Этология, как наука об общебиологических закономерностях поведения животных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 12:44, творческая работа

Краткое описание

Зоопсихология и сравнительная психология являются важной и неотъемлемой частью психологических наук. Зарождение этих научных дисциплин относится к концу XVIII – началу XIX века, как результат исследований и научных открытий биологов того времени (Л. Л. Бюффона, Ж. Б. Ламарка). По мнению Вагнера сравнительная психология включает в себя как зоопсихологию, так и психологию человека. В настоящее время эта наука изучает закономерности происхождения и развития психики животных и человека, сходство и различие в их психической деятельности. Определяя предмет сравнительной психологии, необходимо выделить компонент – сравнительное (по отношению к животным) изучение психической деятельности человека. За основу в сравнительно-психологическом анализе берутся данные зоопсихологии и психологии человека, в результате чего в онтогенезе и филогенезе выявляются психические компоненты, как сходные (определяющие общие признаки происхождения психических процессов животных и человека), так и качественно отличающиеся признаки человеческой психики

Вложенные файлы: 1 файл

Филимонова Т.Л.,ТЭ,Зоопсихология и сравнительная психология.doc

— 73.00 Кб (Скачать файл)

Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

ЦДОР

Октябрьский СГБ (Вельский)

Вид работы

Творческое эссе

Название дисциплины

Зоопсихология и сравнительная психология

Тема

Этология, как наука об общебиологических закономерностях поведения животных

Фамилия

Филимонова

Имя

Татьяна

Отчество

Лазаревна

№ контракта

13803100701001


 

Основная часть

Глава основной части

Зоопсихология и сравнительная психология являются важной и неотъемлемой частью психологических наук. Зарождение этих научных дисциплин относится к концу XVIII – началу XIX века, как результат исследований и научных открытий биологов того времени (Л. Л. Бюффона, Ж. Б. Ламарка). По мнению Вагнера сравнительная психология включает в себя как зоопсихологию, так и психологию человека. В настоящее время эта наука изучает закономерности происхождения и развития психики животных и человека, сходство и различие в их психической деятельности. Определяя предмет сравнительной психологии, необходимо выделить компонент – сравнительное (по отношению к животным) изучение психической деятельности человека. За основу в сравнительно-психологическом анализе берутся данные зоопсихологии и психологии человека, в результате чего в онтогенезе и филогенезе выявляются психические компоненты, как сходные (определяющие общие признаки происхождения психических процессов животных и человека), так и качественно отличающиеся признаки человеческой психики. Зоопсихология – это наука о психической деятельности животных, отражающей восприятие мира животным и отношение к нему, о ее проявлениях во внешнем поведении, поддающемуся наблюдению со стороны. Исследования, принадлежавшие древнегреческим мыслителям (Аристотель, Сократ, Хрисипп), с помощью изучения психики и поведения животных, были направлены на понимание человеком самого себя. К началу XVIII века сформировался научный позитивистский подход к изучению психики и поведения животных (Лемарк, Леруа, Уайт). В конце XVIII века Л. Морганом было сформулировано «правило экономии», являющееся одним из принципов зоопсихологии, которое позволяет сделать вывод об отсутствии необходимости использовать для объяснения поведения животных категорий, занимающих более высшую ступень на психологической шкале. Еще одним этапом в развитии зоопсихологии, являются открытия Ч. Дарвина, объясняющие инстинкты, как форму поведенческого эволюционного приспособления, основанные на принципах:

- изучения эволюционного аспекта  поведения;

- изучения роли инстинктов в  индивидуальном поведении;

- наблюдения поведенческой общности  животных и человека.

По концепции С. Рубинштейна психика детерминируется в двух направлениях:

- органическим субстратом (внутренним  фактором), определяется мозгом человека  или различными типами нервной  системы у животных;

- уровнем психического отражения (внешним фактором).

