Эффективное общение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 11:09, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы: раскрыть общее понятие общения. Показать значения общения в жизни человека и его профессиональной деятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

л_605_психол.doc

— 114.00 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

 

Введение

 

Общение свойственно  всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становясь осознанным и опосредствованным речью. В общении выделяются следующие аспекты: содержание, цель и средства. Содержание — это информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа к другому. Через общение от одного живого существа к другому могут передаваться данные об их эмоциональных состояниях (удовлетворенность, радость, гнев, печаль, страдание и т. п.), ориентированные на то, чтобы определенным образом настроить другое живое существо на контакты.

У человека содержание общения  значительно шире, чем у животных. Люди обмениваются друг с другом информацией, представляющей знания о мире, богатый, прижизненно приобретенный опыт, знания, способности, умения и навыки.

Цель работы: раскрыть общее понятие общения. Показать значения общения в жизни человека и его профессиональной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие общения

Общение – это сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время как процесс взаимодействия индивидов и как информационный процесс, как отношение людей друг к другу и как процесс их взаимовлияния друг на друга, как процесс сопереживания и взаимного понимания.

Основные функции общения:

1) информационно-коммуникатывные (связанные с приемом и передачей информации, познанием людьми друг друга);

2) регуляционно-коммуникативные  (регуляция людьми поведения друг  друга, организация совместной деятельности);

3) аффектно-коммуникативные  (они связаны с эмоциональными сферами человека). В реальном акте общения все функции переплетаются. Общение во всех случаях есть процесс взаимовлияния. Это взаимовлияние может быть большим или меньшим, скрытым или прямым, положительным или отрицательным. Сила его зависит от духовного богатства личности, а также от личных качеств человека.

Различаются следующие виды общения:

1) по положению коммуникантов  в пространстве и времени – контактное-дистантное,

2) по наличию или  отсутствию какого-либо опосредующего  «аппарата» – непосредственное-опосредованное,

3) с точки зрения формы существования языка – устное-письменное,

4) с точки зрения  письменной и постоянной позиции  я–говорящего и ты–слушающего  – диалогическое-монологическое,

5) с точки зрения  количества участников – межличностное-групповое-массовое,

6) с точки зрения  обстановки общения и взаимоотношений     общающихся – частное-официальное,

7) с точки зрения  отношений и оценок при соблюдении  или нарушении социального равновесия – кооперативное – кофликтное

8) по характеру передоваемого содержания – информативное-фатическое.

Общение обычно осуществляется в двух формах: устной и письменной, каждая из которых обладает своей спецификой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Виды общения

В зависимости от содержания, целей и средств общение можно  поделить на несколько видов.

1. По содержанию оно  может быть:

1.1 Материальное (обмен  предметами и продуктами деятельности)

1.2 Когнитивное (обмен  знаниями)

1.3 Кондиционное (обмен  психическими или физиологическими  состояниями)

1.4 Мотивационное (обмен  побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями)

1.5 Деятельностное (обмен  действиями, операциями, умениями, навыками)

2. По целям общение  делиться на:

2.1 Биологическое (необходимое  для поддержания, сохранения и  развития организма)

2.2 Социальное (преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида)

3. По средствам общение  может быть:

3.1 Непосредственное (Осуществляемое  с помощью естественных органов, данных живому существу – руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.)

3.2 Опосредованное (связанное  с использованием специальных  средств и орудий)

3.3 Прямое (предполагает  личные контакты и непосредственное  восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения)

3.4 Косвенное (осуществляется  через посредников, которыми могут  выступать другие люди).

Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают  контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество. Чтобы общение как взаимодействие происходило беспроблемно, оно должно состоять из следующих этапов:

1. Установка контакта (знакомство). Предполагает понимание  другого человека, представление себя другому человеку.

2. Ориентировка в ситуации  общения, осмысление происходящего,  выдержка паузы.

3. Обсуждение интересующей  проблемы.

4. Решение проблемы.

5. Завершение контакта (выход из него).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основные стили общения и их значение в жизни человека

Стиль общения существенно  влияет на поведение человека при  его взаимодействии с другими людьми.

Конкретный выбор стиля  общения определяется такими факторами: личные качества человека, его мировоззрение  и социальный статус в определенном обществе, характеристиками этого общества и др. 
Если исходить из того, что стиль общения определяется большей готовностью человека к коммуникации в той или иной ситуации, то можно говорить о трех основных стиля: авторитарный, демократический, либеральный, ритуальный, манипулятивный и гуманистический.

Ритуальный стиль предопределяется межгрупповыми ситуациями; авторитарный, демократический, либеральный, манипулятивный - деловыми; гуманистический - межличностными.

Стиль общения следует  рассматривать в этом ракурсе  как склонность к определенному виду общение, направленность, готовность к нему, что проявляется в том, как человек подходит к решению большинства ситуаций. Однако какой-то один стиль не полностью определяет общения человека, она может общаться и в любом другом, «чужому» стиле. Так, если в общении человеку привлекает манипулятивный стиль, это вовсе не значит, что ее общение с близким другом также будет деловым.

