Эмпирическое исследование особенностей межличностных отношений студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 20:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель: изучить психологические особенности межличностных отношений в студенческой среде.
Объект: студенты выпускного курса психолого-педагогического факультета СОГПИ и старшеклассники СОШ №3 г. Владикавказа в процессе межличностных отношений.
Предмет: психологические особенности межличностных отношений студентов.
Гипотеза: мы предполагаем, что существуют психологические особенности межличностных отношений студентов, в частности, межличностные отношения студентов отличаются от межличностных отношений школьников:
а) уровнем коммуникативного контроля;
б) преобладающим типом отношений к людям в самооценке и взаимооценке (доминирование, дружелюбность).

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические подходы к изучению межличностных отношение в отечественной и зарубежной психологии………………………..6
Понятие межличностных отношений в психологии……………..6
Процесс формирования межличностных отношений……………10
Возрастные особенности и межличностные отношения студентов…………………………………………………………………………14
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей межличностных отношений студентов……………………………………………………………17
2.1. Цели, задачи, гипотеза, методы эмпирическое исследования…….17
2.2. Ход и результаты эмпирического исследования…………………...18
2.3.Выводы к эмпирическому исследованию…………….……………..22
Заключение…………………………………………………………….…24
Библиография…………………………………………………………….25

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 198.78 Кб (Скачать файл)

Эмоциональное содержание межличностных отношений (иногда его называют валентностью) изменяется в двух противоположных направлениях: от конъюнктивных (позитивных, сближающих) к индифферентным (нейтральным) и дизъюнктивным (негативным, разделяющим) и наоборот. Варианты проявлений интерперсональных отношений огромны. Конъюнктивные чувства проявляются в различных формах позитивных эмоций и состояний, демонстрация которых свидетельствует о готовности к сближению и совместной деятельности. Индифферентные чувства предполагают проявления нейтрального отношения к партнеру. Сюда можно отнести безучастность, безразличие, равнодушие и пр. Дизъюнктивные чувства выражаются в проявлении различных форм негативных эмоции и состоянии, что расценивается партнером как отсутствие готовности к дальнейшему сближению и общению. В отдельных случаях эмоциональное содержание межличностных отношений может быть амбивалентным (противоречивым).

Конвенциональные проявления эмоций и чувств в формах и способах, характерных для тех групп, представители которых вступают в межличностные контакты, могут, с одной стороны, способствовать взаимопониманию общающихся, а, с другой стороны, затруднять взаимодействие (например, если общающиеся принадлежат к разным этническим, профессиональным, социальным и иным группам и используют различные невербальные средства общения).

Поведенческий компонент межличностных отношений реализуется в конкретных действиях. В случае если один из партнеров нравится другому, поведение будет доброжелательным, направленным на оказание помощи и продуктивное сотрудничество. Если же объект не симпатичен, то интерактивная сторона общения будет затруднена. Между этими поведенческими полюсами имеется большое количество форм интеракции, реализация которых обусловлена социокультурными нормами групп, к которым принадлежат общающиеся.

Интерперсональные отношения зарождаются, закрепляются, достигают определенной зрелости, после чего могут ослабляться и потом прекращаться. Они развиваются в континууме, имеют определенную динамику.

В своих работах Н. Н. Обозов исследует основные типы межличностных отношений, но не рассматривает их динамику. Американские исследователи также выделяют несколько категорий групп, основой которых является близость межличностных отношений (знакомые, хорошие друзья, близкие друзья и лучшие друзья), но анализируют их несколько изолированно, не раскрывая ход их развития.

Динамика развития межличностных отношений во временном континууме проходит несколько этапов (стадий): знакомство, приятельские, товарищеские и дружеские отношения. Процесс ослабления межличностных отношений в «обратную» сторону имеет такую же динамику (переход от дружеских к товарищеским, приятельским и затем идет прекращение отношений). Длительность каждого этапа зависит от многих составляющих межперсональных отношений.

Процесс знакомства осуществляется в зависимости от социокультурных и профессиональных норм общества, к которому принадлежат будущие партнеры по общению.

Приятельские отношения формируют готовность -- неготовность к дальнейшему развитию межличностных отношений. Если позитивная установка у партнеров сформирована, то это является благоприятной предпосылкой к дальнейшему общению.

Товарищеские отношения позволяют закрепить межличностный контакт. Здесь происходит сближение взглядов и оказание поддержки друг другу (на этом этапе используются такие понятия, как «поступить по-товарищески», «товарищ по оружию» и пр.). Межличностные отношения на этой стадии характеризуются устойчивостью и определенным взаимным доверием. В многочисленных популярных публикациях по оптимизации межличностных отношений даются рекомендации по использованию разнообразных приемов, позволяющих вызывать расположение, симпатию партнеров по общению.