Развитие психики животных в современном представлении характеризуется рядом принципов:

- эволюционное развитие наделяет  более совершенные таксоны животных  потенциальной возможностью к  более совершенному отражению;

- образ жизни животного выступает  фактором, определяющим уровень психического отражения;

- единство и взаимосвязь строения  и функции, когда не только строение определяет функцию, но и функция определяет строение;

- последовательное развитие психики  связано с развитием нервной  системы и органов чувств и других психофизических функций, выступают в качестве предпосылки и результата меняющегося в ходе развития образа жизни;

- новая стадия развития структур  и функций, их качественное отражение  формируется внутри предшествующей  стадии;

- защитная реакция от стимула (избытка воздействия внешней среды) для живого организма, выполняет более важную функцию, чем ассимиляция стимула;

- психика и поведение животных находятся в непосредственном единстве, что объясняется обязательным отреагированием животным в форме двигательной реакции, на любой сигнал из внешней среды;

- психическое отражение выражается в способах адаптации животного к внешнему миру, что характеризуется степенью независимости организма от морфологических ограничений.

Изучение психики и поведения животных в «классической» зоопсихологии определяется тремя направлениями:

- этология, изучающая наследуемое  поведение в биологически обусловленных  ситуациях;

- бихевиоризм, направление в психологии, изучающее способы формирования  желательного поведения животных;

- нейрофизиология, изучающая физиологические основы психической деятельности.

Психологическое изучение поведения животных послужило толчком для проведения исследований и изучения поведения животных с точки зрения его общебиологических основ и закономерностей. Зоопсихология направлена на изучение психических аспектов поведения, а этология на изучение биологических аспектов поведения. Знания, полученные этологами о биологических аспектах и закономерностях поведения животных, являются условием успешного познания психического мира животных, управляемого биологическими закономерностями и отражающего биологические связи организма со средой. Этология – это биологическая наука, ориентированная на изучение поведения животных в естественных условиях, с учетом анализа генетически обусловленных (наследственных, инстинктивных) компонентов поведения, уделяя внимание проблемам эволюционного поведения. В биологию термин «этология» был введен в 1859 году И. Жоффруа Сент Илером. На протяжении длительной истории развитие этологии, направленной на изучение целостного поведения животных в естественных условиях, сформировало концепцию, основанную на анализе поведения в огтогенезе и филогенезе, изучении механизмов и приспособительного значения поведения. Основоположниками этологии являются такие представители, как К. Лоренц (морфологические признаки поведения животных), Н. Тинберген (развитие инстинктивных движений) – основу их исследований составил эволюционный подход к изучению поведения, обобщивший основные взгляды предшественников (Ч. Уитмен, У. Крег, Я. Юкскюл, О. Хейнрот, Ж. Леб, Г. Дженнингс и другие ученые). А их последователи (Г. Берендс, В. Виклер, П. Лейхаузен и другие) основывались на теориях развития инстинктивного поведения. В XX веке, начиная с 30-х годов этология, формирует одно из главных направлений в изучении поведения и служит основой для возникновения самостоятельных направлений: нейроэтология, когнитивная этология, социобиология, этология человека. К основным проблемам, подлежащим изучению в этологии относятся:

- приспособительное значение поведения;

- индивидуальное развитие поведения;

- эволюция поведения;

- общественное поведение животных;

- структура поведенческого акта.

Накопленный материал о поведении животных в естественных условиях в ряде биологических наук (генетика, экология и другие), формирует предпосылки для выделения особой дисциплины, предмета и методов исследования, специфику подхода (физиологический, экологический, эволюционный, психологический) к изучению поведения в этологии:

- исследование возникновения и развития рефлекторного поведения, является предметом исследования в физиологии высшей нервной деятельности;

- наследуемость стереотипных форм  адаптивного поведения, предмет  исследования в генетике;

- становление различных форм поведения  в филогенезе, предмет исследования в палеозоологии;

- использование стереотипных форм  поведения и диапазона поведенческих  реакций для проверки систематических  категорий, предмет исследования  в систематике;

- изучение приобретенных форм  поведения в естественных условиях, предмет исследования в зоопсихологии;

- определение адаптивного значения  тех или иных форм поведения, предмет исследования в экологии.

