Алтайская духовная миссия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 15:40, контрольная работа

Краткое описание

АЛТАЙСКАЯ ДУХОВНАЯ МИССИЯ
основана в 1830 г. выдающимся миссионером прп. Макарием (Глухарёвым), благодаря успешной деятельности к-рого она получила наибольшую известность среди духовных миссий РПЦ, действовавших на территории России в XIX - нач. XX в. Следуя кирилло-мефодиевой традиции (см. Кирилл (Константин), Мефодий), все основные виды миссионерского делания - проповедь, обучение, богослужение - алтайские миссионеры совершали на родном языке алтайцев и шорцев.

Вложенные файлы: 1 файл

АЛТАЙСКАЯ ДУХОВНАЯ МИССИЯ.doc

— 221.00 Кб (Скачать файл)

АЛТАЙСКАЯ  ДУХОВНАЯ МИССИЯ

основана в 1830 г. выдающимся миссионером прп. Макарием (Глухарёвым), благодаря успешной деятельности к-рого она получила наибольшую известность среди духовных миссий РПЦ, действовавших на территории России в XIX - нач. XX в. Следуя кирилло-мефодиевой традиции (см. Кирилл (Константин)Мефодий), все основные виды миссионерского делания - проповедь, обучение, богослужение - алтайские миссионеры совершали на родном языке алтайцев и шорцев. Менее чем за столетие (1830-1920) трудами миссионеров из язычества в Православие было обращено более половины коренного населения Горного Алтая и Горной Шории. Методы алтайских миссионеров широко использовались в др. миссиях РПЦ, стремившихся не только привести язычников ко Крещению, но и устроить все стороны жизни новокрещеных в духе правосл. церковности. На Иркутском миссионерском съезде 1910 г. (см. Съезды миссионерские в России) А. д. м. была признана «образцом и руководителем» для др. миссий. Сильной стороной А. д. м. являлась ее образовательная, переводческая, лит. и издательская деятельность; этнографические и лингвистические труды алтайских миссионеров не утратили своего научного значения до наст. времени.

 
Макарий (Глухарёв), архим. Литография. Ок. 1846 г.

Создание  миссии

Предпосылкой  учреждения А. д. м. явился указ Святейшего Правительствующего Синода от 24 дек. 1828 г. на имя архиеп. Тобольского и Сибирского Евгения (Казанцева), в к-ром предписывалось восстановить в Сибири должность инородческих миссионеров, упраздненную в 1799 г. В поисках лица, способного понести миссионерское служение в Сибири, архиеп. Евгений обратился с запросами к еп. Курскому Владимиру (Ужинскому) и еп. Архангельскому Аарону (Нарциссову), а также к архимандриту Соловецкого мон-ря. В Глинской пуст., относившейся в то время к Курской епархии, подвизался архим. Макарий (Глухарёв), к-рый и откликнулся на призыв Синода. Указ Синода от 27 мая 1829 г. архиеп. Тобольскому Евгению предписывал «отправленного из Курской епархии архимандрита Макария обратить по усмотрению Его Преосвященства на дело проповеди, где сие представится нужным» (Вербицкий. Очерк. С. 166). 5 июня 1829 г. архим. Макарий выехал из Глинской пуст. в Москву, где получил благословение на миссионерское служение от свт. Филарета (Дроздова), митр. Московского. 1 сент. 1829 г. прп. Макарий отправился из Москвы в Тобольск и к концу месяца прибыл в распоряжение архиеп. Евгения. В Тобольске на протяжении 10 месяцев буд. миссионер занимался подготовкой помощников, оформлением необходимых документов, а главное - выбором конкретного места своего служения. Согласно предписанию, полученному от Святейшего Синода, в Тобольске архим. Макарий избрал себе в помощники добровольно вызвавшихся на миссионерское поприще 2 местных семинаристов: В. Попова, сына дьячка, и А. Волкова, сына священника. В качестве руководства о. Макарию и его сотрудникам была дана инструкция Святейшего Синода 1769 г. Также архим. Макарий получил копию с Высочайше утвержденного 17 июня 1826 г. мнения Гос. Совета о льготах, «предоставляемых инородцам, принимающим святое Крещение»; льготы состояли в трехлетнем освобождении новокрещеных от податей и повинностей.

