Эмпирическое исследование нравственного воспитания подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 10:51, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования – подростки 13-14 лет.
Предмет исследования – психолого-педагогические особенности нравственного воспитания подростков.
Задачи:
- Рассмотреть сущность и понятие нравственного воспитания подростка;
- Охарактеризовать психолого-педагогические подходы изучения проблемы нравственного воспитания личности;
- Проанализировать основные психологические проблемы нравственного воспитания подростка;
- В практической части провести эмпирическое исследование нравственного воспитания подростков;

Содержание

Введение 3
1. Психология нравственного воспитания личности 5
1.1 Сущность нравственного воспитания подростка 5
1.2 Психолого-педагогические подходы к исследованию проблемы
нравственного воспитания личности 9
1.3 Психологические проблемы нравственного воспитания
подростка 14
2. Эмпирическое исследование нравственного воспитания
подростка 17
2.1 Анализ диагностических методик изучения нравственного
воспитания подростка 17
2.2 Диагностическая схема исследования нравственного воспитания
Подростков 20
2.3 Анализ результатов диагностического исследования 21
2.4 Психолого-педагогические рекомендации по формированию
нравственной культуры 28
Заключение 31
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 79.99 Кб (Скачать файл)

План:

 

Введение                                                                                                  3

1. Психология нравственного  воспитания личности                                5

1.1 Сущность нравственного  воспитания подростка                                5

1.2 Психолого-педагогические  подходы к исследованию проблемы

      нравственного  воспитания личности                                                   9

1.3 Психологические  проблемы  нравственного   воспитания 

     подростка                                                                                                14 

2. Эмпирическое  исследование    нравственного  воспитания 

    подростка                                                                                                 17

2.1 Анализ диагностических  методик изучения нравственного 

      воспитания  подростка                                                                           17

2.2 Диагностическая схема  исследования  нравственного  воспитания 

     Подростков                                                                                              20

2.3 Анализ результатов  диагностического  исследования                      21

2.4 Психолого-педагогические  рекомендации по формированию

      нравственной  культуры                                                                        28

Заключение                                                                                                  31

Список литературы                                                                                     33

Приложение                                                                                          35 - 41

 

 

 

Введение

 

Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена.  Недостатки и просчеты нравственного воспитания обусловлены обострившимися жизненными противоречиями. Именно поэтому школа, а в частности учитель, решая задачи воспитания, должны опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности. Этому поможет нравственное воспитание, органически вплетенное в учебно-воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть.[2]

Поэтому актуальность проблемы воспитания подростков связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

- во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

- Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

- В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.

- В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют подростка о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.[20]

Исследуемая проблема нашла отражение в фундаментальных работах А.М. Архангельского, Н.М. Болдырева, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, И.Ф. Харламова и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания. Такие педагоги как Н.М. Болдырев, Л.А. Матвеева, Л.И. Божович и многие другие исследовали нравственное воспитание рассматривают в разных аспектах.

Однако решение задач нравственного воспитания в процессе формирования учебной деятельности не достаточно исследовано, в связи с этим, целью исследования является изучение основных аспектов нравственного воспитания  школьников.

Объект исследования – подростки 13-14 лет.

Предмет исследования – психолого-педагогические особенности нравственного воспитания подростков.

Задачи:

- Рассмотреть сущность  и понятие нравственного воспитания  подростка;

- Охарактеризовать психолого-педагогические  подходы изучения проблемы нравственного  воспитания личности;

- Проанализировать основные  психологические проблемы нравственного  воспитания подростка;

- В практической части  провести эмпирическое исследование  нравственного  воспитания подростков;

- По результатам исследования  дать психолого-педагогические рекомендации  по формированию нравственной  культуры.

При выполнении работы использовались журналы, статьи и литература таких  авторов, как  Лагодина Е.Н., Рахимов А.З., Артюхова И.В., Рубинштейн С.Л. и т.д.

 

1. Психология нравственного  воспитания личности

 

1.1 Сущность нравственного воспитания подростка

 

Еще В.А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека». Василий Андреевич говорил: «Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное».

Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру – учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу – все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать».[31]

 Школа является основным  звеном в системе воспитания  подрастающего поколения. На каждом  этапе обучения ребенка доминирует  своя сторона воспитания.

 В воспитании школьников, считает Ю.К. Бабанский, такой стороной будет нравственное воспитание: дети овладевают простыми нормами нравственности, научатся следовать им в различных ситуациях. Учебный процесс тесно связан с нравственным воспитанием.

В условиях современной школы, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось по своей внутренней структуре, в нравственном воспитании возрастает роль учебного процесса. Содержательная сторона моральных понятий обусловлена научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные предметы. Сами нравственные знания имеют не меньшее значение для общего развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам [5]

Н.И. Болдырев отмечает, что специфической особенностью нравственного воспитания является то, что его нельзя обособить в какой-то специальный воспитательный процесс.

