Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2015 в 19:47, контрольная работа
Краткое описание
Для понимания китайской религии необходимо проследить ее развитие во времени. В течение столетий оседлой земледельческой жизни китайская культура и религия развивались по большей части в изоляции от остального мира. Исторический подход позволит увидеть как региональные, так и временные различия, однако в главном все китайцы придерживались одинакового мировоззрения, все почитали предков, обращались к услугам геомантов, хоронили покойников и справляли одни и те же ежегодные праздники. Именно наличие этих общих традиций поможет найти точки соприкосновения между религиями Китая.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………3 1. Конфуцианство……………………………………………………………….4 1.1. Оценки конфуцианства как учения……………………………………….7 2. Даосизм и его влияние на китайскую культуру……………………………8 Заключение……………………………………………………………………..12 Список использованной литературы…………………………………………14
Основной целью и центральной
концепцией религиозного даосизма является
достижение бессмертия. Учение о бессмертии
предполагает, что последователь даосизма,
посредством определенной практики, включающей
в себя гимнастические и дыхательные упражнения,
правила половой гигиены, медитацию и
алхимию, может достичь не только духовного,
но и физического бессмертия, а также развить
в себе сверхъестественную силу и способности.
Поскольку даосизм отрицает
бессмертие души, отделенной от тела, и
рассматривает человека в качестве целостного
психофизического существа, данная доктрина
предполагала два аспекта религиозной
практики: совершенствование тела (гимнастические
и дыхательные упражнения) и совершенствование
духа (созерцание, медитация).
Во 2-3 вв. под влиянием буддизма
в даосизме появляются монашество и монастыри,
что было чуждо установкам первоначального
даосизма. В это же время усиливается тенденция
к доминированию в даосской религиозной
практике психоделических методов созерцательной
медитации. Основное внимание начинает
уделяться приемам внутреннего самосовершенствования.
Эта тенденция приводит к появлению в
12 в. в Северном Китае новых даосских школ,
важнейшая из которых, школа «Пути совершенной
истины», становится ведущим даосским
направлением и остается таковым вплоть
до настоящего времени. Основное внимание
эта школа уделяет нравственному совершенствованию
и даосской практике созерцания.
Религиозный даосизм развивался
по многим направлениям и имел несколько
школ. Отшельники-аскеты удалялись в горы,
где проводили время в размышлениях (медитациях),
либо жили в монастырях. Даосские жрецы
выступали в роли заклинателей, медиков
и толкователей предсказаний. Они занимались
изгнанием нечистой силы, исполняли похоронные
ритуалы, читали молитвы по усопшим или
благословляли жертвенные дары. К 10-12 вв.
в Китае существовало уже множество постоянно
возникающих и распадающихся даосских
сект. Господствующий класс в целом игнорировал
даосизм, хотя в отдельные периоды существовали
попытки провозгласить его государственной
религией, возводить даосские храмы и
делать обязательным изучение «Дао дэ
дзин».
К 13 в. Религиозный даосизм уже
располагал сформировавшимся институтом
священнослужителей, готовивших себе
смену, детально разработанной системой
обрядов, каноническими книгами и пантеоном
многочисленных божеств, обладающих различной
степенью могущества. При этом единой
централизованной структуры, которая
могла бы осуществлять верховное руководство
всеми общинами, в даосизме так и не возникло.
Даосский культ природы и учение
о бессмертии оказали сильнейшее влияние
на различные сферы материальной и духовной
культуры Китая: науку (медицину и химию,
уровень которой позволил сделать такие
выдающиеся изобретения, как бумага и
порох), искусство и литературу. Культ
природы также сыграл огромную роль и
в развитии китайской пейзажной живописи.
Последователи различных направлений
и сект даосизма выдвигали несходные принципы
благочестия и образа жизни, но сходились
в признании пяти заповедей и десяти добродетелей.
Пять заповедей весьма напоминают выдержку
из христианских «десяти заповедей», что
демонстрирует их общечеловеческое содержание:
не убивай, не лги, не пей вина, не воруй,
не прелюбодействуй.