Находясь в  Тобольске, прп. Макарий составил правила, определявшие взаимные отношения миссионеров. В основе правил лежали традиции иноческого общежития и старчества, воспринятые прп. Макарием через старца Ливерия, ученика прп. Паисия (Величковского), и от старцев Глинской пуст., до призвания на миссионерское служение о. Макарий беседовал также с прп. Серафимом Саровским. Правила имели форму обещания миссионеров: «Желаем, да будет у нас все общее: деньги, пища, одеяние, книги и прочие вещи; и сия мера да будет для нас удобностию в стремлении к единодушию. Желаем тому из нас, кому определением начальства будет поручено особенное попечение о деле проповедания, повиноваться по правилам иноческого общежития как в поручениях, относящихся к проповеданию, так и в других отношениях и случаях... Желаем принимать от него наставления со вниманием, смирением и любовью... Желаем быть пред ним искренними и откровенными в частом исповедании помыслов» (Ястребов И. Краткие сведения о жизни и деятельности архимандрита Макария, основателя Алтайской духовной миссии (по случаю столетней годовщины со дня его рождения). Бийск, 1893. С. 38-39). Правила были подписаны 3 сотрудниками миссии и после того утверждены архиеп. Евгением. После донесения архиеп. Евгения о составе и организации миссии Синод утвердил архим. Макария в должности ее начальника. На путевые издержки и др. потребности миссии из синодальных сумм было определено ежегодно отпускать по 990 р., сверх этого Тобольская епархия из собственных средств каждому из семинаристов назначила жалованье по 250 р. в год. Архим. Макарий от миссионерского жалованья отказался и довольствовался магистерским окладом в 350 р.

Пока руководитель  миссии занимался подготовкой  помощников и документов, Тобольская  консистория по предписанию архиеп. Евгения собирала подробные сведения  «о находящихся в Тобольской епархии  народах, еще не обратившихся  в христианство», для того чтобы о. Макарий определил место деятельности миссии. Сначала о. Макарий с согласия сотрудников хотел отправиться на север от Тобольска к остякам (хантам) и самоедам (ненцам), среди к-рых были и новокрещеные, и язычники; это намерение вскоре было оставлено, т. к. суровый сев. климат болотистой местности, где кочевали эти народы, не подходил для слабых здоровьем архим. Макария и В. Попова. Одно время о. Макарий намеревался поехать к бурятам в Иркутскую епархию. Наконец, определившись, он выразил желание направиться к киргизам (так называли тогда казахов), кочевавшим в Кокчетавском военном округе. Там был довольно умеренный климат, а киргиз. язык был близок к татар., к-рый предварительно изучали о. Макарий и его сотрудники. Однако генерал-губернатор Зап. Сибири И. А. Вельяминов, получив уведомление от архиеп. Евгения, воспротивился учреждению правосл. миссии среди киргизов, опасаясь их возмущений. Тогда архиеп. Евгений обратил внимание о. Макария на язычников-калмыков, кочевавших в Бийском округе Томской губ., архим. Макарий согласился начать там миссионерскую деятельность. (В XIX в. сев. тюркоязычные племена Горного Алтая обычно именовались татарами, а южные - калмыками.)

А. д. м. под руководством  прп. Макария

3 авг. 1830 г. миссия  оставила Тобольск, в Абалакском мон-ре миссионеры окончательно приготовились к дальнему переезду в Бийск, 23 авг. они достигли Барнаула, где от местного прот. Созонта получили св. миро, богослужебные книги, ризы и др. церковные принадлежности. 28 авг. миссия прибыла в Бийск, а в нач. сентября архим. Макарий отправился в Горный Алтай и прибыл в с. Улала (совр. Горно-Алтайск). По указанию архиеп. Евгения первые алтайские миссионеры с самого начала своей деятельности вели путевые записки (записи за 1831-1833, сделанные о. Макарием и А. Волковым, находятся в РГИА. Ф. 843. Оп. 2. Д. № 1720).

