Духовный кризис – явление глобальное

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 07:47, доклад

Краткое описание

Современное общество
ориентировано на потребление благ и преобразование мира лишь для более
полного удовлетворения своих потребностей. Современный человек –
интеллектуально и технически образован, но к сожалению не всегда
«человечен».

Вложенные файлы: 1 файл

d20.pdf

— 46.93 Кб (Скачать файл)
Page 1
«О ДУХОВНОСТИ»
Доклад учителя истории и обществознания МОУ СОШ № 3 города Ершова
Саратовской области.
Духовный
кризис – явление
глобальное. Современное общество
ориентировано на потребление благ и преобразование мира лишь для более
полного удовлетворения своих потребностей. Современный человек –
интеллектуально и технически образован, но к сожалению не всегда
«человечен». Проблемы духовной сущности человека, воспитания его души,
патриотизма и национального достоинства, необходимость взаимосвязи
светской и православной педагогической культуры в деле образования
раскрываются в трудах К.Д. Ушинского. Воспитательное воздействие
православной
культуры
в
ее
глубоком
содержании. Религиозное,
нравственное, этическое и эстетическое имеют единую педагогическую
сущность. Решение проблемы формирования духовно-нравственной позиции
личности требует, прежде всего, уточнения сущности понятия «духовность».
В наши дни слишком много говорят о духовности и духовном. Это здорово!
Но, к сожалению, очень часто авторы невольно подменяют одно понятие
другим. Жизнь душевная – это наши потребности, стремление к счастью, к
совершенствованию. А вот жизнь духовная – определяется как откровение в
человеке жизни божественной. Проблема духовности привлекает сейчас не
только богословов, философов, историков, но и психологов. С точки зрения
психологии именно духовное и есть то, что отличает человека, что прсуще
ему одному. В словаре «психология», изданном под редакцией А.В.
Петровского
и
М.Г. Ярошевского, духовность
рассматривается
как
индивидуальная
выраженность
в
системе
двух
фундаментальных
потребностей: идеальной потребности познания и социальной потребности,
жить, действовать
«для
других». В
своем
выступлении
на XVII
Международных Рождественских чтениях Святейший Патриарх Московский
и всея Руси Кирилл сказал: «У церкви и светской педагогики одна задача:
воспитать
не
только
знающего
и
работоспособного
человека, но
и
полноценную личность, живущую осмысленно и одухотворенно, имеющую
нравственное измерение своих слов и дел, приносящую пользу не только
себе, но и ближним, равно как и своему Отечеству». Мне не очень понятно, о
каком духовном кризисе России можно говорить. В XX веке Россия была
страной, в которой на протяжении десятилетий велась настоящая духовная
борьба, священнослужители и миряне которой были готовы умирать — и
умирали — за веру. Русская церковь, оказавшись в гонимом состоянии, была
вынуждена вести борьбу, и эта борьба ее духовно закалила и сделала более
сильной. Ведь это и есть исполнение тех пророчеств, о которых писали
святые Серафим Саровский и Иоанн Кронштадтский: о страшных гонениях,
которых будет невозможно избежать, но у которых
будет смысл —
возродить в России утраченную духовность. И мы видим начало этого

Page 2

духовного
возрождения. Вглядываясь
в
историю
Церкви, Патриарх
обращается к опыту своего далёкого предшественника на патриаршей
кафедре — святителя Гермогена, четырехсотлетие со дня мученической
кончины которого мы все недавно вспоминали. Какие уроки Патриарх
предлагает нам извлечь из служения этого святого? На первый из них
обратили внимание все — Церковь не может и не должна устраниться из
общественной жизни; все мы, православные люди, несем ответственность
перед Богом за нашу страну. Есть те, кто хотели видеть Церковь “чисто
духовной”. Для некоторых людей слово “духовный” означает, скрывать того
не будем — “несуществующий”. “Церковь должна заниматься духовными
вопросами” значит “Церковь не должна попадаться нам на глаза”. Это
желание некоторых внешних людей вытолкнуть церковь из общественной
жизни встречается с желанием некоторых христиан от нее уйти — превратив
веру в такое благочестивое бомбоубежище от треволнений внешнего мира.
Это было бы неверно по ряду причин, первой из которых является заповедь
Спасителя: “Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и
Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все
дни до скончания века. Аминь. (Матф.28:19,20)”. Господь не сказал
“прячьтесь”, он сказал “идите”. И Патриарх ясно обозначил этот момент —
Церковь не будет прятаться. Христиане будут участвовать в общественной
жизни. В чем должна состоять общественная активность православных
людей? У нее может быть много проявлений, и выступление Патриарха дает
некоторые ориентиры — это поддержание гражданского мира, открытое
свидетельство об истине — истине вероисповедной и истине нравственной,
утверждение
национального единства
на фундаменте
нашего
общего
исторического наследия. Проанализировав полтора десятка определений
духовности, и пришла
к выводу, что под духовностью понимают
совокупность четырех качеств: веры, душевного покоя, безусловной любви и
осознанности. Духовный рост - это изменение восприятия, изменение
картины мира. Духовный человек видит мир, и себя в нем, таким как есть,
неискаженным. Духовный человек обрел веру в себя, душевный покой,
любовь и сострадание к ближним. Духовный человек считает служение
людям важнейшим приоритетом. Есть ряд фактов, которые можно проверить.
Например, что если лед расплавить, то получится вода. Верить или не верить
в факты - не имеет смысла. К таким фактам относятся и чисто случайные
процессы. Они точно описываются статистическими законами, и к ним
"вера" тоже неприменима. Вера относится в основном к неочевидным и
неслучайным событиям будущего, на которые человек может влиять. Вера
мобилизует волю, т.е. позволяет принять решения и придерживаться их, и
приводит к достижению результатов, которых иначе было бы не достичь.
Если веришь в победу, то шансы победить намного выше. Если веришь, что
ничего не получится, то, скорее всего, и не получится. Люди со слабой верой
подстраиваются под людей с более сильной верой. Без сильной веры
невозможно вести за собой людей, можно только следовать за кем-то. Правда
ли, что вера, доведенная до крайности - это безумный фанатизм, душевный

Page 3

покой - безответственная беспечность, а любовь - покорное подавление в
себе всех обид? Это заблуждение, но с ним нужно разобраться подробнее.
Любовь подразумевает прощение, но не подавление чувства собственного
достоинства. Если действия людей вызывают у вас негативные эмоции,
нужно им об этих эмоциях рассказывать. Душевный покой не подразумевает
игнорирование проблем и опасностей, но запрещает паниковать, позволяет
не нервничать и не волноваться. Вера становится фанатизмом, когда
отрывается от реальности, когда становится самообманом. Чтобы не
заносило в крайности, нужно заниматься духовным ростом настойчиво, но
постепенно, нужно уметь отличать нормальное развитие от впадения в
крайности, и следить за направлением своего духовного роста. Вам повезет,
если вы найдете духовного наставника, который вам в этом поможет. А
вашим ученикам повезет. Если рядом с ними будет высоконравственный,
самодостаточный учитель.

Информация о работе Духовный кризис – явление глобальное