Формирование морального облика протекает в процессе все многогранной деятельности детей, в тех разнообразных отношениях, в которые они вступают в различных ситуациях со своими сверстниками, с детьми моложе себя и с взрослыми.

 Тем не менее, нравственное  воспитание является целенаправленным  процессом, предполагающим определенную  систему содержания, форм, методов  и приемов педагогических действий. [8]

Рассматривая систему нравственного воспитания, Н.Е. Ковалев, Б.Ф. Райский, Н.А. Сорокин и Л.А. Григорович  различают несколько аспектов:

Во-первых, осуществление согласованных воспитательных влияний учителя и ученического коллектива в решении определенных педагогических задач, а внутри класса – единство действий всех учащихся.

Во-вторых, использование приемов формирования учебной деятельности нравственным воспитанием.

В-третьих, под системой нравственного воспитания понимается также взаимосвязь и взаимовлияние воспитываемых в данный момент моральных качеств у детей.

В-четвертых, систему нравственного воспитания следует усматривать и в последовательности развития тех или иных качеств личности по мере роста и умственного созревания детей.[12]

 В своих исследованиях они  обращаются к формированию нравственных  мотивов поведения, оценки и самооценки  нравственного поведения.

Процесс воспитания в школе строится на принципе единства сознания и деятельности, исходя из которого формирование и развитие устойчивых свойств личности возможно при ее деятельном участии в деятельности.

«Практически любая деятельность имеет нравственную окраску», считает О.Г. Дробницкий [13], в том числе и учебная, которая, по мнению Л.И. Божович, «обладает большими воспитательными возможностями». В подростковом возрасте она в большей степени влияет на развитие школьника, определяет появление многих новообразований. В ней развиваются не только умственные способности, но и нравственная сфера личности. [6].

В результате регламентированного характера процесса, обязательного систематического выполнения учебных поручений у подростка складываются нравственные знания, характерные для учебной деятельности, нравственные отношения, указывает И.Ф. Харламов.

Учебная деятельность, являясь в младшем школьном возрасте ведущей, обеспечивает усвоение знаний в определенной системе, создает возможности для овладения учащимися приемами, способами решения различных умственных и нравственных задач.

Учителю принадлежит приоритетная роль в воспитании и обучении школьников, в подготовке их к жизни и общественному труду. Учитель всегда является для учащихся примером нравственности и преданного отношения к труду. Проблемы нравственности школьников на сегодняшнем этапе развития общества особенно актуальны. [32]

Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени. Существенным признаком процесса нравственного воспитания является его концентрическое построение: решение воспитательных задач начинается с элементарного уровня и заканчивается более высоким.

Для достижения целей используются все усложняющиеся виды деятельности. Этот принцип реализуется с учетом возрастных особенностей учащихся.

Процесс нравственного воспитания динамичный и творческий: учителя постоянно вносят в него свои коррективы, направленные на его совершенствование.

Все факторы, обусловливающие нравственное становление и развитие личности школьника, И.С. Марьенко разделяет на три группы: природные (биологические), социальные и педагогические. Во взаимодействии со средой и целенаправленными влияниями школьник социализируется, приобретает необходимый опыт нравственного поведения.

На нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений.[22]

Одна из задач воспитания – правильно организовать деятельность ребенка. В деятельности формируются нравственные качества, а возникающие отношения могут влиять на изменение целей и мотивов деятельности, что в свою очередь влияет на усвоение нравственных норм и ценностей организаций. Деятельность человека выступает и как критерий его нравственного развития.

 Необходимое звено  в процессе нравственного воспитания  – моральное просвещение, цель  которого – сообщить ребенку  совокупность знаний о моральных  принципах и нормах общества, которыми он должен овладеть. Осознание и переживание моральных  принципов и норм прямо связано  с осознанием образцов нравственного  поведения и способствует формированию  моральных оценок и поступков. [26]

Итак, анализ нравственного воспитания школьников позволяет сделать вывод о том, что учеными наработаны интересные подходы к данному вопросу, которые можно взять на вооружение при повышении нравственного воспитания школьников.

 

 

1.2 Психолого-педагогические подходы к исследованию проблемы нравственного воспитания личности

 

 Осознание важности, нужности новых обязанностей и дел предопределяет готовность ребенка выполнять новые требования взрослых: добросовестно готовить школьные задания, старательно овладевать знаниями, активно участвовать в жизни класса. Ученые в области педагогики выявили, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. [4]

Работая над проблемами нравственной воспитанности подростков, надо учитывать их возрастные и психологические особенности:

1) Склонность к игре. В  условиях игровых отношений ребенок  добровольно упражняется, осваивает  нормативное поведение. В играх, более чем где-либо, требуется  от ребенка умение соблюдать  правила. Нарушение их дети с  особой остротой подмечают и  бескомпромиссно выражают свое  осуждение нарушителю.

Информация о работе Эмпирическое исследование нравственного воспитания подростка