Ритуальное общение. Главной задачей партнеров в этом стиле является поддержание связи с социумом, подкрепление представления о себе как о члене общества. При этом важно, что партнер в ритуальном общении является как бы необходимым атрибутом выполнения ритуала. В реальной жизни существует множество ритуалов, иногда очень разных ситуаций, в которых каждый участвует как «маска» с заранее определенными качествами. Эти ритуалы требуют от участников только одного - знания правил игры. Например, мы здороваемся со знакомыми и малознакомыми людьми, говорим о погоде, смеемся, жалуемся на бытовые трудности - это все элементы ритуального общения.

Манипулятивное общение. Это общение, при котором к партнеру относятся как к средству достижения внешних по отношению к нему целей. В манипулятивном общении своему собеседнику демонстрируется только то, что поможет достижению цели. В этом виде общении мы, по сути, «подсовывает» партнеру стереотип, который мы считаем наиболее выгодным в данный момент, даже если у обоих партнеров свои цели по поводу изменения точки зрения собеседника. Победит тот, кто окажется самым находчивым манипулятором, т.е. тот, кто лучше знает партнера, лучше понимает цели, лучше владеет техникой общения. Не следует из этого делать вывод, что манипуляция является негативным явлением. Большое количество профессиональных задач предполагает именно манипулятивное общение. По сути любое обучение (субъекту необходимо дать новые знания о мире), убеждение, управление всегда включает в себя манипулятивное общение. Именно поэтому эффективность этих процессов во многом зависит от степени владения законами и техникой манипулятивного общения.

С типичными признаками манипулятивного общения, техниками  его предотвращения ознакомимся в следующих разделах.

Гуманистическое общение. Это в наибольшей степени личное общение, что позволяет удовлетворить такие человеческие потребности, как понимание, сочувствие, сопереживание. Ни ритуальное, ни манипулятивное общение не могут справиться с этой проблемой.

Цели гуманистического общения с самого начала не закрепляются и не планируются. Специфической особенностью этого общения является то, что ожидаемым результатом его является не поддержка социальных связей, как в ритуальном общении, не изменение точки зрения партнера, как в манипулятивном, а общая смена представлений обоих партнеров, что определяется глубиной общения. Пример гуманистического общения: интимное, доверяя, педагогическое, общение врача и пациента, психотерапевтическое и др..

Авторитарное общение. Это власть одного в процессе общения. Единоличное принятие решения, приказы, указания. Люди, исповедующие авторитарный стиль взаимодействия, имеют догматическое мышление, при котором только одна мысль (преимущественно руководителя) правильная, а все остальные ложны. Инициатива других людей не поощряется. 
Демократическое общение. Для него присуще коллегиальное принятие решений, поощрение активности участников коммуникативного процесса, информированность всех о решаемую проблему, способы выполнения задач, достижения целей. Учет интересов, потребностей, желаний участников коммуникативного процесса.

Либеральное общение. Либерал, или уступчивый, в общении «плывет по течению», часто прибегает к уговариванию собеседника, но в общем, достаточно малоинициативные в общении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Общение как опыт коммуникации

Для того чтобы общение  было эффективным, диалогическим, необходимо соблюдать следующие условия:

  1. равенство психологических позиций социальных субъектов независимо от их социального статуса;
  2. равенство в признании активной коммуникативной роли друг друга;
  3. равенство в психологической взаимоподдержке.

Спецификой взаимодействия является то, что каждый его участник сохраняет свою автономность и может обеспечивать саморегуляцию своих коммуникативных действий.

Р.Бейлз объединил  наблюдаемые образцы взаимодействия в четыре глобальных категории, которые  фиксируют форму взаимодействия:

Области взаимодействия

Основные поведенческие  проявления

Позитивные эмоции

Выражение солидарности

Снятие напряжения

Выражение согласия

Решение проблем

Предложения, указания

Выражение мнений

Выдача ориентаций

Постановка проблем

Просьбы об информации

Просьбы высказать мнение

Просьбы об указаниях

Негативные эмоции

Выражение несогласия

Создание напряженности

Демонстрация антагонизма


 

Существует несколько  теорий, объясняющих межличностное  взаимодействие. К ним относятся: теория обмена, символический интеракционизм, теория управления впечатлениями, психоаналитическая теория. Согласно теории обмена (Дж.Хоманс), каждый из нас стремится уравновесить вознаграждение и затраты, чтобы сделать наше взаимодействие устойчивым и приятным, при этом в основе лежит свой прежний опыт. В основе теории лежат четыре принципа:

  1. чем больше вознаграждается определенный тип поведения, тем чаще он будет повторяться;
  2. если вознаграждение за определенный тип поведения зависит от условий, то человек будет стремиться их воссоздать;
  3. если вознаграждение велико, то человек готов затратить больше усилий для его получения;
  4. когда потребности человека близки к насыщению, он в меньшей мере готов прилагать усилия для их удовлетворения.

С помощью данной теории могут быть описаны сложные виды взаимодействий: отношения власти, переговорный процесс. Эта теория рассматривает социальное взаимодействие как сложную систему обменов, обусловленных способами уравновешивания вознаграждений и затрат. Высокие вознаграждения могут приводить в потере активности.

Символический интеракционизм (Дж. Мид и Г.Блумер). Согласно этой теории поведение людей по отношению друг к другу и к предметам окружающего мира определяется значениями, которые они им придают. Дж. Мид выделил два типа действий:

  1. незначимый жест (автоматический рефлекс типа моргания);
  2. значимый жест (связан с осмыслением поступков и намерений другого человека).

Информация о работе Эффективное общение