Я-концепция как одно из психологических образований личности подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 15:22, курсовая работа

Краткое описание

Я–концепция – относительно устойчивая более или менее осознанная, переживаемая как неповторимая система представления индивида о самом себе, на основе которой он строит взаимодействие с другими людьми и относится к себе.
Личность – целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения.
Объект – фрагмент реальности, на которую направлена активность взаимосвязанного с ним субъекта.
Субъект – индивид или группа как источник познания и преобразования действительности; носитель активности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………......6
1. Теоретические основы изучения формирования Я-концепции в становлении личности подростка
1.1 Психологические особенности подростка………………………………........10
1.2 Содержание и сущность Я-концепции………………………………………..16
1.3 Формирование Я-концепции в подростковом возрасте……………………...21
2. Я-концепция как одно из психологических образований личности подростка
2.1 Исследование Я-концепции современного подростка………………….........37
2.2 Программа формирования «Я-концепции» подростка…………………........45
Заключение………………………………………………………………………….54
Список литературы…………………………………………………………………5

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.doc

— 438.50 Кб (Скачать файл)

    Также мы рассмотрели особенности подросткового возраста и выяснили, что данном возрасте формируются такие аспекты  «Я-концепции», как «Я-реальное» и «Я-идеальное». Представления о своих способностях, своей внешности, своих личностных качествах образуют «Я-реальное». «Я-идеальное» включает в себя представления о том, каким человек хотел бы быть. Эта структура является собирательным образом тех людей, не которых хочет походить подросток. Слишком большой разрыв между идеальными представлениями и реальными возможностями можнт привести к неуверенности подростка в себе, что выражается в обидчивости, агрессивности и т. д. Наоборот, когда идеальный образ представляется достижимым, подросток адекватно оценивает свои возможности и выстраивает определенную системудействий для достижения образца. Расхождение между реальным и идеальным «Я» также влияет на эмоциональную составляющую «Я-концепции», так как подросток перестает себе нравиться, отвергает себя. Плохо, что, как правило, отвергается не какая-то конкретная черта (что могло бы позитивно сказаться на личностном росте), на образ себя в целом. Такое эмоциональное неприятие ведет не к развитию, а к тревоге, неадекватности самооценки, защитной агрессии.

    Необходимо учить подростка вырабатывать собственные критерии оценки себя, видеть себя «изнутри» и понимать свои достоинства, опираться на сильные стороны своей личности.

    К концу подросткового возраста складывается достаточно развитое самосознание. Происходит постепенный переход от оценки, заимствованной у взрослых, к самооценке, возникает стремление к самовыражению, самоутверждению, самореализации, самовоспитанию, к формированию положительных качеств и преодолению отрицательных (побороть лень, развить смелость). Способность к постановке перспективных задач придает новый смысл учебной деятельности, происходит поворот к новым задачам: самосовершенствования, саморазвития, самоактуализации.

Ребенок не рождается  на свет с каким-то отношением к себе. Как и все другие особенности  личности, его Я-концепция складывается в процессе воспитания, в котором основная роль принадлежит семье и школе.

В ходе проведения исследований мы выявили психологические особенности подростка. Этот возраст это самый трудный и самый сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Наиболее важным отличительным признаком этого периода являются фундаментальные изменения, происходящие в сфере самосознания подростка, которые имеют кардинальное значение для всего последующего развития и становления подростка как личности. У молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, всё более развиваются способности проникновения в свой собственный мир, начинается осознание своей особенности и неповторимости. Таким образом, постепенно у подростка формируется своя Я-концепция, которая способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения молодого человека.  В значительной степени она определяет социальную адаптацию личности подростка, является регулятором его поведения и деятельности [7].

Наиболее важным отличительным признаком подросткового периода являются фундаментальные изменения в сфере его самосознания, которые имеют кардинальное значение для всего последующего развития и становления подростка как личности. В подростковом возрасте у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, все более развиваются способности проникновения в свой собственный мир. В этом возрасте подросток начинает осознавать свою особенность и неповторимость, в его сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок (преимущественно родительских) на внутренние. Таким образом, постепенно у подростка формируется своя Я-концепция, которая способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения молодого человека.

     Мы провели исследование по формированию Я- концепции в подростковом возрасте, что показало такие результаты: высокий уровень сформированности Я – концепции среди учащихся – 19,4%; средний уровень – 36,8%; низкий уровень – 43,8%. Таким образом, исходя из результатов исследования мы провели определенную работу с подростками для улучшения развития и формирования позитивной Я – концепции с помощью таких упражнений: «Покажи пальцем», «Линеечка», «Горячий стул», «Лучи солнца», «Покажи кто?», «Что мы имели в виду и о ком?» и др.

   Таким образом, в подростковом возрасте активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, развиваются способности проникновения в свой собственный мир. Формируется новый образ физического «Я». Чувство взрослости становится центральным новообразованием подросткового возраста, а примерно в 15 лет, подросток делает ещё один шаг в своём личностном развитии. После поисков себя, личностной нестабильности у подростков формируется «Я – концепция» - система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я». 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

[1] Закон об образовании (27 июля 2007г.), Казахстанская правда, 15 июля 2007.

