Этапы творческой деятельности при создании нового технического объекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2014 в 06:29, реферат

Краткое описание

К сожалению, между огромным значением технического творчества и тем вниманием, которое до сих пор уделялось ему в психологической науке, имеется очевидный разрыв. Достаточно сказать, что единственная монография по этому вопросу в советской психологической литературе - книга П.М. Якобсона "Процесс творческой работы изобретателя" - была опубликована еще в 1934 г. В связи с отсутствием других исследований книга П.М. Якобсона, несмотря на неверные исходные положения автора, оказала и продолжает оказывать серьёзное влияние на изложение вопросов психологии технического творчества в курсах общей психологии, в монографиях, посвященных организации труда научных работников, и, наконец, в научно-популярной литературе.

Содержание

Введение……………………………………………………………3
Этапы творческой деятельности……………………………….4
Этапы творческой деятельности при создании нового технического
объекта………………………………………………………………………..6
Вывод………………………………………………………………………...20
Список используемой литературы…………………………………………………………………..22

Вложенные файлы: 1 файл

Этапы творческой деятельности при создании нового технического объекта.docx

— 40.69 Кб (Скачать файл)

Помимо трансформации постановки задачи, возможны и другие пути выхода из тупика при ее решении. Чаще всего изобретатели в этих случаях используют:

  • подбор новых методов решения из арсенала методики изобретательства (библиотеки эвристических методов средств решения изобретательских задач);
  • мысленные попытки решения задачи наименее вероятными методами, традиционно применяемыми для решения изобретательских задач в других, очень отдаленных областях (например, попытка применения в области радиотехники принципов, используемых для селекции новых пород скота);
  • организацию коллективного генерирования идей с привлечением специалистов различных областей и лиц, не осведомленных в данном вопросе;
  • изображение проблемной ситуации с помощью диаграмм потока с указанием последовательности шагов и структуры процесса, точек принципиально возможных решений или элементов процесса;
  • актуализацию опыта прошлого. При этом отыскивают сведения и методы решения аналогичных и инвертированных задач в прошлом, рассматривают на уровне современных знаний и возможностей старые, не внедренные патенты и привилегии, отвергнутые проекты;
  • попытки извлечения пользы из побочных результатов неудачных мысленных проб;
  • дробление общественных потребностей на субпотребности с последующим созданием отдельного технического объекта для удовлетворения каждой из субпотребностей;
  • поиск новых, не замеченных связей между компонентами задачи и элементами предполагаемого технического объекта. Особое внимание обращают на анализ малозначительных, на первый взгляд, связей и условий;
  • временную дефакторизацию задачи и создаваемых объектов путем отказа от качественной определенности объектов с сохранением присущих им отношений или путем отказа от некоторых отношений с сохранением качественной определенности;
  • попытки установить условия, при которых решение оказалось бы нецелесообразным, с целью выяснить возможности отказаться от самой задачи или заменить ее другой для достижения той же общей цели;
  • сбор заведомо нелепых идей для решения данной или инвертированной задачи с последующим анализом возможности их использования;
  • временное прекращение поисков. Это создает психологическую возможность для возникновения догадки и позволяет посмотреть на задачу свежим взглядом.

 

Стадия реализации решения характеризуется техническим, эстетическим и правовым оформлением решения изобретательской задачи, конкретизацией его и внесением дополнительных изменений. На этой стадии осуществляется опытная проверка решения, оно получает научно-техническое и экономическое обоснование, в него вносятся поправки, подсказанные практикой, решение внедряется и получает дальнейшее развитие. В некоторых случаях к этой стадии можно отнести и расширение области первоначально намеченного применения изобретения.

Стадия реализации изобретательской задачи, по мнению П. К. Энгельмейера, является чисто ремесленной и не требует творческой работы изобретателя. К этой же стадии Н. Д Левитов относит проверку изобретения и различные доработки, являющиеся результатом такой проверки. С. М. Василейский включает в эту стадию развернутое техническое и экономическое обоснование достигнутого результата, основные чертежные и манипулятивные операции.

Трактование последней стадии творческого процесса как чисто ремесленной противоречит современному представлению о творческом процессе изобретательства. Сколь оригинальным и четким ни было бы принципиальное решение задачи, одними размышлениями и благими намерениями, без практических действий - экономического обоснования, изготовления и проверки опытного образца, проведения лабораторных и других испытаний - трудно создать пригодное изобретение. Операции по реализации изобретения содержат творческие элементы. На этой стадии нередко существенно изменяется и дополняется первоначальное решение. Патентоведам хорошо знакомы затруднения, возникающие в случае, если заявка на изобретение подана до его экспериментальной проверки.

