Богиня-мать

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 21:02, доклад

Краткое описание

Удивительно, но история человечества началась с матриархата и главенства женского начала в истоках человеческой эволюции, что породило грандиозный культ поклонения Великой Богине практически у всех народов Земли. Изначальный архетип рождения, начала жизни, творения Природы подсознательно приводил к поклонению Матери Земле, дающей все для жизни людей. Богиня-мать — главное женское божество в большинстве мифологий.

Вложенные файлы: 1 файл

богиня мать.docx

— 803.83 Кб (Скачать файл)

Удивительно, но история человечества началась с матриархата и главенства женского начала в истоках человеческой эволюции, что породило грандиозный культ поклонения Великой Богине практически у всех народов Земли. Изначальный архетип рождения, начала жизни, творения Природы подсознательно приводил к поклонению Матери Земле, дающей все для жизни людей.

Богиня-мать — главное женское божество в большинстве мифологий.

Часто Богиня-мать соотносится с землей, она является полнейшим воплощением женского творческого начала. Как и богини более поздних религий, чей образ восходит к доисторическому образу Богини-матери, она в разных культурах ассоциируется также с пещерами (которые воспринимаются как лоно богини), водной стихией, растительностью, астральными объектами, что указывает на универсальный характер культа этого божества. Мать дарует жизнь, поэтому самый важнейший её атрибут — плодовитость. Но в древнейшей мифологии Богиня-мать не только даровала жизнь, но и отбирала. Отсюда зачастую она и богиня подземного царства.

В древности  культ Матери носил почти универсальный  характер. Археология дает свидетельства  широкого распространения культа Матери в каменном веке. На огромном пространстве от Пиренеев до Сибири: в доарийской Индии, в доизраильской Палестине, в Финикии, в Шумере, и сегодня находят женские фигурки, вырезанные из камня или кости. Такие статуэтки называют палеолитическими «Венерами». У них имеются общие черты: большие груди, бедра, живот. Голова и руки не выражены или отсутствуют.

Многие попытки  понять и интерпретировать значение и использование статуэток основаны на малом количестве фактов. Как и в случае с другими доисторическими артефактами, их культурное значение, возможно, никогда не станет известным. Тем не менее археологи предполагают, что они могли быть талисманами, оберегающими и приносящими удачу, символами плодородия, порнографическими изображениями, или даже напрямую соотносились, как я уже сказала с Матерью-Богиней или иными местными божествами.

«Палеолитическая  Венера» — обобщающее понятие для множества доисторических статуэток женщин, обладающих общими признаками (многие изображены тучными или беременными), датирующихся верхним палеолитом. Статуэтки встречаются главным образом в Европе, но ареал находок простирается далеко на восток вплоть до Иркутской области, то есть на большую часть Евразии: от Пиренеев до озера Байкал.

              

 Венера  Виллендорфская, найденная близ местечка Виллендорф в Вахау, посёлке коммуны Агсбах, в Австрии археологом Йозефом Сцомбати в 1908 году. В настоящее время хранится в венском Музее Естествознания. Статуетка вырезана из оливового известняка, который не встречается в данной местности (что говорит о передвижениях древних) и подкрашена красной охрой. По оценке 1990 года, фигурка изготовлена примерно за 22-24 тысячи лет до нашей эры.

Эти фигурки  вырезаны из костей, бивней и мягких пород камня (таких как стеатит, кальцит или известняк). Существуют также статуэтки, вылепленные из глины и подверженные обжигу, что  является одним из древнейших примеров известной науке керамики. В целом, к настоящему времени обнаружено более ста «Венер», большинство  из которых сравнительно небольшого размера — от 4 до 25 см в высоту.

Первые статуэтки  эпохи верхнего палеолита с изображением женщин были обнаружены около 1864 г. Маркизом де Вибре (Marquis de Vibraye) в Ложери-Бас (департамент Дордонь) на юго-западе Франции.

Вибре назвал свою находку «Венера распутная» (Vénus impudique).

Как вы видите, У неё отсутствуют голова, руки и ноги, но сделан четкий надрез, изображающий вагинальноеотверстие.  
Еще одним обнаруженным и признанным экземпляром подобных фигурок стала «Венера Брассемпуйская», найденная Эдуардом Пьеттом (Édouard Piette) в 1894 г. Изначально термин «Венера» в отношении к ней не применялся. Четыре года спустя Саломон Райнах (Salomon Reinach) опубликовал описание целой группы стеатитовых статуэток из пещер Бальци Росси (Balzi Rossi).

