Эмпирическое исследование особенностей креативности у подростков с различными типами акцентуаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2015 в 00:19, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Подростковый возраст занимает важную фазу в общем процессе становления человека как личности, когда в процессе построения нового характера, структуры и состава деятельности ребенка закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. Его обычно характеризуют как переломный, переходный, критический. Этот возраст является сенситивным периодом развития креативности, оказывающим влияние на становление личности в целом. Феномен креативности изучали такие ученые как К. Роджерс, Е. Торренс, Дж. Гилфорд, Х. Гейвин, В. Н. Козленко, В. Г. Каменская, И. Е. Мельникова и др.

Содержание

Введение..................................................................................................................3
ГЛАВА I. Теоретический подход в изучении акцентуаций характера и креативности в подростковом возрасте………………………………………5
Определение акцентуаций характера и их влияние на развитие подростка…………………………………………………………………...5
Различные подходы к пониманию креативности……………………….10
Особенности развития креативности в подростковом возрасте……….12
Вывод по главе I…………………………………………………………………17
ГЛАВА II. Эмпирическое исследование особенностей креативности у подростков с различными типами акцентуаций…………………………..18
Описание применяемых методик………………………………………..18
Методы статистической обработки……………………………………..24
Анализ и интерпретация полученных данных…………………………26
Вывод по главе II………………………………………………………………..34
Заключение……………………………………………………………………..35
Список литературы……………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Взаимосвязь особенностей креативности и типов акцентуаций у подростков.docx

— 294.94 Кб (Скачать файл)

 

 

Из полученных результатов, мы выявили ярко выраженные акцентуации и отобразили их в таблице 7, а также представили на диаграмме 2.

Таблица 7.

Акцентуации характера у подростков (по К. Леонгарду – С. Шмишеку)

№ п/п

Ф.И.

Типы акцентуаций

Смешанные типы

Д

З

П

В

Г

Д

Т

А

Э

Ц

ГЦ

ГА

ЦА

ЭЗ

ДВ

1

Ч.М

                       

+

   

2

Т.А.

                   

+

       

3

Б.Е.

                     

+

     

4

С.О.

                   

+

       

5

С.А.

                     

+

     

6

М.А

                       

+

   

7

К.А.

       

+

                   

8

У.И.

                   

+

       

9

Ч.Г.

                         

+

 

10

К.А.

       

+

                   

11

М.О.

                 

+

         

12

К.Е.

               

+

           

13

Ц.К.

                       

+

   

14

Л.Я.

                 

+

         

15

С.Г.

 

+

                         

16

Ц.П.

                         

+

 

17

Г.К.

                           

+

18

З.А.

       

+

                   

19

М.И.

                 

+

         

20

А.Г.

         

+

                 

21

С.Е.

       

+

                   

22

Ч.М.

                     

+

     

23

Р.Р.

             

+

             
 

Всего

0

1

0

0

4

1

0

1

1

3

3

3

3

2

1


 

 

Условные обозначения:

 Д – Демонстративный, З – Застревающий, П – Педантичный, В – Возбудимый, Г – Гипертимный, Д – Дистимный, Т – Тревожный, А – Аффективно – экзальтированный, Э – Эмотивный, Ц – Циклотимный

 

Диаграмма 2

Также мы рассчитали средние значения показателей шкал (акцентуаций) в общей выборке тестируемых и представили их в виде диаграммы 3.

Диаграмма 3

При выявлении типов акцентуаций у подростков выяснилось, что наиболее представленными оказались такие типы личности как гипертимный, циклотимный, гипертимно - экзальтированный, циклотимно - экзальтированный и гипертимно - циклотимный. Средние значения по этим типам по сравнению с остальными отклоняются в сторону увеличения. Таким образом, исходя представленных данных, можно сказать, что дети подросткового возраста данной выборки характеризуются выраженностью гипертимного, циклотимного и экзальтированного  типов.

На последнем этапе исследования, с помощью корреляционного анализа мы выявили взаимосвязь между креативностью и типами акцентуаций.

Корреляции переменных показателей креативности и типов личности  приведены в таблице 8.

Экзальтированный тип положительно коррелировал с оригинальностью мышления (r = 0,575, p<0,01).

Дистимный тип положительно коррелировал с разработанностью мышления(r  =  0 ,597, p<0,01).

Таблица 8.

