Древняя Греция и древний Рим

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 00:09, реферат

Краткое описание

Термин «античность» происходит от латинского слова антиквус – древний. Им принято называть особый период развития Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием. Хронологические рамки этого периода, как и любого другого культурно-исторического явления, не может быть только определенным, однако, они совпадают со временем существования самих античных государств: с XI – IX вв. до н.э. – времени становления античного общества в Греции до V в. н.э. - гибель римской империи под ударом варваров.

Содержание

1. Развитие религиозных представлений в Древней Греции
1.1 Религия крито-микенского периода
1.2 Культура темных веков
1.3 Религия архаики
1.4 Религия классического периода
1.5 Верования в эпоху эллинизма
2. Развитие религиозных представлений в Древнем Риме
2.1 Зарождение римской религии
2.2 Развитие религии в раннереспубликанский период
2.3 Религия времен пунических войн
2.4 Верования во времена гражданских войн
2.5 Религия империи
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

религовединье 2.docx

— 56.78 Кб (Скачать файл)

 

1.5 Религия в эпоху эллинизма

 

Существованию каждой религии  отмерен свой срок. За рождением  богов с неизменностью законов  природы следует смерть, а если происходит возрождение культа с  теми же именами, то это по существу уже новые боги. Кризис эллинской  религии совпадает с кризисом полиса, точнее с ее последней фазой, начавшимися завоеваниями Александра Македонского. Исчезает препятствие  к объединению Запада и Востока, которые находятся под властью  единого монарха, ситуации идет к  тому, что создается всемирная  империя. Но империя оказалась недолговечной.

Некоторые старые культы возрождаются в связи с изменением их функций. Упадок традиционных верований приводит к широкому проникновению в Элладу иноземных культов. Нахлынуло множество  богов-пришельцев, так же как и  на Востоке появилось множество  храмов эллинских богов. При этом новые боги у эллинов настолько  вошли в моду, что настала пора затмения и оттеснения старых. «Малоазийский  культ бога Сераписа утвердился в  Египте, где греки стали отождествлять  нового бога с Зевсом и Асклепием. Египетскую богиню Исиду стали называть Деметрой. В Пергаме официальным  культом стал фригийский культ Кибелы – Матери земли, который в глазах греческого населения был продолжением культа Афродиты» (Куманецкий, 149).

Введение новых богов, культ которых не становился государственным, сопровождался созданием в полюсах  религиозных общин. Так, появились  общины почитания Митры, Адониса. В  них допускались не только гражданские  полюсы, но и чужестранцы и рабы, пользовавшиеся на общинном собрании почитателей богов правом голоса. Все элинизированные восточные  религиозные культы носили характер мистический и экстатический.

Подобные культы были распространены в связи со стремлениями человека обрести духовную свободу, за неимением  реальной, так как греки находились под властью монарха, Александра Македонского. К тому времени, когда  Греция стала римской провинцией, во всей империи. В ее культуре, литературе и религии, стала господствовать одна эллинистически-римская культура, причем в области религии и  дальше сохранялся синкретизм, в котором  смешивались традиционные культы с  восточными. Стремление к универсализму  религии, к отказу от индивидуализированных  божеств появилось в строительстве  так называемых пантеонов – храмов, посвященных всем богам сразу. Таким  был, скажем, знаменитый Пантеон в  Александрии Египетской.

Таким образом, религия древней  Греции прошла сложный путь развития, претерпела много влияний извне. Она начала с первобытной религии, далее был создан свой пантеон богов, которые имели антропоморфный характер. Постепенно религия оттеснилась философией, она потеряла смысл, и поклонения богам стало добровольной формой деятельности. С неуверенным положением греков, приходом императора, было связано принятие восточных мистических культов. Также можно согласиться с Нильссоном в том, что греческую религию можно изучать в двух направлениях: через литературу, которая была скорее создана верхушкой общества и через то, что было ближе народу, занимающемуся сельскохозяйственными работами. Как и в любом другом процессе, мы находим двойственность.

 

2. Развитие религиозных  представлений в Древнем Риме

 

История Древнего Рима волнует  наше воображение обилием драматических  событий, ярких выдающихся личностей. Она охватывает период с 8 в. до н. э. по 5 в. н. э. Римская культура многая взяла и переработала у Древней  Греции и древнеиталийской культуры этрусков. Настоящей сердцевиной  Италийской земли была средняя часть  этого пространства, там, где лежат  Этрурия, Кампания и Лаций. Эти области  смотрят на запад, в то время как  в Греции Аттика и Македония –  те области, в которых происходили  основные события истории Греции – обращены к Востоку.

Историю Рима делят на множество  периодов. Рассмотрим развитие религиозных  представлений Древнего Рима в рамках пяти этапов:

1) Зарождение римской  религии (8-7 вв. до н.э.)

2) Развитие религии в  раннереспубликанский период (6-4 вв. до н.э.)

3) Религия времен пунических  войн (сер.3 в. – сер.2 в. до н.э.)

4) Верования во времена  гражданских войн (сер. 2 в. – кон. 1 в до н.э.)

5) Религия Империи (кон. 1 в. до н.э. – 5 вв. н.э.).