[2] Послание президента РК Н. Назарбаева народу Казахстана, -  Астана, 2011.

[3] Сборник ежегодных посланий президента РК Н.А. Назарбаева народу       Казахстана (1997 – 2009г.г.), - Астана, 2010.

[4] Конституция Республики Казахстан (30 августа 1995г.)

[5] Мухина В.С., «Возрастная психология». – М., 2003

[6]Моисеева Н.Д. «Психологические, личностные аспекты детей подросткового возраста» / Воспитание школьника  №1, 2007

[7] Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. – М., 1989

[8] Д.Курманалиева, журнал «Преподавание в школах и ВУЗах», №2, 2006

[9] Ананьев Б.Г., «Психология педагогической оценки» / Избранные      педагогические труды. - М., Просвещение, 1980

[10] Ремшмидт Х., Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. – М., 1994

[11] «Учителям и родителям о психологии подростка» / Под ред. Г.Т.Аракелова, -М, 1990

[12] Реан А.А., «Педагогика и психология», 2001

[13] Рубинштейн С.Л. «Человек и мир». – М., Педагогика, 2000

[14] Бернс Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание.- М.: Прогресс, 2002

[15] Кваде В., Трусов В.П., 1980

[16] Пиаже Ж. Психология интеллекта // Избранные психологические труды.

      –М., 1994

[17] Психология современного подростка / Под ред. Д.И.Фильдштейна. – М.,1987

[18] Эриксон Э. Детство и общество. – СПб., 1996

[19]Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения// Вопросы психологии, №3,1994

[20]Крайг К., Бокум Д. Психология развития. – СПб., 2004

[21] Холл К., Линдсей Г. Теория личности. – М., 2000

[22] Мухина В.С. Психология детства и отрочества. –М.,1998

[23] Немов Р.С. Психодиагностика. Кн.3, - М., 2005

[24]Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. –М., 2004

[25] Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: Академический проект: Альма   Матер, 2005

[26] Божович Л.И. Проблемы формирования личности // Избр. психол. Труды. – М.,1995

[27]Большой психологический словарь/ Сост и общ. ред. Б. Мешеряков, В. Зинченко. СПб: ЕВРОЗНАК, 2004

[28] Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. – СПб.: Питер, 2006.

[29] Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. – М.:Логос, 2004.

[30] Ковалев А.Г. «Психология личности». М., Просвещение, 1999.

[31]Лейтес Н.С. «Умственные способности и возраст». – М.: Воронеж, 2001.

[32] Макаренко А.С. Книга для родителей. М.: Педагогика, 1983.

[33] Мудрость воспитания. Сост. Бим-Бад Б.М., Днепров Э.Д., Корнетов Г.Б. - М., 1988.

[34]Першина Л.А. Возрастная психология. – М.: Академический проект, 2004.

[35] Психология А – Я: Словарь-справочник/Майк Кордуэлл. –М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002

[36] Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2005.

[37] Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2   кн. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Владос, 2004.- Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста.

[38] Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Издат. Группа «Прогресс», 1994.

[39] Рувинский Л.И. Нравственное воспитание личности. М., 2001.

[40] Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: пособие для ВУЗов. – М.: «Ось-89», 2006.

[41] Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. - М., 1972.

[42] Сухомлинский В.А. Родина в сердце. М.: Молодая гвардия, 1980.

[43] Фрейд З. Психология бессознательного: Сб. произв. М.: Просвещение, 1989.

[44] Чкрносвистов Е.В. Личность и ее окружение. М.: Крон, 1996.

[45] Шахова И.П. Практикум по лабораторным работам курса возрастной психологии. М. - Воронеж, 1998.

[46] Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. М.: Тривола, 2004.

[47]Якобсон С.Г. Формирование Я-потенциального положительного, как метод регуляции поведения, №3, 1997.

[48] Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. – М., 1995

[49] Хьелл Л., Зиглер Д. Теория личности. – СПб., 2000

[50] Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М., 2005

[51]Фельдштейн Д.И. Возрастная и педагогическая психология. –М., 2002

[52] Фельдштейн Д.И. Психология взросления. – М., 1999

[53] Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 1999

[54] Марютина Т.М., Стефаненко Т.Г., Поливанова К.Н. Психология развития. –М, 2001

[55]Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1995

[56] Сапогова Е.Е. Психология развития человека. – М., 2001

[57] Шихи Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста. – СПб., 1999г.

[58] Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека. – М., 2000

[59] Психология личности. Хрестоматия в 2-х т., - Самара, 1999

[60] Психология самосознания. Хрестоматия. – Самара, 2000

[61] Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1977

[62]Оллпорт Гордон В. Личность в психологии. – СПб., 1988

[63] Столин В.В. Самосознание личности. – М., 1983

[64] Мерлин В.С. Психология индивидуальности. – М. – В., 1996

[65]Самопознание. Тетрадь студента. – Алматы, 2007

[66]Тестируем детей, - Ростов-на-Дону, «Феникс», 2009.

 

 

 




Информация о работе Я-концепция как одно из психологических образований личности подростка