Десять добродетелей отражают
обычаи и традиции общинно-патриархального
уклада Китая и характерный для даосизма
культ природы, гармонии и порядка. Это
сыновний долг, верность к старшим, любовь,
терпение, увещевание против злых деяний,
самопожертвование, разведение животных
и посадка деревьев, постройка дорог и
колодцев, просвещение неразумных, чтение
священных книг и соблюдение церемоний.
Наряду с этим нравственным
кодексом даосизм включал множество всяческих
суеверий и предрассудков, что характерно
для стран с традиционным укладом жизни
(гадания, заклинания, знахарство, призывания
«добрых духов» и «изгнание злых», колдовство
и алхимия). Начиная с позднего средневековья
влияние даосизма, стало ослабевать, и
он постепенно стал вытесняться другими
религиями. В настоящее время его влияние
в Китае невелико.
Заключение
Сегодня можно много научиться
у религий Китая, и прежде всего - верности
и сотрудничеству внутри семьи и сильному
чувству ответственности за порядок в
обществе. Это внимание к обществу является
в Китае основой особого вида бессмертия
- бессмертия дел, проявляющегося на практике
в совершении действий. Китайцы убеждены
в том, что важнее всего в жизни человека
его помощь семье и обществу образованием,
упорным трудом и сохранением нравственной
чистоты. Общество продолжает существовать
и после смерти человека; он внес свой
вклад в его укрепление, а значит, его жизнь
имела смысл.
Эта сосредоточенность на общественной
жизни связана с еще одним убеждением
китайцев: родиться человеком - редкая
удача. Поэтому пока мы здесь, мы должны
использовать жизнь наилучшим образом,
постараться быть достойными своего счастливого
жребия и жить нравственной жизнью, чтобы
вновь родиться человеком.
Другой интересной чертой китайского
мировоззрения является религиозный эгалитаризм
- убежденность в том, что возможность
просветления одинакова для всех, что
«человек с улицы может стать мудрецом».
Конфуцианские философы издавна учили,
что семена доброты есть во всех нас и
нам следует лишь поощрять их рост. Они
также учат, что подлинная ценность человека
- в его высокой нравственности, развитие
которой через самоотречение и упорный
труд доступно всем. Представители даосизма
верят в то, что энергия и ритм космоса
присутствуют в каждом из нас в качестве
основы нашей жизни, даже если мы забыли
об этом. Все, что мы должны сделать, это
вернуться к Дао (Пути) внутри нас, чтобы
обрести новое ощущение мира и гармонии
со всем сущим.
Что ждет религии Китая в будущем?
Конечно, никто не может сказать наверняка,
но, вероятно, с успехами модернизации
некоторые формы китайской религиозности
продолжат существование, а иные потеряют
популярность, что будет отчасти определяться
тем, какие из них затрагивают личностную
сферу и играют полезную роль. Смерть,
семья и смена времен года всегда будут
с нами, поэтому сохранят свое значение
культ предков и погребальные обряды,
так же как и Новый год и другие праздники.
Всегда найдутся люди, желающие обрести
более сильное и более личное чувство
религиозной удовлетворенности через
присоединение к коллективу или конгрегации,
поэтому народные религиозные секты, вероятно,
будут существовать еще долго.
Список использованной
литературы
1.Васильев Л.С. История
религий. - М.: Изд-во Проспект, 2003. - 336с.
2.Гараджа В.И., Руткевич
Е.Д. Религия и общество. - М.: Наука,
2005. - 202с.
3.Горелов А.А. религиоведение
в вопросах и ответах. -М.: Эксмо,
2007. - 272с.
4.Григоренко А.Ю. религиоведение
для студентов педагогических
вузов. - Спб.: Питер, 2004. - 512 с.
5.Гуревич П.С. Религиоведение.
- М.: МПСИ, 2007. - 696 с.
6.Зеленков М.Ю. Мировые
религии. История и реальность. -
Спб.: КАРО, 2008. - 368 с.
7.Лобазова О.Ф. Религиоведение.
- М.: Дашков и Ко, 2008. - 488 с.
8.Павловский В.П. Религиоведение.
- М.: Юнити-Дана, 2007. - 320 с.
9.Померанц Г.С. , Миркина
З.П. Великие религии мира. - М.: Дрофа,
2006. - 280 с.