 

2.1 Зарождение римской  религии

 

«В те времена, о которых  можно судить уже с достаточными основаниями, на Апеннинском полуострове  обитали племена япигское, этрусское  и италийское, последнее делилось на две ветви: к одной принадлежали латины, к другой – умбры, марсы, вольски, самниты (Штаерман «История Рима», с. 11). Япиги – племя, родственное  эллинам. Они, по-видимому, были древнейшим поселением на полуострове. Историки считают, что культура римлян получила свое начало от этрусков. А Штаерман так  не считает. Этруски, по его мнению, были тоже индоевропейским народом, как эллины и италийцы, но стояли особняком среди других отраслей индоевропейского происхождения. Они  были ближайшими соседями римлян с  севера. Несмотря на то, что с римлянами  этруски имели сношения по преимуществу торговые, и вообще мирные отношения, историк все равно отрицает какие-либо заимствования в римской религии  из этрусской. Далее будем придерживаться несколько иной точки зрения.

«Происхождение и язык этрусков не выяснен. Уже в 8 в. до н.э. они заявили о себе как отважные мореходы и опытные торговцы. Религия  этрусков носила мифологический характер. Но в ней большую роль играли божества смерти, загробного мира. Мрачные, злобные  божества подчинились высшим силам. Сведений о религии этрусков сохранилось  мало» (История мировой культуры, 281).

«Известно, что этруски  почитали троицу высших небесных божеств: Тина – римского Юпитера, Уни –  римскую Юнону, Мнерву – римскую  Минерву. Им же соответствовала троица подземных божеств: Мант - римский  Либер-Вакх, Мания - римская Прозерпина и третья, имени которой мы не знаем, но которую в Риме чтили  как Цереру. Некоторых богов римляне  позаимствуют у этрусков.

Этрурия, «мать и родительница суеверий», создала также весьма сложную систему гаданий, которая  должна дала дать человеку возможность  узнать волю богов и избежать несчастья. Правила гадания, позднее усвоенные  и в Риме, назывались там «этрусская наука».

Добавим, что воображение  этрусков создало множество демонов, как злых, вредящих человеку, так  и добрых, помогающих ему, покровительствующих  его семье и дому. Этих добрых демонов стали называть в Риме Ларами и Пенатами» ( Куманецкий, 180-181).

О древнейшей сфере римских  богов мы узнаем из списка публичных  и носящих особые названия праздничных  дней общины. Они бесспорно представляют самый древний из всех дошедших до нас документов в римской древности. Главными были небесные божества, объединившиеся в триаду, которую составляли Юпитер (Юпатер, Иовис), Марс (Мамерес, Маморс, Мармра, Март) и Квирин (Вофион). А  также о наследии отдаленного  индоевропейского прошлого у италиков говорят предания о богине огня Весте, почитавшейся греками под именем Гестии. Но у этих богов не было своего Олимпа, местами их почитания были рощи.

«Хорошо известна концепция  Дюмезиля, изложенная в книге «Боги  индоевропейцев». Она исходит из деления индоевропейских богов  на три класса: класс с функцией управления, связанный с магической царской властью, класс с военной  функцией, соответственно связанный  с физической силой и класс, задачей  которого было производство и хранение материальных благ. Такому делению  соответствовали и древнеримские  божества: Юпитер (небесный бог государства), Марс (бог физической и военной  мощи) и Квирин (бог плодородия). В  индоевропейской мифологии боги первых двух групп ведут борьбу с  богами третьей группы, которые принимались  только после примирения, что означало собой становление нормального  полноценного общества, объединившего  все 3 класса людей. Так, у римлян Квирин вместе с другими божествами 3 функций  – Флора, Диана, Луциной, ларами и  другими – был принят в римский  пантеон после войны и мира с сабинянами» ( Штаерман, 14).

«Древнеримская религия  представляла собой в древнейшие времена религию сельских жителей, испытывавших чувство страха перед  везде присутствующими таинственными  духовными существами. По мнению Латте  К. «История римской религии» - это  была религия «крестьянской усадьбы». Когда такие усадьбы объединились в государство, последнее заимствовало их культ. Добавив то, что диктовалось  военными потребностями. В первую очередь  культ Марса. Царские жрецы строго наблюдали за правильным соблюдением  обрядов, не допуская ни какой инициативы со стороны граждан. Религия усадьбы  в масштабах государства теряла смысл. Чтобы не утратить контроль над  религиозной жизнью граждан, государство вводило новые культы, церемонии, обряды и игры. Они должны были влиять на воображение и вводить в государственные рамки культы новых социальных групп – ремесленников, купцов, вольноотпущенников» (Штаерман,13).

Любая религия, тем более  у земледельческих народов, начинается с культов плодородия. Но с такими культами сильное государство или  даже маленькое общество не построишь. Поэтому более импонирует гипотеза Дюмезиля, где он говорит о трех классах богов.

