Закят и его место в Исламе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 15:46, лекция

Краткое описание

Ибн 'Умар рассказывал, что Посланник Аллаха сказал:
"Ислам зиждется на пяти [столпах]: свидетельстве о том, что нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад - посланник Аллаха, совершении намаза, выплате закята, хадже и посте в месяц рамадан".
Несмотря на все это многие мусульмане сегодня не придают значения закяту и не выплачивают его в соответствии с порядком, установленным шариатом.

Вложенные файлы: 1 файл

Zakyat_i_ego_mesto_v_islame.doc

— 192.00 Кб (Скачать файл)

Имам Ахмад считал, что закятом  облагаются абсолютно все полезные ископаемые: золото, серебро, медь, железо, алмазы, изумруды, сурьма, нефть, сера и прочее. Имамы Малик и аш-Шафи'и считали, что закятом облагаются только золото и серебро. Все они были единодушны в том, что каждый из добываемых материалов должен самостоятельно достичь облагаемого минимума.

 

РАСХОДОВАНИЕ ЗАКЯТА

 

Закят - это доля всевышнего Аллаха в нашем имуществе, и раздавать  его можно только тем людям, кому велел раздавать его сам Аллах. В противном случае закят считается  не действительным. Раздавая закят, мусульманин не должен искать для себя мирской выгоды, а должен строго повиноваться предписаниям Аллаха, который сказал:

"Милостыня (то есть обязательный закят) предназначена для нищих, бедных, тех, кто занимается [сбором и раздачей закята], и тех, чьи сердца хотят завоевать, [проповедуя им ислам], на выкуп рабов, [несостоятельным] должникам, на дела во имя Аллаха и путникам. Так предписано Аллахом, Аллах - знающий, мудрый!" (Сура "Покаяние", аят 60.)

Всевышний Аллах в этом аяте выделил весемь категорий людей, которые имеют право на средства закята:

1. Нищие - это нуждающиеся люди, обеспечивающие себя на половину  собственных потребностей или  менее того.

2. Бедняки - это также нуждающиеся  люди, однако их положение лучше,  чем положение нищих, поскольку они удовлетворяют свои потребности на 70-80%. О том, что нищие находятся в более тяжёлом положении, чем бедняки, свидетельствует высказывание Всевышнего Аллаха:

"Что касается судна, то оно принадлежало беднякам, трудящимся в море". (Сура "Пещера", аят 79.)

Аллах назвал владельцев судна бедняками, хотя они и владели судном. Из средств закята нищим и бедным оказывается помощь в размере  из годовых потребностей, так как  закят собирается раз в год. Но если нет такой возможности, то можно  обеспечить их существование и на меньший срок.

Обеспечение потребностей включает в  себя обеспечение пищей, одеждой, жильём и всем необходимым для человека как без излишества, так и без  скупости. Разумеется, потребности  различаются в зависимости от эпохи, местности и самих людей. То, что достаточно человеку в одной стране, может быть недостаточным в другой. То, что было достаточно десять лет назад, может быть недостаточным сегодня. А то, что достаточно для одного человека, может 
быть недостаточным для другого из-за большого числа иждивенцев, повышенных расходов и т.п.

