Этапы становления аддиктивного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2014 в 00:55, реферат

Краткое описание

Аддиктивное поведение -- одна из форм деструктивного (разрушительного) поведения, стремление уйти от реальности путем изменения своего психического состояния приемом некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), сопровождающихся развитием интенсивных эмоций.
Прибегая к формам аддиктивного поведения, люди пытаются искусственным путем изменить свое психическое состояние, что дает им иллюзию безопасности, восстановления равновесия. Аддиктивные стратегии поведения как правило, вызваны трудностями адаптации к проблемным жизненным ситуациям: сложным социально-экономическим условиям, многочисленным разочарованиям, крушением идеалов, конфликтам в семье и на производстве, утрате близких, резкой смене привычных стереотипов.

Содержание

Введение
1. Понятие аддиктивного поведения
2. Факторы, способствующие развитию аддиктивного поведения
3. Этапы становления аддиктивного поведения
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Аддикции.docx

— 26.63 Кб (Скачать файл)

1 этап. Первые пробы. Совершаются  обычно под чьим-либо влиянием  или в компании. Немалую роль  здесь играют любопытство, подражание, групповой конформизм и мотивы  группового самоутверждения. Глубинная  мотивация восходит к присущей  человеку потребности в изменении  состояний сознания: вероятность  того, что первые пробы перерастут  в развернутый процесс формирования  аддиктивного поведения и последующего перерастания в болезнь тем больше, чем меньше возраст при первых пробах и чем меньше потребность в изменении сознания удовлетворяется социально одобряемыми способами. Выбор средства на этом этапе непроизволен и зависит от этнокультуральных особенностей, особенностей субкультуры, опыта группы и доступности средства. По разным причинам (удовлетворенного любопытства, страха наказания, опасения и переживания, разрыва с компанией и т. д.) первые пробы чаще всего не имеют продолжения, исключение составляют табакокурение и культурально санкционированная алкоголизация.

2 этап. Поисковое аддиктивное поведение. Следующим 
за первыми пробами идет этап экспериментирования с различными видами психоактивных веществ - алкоголем, медикаментами, наркотиками, бытовыми и промышленными химикатами. Обычно оно присуще младшему подростковому возрасту. Для одних подростков важно их употребление как знак принадлежности к группе, для других -- сам факт изменения состояния сознания («отруб», «отключка»), для третьих -- качество вызываемых эффектов и особенности «кайфа». Как правило, этот этап разворачивается в компании и оформляется по алкогольному типу -- для веселья, раскованности, обострения восприятия, снятия сексуальных барьеров, выражения отношения («не нюхаешь, значит, не уважаешь»). Характерно активное экспериментирование с поиском новых средств и способов их употребления (например, «зарядка» летучими веществами фильтр коробки противогаза). По мере прохождения этого этапа формируется индивидуальное предпочтение одного из средств или предпочитаемый их спектр. Чаще всего это происходит уже в возрасте после 15 лет. Индивидуальной психической зависимости еще нет, но может формироваться групповая психическая зависимость, «автоматически» запускаемая сбором группы. От такого полисубстантного аддиктивного поведения В. Каган (1999) отличает моносубстантное, когда и первые пробы, и поисковое экспериментирование определяется доминирующей культуральной традицией (самогон в сельских районах России, гашиш, опиаты, и т. д. - в других этносоциальных средах).

3 этап. Переход аддиктивного поведения в болезнь. Происходит под влиянием множества разнообразных факторов, которые можно условно разделить на социальные, социально-психологические, психологические и биологические.

Социальные -- нестабильность общества, доступность психоактивных веществ, отсутствие позитивных социальных и культурных традиций, контрастность уровней жизни, интенсивность и плотность миграции и др.

Социально-психологические -- высокий уровень коллективной и массовой тревоги, разрыхленность поддерживающих связей с семьей и другими позитивно-значимыми группами, романтизация и героизация девиантного поведения в массовом сознании, отсутствие привлекательных для детей и подростков досуговых центров, ослабление межпоколенных связей поколений.

Психологическая - незрелость личностной идентификации, слабость или недостаточность способности к внутреннему диалогу, низкая переносимость психологических стрессов и ограниченность совладающего поведения, высокая потребность в изменении состояний сознания как средстве разрешения внутренних конфликтов, конституционально акцентуированные особенности личности.

Биологические - природа и «агрессивность» психоактивного вещества, индивидуальная толерантность, нарушение процессов детоксикации в организме, изменяющие системы мотиваций и контроля за течением заболевания. В процессе перехода аддиктивного поведения в болезнь, вызываемую употреблением психоактивных веществ (алкоголь, наркотики и т. д.), выделяют следующие стадии развития болезни.

1 стадия. Характеризуется  формированием и прогрессирующим  углублением психической зависимости, при которой перерыв в употреблении  приводит к психическому дискомфорту, подавленности, тревоге, дисфории с  резким обострением влечения  к употребляемому веществу. В  этот период наблюдаются ослабление  и угасание защитных рефлексов  на передозировку, повышенная толерантность, социальная дезадаптация.

