Эмоциональные и поведенческие нарушения детского возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 11:55, реферат

Краткое описание

Поведенческие нарушения нередко ставят в тупик не только родителей, но и опытных педагогов, так как воспитательные меры оказываются недостаточными для исправления подростков.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
1. Поведенческие нарушения детского возраста……………………………6
1.1. Гиперкинетическое расстройство поведения
1.2. Расстройство поведения, ограничивающееся семьей
1.3. Несоциализированное расстройство поведения
1.4. Социализированное расстройство поведения
1.5. Делинквентное поведение
1.6. Ранняя алкоголизация и наркотизация (аддиктивное поведение)
1.7. Девиации сексуального поведения
2.Эмоциональные расстройства, специфические для детского возраста
2.1. Диссоциативные (конверсионные) расстройства
2.2. Обсессивно-компульсивные расстройства
2.3. Тикозные расстройства
Заключение…………………………………………………………………….18
Список литературы……………………………………………………………19

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 98.50 Кб (Скачать файл)

Преходящий подростковый гомосексуализм обычно обуславливается  ситуацией. Часто он проявляется  в закрытых учебных заведениях, где сосредотачиваются подростки одного пола. У младших подростков эта девиация может обуславливаться соблазнением, развращением, подражанием и принуждением. Эта девиация чаще обнаруживается у подростков мужского пола, чем у девушек. Возможность возникновения преходящего гомосексуализма объясняется недостаточной зрелостью полового влечения. В отличие от истинного гомосексуализма - всегда привлекателен объект противоположного пола.

Психогенное патологическое формирование личности. Это аномальное становление незрелой личности детей и подростков под влиянием:

уродливого воспитания и хронических психотравмирующих  ситуаций;

тяжелых переживаний  жизненных трудностей;

затяжных неврозов;

дефектов органов чувств и тела или хронических заболеваний.

В их развитии играют роль неправильное воспитание, в результате чего нередко присоединяются нарушения поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Эмоциональные расстройства, специфические для детского возраста.

 

Тревожное расстройство в связи с разлукой в детском возрасте.

Фобическое тревожное расстройство детского возраста

Социальное тревожное  расстройство детского возраста

Расстройство сиблингового соперничества

Другие эмоциональные  расстройства детского возраста

Тревожное расстройство в связи с разлукой в детском  возрасте.

 

Традиционно расстройство считается следствием неудовлетворительного разрешения конфликта между стремлением к самостоятельности и страхом отрыва от опекаемых лиц. В большинстве случаев это результат неправильного стиля воспитания - потворствующей гиперпротекции. Некоторые родители обучают детей быть чрезмерно боязливыми, преувеличивая внешние опасности и свою опеку. Одна из причин расстройства - психотравматизация ребенка в грудном возрасте в связи с реальным расставанием с матерью.

Определенную роль играет генетический фактор. У родителей  таких детей выше, чем в популяции процент тревожно-депрессивных расстройств. Расстройство обнаруживается до 4 летнего возраста и наибольшие клинические проявления приходятся на начало школьного обучения. Для таких детей характерно то, что психологически понятные страхи приобретают сверхценный характер.

У детей младшего возраста (4-8 лет) в большей степени выражены конкретные опасения в связи с возможным расставанием с матерью или другими близкими например, в результате того, что ребенка украдут, потеряют, убьют. Ребенок постоянно стремится удержать рядом с собой своих родителей и требует внимания. Он нередко беспокоится о том, что с родителями может произойти несчастный случай или они заболеют. Тревожное расстройство этого типа является одной из причин отказа посещать детский сад или школу.

Нежелание расстаться может  распространяться на любимые игрушки  или знакомые места. У детей более  старшего возраста (9-12 лет) и подростков чрезмерное волнение и беспокойство вызывают повседневные стрессоры, такие события, как экзамены, участие в общественной деятельности с другими детьми и т.п. Ситуации, связанные с расставанием с объектом привязанности сопровождаются соматическими симптомами: тошнота, рвота, боли в животе, головные боли.

 

 

    1. Диссоциативные (конверсионные) расстройства.

 

Чаще возникают в подростковом возрасте, реже в детском. Характеризуются разнообразными соматовегетативными, двигательными, чувствительными и эмоциональными расстройствами. В возникновении этих расстройств, важная роль принадлежит истерическим чертам характера, а так же воспитанию по типу "кумир семьи". Большое значение имеет механизм бегства в болезнь, своеобразная патологическая защита личности от трудных для нее ситуаций. В основе лежит конфликт, связанный с противоречием между желаемыми и реальными достижениями, ущемленным положением.

У детей младшего возраста конверсионные расстройства могут  возникать непосредственно в ответ на психотравмирующее воздействие (наказание, отказ в просьбе, разлука с матерью). Проявляется истерическими реакциями, связанными со стремлением достичь желаемого. Ребенок с криком и плачем падает, беспорядочно бьется руками, ногами, головой о пол, выгибает спину дугой, такие состояния могут повторяться до 10 -20 раз в день.

Частыми двигательными  расстройствами являются астазия - абазия т.е. неспособность стоять и ходить при сохранении активных и пассивных  движений в лежачем положении. Наблюдаются, как правило, у девочек подростков. Значительно реже у детей наблюдаются такие проявления, как параличи, парезы, нарушения походки, нарушение способности нормально видеть и слышать. Чаще чем двигательные у детей встречаются соматовегетативные расстройства.