Мусульманские учёные вынесли постановление  о том, что необходимые потребности  включают в себя также стоимость  лечения, расходы, связанные с браком (для холостых), и необходимые  учебники. Нищий или бедняк, получающий помощь из средств закята, должен быть мусульманином, не относиться к роду Хашима и их рабам, не быть из числа тех, кого выплачивающий закят обязан содержать, а сюда относятся родители, дети и жёны, и не быть сильным и трудоспособным человеком. Посланник Аллаха сказал: "В нём (то есть в закяте) нет доли ни для богатого, ни для сильного трудоспособного человека". Что касается рода Хашима, то в него сегодня входят потомки аль-'Аббаса, 'Али, Джа'фара, 'Акыля, Хариса ибн 'Абд аль-Мутталиба и Абу Лахаба. К роду Посланника относятся и их рабы, потому что Пророк сказал: "Рабы людей относятся к их роду:" Хашим был сыном 'Абд Манафа, у которого было четыре сына: Хашим, аль-Мутталиб, Науфал и 'Абд Шамс. Закят не разрешается выплачивать только потомкам Хашима. Аль-Мутталиб ибн Раби'а рассказывал, что Пророк сказал: "Милостыня не полагается роду Мухаммада, ибо это - нечистоты людей". Смысл этих слов в том, что закят смывает грехи людей, а известно, что если грязь смыть водой, то она растворится в воде и загрязнит ее. Поэтому закят не полагается роду Пророка Мухаммада - самому славному человеческому роду. Между всеми мужчинами и женщинами этого рода должна равномерно распределяться одна пятая часть хумса. Хумс составляет одну пятую часть военных трофеев, которые делятся на пять частей. Одна пятая часть трофеев выделяется на нужды мусульман, одна пятая - роду Хашима и роду аль-Мутталиба, и по одной пятой - сиротам, бедным и нуждающимся путникам. Род аль-Мутталиба имеет право брать закят, и в то же время имеет право на одну пятую хумса, потому что вместе с родом Хашима поддерживал Пророка, когда все остальные курейшиты бойкотировали его. Посланник Аллаха сказал: "Род аль-Мутталиба и род Хашима суть одно".  Однако в наше время разрешается выплачивать закят в пользу представителей рода Пророка, потому что они лишены полагающейся им одной пятой части хумса.

3. Те, кто занимается сбором и  раздачей закята, - это люди, которых  имам или его заместители назначили  выполнять какую-либо работу, связанную  с закятом, например, сбор, учёт, хранение или распределение закята. К ним относятся сборщики, кладовщики, секретари, бухгалтера, охранники, инкассаторы, разносчики и другие лица. Работающий в сфере закята должен быть совершеннолетним здравомыслящим надёжным мусульманином, справляющимся со своей работой, за которую он получает соответствующую плату, даже если богат и не нуждается.

4. Те, чьи сердца хотят завоевать, - это уважаемые старейшины, которых  хотят обратить в ислам, или  укрепить в них веру, или обратить  в ислам их близких. Средства из закята также можно выплачивать им для защиты мусульман и прекращения их преследований. 
Этой категории людей выплачивается определённая доля из средств закята для того, чтобы они благожелательно относились к Исламу, оказывали мусульманам помощь и защищали их. Эти средства могут выплачиваться как неверным, так как Пророк передал часть трофеев, добытых в битве при Хунейне Сафвану ибн Умеййе; так и мусульманам, поскольку Пророк передал по сто верблюдов Абу Суфйану ибн Харбу, Ибн Хабису и Уйейне ибн Хисну.

5. На выкуп рабов - это средства, предназначенные для освобождения  рабов и оказания помощи тем,  кто заключил письменное соглашение  о самовыкупе. Они также используются  для освобождения мусульман из  вражеского плена, так как это  сходно с освобождение должника от долговой кабалы, но выкуп пленника предпочтительней, поскольку его могут убить или заставить отказаться от мусульманской веры.

6. Должники - это люди, которые обязаны  выплатить свои долги. Эти долги  могут быть двух видов.

а) Когда человек взял деньги в  долг в своих собственных интересах  для достижения целей, разрешенных  шариатом, например, на личные расходы, для приобретения одежды, на свадьбу, лечение, строительство жилища или для приобретения необходимой мебели. Долг может быть также взят для компенсации испорченного по ошибке или небрежности чужого имущества. Таким образом, если должник в связи с бедностью не в состоянии выплатить свой долг, 
который он взял для достижения целей, поощряемых или разрешаемых шариатом, то из средств закята ему выдаётся необходимая сумма. При этом должник обязательно должен быть мусульманином и быть не в состоянии самостоятельно выплатить свой долг. Взятые в долг деньги не должны быть израсходованы на греховные цели, а сам долг не должен быть 
отсроченным до следующего года или позднее, и за его неуплату должник может попасть в тюрьму. Долг также не должен представлять собой задолженность по искупительным пожертвованиям или закяту. В противном случае должнику нельзя оказывать помощь из средств закята.