7 сент. 1830 г. прп. Макарий крестил в Улале молодого алтайца Элеску, к-рого как первенца миссии назвал Иоанном. Этот день алтайские миссионеры считали днем рождения миссии. Первые полгода архим. Макарий посвятил поездкам по селениям Горного Алтая для ознакомления с местностью, жителями, их наречиями, а также в поисках наиболее удобного пункта для центрального стана миссии. Чтобы быть ближе к кочевым племенам Горного Алтая, архим. Макарий в февр. 1831 г. из Бийска переехал в Сайдыпский казачий форпост; в мае 1831 г. он перебрался в Улалу, но узнав, что местные жители, опасаясь быть крещеными, намереваются откочевать в Кузнецкий округ, сам удалился в близлежащее с. Майму. Из Маймы архим. Макарий начал знакомиться с улалинскими телеутами и представителями др. алтайских племен. Обращая алтайцев в Православие, он устраивал их на оседлое жительство в Майме и др. окрестных селениях. В Майме миссионеры начали учить алтайских детей грамоте и оказывать местному населению медицинскую помощь. Благодаря своему труду, исполненному любви и сострадания к бедным, о. Макарий вскоре завоевал доверие улалинцев, и бо́льшая их часть к 1834 г. приняла Крещение. Тогда архим. Макарий переселился в Улалу, и это селение стало центральным станом А. д. м.; к 1836 г. крестились все улалинцы. Имея 2 антиминса для походных церквей (один для ц. Всемилостивого Спаса, др.- для ц. в честь иконы Божией Матери Одигитрии), о. Макарий служил попеременно в Улале и Майме.

До прибытия  прп. Макария от приходских священников  ближайших рус. поселений за 70 лет  приняли Крещение ок. 300 коренных жителей Горного Алтая, однако большинство из них не были утверждены в вере. (По ревизии 1857 г. в Бийском и Кузнецком округах насчитывалось 39 тыс. коренных жителей Горного Алтая и Горной Шории.) К началу деятельности миссионеров абсолютное большинство алтайцев и шорцев были язычниками-шаманистами, они почитали духов гор, лесов и рек и во всех своих нуждах обращались к камам (шаманам).

Вскоре после  начала деятельности миссии о. Макарий лишился своих первых  помощников: 9 нояб. 1830 г. скончался В. Попов, в мае 1832 г. перешел на гражданскую службу А. Волков. Начальник А. д. м. остался один с 70-летним старцем Петром Лисицыным, майминским переселенцем, добровольно служившим в миссии. Новыми сподвижниками прп. Макария стали: иеромонахи Анастасий и Парфений, священники Алексий Ионин, Алексий Глухарёв (брат о. Макария), Василий Весский, Стефан Ландышев, воспитанники духовных уч-щ М. Негрицкий и Т. Экзерцев, студент ветеринарного отд-ния Московской медико-хирургической академии А. Левицкий (впосл. игум. Акакий), дьячок П. Тарбаев, отставной солдат А. Орлов, крестьянин Ф. Гилёв, П. Ландышева (мачеха о. Стефана Ландышева) и С. де Вальмон - дочь убитого в Бородинском сражении офицера, обучавшаяся в Смольном ин-те и прибывшая в миссию в 1840 г. Они занимались катехизаторской работой, учили и лечили новокрещеных алтайцев и их детей, обучали их огородничеству, при необходимости пекли им хлеб, принимали роды, при переходе от кочевого к оседлому образу жизни помогали хозяйственному обустройству. Стремясь всем ближним найти место в миссионерском служении, архим. Макарий говорил: «Если не можешь быть ловцом человеков, то лови рыбу для питания ловцов человеков». С новокрещеными он проводил внебогослужебные собеседования и учил их петь канты из составленной им «Лепты» - сборника духовных песнопений.