Несмотря на сходство взглядов, оказание эмоциональной и деятельностной поддержки друг другу, между друзьями могут существовать и определенные разногласия. Можно выделить утилитарную (инструментально-деловую, практически действенную) и эмоционально-экспрессивную (эмоционально-исповедальную) дружбу. Дружеские отношения проявляются в различной форме: от межличностной симпатии до взаимной потребности в общении. Такие отношения могут развиваться как в официальной обстановке, так и в неофициальной. Дружеские отношения, по сравнению с товарищескими, характеризуются большей глубиной и доверительностью. Друзья откровенно обсуждают друг с другом многие аспекты своей жизнедеятельности, в том числе личностные особенности общающихся и общих знакомых.

Важной характеристикой дружеских отношений является доверие. Т. П. Скрипкина в своих исследованиях раскрывает эмпирические корреляты доверия людей к другим людям и к себе.

Дружеские отношения в молодые годы сопровождаются интенсивными контактами, психологической насыщенностью и большей значимостью. При этом высоко ценятся чувство юмора и общительность.

Взрослые в дружеских отношениях больше ценят отзывчивость, честность и социальную доступность. Дружеские отношения в этом возрасте более стабильны. «В активном среднем возрасте акцент на психологическую интимность как важнейший признак дружбы несколько ослабевает и дружеские отношения утрачивают свой ореол тотальности».

Дружеские отношения у старшего поколения большей частью связаны с семейными узами и людьми, которые имеют одинаковый с ними жизненный опыт и ценности.

 

1.3. Возрастные особенности и межличностные отношения студентов

 

   Юность - период жизни после отрочества до взрослости, включающий в свои рамки возраст от 16-17 до 22.

   Особенности юношеского возраста изучали такие учёные, как В. Н. Колюцкий, И. Ю. Кулагина, В. С. Мухина, Л. Ф. Обухова, А. В. Толстых, И. В. Шаповаленко, Д. Б. Эльконин и другие.

   Юношеский возраст - период индивидуальной жизни, в котором становится способность деятельно, практически соотносить цели, ресурсы и условия для решения задач строительства собственной жизни, перспективы, характерной для взрослого человека (решение профессиональной, производственной задачи; проявление общественной позиции; осуществление общественно значимого поступка или действия; построение собственной семьи и т.п.) 

   Юношеский возраст - возраст роста силы Я, его способности проявить и сохранить свою индивидуальность; в это время уже есть основания для преодоления страха утраты своего Я в условиях групповой деятельности или интимной близости, или дружбы .

   В юности у молодого человека возникает проблема выбора жизненных ценностей. Юность стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе, по отношению к другим людям, а также к моральным ценностям.

   Важное значение для развития личности в юношеском возрасте имеет общение со сверстниками. Общение со сверстниками - это специфический канал информации, вид межличностных отношений, а также один из видов эмоционального контакта.

   Становится актуальным поиск спутника жизни и единомышленников, возрастает потребность в сотрудничестве с людьми, укрепляются связи со своей социальной группой, появляется чувство интимности с определенными людьми.

   Межличностные отношения в юности имеют свои особенности. Вовлечение юношества в орбиту уже не детских интересов побуждает к интенсивной перестройке взаимоотношений с окружающими людьми. Взаимоотношения со сверстниками подразделяются на товарищеские и дружеские, а отношения со взрослыми на личные и деловые. В целом вся система взаимоотношений в юности становится сложнее, чем в подростковый период и в ней юноши и девушки начинают играть множество различных социальных ролей. Всевозможные отношения, в которые включаются юноши и девушки, теряют непосредственный характер и своеобразные детские черты, превращаются в такие, которые внешне и внутренне похожи на отношения, существующие между взрослыми людьми. Их основой становятся взаимное уважение и равноправие.

   Межличностные отношения, общение занимают все больше времени, причем большая часть времени, затрачиваемого на общение, приходится на общение со сверстниками.

   Юноши и девушки, образно говоря, находятся в постоянном поиске общения. Жадное стремление к новому опыту, настоятельная потребность разрешить обуревающие их проблемы заставляют их надеяться (чаще еще неосознанно), что в потоке людей, встречающихся на их пути, их ждет много интересных, важных, необычных знакомств. Поэтому, как правило, интерес вызывает каждое новое лицо, появившееся в поле зрения.

