Эмпирическое исследование переживания ситуации хронической болезни человеком пенсионного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 19:40, курсовая работа

Краткое описание

За последнее десятилетие активно разрабатывалась концепция внутренней картины болезни, были разработаны достаточно информативные методы психологической диагностики отношения к болезни при соматической патологии, выполнен большой объем экспериментально-психологических работ на больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями, почечной недостаточностью, диабетом и т.д. Любое соматическое заболевание, особенно хроническое или длительно текущее, сопровождается нервно-психическими нарушениями (В.А.Ромасенко, К.А.Скворцов,1961; Е.Ф.Бажин, А.В.Гнездилов,1988; F.Adams,1993; M.Meli,1993). Хроническое заболевание оказывает серьёзное влияние на психологический статус и личностное развитие индивида.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…1
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ……………………………………….2
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основания изучения проблемы переживания человеком ситуации хронической болезни ……………………..3
1.1. Переживание как предмет исследования в отечественной и зарубежной психологии………………………………………………………………………..3
1.2. Анализ психологических исследований по проблеме переживания ситуации хронической болезни………………………………………………….7
1.3. Феноменологическое интервью как метод исследования переживания.....9
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...13
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование переживания ситуации хронической болезни человеком пенсионного возраста……………………………………..15
2.1. Организация и методы исследования……………………………………...15
2.2. Описание и интерпретация результатов исследования…………………...16
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………26

Вложенные файлы: 1 файл

«Переживание ситуации хронической болезни человеком пенсионного возраста».docx

— 37.70 Кб (Скачать файл)

К проблеме переживания первым в советской психологии обратился  Л.С. Выготский.  «Переживание вводится как единица сознания, где все  основные свойства сознания даны как  таковые, в то время как во внимании, в мышлении не дано связи сознания». В другом тексте Выготского читаем: «Действительной динамической единицей сознания, то есть полной единицей, из которой складывается сознание, будет  переживание». Стало быть, переживание, во-первых, наиболее полная (сравнительно с другими) величина в структуре  сознания, во-вторых, это динамическая, то есть движущая поведением, величина и, наконец, в-третьих, в ней представлена личность в социальной ситуации развития. Выготский апробировал это понятие  в своем анализе онтогенеза, стремясь, используя его, теоретически осмыслить  «изменение личности как целого». В  этом изменении выделяются «поворотные» переживания. В первых детских речевых  реакциях выражено «аффективно-волютивное содержание». В нем и коренится  «завязь» того особого отношения  личности к своему миру, на которое  указывает термин «переживание». За ним скрыты конфликты и кризисы  развития ребенка. Выготский говорит  о том, что возрастное развитие может  быть представлено как история переживаний  формирующейся личности. Также, важным моментом является включение переживаний  в контекст идеи об единстве аффекта  и интеллекта, причем акцент ставится на сопряженности переживания с  конфликтными ситуациями, через которые  походит история индивида. И, наконец, переживания выступают как индикаторы различных эпох этой истории. [7, с. 56]

 

 

1.2. Анализ психологических  исследований по проблеме переживания  ситуации хронической болезни

 

Любая хроническая болезнь  независимо от того, какова ее биологическая  природа, какой орган или функциональная система оказывается пораженными  ею, ставит человека в психологически особые жизненные обстоятельства, или, иначе говоря, создает особую объективную  социальную ситуацию развития психики  человека.

Психика хронически больных  приобретает особую специфику, жизненные  ценности получают иные смысловые характеристики, изменяется самосознание. Содержание социальной ситуации развития в условиях болезни складывается из различных  форм личностного переживания кризисов. Авторское обсуждение психологических  механизмов, способствующих эффективному выходу из кризиса или возникновению  и стабилизации личностных изменений  концентрируется на выявлении психологических  резервов компенсации болезни и  полноценного личностного роста. Динамика кризиса развития в условиях хронического заболевания зависит, в соответствии с выводами Николаевой В.Н., от особенностей сформированной в преморбид иерархии мотивационной сферы и эффективности  личностно-смысловой регуляции деятельности. Теоретико-экспериментальный поиск  наиболее выраженного изменения  в структуре личности соматических больных позволяет считать, что  во внутренней картине болезни у  хронического больного наиболее обедненными  становятся динамика и качественная характеристика эмоциональной составляющей[2, с. 55].