б) Когда человек взял деньги в  долг в интересах другого, например, для прекращения вражды. Такой  долг может покрываться за счёт закята, о чём свидетельствует хадис Кабисы аль-Хиляли, который рассказывал: "Однажды, возместив чужую задолженность, я пришёл к посланнику Аллаха, чтобы попросить его о помощи. Он сказал: "Подожди, пока не поступят пожертвования, и мы компенсируем из них твои расходы". Затем он сказал: "О Кабиса! Просить помощь разрешается в трёх случаях: когда человек возместил чужую задолженность, и тогда ему разрешается попросить помощь, пока не будут компенсированы его расходы; когда кого-то постигло бедствие, в результате которого пропало его имущество, и ему также разрешается попросить помощь, пока его дела не придут в порядок; и когда человека постигла нужда и бедность, что подтверждается тремя разумными членами его общины, и ему разрешается попросить помощь, пока он не поправит своё материальное положение. Во всех других случаях, о Кабиса, просящий съест оказанную ему помощь несправедливо". Кроме того, разрешается выплачивать из закята долг умершего, так как не обязательно, чтобы выделенные из закята средства были вручены непосредственно самому должнику. Ведь Аллах предназначил закят не для самих должников, а для оказания помощи им.

7. На дела во имя Аллаха - эти  средства раздаются добровольцам, которые не получают жалования  от правительства, в том числе  и вооруженным борцам за веру, находящимся в районах военного противостояния. Ими могут быть как бедные, так и богатые. Люди, занимающиеся благотворительной деятельностью, в этой категории не учитываются.  Дела во имя Аллаха включают в себя понятие джихада в широком смысле этого слова - всеобщая идейная мобилизация, отражение атак идейных противников, отведение сомнений, вселяемых уклонившимися от истины грешниками, а также вредными и разрушительными течениями, распрастранение полезной исламской литературы, стимуляция преданных искренних мусульман на противодействие проповеднической деятельности христианских миссионеров и атеистов. Посланник Аллаха сказал: "Сражайтесь с язычниками вашим имуществом, вашими душами и вашими языками". Поэтому разрешается расходовать средства закята на материальную поддержку мусульман, изучающих шариат, если только они сами не в состоянии обеспечивать себя в течение этого периода.

8. Путники - это люди, которые  остались в чужой стране без  средств. Из закята им должны  быть предоставлены средства, необходимые  для возвращения домой. При этом необходимо, чтобы цель совершаемого путешествия не была греховной; эта поездка может быть обязательной, желательной или хотя бы непоощряемой, но и незапрещённой шариатом. Условием предоставления помощи является также отсутствие кого-либо, кто мог бы дать путнику деньги в долг. Он имеет право получить помощь и тогда, когда вынужден для завершения своих дел надолго задержаться в чужой стране. При расходовании средств закята не обязательно распределять средства по всем восьми категориям. Однако это может быть желательно в зависимости от нужд и интересов дела. Решение о расходовании средств принимает имам, его заместитель или выплачивающий закят.

 

НЕКОТРЫЕ ПРАВИЛА ВЫПЛАТЫ ЗАКЯТА

 

1. Средства закята разрешается  выплачивать одной из указанных  восьми категорий людей, и не обязательно распределять их между всеми категориями, даже если есть люди, относящиеся к ним.

2. Разрешается выдавать должнику  деньги как для выплаты всего  долга, так и 
части его.

3. Средства из закята не выплачиваются  неверным или вероотступникам. Если же человек соглашается принять ислам, то ему можно выдать помощь из закята в качестве поощрения.

4. Закят не выплачивается богатым  людям, так как Посланник Аллаха  сказал: "В нём (то есть в  закяте) нет доли ни для богатого, ни для сильного трудоспособного человека". Закят вообще не принимается Аллахом, если он отдан тому, кому он не полагается. Однако, если к мусульманину пришел человек, который выглядит бедным, и он дал ему закят, а впоследствии оказалось, что он был богат (т.е. ему не полагалось раздавать закят), то такой закят принимается, потому что человек может судить только исходя из того, что ему известно, и Аллах не возлагает на него более того, на что он способен. Многие ученые придерживались такого мнения, но считали, что подобная ошибка прощается только в том случае, если раздающий закят счел богатого бедным. Обо всех остальных случаях они говорили, что выплаченный закят не засчитывается. Однако более достоверным является то мнение, что закят принимается, если мусульманин старался поступить правильно, но по ошибке отнес к любой из восьми категорий лиц, которым разрешается брать закят, того, кто к ним не относится. Например, он раздал закят человеку, будучи уверенным, что тот имеет долг, а оказалось, что у того нет долга, и в этом случае его закят принимается.