Корреляция переменных показателей креативности и типов акцентуаций

 

Гибкость

Беглость

Оригинальность

Разработанность

Демонстративный тип

- 0,159

-0,404

-0,144

-0,349

Застревающий тип

-0,277

-0,181

-0,050

-0,293

Педантичный тип

-0,305

0,067

0,181

0,353

Возбудимый тип

-0,054

-0,218

-0,037

-0,105

 

Гибкость

Беглость

Оригинальность

Разработанность

Гипертимный тип

0,187

0,226

0,362

0,028

Дистимный тип

0,034

0,259

0,031

0,597**

Тревожный тип

0,328

-0,039

0,410

0,370

Экзальтированный тип

0,024

0,369

0,575**

0,178

Эмотивный тип

-0,221

0,356

0,191

0,312

Циклотимный тип

0,162

0,295

0,271

-0,247


 

 

Примечание: *Р < 0,05; **Р < 0,01, n = 23.

 

Из таблицы видно, что сила корреляционной связи оригинальности мышления и экзальтированного типа акцентуации средняя при коэффициенте корреляции  r = 0,575. Сила корреляционной связи разработанности мышления и дистимного типа акцентуаций тоже средняя при коэффициенте корреляции r = 0,597. Оба результата имеют высокую значимость.

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод по главе II.

Для реализации поставленных задач, мы использовали две методики на изучение креативности и типов акцентуаций.

По итогам опросника К. Леонгарда – С. Шмишека, мы выявили преобладания гипертимного, циклотимного и экзальтированного типов акцентуаций.

С помощью теста П. Торренса мы выявили уровни развития особенностей креативного мышления: большая часть подростков данной выборки имеют высокие показатели по гибкости и беглости мышления, и средние – по оригинальности и разработанности. Данные показатели соответствуют возрастным нормам.  

Также, для выявления взаимосвязи между креативностью и акцентуациями, данные подвергались корреляционному анализу. Были получены следующие результаты.

Экзальтированный тип положительно коррелировал с оригинальностью мышления, при коэффициенте корреляции r = 0,575. Это значит, что чем больше у подростка будет выражен данный тип акцентуации, тем более высокой оригинальностью мышления он будет обладать;

Дистимный тип положительно коррелировал с разработанностью мышления, при коэффициенте корреляции r  =  0 ,597. Выходит, что чем больше у подростка будут выражены черты дистимного типа личности, тем более высокий уровень разработанности мышления он будет иметь.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Существует много определений креативности и акцентуаций характера. Проанализировав теоретический материал по проблеме исследования, мы выделили следующие понятия, которые, наш взгляд, обобщают смысл различных подходов в трудах психологов.

Вот как понимается креативность разными авторами [4, с. 276]:

  • способность к творчеству;
  • интеллектуальное творчество;
  • нечто новое, оригинальное;
  • отдаленные ассоциации;
  • реструктурирование целостной системы;
  • необычное кодирование информации;
  • дивергентное мышление;
  • результат (либо отсутствие) внутриличностных конфликтов;
  • выход за переделы уже имеющихся знаний;
  • нетрадиционное мышление, позволяющее быстро разрешить проблемную ситуацию, и т. д.

Анализ психолого-педагогической литературы  показал, что в подростковом возрасте в развитии  личности  просматриваются некоторые  особенности  детей данного возраста, которые влияют на развитие творческих способной. Одним из факторов, с которыми может быть связано развитие креативных способностей в подростковом возрасте являются акцентуации характера.

Под акцентуациями подразумевают чрезмерно выраженные черты характера, которые наиболее явно проявляются в подростковом возрасте. Проблемой акцентуаций характера в зарубежной литературе занимались такие исследователи как К.Р.Леонгард, В.М.Бехтерев, П.Б.Ганнушкин, О.В.Кербиков и другие.

По итогам проведенного исследования, ниже описаны следующие результаты взаимосвязи креативности  и типов акцентуаций, полученные с помощью корреляционного анализа:

1. Обнаружена взаимосвязь  креативности (оригинальность) и экзальтированного типа акцентуации.

Главная особенность экзальтированного типа — бурная, эмоциональная реакция на события. Подростки этого типа легко приходят в восторг от радостных событий и в отчаяние — от печальных, но при этом не имеют склонности к депрессивным реакциям, поскольку снова легко поддаются радости. Внутренняя впечатлительность и переживания сочетаются с их ярким внешним проявлением. В высказываниях экзальтированных личностей постоянно используются повышенные тона, яркие описания, красочные обороты. У них сильна тяга ко всему прекрасному.