Они проявляются болями в животе, сердце, головными болями, затруднением глотания, запорами. Часто в силу чрезмерной впечатлительности, такие дети предъявляют жалобы, которые они наблюдали у взрослых из ближайшего окружения. Особую форму конверсионного расстройства у детей представляет вариант психогенного мутизма, чаще элективного мутизма. Он развивается у детей с речевым недоразвитием и чертами повышенной тормозимости, в условиях повышенной требовательности к речевой деятельности. Ведущая роль принадлежит механизму условной желательности молчания, которое защищает ребенка от речевого общения. Расстройство должно отвечать следующим критериям: Отсутствие физического расстройства, которое могло бы объяснить симптомы, характеризующие данное расстройство (но могут быть физические расстройства, которые дают развитие другим симптомам). Имеется убедительная связь во времени между появлением симптоматики расстройства и стрессовыми событиями, проблемами или потребностями.

 

 

2.2. Обсессивно-компульсивные расстройства.

 

В детском возрасте наблюдается редко, чаще после 12 лет и в подростковом возрасте. Если навязчивые мысли и компульсивные симптомы возникают в детском возрасте, то они часто являются компонентом тревожного или депрессивного расстройства. Основная роль отводится психотравмирующей ситуации, связанной с конфликтом между желанием и чувством долга, а также повышенным требованием к ребенку со стороны родителей. Начало может быть как острым, так и постепенным.

Обсессии могут проявляться  в нескольких формах: навязчивые мысли, навязчивые сомнения, побуждения и фобии. Компульсии (ритуалы) это повторяющиеся, стереотипные движения или внешне целенаправленные поступки. Такие действия сопровождаются субъективным ощущением насильственности, необходимости их выполнения и в то же время желанием не подчиняться этому побуждению. Примером может служить поглощенность числами и счетом, многократное перебирание, перекладывание определенных предметов.

Для детей также характерно соблюдение ритуалов, например, многократное мытьё рук или перепроверка задания. Навязчивые действия осознаются как болезненные, дети часто их стесняются. Они усиливаются в психотравмирующей ситуации. Для постановки диагноза необходимы следующие критерии как обсессии, так и компульсии (или оба вместе) представлены в большинстве дней как минимум в течение двухнедельного периода.

Обсессии (мысли, идеи или  образы) и компульсии (действия) включают следующие признаки, все из которых должны присутствовать:

1. Они воспринимаются  больным, как возникшие в его  собственном разуме и не навязаны окружающими влияниями или лицами.

2. Они повторяются  и неприятны; как минимум, одна  обсессия или компульсия должна пониматься больным как чрезмерная или бессмысленная. В дошкольном и младшем школьном возрасте наиболее частыми проявлениями невроза навязчивых состояний являются тики.

 

 

2.3. Тикозные расстройства.

 

Тиком является непроизвольное, быстрое, повторяющееся, неритмичное движение (обычно вовлекающее в себя ограниченные мышечные группы) или голосовая продукция, которые начинаются внезапно и явно бесцельно. Тики имеют тенденцию переживаться как неодолимые, но обычно они могут быть подавлены на различные периоды времени. И двигательные, и вокальные тики могут быть классифицированы как простые или сложные, хотя границы разграничения плохо определены.

Выделяют транзиторное и хроническое тикозные расстройства. Навязчивые тики возникают на основе различных целесообразных защитных действий (мигание при попадании инородного тела, облизывание губ при сухости, наморщивание лба при низко спущенных волосах.) Имеется потребность в повторении навязчивых действий, при невозможности этого усиливается эмоциональное напряжение и дискомфорт. Навязчивые действия осознаются, как чуждые, дети часто их стесняются.

Тики, как правило, усиливаются  в психотравмирующей ситуации. К навязчивым тикам близко примыкают патологические привычные действия - сосание пальцев, кусание ногтей, вырывание волос. Клинические наблюдения свидетельствуют о том, что при легких формах этого расстройства исход благоприятный. При тяжелых формах, с рецидивирующим течением, происходит формирование патологических черт характера - тревожной мнительности, склонности к опасениям и страхам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение:

 

В детской психиатрии традиционно проводилась дифференциация между эмоциональными расстройствами, специфическими для детского и подросткового возраста, и типом невротических расстройств зрелого возраста. Такая дифференциация основывалась на 4 аргументах. Во-первых, исследовательские данные все время показывали, что большинство детей с эмоциональными расстройствами становятся нормальными взрослыми: только у меньшинства отмечаются невротические расстройства в зрелой жизни. Наоборот, многие невротические расстройства, появившиеся в зрелой жизни, не имеют значимых психопатологических предвестников в детстве. Следовательно, есть существенный разрыв между эмоциональными расстройствами, встречающимися в этих двух возрастных периодах. Во-вторых, многие эмоциональные расстройства в детстве скорее представляют преувеличения нормальных тенденций в процессе развития, чем феномены, которые сами по себе качественно анормальны. В-третьих, в связи с последним аргументом, часто имеются теоретические предположения, что вовлеченные психические механизмы не являются теми же самыми, что и при неврозах у взрослых. В-четвертых, эмоциональные расстройства детского возраста менее ясно дифференцируются на предположительно специфические состояния, такие как фобические расстройства или навязчивые расстройства.

Описанные здесь поведенческие  нарушения нередко ставят в тупик не только родителей, но и опытных педагогов, так как воспитательные меры оказываются недостаточными для исправления подростков. В этих случаях можно добиться заметного успеха с помощью психологов, способных вскрыть истинные причины расстроенного поведения и дать необходимые рекомендации.

 

 

 

Список литературы:

 

1. Ильин Д.Н. Девиантное поведение детей и подростков. С-Петербург. 1999

2. Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии. М, 1998

3. Патология психического развития под. ред. академика А.C. Тиганова. М. Научный центр психического здоровья РАМН. 1998

  1. Раттер М. Помощь трудным детям, М. Прогресс, 1987

5. Справочник по психиатрии под ред. академика А.В. Снежневского. М. 1985


Информация о работе Эмоциональные и поведенческие нарушения детского возраста