Венера Брассемпуйская

 
Учёные начала XX века, занимающиеся изучением первобытных обществ, считали их воплощением доисторического  идеала красоты и, поэтому, дали им общее  название в честь римской богини красоты Венеры.

В сентябре 2008 г. археологи из Тюбингенского университета обнаружили 6-сантиметровую статуэтку женщины, сделанную из бивня мамонта — «Венера из Холе-Фельс», датируемую по крайней мере 35.000 лет до н. э. Она на данный момент является самым древним экземпляром скульптур подобного рода и фигуративного искусства вообще.

Венера из Холе-Фельс

Статуэтка была обнаружена в пещере Холе-Фельс (на швабском нем. означает «Пустая скала») близ г. Шельклинген, в 15 км к западу от г. Ульм, в земле Баден-Вюртемберг, Германия командой ученых из Тюбингенского университета под руководством профессора Николаса Конрада (Nicholas Conard). Статуэтка была найдена в пещере, примерно в 20 метрах от входа, и, примерно в 3 метрах под современным уровнем поверхности.

Статуэтка представляет собой фигуру тучной женщины, с ярко выраженным акцентом на грудях и вульве. Соответственно, она воспринимается как амулет, связанный с плодородием  и фертильностью(способность зрелого организма производить потомство). Она сделана из бивня шерстистого мамонта и найдена в разбитом виде. Обнаружено 6 фрагментов (отсутствуют левая рука и плечо). На месте головы — отверстие, дающее право сделать вывод, что статуэтка использовалась как кулон. Археолог Джон Шиа (John J. Shea) утверждает, что на изготовление этой статуэтки ушло «десятки, если не сотни часов»

 

Заметная тучность фигурок может  быть связана с культом фертильности. Во времена, предшествующие появлению  сельского хозяйства и скотоводства, и в ситуации отсутствия доступа  к изобильным запасам продовольствия, излишний вес мог символизировать  стремление к изобилию, плодородию и безопасности. Тем не менее, эти  теории не являются научно неоспоримым  фактом и лишь результат умозрительных заключений учёных.

 

 

Найденные недавно 2 очень древних каменных объекта (датировка 500000 — 200000 лет назад) так же интерпретируются некоторыми исследователями, как попытка передать изображение женщин. Одна из них, «Венера из Берехат-Рама», была обнаружена на Голанских высотах, вторая — «Венера из Тан-Тана» — в Марокко. Вопрос об их происхождении является дискуссионным: были ли они обработаны человеком, для придания им более антропоморфного вида, или же приняли такую форму благодаря исключительно природным факторам.

найдено при  археологических раскопках на Голанских  высотах в 1981 году. Обнаружена археологом из Еврейского университета в Иерусалиме Н. Горен-Инбар (N. Goren-Inbar). Она утверждает, что ее находка — статуэтка, и, таким образом, претендует на роль артефакта, сделанного Homo erectus и относится к ашельской культуре начала среднего палеолита.

Венера из Тан-Тана —фигурка(кварцит, охра) длиной 58 мм, обнаруженная в 1999 году немецкой экспедицией в пойме реки Дра южнее марокканского города Тан-Тан.

Примечательные  образцы

 

название

возраст (тыс. лет)

место находки

материал

название

Венера из Холе-Фельс

35—40

Швабский Альб, Германия

бивень мамонта

Венера из Холе-Фельс

Вестоницкая Венера

27—31

Моравия

керамика

Вестоницкая Венера

Венера Виллендорфская

24—26

Австрия

известняк

Венера Виллендорфская

Венера Мальтинская

23

Иркутская область, Россия

бивень мамонта

Венера Мальтинская

Венера Брассемпуйская

22

Аквитания, Франция

слоновая кость

Венера Брассемпуйская

Венера Лоссельская

20

Дордонь, Франция

известняк

Венера Лоссельская

         

 

В эпоху неолита(новокаменный век, последняя стадия каменного века, начался около 9500 лет до н. э.) представления о женском начале как источнике всего сущего под влиянием изменившихся условий жизни трансформировались, но не утратили своей изначальной концепции. В неолитическом искусстве Богиня-мать иногда изображалась с ребенком на руках или в виде рожающей женщины (в Чатал-Хююке(большое поселение), она изображается рожающей головы быков и баранов). Образ Богини-матери является «проекцией» зрелой стадии жизни женщины, в отличие от двух других – образов юной Девы и старой Прародительницы. Этот культ дожил до исторических времен в собирательном образе Великой Матери Ближнего Востока и греко-римского мира. Религиозная преемственность его отчетливо прослеживается в образах таких известных богинь как Исида, Нут и Маат в Египте; Иштар, Астарта и Лилит региона Плодородного Полумесяца; Деметра, Кора и Гера в Греции; Атарга-тис, Церера и Кибела в Риме.