Анализируя экологический подход к изучению поведения в этологии, поведение определяется, как:

- высший тип адаптаций к условиям обитания, основанный на прогрессивном развитии центральной нервной системы;

- проявляющийся внешне, результат  внутренних психических, нейрофизиологических  процессов, происходящих в мозгу  животного, не учитывая сущности  этих процессов.

Экологический подход в этологии направлен на изучение разных форм поведения, с учетом биологической направленности (половое поведение, поведение при обустройстве жилища и забота о потомстве, территориальное, оборонительное, ориентировочное, пищевое и другие формы поведения). Важным в этологии для специалиста-эколога является биологическое значение определенной формы поведения в определенных условиях обитания животного и возможность ее изменения при меняющихся условиях. Предметом экологического исследования выступает биологическое значение форм поведения в определенных условиях обитания того или иного вида и изменение поведения при меняющихся условиях обитания.

Через поведение животные реализуют свою способность изменять свои действия, реагировать на воздействие внутренних и внешних факторов. Благодаря сведениям о поведении животных, которые накапливались людьми на протяжении многих веков, сформировалось представление о составляющих компонентах поведения: инстинкт, обучение, элементарная рассудочная деятельность. Инстинкты составляют основу предмета исследования этологии. Два других компонента (обучение и элементарная рассудочная деятельность животных) являются предметом исследования зоопсихологии и физиологии высшей нервной деятельности. Рассудочная деятельность предполагает поведение животных в новых, неожиданно возникших условиях, а возникшая реакция на эти условия не обуславливается ни инстинктом, ни результатом предшествующего обучения. К основным способам исследования поведения животных в естественных условиях в этологии относятся: наблюдение, подробное описание поведения, составление этограмм (акты поведения животных, характерные для определенного вида, на основе киносъемки или магнитофонной записи). Наблюдение за поведением животных, как в естественных условиях, так и в неволе, позволяет выявить особенности инстинктов (сложные врожденные двигательные реакции), дать характеристику врожденных стимулов, влияющих на запуск инстинктивных реакций. Важное значение в этологии отводится такой проблеме, как влияние поведения животных на их приспособление к среде обитания и индивидуальное развитие поведения животных. Инстинктивное (врожденное) поведение характеризует такие формы поведения, которые запрограммированы в нервной системе на генетическом уровне и практически неизменны. Приобретенное поведение характеризует все формы поведения, которые формируются в результате индивидуального опыта. Овладение, как врожденными, так и приобретенными формами поведения для животных имеет приоритетное значение, а их нормальное развитие должно обеспечиваться воздействием на них определенных факторов внешней среды в соответствующие периоды жизни животных.

Этология изучает отклонения поведения животных от нормы в экстремальных ситуациях. Достижения этологов находят свое применение в животноводстве и ряде отраслей народного хозяйства, учитываются при разработке основ содержания животных в неволе. Этологические исследования биологических закономерностей поведения животных переносят их и на поведение человека, различные сферы его общественной активности и деятельности. Знание закономерностей поведения животных, позволяет обеспечить успешность восстановлению, использованию и охране фауны, значимость для сельского, лесного, охотничьего и промыслового хозяйств. 

  

   

Список использованных интернет-ресурсов

№ п/п

Наименование интернет-ресурса

Ссылка на конкретную используемую страницу интернет-ресурса

1

Г. Г. Филиппова  Зоопсихология и сравнительная психология

http://bookfiles.ru/Psihologiya-otdelnyh-vidov-deyatelnosti-Otraslevaya-psihologiya/Filippova-Zoopsihologija-i-sravnitelnaja-psihologija-doc-pdf-txt-fb2

2

К. Э. Фабри  Основы зоопсихологии

http://qame.ru/book/zoo/osnovi_zoopsihologii/k._e._fabri_-_osnov_zoopsihologii/0685.1_.htm

3

Н. Н. Мешкова  Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии

http://qame.ru/book/zoo/readings_animal_psychology/.pdf

4

С. Б. Ступина, А. О. Филипьечев  Зоопсихология

http://modernlib.ru/books/filipechev_aleksey/zoopsihologiya_konspekt_lekciy/read/


 

 

 


 



Информация о работе Этология, как наука об общебиологических закономерностях поведения животных