Николаева В.В. отмечает следующие  особенности в жизненной ситуации больных хроническими заболеваниями. Во-первых, наличие определенной биологической  вредности, влияющей на условия функционирования организма и центральной нервной  системы; специфическая соматогенная интоксикация (или гипоксия). Следствием этого является развитие астенического  синдрома разной степени выраженности, а иногда и явлений особой соматогенной энцефалопатии. Во-вторых, различная  степень витальной угрозы, о которой  чаще всего знает сам больной. В-третьих, длительность течения болезни  с возможными периодами затухания  и обострения болезненного процесса, предполагающими длительное лечение, иногда пребывание в стационаре в  ситуации тягостных для больного лечебных процедур. В-четвертых, отрыв  от привычных условий жизни с  ограничением или полным исключением  трудовой деятельности, сужением и  ограничением привычного круга общения  и т. д. И возможные негативные социальные последствия болезни: потеря или снижение трудоспособности, изменение  семейного статуса, общее изменение  социального статуса человека[2, с. 60].

В результатах экспериментально-психологического исследования личности и реагирования на заболевание Михайлов Б. В., Сердюк А. И., Федосеев В. А. отражают следующие  факты[2, с. 91].

Сопоставление усреднённых  профилей личности по данным Миннесотского  многопрофильного личностного опросника (MMPI) показывает почти одинаковый пик  по 6-й шкале и снижение по 9-й, что  свидетельствует о ригидности аффективных  переживаний, преобладании депрессивных тенденций над сугубо тревожными, снижение уровня мотивации, фиксацию на своих ощущениях, и даже не столько  ощущениях, сколько их толковании.

Исследование системы  отношений личности при помощи методики незаконченных предложений Сакса–Сиднея (J. M. Sacks, S. Sidney) свидетельствует о  том, что у больных с соматогенным астеническим симптомокомплексом преобладают  нарушения в сфере отношения  к будущему, половой жизни, вышестоящих  лиц на работе, несколько меньшее  — в сфере отношения к семье.

По данным личностного  опросника Бехтеревского института (ЛОБИ), для больных с соматогенным астеническим симптомокомплексом наиболее характерными являются сенситивный  и эргопатический типы реагирования на заболевание.

Ф. Александер отмечает, что  многие хронические расстройства вызываются эмоциональными конфликтами, которые  возникают в процессе ежедневного  существования в результате контакта с внешним миром, из-за сложности  социальной жизни. Психосоматический  подход к проблемам жизни и  болезни осуществляет синтез внутренних физиологических процессов и  социальных взаимосвязей индивида. Тщательный анализ жизни пациента может раскрыть источники ранних функциональных расстройств, прежде чем расстройство функции  приведёт к различимым изменениям. [23; с. 32].

Изучение личности больного человека, которое представлено в  работах отечественных и зарубежных психологов (Б. В. Зейгарник, К. Ясперса, Б.Д. Карвасарского, В.Х. Кандинского  и их учеников), говорит о том, что в основе психической жизни  больного лежат те же закономерности, что и у здорового человека. Психическая жизнь человека меняется не потому, что при болезнях мозга  и при других заболеваниях начинают действовать другие психические  механизмы, а потому, что те же механизмы  действуют в особых условиях, которые  вызваны и изменены болезнью. Болезнь  лишь биологическая предпосылка  изменения личности.

