Я идеальное. Я реальное

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 22:58, контрольная работа

Краткое описание

Живя в реальности, каждый человек вольно или невольно имеет свой идеал. Но не тот, который вычитал из глянцевых журналов или увидел в кино. А несколько иной - неосознаваемый.
Назовем этот образ просто Я-идеальное.
В тоже время, есть человек реальный, с достоинствами и недостатками, т.е. настоящий. Его представление о себе назовем Я-реальное.

Вложенные файлы: 1 файл

Я-идеальное, Я-реальное.docx

— 49.04 Кб (Скачать файл)

Живя в реальности, каждый человек вольно или невольно имеет  свой идеал. Но не тот, который вычитал  из глянцевых журналов или увидел в кино. А несколько иной - неосознаваемый.  
Назовем этот образ просто Я-идеальное. 
В тоже время, есть человек реальный, с достоинствами и недостатками, т.е. настоящий. Его представление о себе назовем Я-реальное. 
А теперь посмотрим, откуда "растут ноги" у внутренних конфликтов. 
 
Я-идеальное.  
Это виртуальный образ, для каждого он свой. И формируется он с раннего детства. Изначально, фундамент этого идеального Я закладывают мать с отцом или люди их замещающие:поведение родителей, скопированное ребенком, навязанные ему ценности и идеалы и т.д.  
Затем подключается социум и вешает человеку свои запреты и правила. Плюс кино-мультики-сказки-ТВ-книги-учителя. В итоге, в голове человека появляется своеобразный чудо-герой. И человек стремится этому образу соответствовать. 
Этот образ собирательный, в нем присутствуют элементы поведения, внешность, взаимоотношения с людьми и т.д. Т.е. практически человек, но живущей в голове живого человека:-)) 
Я-идеальное со временем меняется, степень изменения и скорость у каждого разная. Это обусловлено изменением жизненных условий, опыта человека, гибкостью характера, логическим мышлением и т.д. 
Чем он(идеальный образ) хорош? 
Тем, что человек стремится к своему идеалу. Благодаря этому образу он имеет цели в жизни, поднимает утром попу с дивана и что-то делает. Развивает себя, движется вперед (хотя и не всегда рационально). 
Чем он плох? 
Скорее он не плох, а иррационален. Тем, что вложив в этот образ иррациональные (бесполезные установки), человек, не осознавая того, стремится "в никуда", дальше я поясню эту проблему. 
Рациональное Я-идеальное: идеал реально достижимый, легко меняется (гибкость!), социально адаптированный, цель - удовольствие и наслаждение жизнью. 
Иррациональное Я-идеальное: негибкий идеал, труднодостижимый (недостижимый или нелогичный по своей сути), асоциален - направлен на отрыв от социума (отделиться, быть высоко вверху), холодный(безымоциональный) по сути своей. Чаще всего недостижим, основан на ложный представлениях, что в действительности человеку нужно. 
 
Я-реальное. 
Это то представление о самом себе, которое человек имеет фактически. Формируется оно, опять же, родителями (высказываниями о ребенке), далее социумом и его мнением о человеке.  
Наверно, каждый видел "гадкого утенка". Почему он такой? Да это его реальное представление о самом себе.... И рядом с ним лидер. Это тоже представление о самом себе.... Местный дурачок, отличник, маменькин сынок, хулиган - тоже представления о самом себе... Вот таким разным оно бывает. А представление формирует поведение человека. Поэтому мир такой разный и интересный. 
Рациональное Я-реальное: человек ощущает самого себя, признает со всеми достоинствами и недостатками. Относится к себе с любовью. А себе-любимому плохо делать не станешь, а вот хорошее всегда и запросто. Такой человек движется быстрыми темпами вперед и вверх, совершенствуется и развивается. 
Иррациональное Я-реальное: человек склонен к фантазированию "вот стану ...., посмОтрите у меня! Я вам, сукам, покажу!". При этом самого себя реального полностью или частично он отрицает. Оскорбляющего окружающих по поводу и без повода человека видели все - вот это как раз и есть человек, отрицающий, ненавидящий сам себя реального и НИЧЕГО не делающий для самого себя, чтобы стать лучше. Как правило, вся ругань такого человека - это те качества, в которых он боится признаться сам в себе (в психоанализе называется "проекция"). Это очень яркий пример. Такие люди, как правило, ничего в жизни не достигают, заканчивая брюзжащими стариками, работающими на аптеку. Другой яркий пример - алкоголик. Человек настолько ненавидящий себя, что даже находиться в реальности ему невыносимо неприятно. Он просто заливает глаза, отключается. 
 
Человек счастлив 
Это осознавание движения и приближения к своему Я-идеальному. предвкушение того, что 2 Я сольются в единое целое. И умение радоваться достижениям. 
 