5. Нельзя выплачивать закят тем,  кого человек обязан содержать,  то есть родителям, детям и  жене, но разрешается выплачивать  его другим родственникам (дяде, брату, сестре и т.д.), если они  нуждаются. Если же сын обеспечивает отца, и у отца есть долг, то сын может из своего закята вернуть долг отца, потому что сын обязан обеспечивать отца, но не обязан выплачивать за него его долги. Однако сыну не разрешается возвращать за отца долг из своего закята, если отец взял деньги в долг, чтобы обеспечить свое существование, потому что, как мы уже сказали, это является обязанностью сына. То же самое относится и к тем, кто обеспечивает мать, сыновей, дочерей   даже жену.

6. Женщина может выплачивать  закят мужу, если он беден, так  как она не обязана обеспечивать его материально. Известно, что жена 'Абдуллаха ибн Мас'уда выплатила закят своему мужу 'Абдуллаху, и Пророк разрешил это.

7. Закят пересылается в другой  город или страну только в  случае особой необходимости,  например: при голоде в какой-нибудь стране; при отсутствии бедных в городе, где собирался закят; для оказания помощи борцам на пути Аллаха, муджахидам; по указанию имама, когда это делается в общих интересах, и в других случаях.

8. Если кто-либо трудился не  в городе, где он постоянно проживает, то он должен выплачивать закят в той же местности, а пересылать его в родной город он может только в перечисленных выше случаях. 9. Если кто-либо не в состоянии сразу выплатить закят, которым облагается его имущество, то он должен сделать это, как только у него появится такая возможность.

10. Если по прошествии года  имущество мусульманина, с которого  он должен 
выплатить закят, пропало или сгорело, то он освобождается от закята, даже если точно знает, какую сумму он должен был выплатить. Однако, если он по прошествии года подсчитал закят, но медлил и не выплачивал его, после чего его имущество пропало, то он не освобождается от этой повинности. 11. Не разрешается выкупать обратно вещи, которые мусульманин раздал в качестве закята или пожертвования. Когда 'Умар ибн аль-Хаттаб попросил у Посланник Аллаха разрешения купить лошадь, которую он пожертвовал ради Аллаха, тот запретил ему делать это. Однако если бедняк, которому дали пожертвование, предложил его богатым людей, то им разрешается взять их от него в качестве подарка, потому что Посланник Аллаха поел мясо, которое 'Али дал Бурейре, а затем сказал: "Ей это дали в качестве пожертвования, а для нас это - угощение".

 

ЗАКЯТ ФИТР

 

Пророк Мухаммад приказал выплачивать  закят фитр в праздник разговения. 'Абдуллах ибн 'Умар рассказывал, что

"Посланник Аллаха приказал выплачивать закят фитр после окончания месяца рамадан за всех мусульман - рабов и свободных, мужчин и женщин".

Желательно выплачивать закят  фитр и за плод, находящийся во чреве  матери, потому что так поступал 'Усман ибн 'Аффан. Но поступать так следует не раньше пятого месяца беременности, потому что первые четыре месяца беременности зародыш является мертвым, и только после этого ангел вдыхает в него душу. Всевышний сказал:

"Вы были мертвы, и Он оживил вас:" (Сура "Корова", аят 28.)

Поэтому ученые считают, что выкидыш  на пятом месяце беременности (но не более ранний выкидыш!) уже надо мыть, заворачивать в саван и совершать  по нему погребальный намаз джаназа. Закят фитр выплачивается продуктами питания, которые распространены в той или иной стране. Абу Са'ид аль-Худри рассказывал, что "при жизни Пророка они выплачивали закят фитр в размере одного са' ячменя, кишмиша, сыра или фиников". Один са' равен 2,04 кг пшеницы хорошего качества. В шариате не установлено, что Пророк или его сподвижники выплачивали закят фитр деньгами, одеждой или вещами, поэтому всякий, кто поступает таким образом, отклоняется от прямого пути. Посланник Аллаха сказал: "Если кто-либо совершит поступок, на который не было нашего повеления, то он будет отвергнут".

Информация о работе Закят и его место в Исламе