Первоначально римская религия  была в отличие от религии древних  греков анимистической, причем, как  и у греков, в ней сохранялись  пережитки тотемизма. На это указывает  легенда о волчице, выкормившей  Ромула и Рема, братьев-основателей  города. Весь мир у римлян был  полон духов, которые обитали  и в воде, и в полях и где  угодно. Важны были добрые духи жилища, таковыми считались Пенаты и Лары. Двери жилища охранял Янус, домашний очаг – богиня Веста. Даже каждый мужчина  имел своего собственного духа-покровитлея  гения, в котором проявлялась  сила личности.

В отличие от греческих  богов римские не имели человеческого  облика (сами римлян называли их «нумина» - «имена»), им не ставили ни статуй, ни храмов. Хотя даже у этрусков божества имели человеческий облик. Римляне  были людьми более приземленными  с меньшим воображением, нежели фантазеры-греки. Духов же, чтобы они помогали, необходимо задобрить. Это делали путем  молитв, магических заклинаний и жертвоприношений. Человеческих жертв не встречается, зато потом в качестве жертв римляне  приносили себя во благо государства.

Устраивали праздники  в честь земных божеств, Вакха, Прозерпины. Целью их было способствовать урожаю. Для этого общины собирались вокруг святилищ. В древнейшие времена религиозные  обряды выполняли отцы семейств, но потом эти функции стали исполнять  жрецы.

 

2.2 Развитие религии в  раннереспубликанский период

 

«К формированию республики уже сложились два класса людей  – плебеи и патриции. Патриции - первопоселенцы, сохранившие деление на роды и  курии, плебеи – переселенцы, не имевшие  ни рода, ни племени. Их религиозные  представления значительно отличались. В обрядах, связанных с основанием города, в праздниках в честь древнейших римских божеств принимали участие  только патриции. Ими же почитались абстрактные божества, как Честь, Верность, Победа, Согласие. У плебеев  своя триада богов: Церера, Либер и  Либера. На Авентинском холме они  почитали италийскую богиню Диану. Еще  одним плебейским божеством была Фортуна, культ которой был засвидетельствован и за пределами Рима. В храме  Фортуны на Бычьем рынке стояла деревянная статуя богини, что было не характерно для римско-италийской религии. Не допускаемые  к культу патрицианских богов  к ауспициям (гаданиям), без которых  нельзя было принять какого-либо государственного решения, плебеи тем самым исключались  из плебейской жизни. Только с уничтожением различий в религиозных верованиях патрициев и плебеев возникает  настоящее римское государство» (Куманецкий, 233).

Окончательно сложилась  республика (общее дело), так приоритетом  для каждого гражданина становится гражданская община. У римлян меркантильные  интересы не закрепились в сознание, главное для них служение родине, обществу. Немаловажное влияние в  этом имел римский миф, в центре которого не боги, а римские граждане. Рим  – это лучшее государство на земле, образец для всех остальных народов, над которыми они имеют право  управлять. Например, один из героев, римский  юноша, схваченный этрусками, он сжег руку по локоть и не предал свое государство  и доказал его силу.

Сам город Рим по преданию основан Ромулом и Ремом около 754 и 753 годов до н.э. В преданиях  упоминается семь правивших в 8-9 вв. царей. После изгнания последнего царя Тарквиния Гордого была установлена  республика (510 и 509 гг. до н.э.). Но их мифологию  трудно назвать мифологией, это скорее мифологизация истории. «Римская история  от основания города» в свою очередь  заменяла мифологию людям, для которых  вся ценность определилась их городом  и окружающий мир и времена, которые  ему предшествовали, не представляли большого интереса. Римляне ориентировались  исключительно на традицию. «События, донесенные преданиями от Ромула до его  последователей, оказали Риму 2 услуги, которые народ требует от своих  мифов: служить объяснением мира и давать пример» (Дюмизель, 54). В  последующие эпохи римский миф  искусно использовали в своих  интересах царствующие правители  Рима, в частности Октавианом Августом.

Люди все еще были привязаны  к земным богам. Они опекали отдельные  стадии жизни человека, его акты деятельности и его занятия. Счастливому  исходу родов способствовали особые богини, которые также оберегали  дом от атак бога леса Сильвана. Чтобы  боги не обиделись, необходимо было точное проведение всех обрядовых формальностей. Это мог быть человек хорошо знающий  все обрядности, имена всех богов  и их функции. Таким человеком  был жрец.

«Трудно сказать, когда произошло  и когда можно говорить об отдельном  жреческом сословии в Древнем  Риме. Традиция все это связывает  с правлением Нумы (715 – 672гг. дон.э.), второго царя, преемника легендарного Ромула. Ему приписывают организацию  культа, кодификацию старых и установление новых ритуальных предписаний, начало строительства святынь и организацию  коллегий жрецов. Свои функции жрецы  выполняли пожизненно; жили на государственный  счет, пользовались в обществе большим  почетом и оказывали значительное влияние на государственные дела» (Поликарпов, 112).

 

2.3 Религия времен пунических  войн

 

К середине 3 века, подчинив всю территорию Италии, Рим превратился  в крупное государство, добивавшееся гегемонии во всем средиземноморье, что привело к столкновению с  другой крупной державой – Карфагеном. Начинается эпоху пунических войн со своими следствиями и последствиями.

Информация о работе Древняя Греция и древний Рим