Л. С. Выготский считал, что творчество опирается, прежде всего, на эмоции. Эмоция обладает способностью подбирать впечатления или образы, которые созвучны тому настроению, которое владеет нами в данную минуту. Да и многие свидетельства творческих гениев говорят о большой роли в процессе творчества эмоциональных переживаний.

Тонкие переживания, связанные с увлечением искусством, красотой природы, поиском красоты и смысла жизни, приводят к тому, что людей экзальтированного типа много среди художников, музыкантов и поэтов.

В результате, если подросток владеет силой и выраженностью эмоционального реагирования, повышенной чувствительностью, легко приходит в восторг от радостных событий и отчаяние от печальных, легко воодушевляется, способен глубоко и горячо отдаваться делу, то уровень оригинальности мышления у такого подростка будет высоким.

2. В процессе исследования  также была обнаружена взаимосвязь  креативности (разработанность) и дистимного  типа акцентуации.

Разработанность мышления понимается, как способность детально разрабатывать возникшие идеи.  Здесь имеется в виду не просто настойчивость, собранность и волевой настрой на завершение начатого, а именно способность к доработке деталей, к «доведению», к совершенствованию первоначального замысла. Данными качествами как раз и обладает личность с дистимным типом акцентуации. Такие люди отличаются серьезностью во всем, высокими моральными принципами. К обязанностям относятся очень добросовестно, с большой ответственностью. Работу они выполняют аккуратно и тщательно, всегда доводят ее до конца.

Следовательно, чем выше показатели у подростка по дистимному типу акцентуации, тем более высокий уровень разработанности мышления он будет иметь.

Таким образом, полученные в ходе исследования результаты подтверждают гипотезу о том, что имеется взаимосвязь между особенностями креативности и типами акцентуаций у подростков.

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Книги одного автора:

  1. Богомолов В. Тестирование детей [Текст] / В. Богомолов. – Ростов н/Д.: Феникс, 2003. – 352 с.
  2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л.И. Божович. – М.: Институт практической психологии, 1995. – 352 с.
  3. Буторина О.В. Кросскультурное исследование креативности в управленческом потенциале руководителя / О. В. Буторина // Психология XXI века: Материалы Международной научно-практической конференции студентов и аспирантов. – СПб., 2003. – С. 276.
  4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1991. – 287 с.
  5. Гейвин Х. Когнитивная психология. [Текст] / Х. Гейвин. – СПб.: Питер, 2003. – 268 с.
  6. Дружинин В.Н. Психология общих способностей [Текст] / В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 1999. — 368 с.
  7. Занковский А.И. Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность [Текст] / А.И. Занковский // Сб. науч. тр. Свердловск: СИПИ, 1990. – С. 28.
  8. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одарённости [Текст] / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2011. – 434 с.
  9. Леонгард К. Акцентуированные личности [Текст] / К. Леонгард. — Берлин, 1976. – 328 с.
  10. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. [Текст] / А.Е. Личко. – Изд. 2-е, доп. и перераб. – Л. Медицина, 1985. – 416 с.
  11. Козленко В.Н. Проблема креативности личности [Текст] / В.Н. Козленко // Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. – М., 1990. – С. 131-148.
  12. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет [Текст] / И.Ю. Кулагина. – Ун-т Рос. акад. образования. – 5-е изд. - М.: Изд-во УРАО, 1999. – 175 с.
  13. Крутецкий В.А. Психология [Текст] / В.А. Крутецкий. – Учебник для учащихся пед. училищ. – М.: Просвещение, 1980.—352 с.
  14. Лейтес Н.С. Возрастные предпосылки умственных способностей [Текст] / Н.С. Лейтес. - Советская педагогика. –1974. – № 1. – С. 97—107.
  15. Лук А.Н. Мышление и творчество [Текст] / А.Н. Лук. Философская библиотечка для юношества. М.: Изд-во Политической литературы, 1976 г. – 144 с.
  16. Мостовая И. Акцентуации личности и их роль в профессиональной деятельности [Электронный ресурс] / Режим доступа:

Информация о работе Эмпирическое исследование особенностей креативности у подростков с различными типами акцентуаций