Кризис 
Состояние, когда идеал в чем-либо или полностью достигнут и стоит вопрос: "А что же дальше???" Кризис среднего возраста всем нам известен - как пример такого состояния... Гибкий человек поставит себе цели и начнет двигаться к ним. Еще вадный момент - умение чувствовать и наслаждаться жизнью. Оказывается, дано это не всем и приходится учить этому отдельно. 
 
Беспокойство 
Это страх несоответствия в какой-то момент своему Я-идеальному.  
Например, я волнуюсь, что недостаточно подготовлен к этой работе. Фактически звучит так: я боюсь, что не соответсвую своему идеальному представлению о том, какие знания/навыки должен иметь касательно этой работы. Перевод понятен? А у соблазнителей причина страха подхода тоже понятна? 
 
Взаимодействие между двумя Я. 
Любое взаимодействие(коммуникация) возможно в нескольких видах: 1) противостояние 2)сотрудничество 3)капитуляция.  
Между двумя Я именно так все и происходит. 
Сотрудничество  
Приученный с детства получать награду за успех, человек будет постоянно идти к своему идеалу и если он реален, то достигнет его. Оценивая реально свои силы и возможности и желая идти вперед, человек будет соотносить запросы со своими возможностями. Отказ от чего-либо воспримет, как данность, сосредоточившись на получении реально достижимого. И здесь вопрос лишь в том, чтобы Я-реальное (представлени о самом себе) было адекватным действительности: не завышено и не занижено. Имея согласие между 2-мя Я, человек мотивирован двигаться к идеальному состоянию, активен и достигает желаемого. 
Противостояние  
Человек вечно недоволен собой: часто отрицает себя реального: "не хочу об этом даже думать" Но парадокс в том, что не давая самому себе признать свою ошибку, невозможно ее и исправить. В итоге толчется на одном месте, ничего не достигая в жизни. Возможно, в какой-то момент осознает и увидит свое реальное состояние. Для этого нужно обладать определенным мужеством, чтобы признаться саому себе в своих недостатках... Если удалось признать ошибки - это уже победа, далее пойдет рост. Попросту, признавая реальность, человек получает ступеньку, от которой может оттолкнуться и двигаться вперед к своему идеальному состоянию. 
Еще, как вариант, обращение к НЛП, всяким оккультным учениям/знаниям и книжкам типа "Как разбогатеть за N-дней с помощью практики тантра-мантра-колдовства" или "Как соблазнить всех девушкек своей мечты сразу и на расстоянии, надувшись магической энергией и не пукнуть при этом от перенапряжения" 
О признании себя реального я писал раньше(то, что касается "тени").  
Капитуляция. Отчаяние  
Каждый слышал и знает о таком состоянии не понаслышке: "У меня опустились руки". По сути - это отказ от движения к идеалу, представление о недостижимости идеала. Отчаяние - результат большого разрыва между реальным и идеальными Я, либо недостижимости идеального Я. С одной стороны, штука плохая - некуда идти, жизнь теряет смысл. С другой стороны, для человека думающего это точка отсчета - повод переосмысления своих идеалов, представления о себе реальном (и принятие себя тоже). Кто-то в состоянии сделать это сам, другому нужна помощь. Здесь часто на горизонте появляется религия, как источник хоть какого удовольствия и цели в жизни (служение богам чем не цель, если свои недостижимсы?) Но выход есть всегда и не один, а много и разных. 
------------------------------------------------------------------------------------------
И реальное и идеальное Я многогранны, включают много аспектов и сторон жизни. Хочу, чтобы читающие этот пост, задумались о себе и своей жизни. 
Описал, опустив много подробностей. Сейчас они не нужны - важно представлять просто взаимодействие в целом, глобально. Детали можно описать дальше. 
 
Продолжение теории и практические методики будут завтра.... 

 

«Я»-идеальное — это «я»-концепция, которой индивид больше всего хотел бы обладать, тот мысленный образ, которому он хотел бы соответствовать» ( Rogers , 1959, р. 200). «Я»-идеальное представляет собой структуру, которая также постоянно трансформируется и меняет свое определение.. Если у человека «я»-идеальное сильно отличается от «я»-реального, он чувствует психологический дискомфорт, неудовлетворенность, у него может развиться невроз. Признаком психического здоровья является способность адекватно воспринимать себя и чувствовать себя комфортно. «Я»-идеальное — это идеальная модель, к которой человек стремится. И наоборот, если «я»-идеальное сильно отличается от реального поведения человека и его системы ценностей, то оно может стать препятствием на пути к личностному развитию.