   Признанием и уважением у юношей и девушек пользуются такие сверстники, которые являются их близкими друзьями. С остальными поддерживаются только товарищеские или приятельские отношения.

   Особой популярностью среди юношества пользуются те, которые сами по-доброму относятся к людям. То есть, отзывчивые, сдержанные, добродушные, обладающие чувством юмора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей межличностных отношений студентов

 

2.1. Цели, задачи, гипотеза, методы эмпирическое исследования

 

Цель данной работы состоит в следующем: выявить психологические особенности межличностных отношений в студенческой среде.

Задачи:

  1. изучить уровень коммуникативного контроля школьников и студентов;
  2. выявить типы межличностных отношений студентов и школьников;
  3. провести сравнительный анализ психологических особенностей межличностных отношений студентов и школьников.

Объект исследования: студенты выпускного курса психолого-педагогического факультета СОГПИ и старшеклассники СОШ №3 г. Владикавказа в процессе межличностных отношений.

Предмет исследования: психологические особенности межличностных отношений студентов.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что существуют психологические особенности межличностных отношений студентов; в частности, межличностные отношения студентов отличаются от межличностных отношений школьников:

а) уровнем коммуникативного контроля;

б) преобладающим типом отношений к людям в самооценке и взаимооценке (доминирование, дружелюбность).

 

 

 

В качестве методов исследования были использованы:

  1. психодиагностика с помощью «Методики диагностики уровня коммуникативного контроля» (М. Снайдера) и «Методики диагностики межличностных отношений» (Т. Лири);
  2. методы математической статистики (первичная обработка);
  3. сравнительный анализ.

Выборочную совокупность исследования составили 2 группы: 17 студентов СОГПИ БП-ПО4 курса в возрасте 20-22 лет и 18 школьников 11 «А» класса СОШ №3 – 17-18 лет.

 

2.2. Ход и результаты исследования

 

Методика М. Снайдера предназначена для изучения уровня коммуникативного контроля: низкого, среднего или высокого. Согласно М. Снайдеру, люди с высоким коммуникативным контролем постоянно следят за собой, хорошо осведомлены, где и как себя вести. Управляют своими эмоциональными проявлениями. Вместе с тем они испытывают значительные трудности в спонтанности самовыражения, не любят непрогнозируемых ситуаций. Люди с низким коммуникативным контролем непосредственны и открыты, но могут восприниматься окружающими как излишне прямолинейные и навязчивые.

Тест имеет деление уровней коммуникативного контроля по следующим градациям: низкий уровень коммуникативного контроля – личность характеризуется высоким уровнем импульсивности в общении и взаимодействии с окружающими, низкой дифференцированностью поведения, что вызывает раскованность во взаимодействии с партнерами по общению; средний уровень коммуникативного контроля – личность характеризуется сдержанностью и низкой эмоциональностью в общении, искренностью и непосредственностью при взаимодействии с окружающими; высокий уровень коммуникативного контроля – личность характеризуется достаточно высоким уровнем эмоциональной сдержанности и контроля своего поведения при взаимодействии с окружающими.

На рисунках 1 и 2 приведены диаграммы коммуникативного контроля студентов и школьников. Из них видно, что у студентов преобладает высокий коммуникативный контроль 70%, средний 30%, а у школьников средний 67%, высокий – 22%, а низкий 11%.

 

Рисунок 1. Диаграмма результатов диагностики уровня коммуникативного контроля в группе студентов

 

 

Рисунок 2. Диаграмма результатов диагностики уровня коммуникативного контроля старшеклассников

Далее нами было осуществлено исследование межличностных отношений с помощью теста Т. Лири. С помощью данной методики мы выявили преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке, результаты представлены в баллах на рисунке 3.

 

Рисунок 3. Диаграмма результатов сравнительного анализа типов межличностных отношений по Т. Лири в группах студентов и старшеклассников

 

Из рисунка 3 видно, что у студентов преобладает авторитарный тип межличностных отношений (15 баллов), что говорит о властности, энергичности, успешности в делах, лидерских качествах, а у школьников преобладает дружелюбие и зависимость (по 12 баллов) – это говорит о дружелюбности со всеми, ориентировании на принятие и социальное одобрение, стремлении удовлетворить требования всех, "быть хорошим" для всех без учета ситуации, стремлении к целям микрогрупп имеют развитые механизмы вытеснения и подавления, конформности, мягкости, ожидание помощи и советов, доверчивости, склонности к восхищению окружающими, вежливости.

Информация о работе Эмпирическое исследование особенностей межличностных отношений студентов