Возникновение ислама

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 22:10, реферат

Краткое описание

Основная тенденция шариата – оценка различных жизненных обстоятельств с точки зрения религии. Законы шариата – это правовая систематизация поведения правоверных, их обстоятельств перед людьми, обществом и Аллахом. Предписания шариата многочисленны и строги. Они определяют нормы взаимоотношений человека в семье и обществе, регламентируют почти все детали его быта и вместе с обычным правом (адатом) создают сеть обязательных предписаний, что само по себе уже гарантирует бесконфликтность поведения мусульман. Божественный закон устанавливает образ служения Богу, т.н. «Пять столопов ислама».

Вложенные файлы: 1 файл

готовый реферат.docx

— 37.64 Кб (Скачать файл)

Однако этот спор, тем  не менее, разделил мусульман на суннитов, шиитов и  хариджитов. Прежде всего, речь идет о халифе – главе мусульманской  церкви, который замещает посланника Аллаха. Первых четырех рабских халифов из числа ближайших сподвижников Мухаммада, выбранных по воле мусульманской общины, сунниты, естественно, считали «праведными халифами». Их образ жизни и поступки рассматривались как пример и составная часть сунны. Сунна- предание о жизни и деяниях Мухаммада, которое включает в себя хадисы, т.е. высказывания, приписываемые самому пророку.

В политической и религиозной  борьбе шииты назвали первых трех сподвижников Мухаммада узурпаторами, которые лишили законной власти единственного  праведного халифа Али. Что же касается позиции хариджитов, то они считали  правильным исключить из списка двух избранников. При этом все три  направления ислама практически  не расходтся в фундаментальных  вопросах вероучения.

Высший нравственный долг, первоочередная жизненная задача человека в соответствии с исламским вероучением - это служение богу, его восхваление. Все остальное является второстепенным, малозначительным, несущественным. Религия  искажает смысл и ценность человеческой жизни. Она измеряет их тем, насколько набожен человек, насколько глубока его вера в божество, насколько много времени и способностей он отдает служению сверхъестественной силе. И сама жизнь, по учению ислама, дается человеку для того, чтобы он поклонениями, смирением и терпением стремился заслужить милость аллаха, а вместе с нею надежду на вечное блаженство в раю. Следовательно, сама единственная, неповторимая земная человеческая жизнь никакой самостоятельной ценности не имеет. Она лишь испытание на пути в потусторонний мир. Коран предупреждает: „Здешняя жизнь - только игра и забава...". Кто же хочет пользоваться ее благами, тому „нет в будущей жизни ничего, кроме огня, и тщетно то, что они совершили здесь, и пусто то, что они творили". В соответствии с вероучением ислама все в мире происходит по воле аллаха, поэтому все свои поступки человек должен совершать во имя его. Поступок же, совершенный по его воле и с его именем, не может не быть нравственным. Поэтому не случайно, определяя критерий нравственного поведения, религиозные деятели во главу угла кладут именно посвященность того или иного поступка аллаху, угодность ему (вспомним хотя бы о том, что богословы предлагают любое дело и даже любой шаг начинать с произнесения формулы: „Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного"). Поскольку же ритуальные действия наиболее богоугодны, то и их нравственное значение с точки зрения религии особенно велико. Именно так и толковалось на протяжении веков нравственное повеление. Исламская мораль иначе подходит к определению нравственной зрелости человека. Здесь главным критерием является набожность человека, степень его благочестия. Благочестие же, по Корану, - это исповедание веры и строгое выполнение всех обязательных предписаний религии. Поскольку критерием исламской морали является служение сверхъестественной силе, то и категории светской нравственности, которыми она пользуется, - добро, зло, справедливость, счастье, совесть и т. д. — ставятся также в связь с верой в бога. „Предначертания бога устанавливают вечные принципы человеческого поведения, - пишет известный мусульманский автор. — Он указывает на два пути: один — ведущий прочь от Него, и это есть зло, другой — ведущий человека к Нему, и это есть добро".

Для исламской морали не имеет значения, насколько нравственные требования соответствуют объективным  потребностям людей, прогрессу общественной жизни. Богословы учат, что тем  или иным требованиям необходимо следовать, так как они предписаны Кораном или Сунной, т. е. соответственно аллахом или пророком Мухаммедом. Образ идеального мусульманина, претерпев  существенную эволюцию, наделяется многими  богословами нашего времени чертами, которых нет в вероучительных книгах ислама, но которые характерны для строителя нового общества, —  это интернационализм, коллективизм, социальная активность, непримиримость к врагам социализма, дела мира и  свободы народов, нетерпимость к  нарушениям общественных интересов  и др. Однако пути приближения к  этому идеалу, предлагаемые богословием, во многом остаются прежними.

Мусульманская этика утверждает, что человек, желающий достичь высшего  нравственного совершенства, прежде всего должен руководствоваться  учением ислама о добрых и злых поступках: совершать предусмотренные  этим учением добрые поступки и отстраняться от злых. Приближение к совершенству предполагает постоянное очищение от грехов. К освобождению же от грехов ведут молитвы, обряды и пост, предписанные учением ислама, говорят служители  культа.

Пять первостепенных обязанностей мусульманина - пять столпов веры, как  всегда об этом говорили религиозные  деятели, приближают мусульманина к  Аллаху и обеспечивают ему благополучие в обоих мирах. Теперь же выясняется, что выполнение мусульманином столпов  веры способствует также становлению  человека как „полноценного и  всесторонне развитого в моральном  и культурном отношении" индивида.