Приведенный ниже случай из практики служит отличным примером. Студент, который был лучшим в  средней школе и очень хорошо учился в колледже, внезапно решил  бросить колледж. Свой уход он объяснял тем, что получил за курс оценку « C ». Его мысленный образ самого себя, согласно которому он везде и  всегда должен быть лучшим, подвергся  опасности. Единственное разрешение конфликта, которое молодой человек мог  себе представить, было бегство. Ему  проще было оставить академический  мир вообще, чем отрицать различие между своим реальным поведением и идеальным представлением о  себе. Молодой человек сказал, что  попытается стать «лучшим» в какой-нибудь другой области. Таким образом, чтобы  защитить идеальный образ своего «я», он готов был оставить академическую  карьеру. Он бросил школу, много путешествовал  по миру и сменил множество мест работы. Когда мы снова встретили  его, он уже был в состоянии  допустить возможность, что совсем необязательно быть лучшим с самого начала, однако все еще испытывал  большие трудности, когда ему  приходилось заниматься любым видом  деятельности, который предполагал  возможность неудачи.

Если «я»-идеальное сильно отличается от «я»-реального, это отличие может серьезно мешать нормальному здоровому функционированию личности. Люди, страдающие от такого различия, зачастую просто не готовы увидеть разницу между своими идеалами и реальными действиями. Например, некоторые родители говорят, что сделают для своих детей «все, что угодно», однако на самом деле родительские обязательства являются для них бременем. Такие родители не исполняют обещаний, которые дают своим детям. В результате дети оказывается в замешательстве. Родители либо не могут, либо не хотят видеть разницу между их «я»-реальным и «я»-идеальным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 2. Детерминация человеческого  поведения в деловом общении

Отвлекаясь от содержания тех или иных конкретных поведенческих  актов, лежащих в их основе ценностей  и мотивов, можно попытаться выделить наиболее важные факторы, детерминирующие  ролевое поведение в деловом  общении. Познавательная ценность данного  подхода объясняется тем, что  поведение любого индивида определяется не только набором личностных качеств, особенностями конкретной ситуации, но и не всегда учитываемой спецификой той социальной среды, в рамках которой  реализуется его деловая активность. Выявить динамику процесса детерминации поведения личности позволяет следующая  схема (рис. 2).

Рис. 2. Составные элементы, детерминирующие поведение в  деловом общении 
Источник: Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / В.Ю.Дорошенко, Л.И. Зотова, В.Н. Лавриненко и др. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. С. 74.

Смысл этой схемы заключен в следующем: вполне или отчасти  осознанные намерения конкретного  индивида преломляются через призму присущих ему социальных стереотипов, формирующихся под воздействием макро- и микросреды и реализующихся  в ролевом поведении.

Ключевые понятия схемы:

1. «Я». 

2. Макро- и микросреда.

3. Социальные стереотипы.

4. Ролевое поведение и  т.д.

«Я» – это самосознание личности, формирующееся в процессе общения на основе языка и мышления. Человеческое «Я» можно представить как результат выделения индивидом себя из окружающей среды, причем в качестве таковой понимается не природа, а сообщество других людей, поскольку вне общения, подобное выделение невозможно.

Каждый индивид нуждается  в любви и принятии, позитивном отношении со стороны других. Значимые Другие оказывают на индивида большое  влияние, давая или отбирая любовь и принятие. А человек относится  к себе с уважением только тогда, когда думает о себе определенным образом, принимаемым значимыми  Другими, а мысли и действия, не принимаемые Другими, рассматриваются  как неценные и исключаются из образа своего «Я». Поэтому человек стремится общаться в первую очередь с теми, кто обеспечивает высокую самооценку.

Источниками самореализации могут быть работа, семья, дети, хобби, религия, искусственная среда (алкоголь, наркотики).

Следует учитывать, что наше «Я» проявляет себя в повседневной деятельности в нескольких формах. Причем здесь можно выделить, по крайней мере, два аспекта.

«Я» предполагает наличие  трех компонентов.

Рис. 3. Структура «Я» 
Источник: Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / В.Ю.Дорошенко, Л.И. Зотова, В.Н. Лавриненко и др. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. С. 79.

В зависимости от обстоятельств  на первый план выходит тот или  иной фактор.

Эти три компонента соотносятся  не только с внешним миром, но и  с самим «Я» как таковым, поэтому  у каждого индивида существуют три  «Я»

«Я»-образ – это то, что мы о себе думаем. У нормального человека это знание обязательно является положительным, то есть мы думаем о себе, чаще всего, лучше, чем мы есть на самом деле. Самооценка здесь носит неосознанный характер и выступает в форме самоуважения.

Реальное «Я» – это то, что мы есть на самом деле. Здесь на первом месте уже не знание, а оценка, причем, как правило, неосознаваемая и не всегда положительная, часто формируемая в раннем детстве. В этом случае может иметь место комплекс неполноценности (Адлер). Неосознаваемые чувства движут человеком сильнее, чем осознанная оценка. «Я»-образ приводит к самоутверждению через стремление к неограниченной власти (Гитлер, Наполеон) или через жертвенное служение человечеству (Ганди, Мать Тереза). И если в реальном – «Я» волевой компонент выступает неосознаваемой причиной жизненных устремлений, то в рамках «Я»-образа он чаще порождает не конкретные действия по реальному самоутверждению, а идеализированные размышления в том, кем я мог бы стать и что я когда-нибудь захочу (бросить курить и т.п.).