2 стадия. Характеризуется  формированием физической зависимости  при употреблении одних веществ (алкоголь, опиаты, некоторые стимуляторы) и углублением психической зависимости  при употреблении других (кокаин, марихуана). В тех случаях, когда  физическая зависимость не формируется, основным признаком этой стадии  становится хроническая интоксикация  с психическими и физическими  нарушениями. Признаки хронической  интоксикации зависят от типа  употребляемых веществ

Переход к 3 стадии (падение толерантности, выраженный органический дефект личности с чертами специфического для того или иного вида психоактивных веществ слабоумия, закономерно возникающие абстинентные психозы, глубокая социальная деградация) совершается, как правило, уже в юношеском возрасте.

 

Заключение

В настоящее время проблема аддиктивного поведения является одной из самых насущных, по данным официальной статистики правоохранительных органов и органов здравоохранения, она носит негативно прогрессирующий характер. Усугубляется проблема тем, что такое поведение относится к варианту тайного, и до определенного момента окружающие могут ничего не знать о потенциальных пристрастиях и формировании аддиктивного поведения подростка. На наш взгляд, необходимо особое внимание уделить именно этому периоду, вмешательство в который еще может предотвратить развитие зависимости.

Специалистами в дайной области, наркологами, социальными работниками, педагогами, психологами первостепенное значение придается программам профилактики, которые ориентированы на развитие личности, не подверженной зависимостям, а значит, обладающей сформированной ценностью свободы - самостоятельной, ответственной и инициативной.

Осознанное, правомерное и эффективное включение профилактических мероприятий в процесс образования и воспитания возможно только с учетом специфического содержания подростковых проб, от которого зависит динамика риска аддиктивного поведения.

Решение обозначенной проблемы связано с необходимостью построения образовательного пространства, которое адекватно задачам возраста, ориентированного на развитие личностного ресурса ребенка, а значит, защищающего от аддиктивных проб. В этой связи актуализируется психологическая проблема выявления факторов, оказывающих влияние на динамику риска аддиктивного поведения в подростковом возрасте.

Исследование проблемы «притягивает» пристальное внимание ученых различных направлений - психологов, педагогов, социологов, наркологов, что свидетельствует о высокой степени ее актуальности. Значительный вклад в исследование закономерностей формирования зависимого поведения подростка 4 в целом (в частности, наркозависимости) внесли отечественные (С.А. Беличева, С.В Березин, Н.Л. Бочкарееа, А.В. Гоголева, Т.А. Донских, Е.Л. Григоренко, Е.В. Змановская, М.С. Иванов, Ц.П. Короленко, Т.В. Корнилова, Н.А. Круглова, Л.Г. Леонова, СР. Петросяи, С.Д. Смирнова, Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский) и зарубежные (А. Бродски, С. Пил, Э. Фромм, Д. Холмс, Э. Эриксон и др.) ученые.

Исследования подросткового возраста личности психологами и педагогами последних десятилетий (Л.И. Божович, Р.Г. Гуровой, Я.Л. Коломинского, Н.С. Лейтеса, А,Н. Лутошкина, Т.Н. Мальковской, А.В. Мудрика, А.В. Петровского, И.С. Полонского, Л.И. Рувинского, В.А. Сухомлинского, Л.И. Уманского, П.М. Якобсона, М.М. Ященко) посвящены проблемам формирования мировоззрения, навыков коллективной жизни, социальной активности, эмоций. Работы, связанные с изучением формирования наркозависимости, сводятся к описанию симптомов заболевания, индивидуальных и социальных последствий употребления наркотиков, стратегий совладания, навыков противостояния аддиктогенному влиянию, описанию возможных профилактических программ (Я.П. Гирич, А.В. Голева, А. Данилина, И. Данилина, Е. Иванова, Е.В. Змановская, Г.П. Казакова, Ц.П. Короленко, Т.А. Донских, Н.А. Круглова, Л.Г. Леонова, Н.Л. Бочкарева и др.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников.

1. Ги Лефрансуа Теории научного формирования поведения человека. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 278 с.

2. Егоров А.Ю. Алкоголизация и алкоголизм  в подростково-молодежной среде: личностные особенности, клинические  проявления, половые различия. Вопросы  психического здоровья детей  и подростков. 2003 (3). № 1. С.10-16

3. Кулаков С.А. Диагностика и психотерапия  аддиктивного поведения у подростков. - М.: Смысл, 1998. - 195 с.

4. Менделевич В.Д. Наркозависимость  и коморбидные расстройства поведения (психологические и психопатологические аспекты). - М.: МЕДпресс-информ, 2003. - 328 с.

5. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой  психологический словарь. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 672 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Министерство образования и науки Украины

Национальный аэрокосмический университет им. Н.Е. Жуковского «ХАИ»

 

 

 

Кафедра психологии

 

 

 

Контрольная работа

 

По дисциплине «Психология аддитивного поведения»

На тему: «Общая характеристика аддиктивного поведения»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила ст. гр. 825:

Овчарук П.С.

Проверил преподаватель:

Фролова Е.В.

 

 

 

Харьков 2014г.


Информация о работе Этапы становления аддиктивного поведения