Исида—  одна из величайших богинь древности, ставшая образцом для понимания египетского идеала женственности и материнства.

Иштар- богиня плодородия и плотской любви, войны и распри, астральное божество, олицетворение планеты Венера

Деметра- в древнегреческой мифологии богиня плодородия и земледелия. Одно из наиболее почитаемых божеств олимпийского пантеона. Её имя означает «Мать-Земля»

Цере́ра- древнеримская богиня производительных сил земли, произрастания и созревания злаков, а также подземного мира, насылавшая на людей безумие, а также богиня материнства и брака

Богиня-Мать не имеет равновеликого  себе супруга, она может порождать  его, брать в мужья и затем  губить (древнегреческ. Гея и Уран). Другой вариант - она проглатывает своё дитя и беременет от этого (египетск. Нут).

 

Ге́я (др.-греч. Γαία «земля») —                                                 Нут (Ну, Нуит) — древнеегипетская богиня Неба.

древнегреческая богиня земли.

 

В более поздний период, когда  в религии ведущее место заняли боги, а не богини, культ Богини-Матери зачастую приобретает оргиастический характер.

 

Богиня-мать в различных мифологиях

 

Армянская мифология

Анаит — богиня-мать, богиня плодородия и любви.

Африканская мифология

Богиня Миноха

Гальская мифология

Кори — богиня Луны

Греческая мифология

Афродита

Деметра

Гера

Гея

Персефона

Древнеарабская мифология

Аллат

Египетская мифология

Исида

Хатор

Зороастрийская мифология

Анахита — богиня чистоты и непорочности

Индуистская мифология

Адити — богиня ариев Индии

Деви- жена бога Шивы. В ее образе персонифицирована творческая энергия супруга(шакти)

Матри — в индуистской мифологии богини-матери

Шакти — богиня женского начала, Вселенская Мать

Радха — изначальная шакти в некоторых направлениях вайшнавизма

Кельтская мифология

Ану (Ана), Дана — матерь ирландских богов

Бригита

Малоазийская мифология

Амма — фригийская богиня

Ма — каппадокийская богиня

Кибела

Мифология Кавказа

Эос (мифология)

Мифология Центральной  Америки

Сейба — богиня- мать майя

Атлатонин (аст. Atlatonin) — одно из имён ацтекской богини-матери

Мифология Южной Америки

Пачамама — Мать-Земля, богиня народов Анд

Римская мифология

Венера

Матер Матута (лат. Mater Matuta),

Юнона

Славянская мифология

Мокошь, Мока — богиня брака и родов, пряха, прядущая бесконечную пряжу

Рожаницы — женские божества плодородия, покровительницы рода, семьи, домашнего очага

Мать Сыра-Земля — прародительница человека и всего живого.

Тюркская мифология

Умай

Шумеро-аккадская мифология

Иштар

Намму — богиня-мать, прародительница богов; участвовала в создании из глины первых людей.

Инанна

Нинхурсаг

Тиамат — богиня солёных вод, прородительница богов.

Мифология модерна

Марианна (символ)  Изображается молодой женщиной во фригийском колпаке. Она является олицетворением национального девиза Франции «Свобода, Равенство, Братство». Скульптурные изображения Марианны являются обязательным атрибутом учреждений органов власти, судов, муниципалитетов и так далее. Её профиль размещён на государственной печати Франции; она изображена на французских стандартных почтовых марках

Родина-мать Известнейшими и крупнейшими монументальными воплощениями образа стали: статуя «Родина-мать зовёт!» на Мамаевом Кургане в Волгограде, статуя «Родина-мать» на берегу Днепра в Киеве. Также небольшая статуя «Родина-мать» установлена на Пискарёвском мемориальном кладбище в Санкт-Петербурге.


Информация о работе Богиня-мать