В работах отечественных  психологов сформировался ряд критериев, по которым оцениваются изменения  личности больного. Так как они  влияют на содержание ВКБ, назовем их. Это следующие пять критериев:

1) изменение содержания  ведущего (главного) мотива деятельности, формируется новый мотив, например  патологическая деятельность голодания  при апорексии;

2) замена содержания ведущего  мотива содержанием более низкого  мотива, например мотив самообслуживания  при ипохондрии;

3) снижение уровня опосредованности  деятельности, то есть деятельность  упрощается, целевая ее структура  обедняется;

4) сужение основного круга  отношений человека с миром,  обеднение мотивов;

5) нарушение степени критичности  и снижение уровня самоконтроля.

 

 

1.3. Феноменологическое интервью  как метод исследования переживания

 

Феноменология как научное  направление началась с тезиса немецкого  философа Эдмунда Гуссерля «Назад, к самим вещам!». Феноменология, как  метод исследования, предполагает обращение  к первичному опыту.

Феноменологический метод  – это базовый метод работы психологов, опирающихся на гуманитарную парадигму. Он является основным в таких  направлениях, как экзистенциальное, гуманистическое, гештальт-подход.                                                                  

Феномен (греч. «явление», «являющееся») – то, что появляется, любое заметное изменение, любое явление, доступное  для наблюдения. Феноменология утверждает, что подлинно доступным для наблюдения может выступать только наш собственный  внутренний опыт, который только нами и может быть осознан.

Феноменологическое исследование направлено на получение и осознание  непосредственного опыта. Оно помогает отстраниться от привычного и знакомого  образа мыслей и увидеть разницу  между тем, что человек действительно  воспринимает и чувствует в актуальной ситуации и остатками прошлого опыта  или его мыслей, представлений. Большинство  людей живут и взаимодействуют  друг с другом в условиях как бы само собой подразумеваемого контекста  конвенциональных представлений, которые  затемняют или препятствуют признанию  того, каким на самом деле предстает  перед нами мир. Феноменологическое исследование с уважением относится  к непосредственному, «наивному  восприятию, неразвращенному научением», широко его использует и способствует его прояснению [2, с. 112]. Мы имеем дело с такими важными данными реальности, как то, что субъективно чувствует человек и то, что объективно происходит. Такой подход контрастирует с некоторыми направлениями в психологии, которые видят свою цель в получении «объективного» знания и обращаются к переживаниям и их проявлениям, как к материалу, который необходимо интерпретировать, чтобы получить какое-то знание, например, обнаружить «истинное значение» симптомов.

Целью феноменологического  исследования является ясное осознавание  клиентом той ситуации, которая подвергается исследованию. Феноменологический метод  основан на принципах фокусирования  сознания на актуальной действительности и на непосредственном опыте. В ходе работы человек побуждается к  возможно большей полноте сознавания текущих мыслей, чувств, телесных ощущений. У феноменологически ориентированного психолога нет задачи интерпретации, объяснения, нахождения наилучших способов разрешения той или иной ситуации. Утверждается, что с помощью феноменологического  исследования человек может сам  осознать, каким образом он делает свою жизнь именно такой, какая она  есть, может обнаружить свои ограничения  и найти новые ресурсы. Сам  процесс осознавания уже терапевтичен. И это осознание более верно, точно и полезно, чем любые  интерпретации, объяснения и рекомендации психолога.

Феноменологический метод  состоит в том, чтобы находиться как можно ближе к опыту  клиента, пребывать здесь-и-сейчас и  не интерпретировать поведение клиента, а помогать ему исследовать и  осознавать то, как он воспринимает и осмысляет мир. Другими словами  – помогать клиенту узнавать кто  он и каково ему. Феноменологический метод – это не только техника, но и отношение. В соответствии с  ним, к клиенту следует подходить  с любопытством, без предрассудков  и, не имея иных целей, кроме исследования его личного опыта. Ф. Джойс и  Ш. Силс предлагают рассматривать метод  как состоящий из трех основных составляющих.

Вынесение за скобки.

