И. О перекрестных изоглоссах. // Этимология. М.: Наука, 1968

13 Авдиев В.И. История Древнего Востока. 2-е изд., перераб. И доп. Л.: Изд. полит, лит, 1953

14 Авдиев В.И. История Древнего Востока.3 - е изд., прераб. и доп. М.: Высшая шк., 1970.

15 Васильев Л.С. История религий Востока. – М., 1999

16 Рак И.В. мифы древнего и раннесредневекового Ирана. – СПб.-М., 1998

17 История религий. В 2 т. – Т.1. – М., 2002

18 . Васильев Л.С. История религий Востока. – М., 1999

19 Абаев В.И. Два зороастризма в Иране. // ВДИ. 1990

20 Абаев В.И. О перекрестных изоглоссах. // Этимология. М.: Наука, 1968




Информация о работе Зороастризм в иране