Отстранение изобретателя от участия в завершающей стадии процесса создания изобретения, которое случается нередко, приводит обычно к удручающим результатам. Известный изобретатель Р. Дизель считал изобретением только реализованное решение. Советский изобретатель В. И. Мухачев предложил правило, в соответствии с которым изобретатель, решивший творческую задачу, должен участвовать в реализации своего изобретения. Участие изобретателя в стадии реализации решения расширяет его кругозор, укрепляет связи с практикой, обогащает творческий опыт. Единство теории и практики является высшим выражением единства духовной и материальной сторон во всякой деятельности людей и, в частности, в создании новой техники. Быть творческим человеком означает больше, чем иметь определенные черты. Это означает вести себя творчески, подходить к задачам, с которыми мы сталкиваемся, опираясь на воображение и оригинальность. Короче говоря, это означает демонстрировать навыки в применении творческого процесса. Хотя авторитеты расходятся во мнениях относительно количества этапов в этом процессе: одни говорят о трех, другие — о четырех, пяти или семи, — эти расхождения не касаются принципиальных вещей. Они состоят лишь в том, объединять ли действия под одним заголовком или несколькими. Относительно основных обсуждаемых действий существенных расхождений нет.

Для облегчения запоминания и удобства применения мы будем рассматривать творческий процесс как состоящий из четырех этапов: поиск задач, формулирование конкретной проблемы или конкретного спорного вопроса, их исследование и создание набора идей. Каждый из этих этапов будет предметом отдельного урока, но краткий обзор всего процесса позволит вам начать применять его уже прямо сейчас.

 

Первый этап: Поиск задач

       Сущность творчества заключается в том, чтобы подходить к задачам, опираясь на воображение, оригинально и эффективно. Часто необходимость искать задачи отсутствует; они встают перед вами в форме очевидных проблем и спорных вопросов. Например, если ваш сосед по комнате в общежитии каждый день возвращается домой в два или три часа ночи, шумно заходит и начинает разговаривать с вами, когда вы пытаетесь заснуть, вам не нужно быть очень проницательным, чтобы понять, что у вас проблема. Или если вы окажитесь в гуще яростных дебатов о том, является ли аборт убийством, никому не нужно говорить вам, что вы будете высказываться по спорному вопросу. Однако не все задачи столь очевидны. Иногда проблемы и спорные вопросы настолько мелкие и малозаметные, что только очень немногие люди обращают на них внимание; в других случаях никаких проблем и спорных вопросов нет вообще, а есть только возможность улучшить существующее положение. Такие задачи не вызовут у вас сильных эмоций, поэтому вы и не найдете их, если будете просто сидеть и ждать — вы должны их искать.

Первый этап творческого процесса представляет собой привычку искать задачи — не в какое-то определенное время, а постоянно. Ее важность отражена в том факте, что вы можете применить творческий подход только в ответ на задачи, которые вы осознаете.

 

Второй этап: Формулирование проблемы или спорного вопроса.

 Цель этого этапа  — найти самую лучшую формулировку проблемы или спорного вопроса, формулировку, которая приведет к наиболее ценным идеям36. «Правильно сформулированная проблема, — отмечал Генри Хэзлитт, — наполовину решена». Поскольку разные формулировки открывают разные направления для мысли, лучше всего рассмотреть как можно больше формулировок. Одна из самых распространенных ошибок при работе над проблемами и спорными вопросами — это рассмотрение их лишь с одной точки зрения, тем самым закрывается множество перспективных направлений для мысли.

Возьмем упомянутого ранее заключенного, когда тот обдумывал, как ему сбежать из тюрьмы. Его первая формулировка проблемы, по-видимому, была такой: «Как мне достать пистолет и, отстреливаясь, выбраться отсюда?» или: «Как мне спровоцировать охранников открыть мою камеру, чтобы я смог их обезоружить?» Если бы он остановился на этой формулировке, он до сих пор оставался бы там, где и был. Его изощренный план побега мог родиться только в ответ на вопрос: «Как мне распилить решетку без пилы?»

Часто после формулирования проблемы или спорного вопроса многими способами вы не сможете решить, какая формулировка самая лучшая. Если так и случится, отложите решение до тех пор, пока работа на следующих этапах процесса не позволит вам принять окончательное решение.

 

Третий этап: Исследование проблемы или спорного вопроса

 Цель этого этапа  — получить информацию, необходимую для того, чтобы эффективно работать над проблемой или спорным вопросом. В некоторых случаях это будет означать всего лишь поиск подходящего материала в своем прошлом опыте и наблюдениях, пригодного для решения данной проблемы. В других потребуется получить новую информацию посредством нового опыта и наблюдений, бесед с информированными людьми или собственного исследования. (В случае того заключенного это означало внимательно изучить все доступные места и предметы в тюрьме.)

 

Четвертый этап: Создание идей

 Цель этого этапа  — произвести достаточное количество  идей, чтобы решить, какое действие  следует выполнить или какое  мнение принять. На этом этапе  часто встречаются два препятствия. Первое — это часто неосознаваемая  склонность ограничивать свои  идеи обычными, знакомыми, традиционными  реакциями и блокировать необычные и незнакомые. Боритесь с этой склонностью, помня, что, какими бы чуждыми и неподходящими ни казались реакции последнего вида, именно в этих реакциях проявляется творчество.