Вынесение за скобки – это  попытка осознать концепции, взгляды, установки, суждения, предрассудки, которые  психолог неизбежно привносит в  процесс  взаимодействия с клиентом. Все это он старается как бы сложить по одну сторону себя, а  другой стороной повернуться к этому  уникальному клиенту и этой уникальной ситуации. Это похоже на процесс, когда  после долгой разлуки видишь знакомого  человека как-то по-новому, и узнаешь  и не узнаешь в одно и то же время. На практике вынести свои взгляды  за скобки удается лишь частично. Часто  мы видим то, что сами и прогнозируем, ожидаем увидеть, а если обнаруживаем что-то, что не вписывается в нашу концепцию, не замечаем этого или  принижаем его значение. Но важно  иметь в виду, что то, что я  наблюдаю и  то, что происходит на самом деле – не одно и то же. Необходимо иметь навык обнаружения своей  субъективности: умение различать, что  из того, что я наблюдаю, происходит с клиентом в реальности, а что  привносится мной и трансформирует это наблюдение. Таким образом, вынести  за скобки не означает освободиться от предрассудков, взглядов или реакций. Это попытка избежать опасности  преждевременных суждений о значении уникального опыта клиента. Начать практиковать вынесение за скобки рекомендуют  с предположения о том, что  ваши мнения и суждения не абсолютны, и лучше не спешить делать выводы, не очень держаться за свои взгляды  и быть готовым поменять их в случае появления новых данных.  Вынесение  за скобки напоминает исследование тайны. Психолог старается осмыслить именно эту конкретную ситуацию. Задает вопросы: «Что Вы чувствуете в этой ситуации?»  или «Что это для Вас означает?», но не старается подвести клиента  к «правильному» ответу, не подталкивает его к какой-либо точке зрения. Важно не задавать ситуации смысл, а  позволить ему проявиться.

Описание

Второй навык, необходимый  для феноменологического исследования – это умение описывать. Консультант  выносит за скобки свои предположения  и ценности и ограничивается тем, что описывает то, что замечает (видит, слышит), как воспринимает то, что говорит клиент и как себя при этом ощущает. Важно хорошо дифференцировать описание и интерпретацию, оценивание. Интерпретация и оценка в феноменологическом исследовании не приветствуются, они  прерывают процесс осознавания  и нагружают его чуждым клиенту  смыслом. Обычно интервенции формулируются  не как утверждение, а как предположение, при этом психолог берет на себя ответственность за то, что он видит, слышит, понимает. Например: Я замечаю, что… (ваше дыхание участилось). Мне  кажется, что… (то, что вы говорите, важно для вас). Описание предполагает внимание, поддержку и интерес  к появляющимся феноменам.  Затем  консультант помогает клиенту сосредоточить  внимание на собственных чувствах и  опыте и найти свои собственные  интерпретации, взгляды, осмысления. Однако, озвучивая свои наблюдения, психологу  важно быть чутким и адекватным. Клиент может почувствовать неловкость, уязвимость и даже стыд оттого, что  кто-то замечает его проявления: движения, тон голоса, выбор слов.                                                                                                                            

Уравнивание

Все происходящее потенциально имеет равную значимость. В феноменологическом исследовании психолог не предполагает никакой иерархии значений в том, что видит и слышит. Важно только наблюдать,  как клиент реагирует  на появление тех или иных феноменов, какие феномены наполнены большей  энергией. Уравнивание дается легче, если нам удается вынести за скобки, и мы свели свои интервенции к  описанию того, что есть. В этом случае мы доверяем нашей способности замечать и называть возможные связи. При  уравнивании и то, что находится  на заднем плане (отсутствует или  пропущено), может иметь равную значимость с очевидным.

 

Выводы

 

Итак, существуют особые жизненные  ситуации - критические, невозможные, - которые могут разрешить только процессы переживания. Переживание  следует отличать от традиционного  психологического понятия переживания, означающего непосредственную данность психических содержаний сознанию. Переживание  представляется как особая деятельность, особая работа, реализуемая внешними и внутренними действиями, по перестройке  психологического мира, направленная на установление смыслового соответствия между сознанием и бытием, общей  целью которой является повышение  осмысленности жизни.

Информация о работе Эмпирическое исследование переживания ситуации хронической болезни человеком пенсионного возраста