На том основании, что  мусульманские богословы зовут  правоверных к самосовершенствованию, было бы неверно считать, что тем  самым верующим дается обнадеживающая система их нравственного развития. Духовенство и в этом вопросе  сеет неуверенность в рядах правоверных. Одному богу известно, говорят богословы, удастся ли нравственное совершенствование  личности или все его старания пойдут прахом, будут напрасными.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Догматика ислама проста. Мусульманин  должен твердо верить, что есть только  один Бог – Аллах.; что Мухаммад был посланником –пророком; что  до него Бог посылал людям  и  других пророков- это библейские Адам, Ной Авраам, Моисей, христианский Иисус, но Мухаммад выше их. Существуют ангелы и злые духи (джинны), впрочем,  эти  последние перешедшие в ислам  из древнеарабских верований, не всегда злы, они тоже находятся во власти Бога и исполняют его волю; что в последний день мира мертвые воскреснут и все получат воздаяния за свои дела: праведные, чтящие Бога, будут наслаждаться в раю, грешники и неверные будут гореть в гиене; наконец, что существует божественное предопределение, ибо аллах каждлму человеку заранее назначил его судьбу.

Как проста догматика ислама, так же просты и его практические советы, о котрых шла речь, и обрядовые  заповеди. Они сводятся к следующему: обязательная пятикратная молитва  каждый день в установленные часы; обязательное омовение перед молитвой и в других случаях, после какого-либо загрязнения; налог в пользу бедных, ежедневный пост, в десятом месяце рамазане в течение всего месяца; паломничество в священный город  Мекку, который правоверный мусульманин  должен по возможности совершить  хотя бы раз в жизни.  Каждое из этих предписаний, несмотря на то что  они сами по себе не так ух тяжки и невыполнимы, допускают изъятия и смягчения в затруднительных случаях. Вода для омовения в случае ее отсутствия может быть заменена песком, пылью; соблюдение поста необязательно для больных, для путешественников, они могут и должны отпоститься позже соответствующее число дней; кстати, мусульманский пост, в отличие от христианского, состоит в полном воздержании от всякой пищи и питья от восхода до захода солнца, но зато в остальное время суток можно есть и пить что угодно и предаваться любым удовольствиям.

Мусульмане имеют с  иудаистами ряд общих обычаев  и запретов: обязательное обрезание  мальчиков (но это проделывается  не с новорожденными, как у евреев, а с семи - десятилетними мальчиками); запрет есть свинину; строгое запрещение делать изображения бога, а также  и вообще изображать живые существа. Последователям ислама запрещено также  пить вин. Одно из предписаний мусульманской  религии состоит в священной  войне за веру (джихад). В Коране это  предписание изложено ясно; в течение  восьми месяцев в году (ибо четыре месяца считаются «запретными»)  надлежит воевать с многобожниками, неверными, истреблять их, захватывать  их имущество.

Каждый мусульманин должен принять на себя  5 основных религиозных обязанностей, определяющих его мораль, поведение в общине и с людьми других вер, религий: 1. Исповедовать веру в Аллаха и Мухаммеда. «Нет Бога кроме Аллаха и Мухаммед пророк его” - произносит каждый новообращенный в ислам после ритуального омовения. Вера должна быть искренней, любое лицемерие является непростительным грехом. 
2. В течение дня необходимо совершать пятикратную молитву - намаз. Все ритуалы - поклоны, чтения строго регламентированы, и путать их ни в коем случае нельзя. 3. Мусульманин должен соблюдать пост - ураза, который длится в течение одного месяца - рамадана.  Во время рамадана отмечаются памятные даты, праздники. В пост нельзя есть, и пить только в течение светового дня (исключение делается для больных и стариков), а после захода солнца всё разрешается. В рамадан запрещены развлечения, нельзя воевать, в мусульманских странах отмечается спад деловой активности.  
4. Мусульманин обязан платить налоги в общину и творить милостыню, передавая средства в мечеть (общину), нищим, калекам. Обязательная доля этого религиозного налога составляет 1/40 часть дохода, кроме этого он должен вносить и добровольную часть. 5. Каждый мусульманин должен хотя бы один раз в жизни совершить паломничество в Мекку – хадж и исполнить там ряд священных в этой религии обрядов, включая семикратный обход Каабы (особое сооружение), целование “черного камня” (находится в Каабе, предположительно – метеоритного происхождения), пробег между священными холмами, жертвоприношение овец и т.д.  
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеев С.С. Теория государства  и права: Учебник для юридических  вузов и факультетов, изд-во  БЕК, М. – 2010. – 456 с.

2. Гуревич П.С. Религиоведение  Учебник для вузов 2005 г - 529

3.  Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. 6-е изд., дополнительное.СПб.: Издательство Юридического института., 2011. – 352 с.

4. Крашенинникова Н.А  История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Учебник для вузов. Под ред. проф. Крашенинниковой Н.А и проф. Жидкова О. А.- М.- Издательство НОРМА, 2013. – 480 с.

5. Лазарев В.В. Общая  теория  государства  и  права:   Учебник./ Под   редакцией  В.В.Лазарева. М.:Юрист,2012. – 520 с.

6. Лившиц Р.З. Теория права: Учебник. - М.: Таис, 2009. – 395 с.

7.  Леонидов Ф. Общая теория: Учебник 2005г – 145с

 


Информация о работе Возникновение ислама