Второе препятствие — это соблазн слишком поспешно прервать процесс создания идей. Как мы увидим в следующих уроках, исследования показали, что чем дольше вы продолжаете создавать идеи, тем выше вероятность того, что вы создадите стоящие идеи. Или, как пишет один автор: «Чем дольше вы сидите с удочкой, тем выше вероятность, что у вас клюнет».

      Остался последний вопрос, который следует прояснить, прежде чем вы будете готовы начать практиковаться в творческом процессе: как узнать, что вы нашли творческую идею? По каким характеристикам вы сумеете отличить ее от других идей? Творческая идея — это идея, которая и опирается на воображение, и эффективна. Второе качество не менее важно, чем первое. Недостаточно, чтобы идея была необычна. Если бы это было так, то самые странные, самые эксцентричные идеи были бы и самими творческими. Нет, чтобы быть творческой, идея должна «работать», должна решать проблему или прояснять спорный вопрос, на который она отвечает. Творческая идея не должна быть просто необыкновенной — она должна быть необыкновенно хороша. Вот стандарт, который вы должны применять, когда обдумываете идеи, которые создали.

      Когда вы создали большое количество идей, решите, какая вам кажется самой лучшей. Иногда это будет одна-единственная идея; в других случаях — сочетание двух идей или больше. На этом этапе ваше решение должно иметь предварительный характер. В противном случае у вас появится сильное желание отказаться от важного процесса критического мышления, с помощью которого идеи оцениваются. Основные принципы и этапы творческой деятельности по созданию нового продукта

      Основной задачей этапа генерации идей является создание современных конкурентоспособных товаров, которые по своим технико-экономическим показателями и технологическим исполнению отвечают высшим научно-техническим достижениям, удовлетворяют нужды потребителей. Разрабатывая идеи нового продукта необходимо руководствоваться требованиями наибольшей безопасности, экономической целесообразности и полного соответствия функций изделия условиям окружения. Это правило распространяется на все изделия независимо от того являются ли они составной частью товара, или готовым товаром.

      Требования наибольшей безопасности связаны с предпосылкой, согласно которой любому изделию - объекту производства и эксплуатации (использования) - должны быть присущи необходимые свойства, максимально исключающие вредное влияние на человека и окружающую среду. Принимая во внимание значительное повышение требований потребителей к безопасному потреблению товаров, выгоднее руководствоваться требованиями абсолютной безопасности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод

Требования экономической целесообразности предусматривают, что основные параметры и конструкция изделия должны обеспечивать высокий уровень его эффективности как объекта производства и эксплуатации (использование). Полезный эффект от использования изделия по назначению соответственно установленным режимам эксплуатации должен обеспечиваться минимально необходимыми расходами трудовых, материальных и энергетических ресурсов.

      Не меньшее значение на современном этапе научно-технического развития мирового промышленного производства имеет соблюдение требований полного соответствия функциям, выполняемым изделием, условиям окружающей среды. В этом случае речь идет о том, что функциональные свойства изделия должны обязательно отвечать уровню параметров внешней среды и диапазона их изменений. Необходимо также достичь полного согласования этих свойств с параметрами среды, если последние имеют высокую динамичность и стохастичность. Выполнение всех этих предпосылок нуждается в напряженной творческой деятельности.

Процесс творческой деятельности осуществляется в органическом объединении стадий:

  • подготовка;
  • замысел;
  • поиск;
  • реализация;

      Все стадии творческого процесса базируются на информационном, методическом и техническом обеспечении. Информационное обеспечение включает базу знаний, банк данных прогнозов, патентов, стандартов, справок.

      С методическим обеспечением отождествляют совокупность методов решения изобретательских, стандартизацонных и оптимизационных задач. К техническому обеспечению относят средства вычислительной техники, системы автоматизированного проектирования, программно-технические комплексы. В процессе творческой деятельности стадия подготовки к научному поиску предусматривает: накопление необходимых исходных знаний; предшествующую систематизацию фактов в изучаемой области развития науки и техники, интеллектуально-творческую подготовку личности к поиску идей. Со стадией замысла связывают изучение нерешенной проблемной ситуации и определение проблемы для дальнейшего ее решения. С этой целью изучают имеющуюся научно-техническую информацию и формулируют главную задачу поиска; выясняют центральный вопрос (фокальная точка задачи), требующей решения; устанавливают необходимые требования и существенные ограничения; разрабатывают план поиска решения. Особое внимание уделяют изучению условий возникновения и опыта решения аналогичных задач на разных этапах развития науки и техники.

Информация о работе Этапы творческой деятельности при создании нового технического объекта