В инструкции  архиеп. Евгения, выданной первым  алтайским миссионерам, содержалось указание относительно переводческой деятельности миссионеров: «Обращаясь между инородцами, рекомендовать ему, отцу архимандриту, и будущим с ним семинаристам учиться языку их и узнавать обычаи и веру их; и коль скоро достигнут достаточного познания языка их, переводить им на оный книги Священного Писания, во-первых Новый Завет, Псалтирь, и, кроме сих, Символ веры, молитву «Отче наш», заповеди, катехизис и некоторые, по выбору, жития святых отцов» (Сборник исторических материалов о жизни и деятельности настоятеля болховского Троицкого Оптина монастыря отца архимандрита Макария Глухарёва. Орёл, 1897. С. 19). Изучив диалекты жителей Горного Алтая, архим. Макарий создал алтайскую азбуку, сделал первые переводы на наречия алтайцев и т. о. положил начало их письменности, к-рая была создана им на основе кириллицы, а алтайский лит. язык сформировался на основе телеутского наречия с обогащением его за счет наречий др. народностей Горного Алтая. Огромную помощь в переводах прп. Макарию оказал обращенный им в Православие юноша-телеут М. Чевалков, ставший впосл. первым священником из алтайцев и известным алтайским писателем.

За время  своего пребывания на Алтае архим. Макарий перевел для алтайцев почти все Евангелие, избранные места из Деяний св. апостолов, Первое послание Иоанна Богослова, многие псалмы, историю прав. Иосифа, др. избранные места из книг ВЗ, краткий катехизис, 10 заповедей с изъяснением, составил краткую Свящ. историю и вопросы на исповеди. Предоставляя в 1841 г. на рассмотрение свт. Филарета (Дроздова) рус. азбуку для обучения детей, прп. Макарий писал: «Миссия приготовляет уже для представления церковному начальству сообразную сей славянской и русской азбуке азбуку на телеутском наречии, которое в близком сродстве со всеми другими наречиями здешних инородцев и для всех их понятное» (Там же. С. 40-41).

 
Автограф архим. Макария (Глухарёва) на рукописи ""Алфавита Библии"" (Л.5 об.)

Понимая, что  перевести всю Библию на алтайский  язык в краткое время не  удастся, прп. Макарий составил в 1841 г. на рус. языке извлечения из Свящ. Писания, назвав их «Алфавитом Библии». «Алфавит Библии» состоит из 2347 стихов, расположенных в той последовательности, к-рую о. Макарий счел наиболее удобной для оглашения алтайцев и для утверждения их в вере. Ветхозаветные тексты «Алфавита Библии» приводились в переводе самого архим. Макария - одного из первых переводчиков Свящ. Писания с евр. языка на рус. Публикация «Алфавита Библии» на рус. языке открыла бы путь для его напечатания на алтайском языке, что в свою очередь положило бы начало алтайскому книгоизданию. Однако 30-40-е гг. XIX в. были неблагоприятными для переводов Библии на рус. язык, и издание «Алфавита Библии» встретило непреодолимые препятствия. В кон. 1842 г. рукопись «Алфавита Библии» была сдана в архив Синода (РГИА. Ф. 834. Оп. 4. Д. № 381). Начало книгопечатания на алтайском языке задержалось до сер. 60-х гг. XIX в.

За 13 лет и 8 месяцев  руководства миссией прп. Макарием  были крещены 675 взрослых алтайцев  и более 700 детей. Оглашенных евангельской проповедью о. Макарий допускал ко крещению с большой осторожностью и никогда не гнался за числом новокрещеных. Он сначала узнавал о поведении желающих принять крещение, учил послушанию буд. восприемникам, требовал знания основ правосл. вероучения и кратких молитв и тогда решался крестить оглашаемого. К 1844 г. в А. д. м. насчитывалось 15 сотрудников, 3 церкви, 3 стана, 2 школы, 4 селения для новокрещеных алтайцев. Заложив основание миссионерского дела на Алтае, архим. Макарий из-за болезни по собственному прошению уволился за штат. 4 июля 1844 г. он выехал из Улалы. Определением Синода он был назначен настоятелем Болховского Троицкого Оптина мон-ря Орловской епархии, где скончался 18 мая 1847 г. со словами: «Свет Христов просвещает всех!» До учреждения Томской епархии (1834) Бийский и Кузнецкий округа Томской губ., на к-рые распространялась деятельность А. д. м., входили в состав Тобольской епархии. С 1834 г. А. д. м. стала находиться под управлением Томских архипастырей.

Информация о работе Алтайская духовная миссия