Имидж (image) в переводе с английского – образ, изображение, отражение. Существует концепция имиджа как искусство управлять впечатлением. Имидж – это некий образ, который человек, его «Я» представляет миру, то есть это своего рода форма самопрезентации для других. Умение произвести необходимое впечатление особенно значимо при кратковременных контактах. Имидж несет следующие функции:

1) психоэмоциональной защиты;

2) статусного положения;

3) коммуникативную;

4) социальной дифференциации  и нивелирования.

В узком смысле в имидж включают внешний вид (одежда, обувь, прическа, фигура, макияж, цветовой тип внешности).

Специалисты включают также  в это понятие вербальные средства общения – устная речь человека со всеми ее характеристиками: стиль, тон, скорость, ясность, точность, высота, выразительность, сила, ритмичность, эмоциональность и невербальные средства общения – навыки письменной речи и устного общения, мимика (кинесика, пантомимика, поза, жесты, походка) и искусство самопрезентации.

Имидж как социальный феномен

Имидж – это некий образ, который человек, его «Я» представляет миру, своего рода форма самопрезентации для других. С одной стороны, этот образ дает информацию окружающим о нас, с другой – при этом человек преследует какие-то свои вполне определенные цели. И в зависимости от того, насколько развиты личностные структуры, индивид либо становится рабом имиджа, либо умело использует его в различных ситуациях. Если он способен к анализу, оценке и контролю своей деятельности, то, зная, что такое имидж и для чего он нужен, человек не попадет в зависимость от него. Одно дело индивид на работе, а другое – дома, на пляже, на дискотеке, где деловитость никому не нужна.

Имидж – не застывшее понятие, человек должен быть разным в зависимости от обстоятельств. К сожалению, чаще бывает так: отработан какой-то стереотип, приобретены и усвоены определенные формы поведения, стиль одежды, манера общения, и человек, не задумываясь, переносит этот стереотип дальше, в другие обстоятельства. Очень важно во всех ситуациях понимать мотивы своего поведения, зачем это нужно, что вы хотите получить в результате. Например, почему-то, собираясь на любовное свидание, мы хотим выглядеть романтично и сексуально и понимаем, что в строгом костюме нам будет сложно убедить партнера в собственном очаровании. Возникает вопрос, а не приведет ли к раздвоению или растроению личности необходимость быть столь разными? Нет, ведь существуют несколько пластов в жизни, но вы всегда остаетесь собой, теми, кто управляет всеми выбранными образами, играя деловую женщину на работе, сексуальную в ночном клубе или интеллектуалку в кругу друзей. Особенно тяжело, когда, в силу сложившихся обстоятельств, приходится находиться в образе, явно противоречащем вашему «Я». Сделайте переоценку смыслов, иначе расставьте акценты. Ведь и в бездарной пьесе можно наслаждаться игрой актеров. Получать удовольствие от того, насколько грамотно находитесь в несвойственном образе. Имидж – это не только способ замаскировать свою некомпетентность или неразборчивость, это инструмент самореализации.

Если образ не соответствует  ситуации, в которой находится  человек, и обстоятельства нельзя изменить, то можно относиться к ним по-другому. Человек живет как в мире символическом, так и в мире реальном. Можно  выделить большой ряд ситуаций, где мы реагируем именно на имидж, а не на реальность. Это:

1) имидж-репутация, на который мы опираемся при обращении, например, в банк или авиакомпанию;

2) имидж политика. Поскольку избиратель не имеет с ним личных контактов, он должен реагировать на его символическое представление в виде имиджа. В случае голосования по партийным спискам избиратель также может опираться исключительно на имиджевое представление партий и ее руководителей.

3) имидж товара. При наличии множества объективно одинаковых марок, например стиральных порошков, пива или сигарет, покупатель начинает реагировать на символические различия между ними, предварительно имплантированные в образ данного товара специалистами.

4) имидж фирмы, который возникает как часть нематериальных активов фирмы при продаже ее другому лицу. При этом существенная часть суммы платится именно за ее символическое измерение.

Имидж в концентрированной  форме задает суть человека или организации. Отталкиваясь от имиджа, мы можем строить  свои взаимоотношения с данным человеком: избирать его в депутаты, назначать  на пост, отдавать ему свои голоса в  качестве будущего президента. Отсюда следует простая истина: чем точнее мы изберем и построим свой имидж, тем эффективнее будет коммуникация.

Информация о работе Я идеальное. Я реальное