Эмоциональное отношение старших дошкольников к сверстникам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 21:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель – исследование эмоционального отношения дошкольников к сверстникам.
Объект исследования - развитие общения детей старших дошкольного возраста со сверстниками.
Предмет исследования – методики исследования эмоционального отношения дошкольников к сверстникам.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
- исследовать проблемы эмоционального отношения старших дошкольников к сверстникам в психолого - педагогической литературе,
- определить понятие эмоции,
- рассмотреть особенности эмоциональной сферы дошкольников,

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 240.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное  автономное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Северный  (Арктический) федеральный университет  имени М.В. Ломоносова»

 
 

Специальной педагогики и психологии

 
 

(наименование кафедры)

 
     
 

Жданова Кристина Викторовна

 
     
     
 

Институт

Педагогики и психологии

курс

3

группа

     
     
 
 

(код и наименование  направления подготовки/специальности)

 
     
 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 
     
 

По дисциплине

Специальная дошкольная педагогика и психология

 
     
 

На тему

Эмоциональное отношение старших  дошкольников к 

сверстникам

 
 

(наименование темы)

 
     
     
     
 

Работа допущена к защите

   
   

(подпись руководителя)

(дата)

 
     
 

Признать, что работа

выполнена и защищена с оценкой

   
     
     
     
 

Руководитель

             
   

(должность)

(подпись)

(инициалы, фамилия)

 
     
   

(дата)

   
     
     
     
 

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

Архангельск 2013

 

 

 

Лист замечаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Эмоциональная сфера  является важной составляющей в развитии детей,              так как никакое общение или взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны «читать» эмоциональное состояние другого и управлять своими эмоциями. Не меньшее значение в становлении личности растущего человека имеет понимание своих эмоций и чувств. 
Поэтому задачей дошкольного учреждения и школы является эмоционально – личностное развитие детей: формирование доброжелательного поведения, умения конструктивно строить взаимоотношения с окружающими, навыков управления негативными эмоциями, осознанного отношения к нормам социального поведения.

Исследователи, занимающиеся проблемами, связанными с воспитанием           и развитием детей: С. И. Семенака,  И. Ю. Кулагина, В. С. Мухина, В. Н. Мясищев, Д. Б. Эльконин – отмечают, что многие трудности, с которыми сталкиваются дети,   в значительной мере обусловлены  недостаточностью работы семейного воспитания.  Следовательно, в условиях дошкольного учреждения и школы у ребёнка есть уникальная возможность на основе оценок окружающих, переживаний, собственного опыта, успехов и неудач в деятельности и общении со сверстниками построить свой образ, структуру «Я».

Самосознание проявляется  в желаниях, стремлении к самопознанию,                      в активности. Эмоционально – аффективная сфера, зафиксированная в памяти                   и отражённая в речи, является основой осознания и развития «Я - концепции» личности ребёнка. Самоощущение, самовыражение, самооценка, самореализация базируются на осознанной и осмысленной эмоционально-экспрессивной деятельности, организованной специалистами. 

Дошкольный возраст  – наилучшее время для запуска  человеческих способностей, когда формирование личности ребенка происходит наиболее быстро.

Эмоции дошкольников по отношению к сверстникам, не являющимися членами семьи, обычно вообще не бывают длительными. На протяжении дошкольного детства эмоции ребёнка приобретают глубину и устойчивость.                   У старших дошкольников можно наблюдать подлинную заботу о близких людях, альтруистические поступки, направленные на то, чтобы оградить их                                 от беспокойства, огорчения.

В процессе анализа психолого-педагогической литературы было выявлено противоречие, между необходимостью исследования эмоционального отношения старших дошкольников к сверстникам и отсутствием систематических знаний                     о психологической природе данного явления, условиях и закономерностях ее воспитания как в предметной, так и в игровой деятельности.

Цель – исследование эмоционального отношения дошкольников                              к сверстникам.

Объект исследования - развитие общения детей старших дошкольного возраста со сверстниками.

Предмет исследования – методики исследования эмоционального отношения дошкольников к сверстникам.

В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:

- исследовать проблемы эмоционального отношения старших дошкольников к сверстникам в психолого - педагогической литературе,

- определить понятие  эмоции,

- рассмотреть особенности  эмоциональной сферы дошкольников,

- проанализировать методики исследования эмоционального отношения дошкольников к сверстникам.

 

 

 

 

 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

1.1 Понятие эмоции

 

Эмоции детей возраста 5 - 7 лет в первую очередь проявляются                              при взаимосвязи с интересными, яркими объектами окружающей действительности. Эмоциональные процессы, соприкасающиеся со сферой психического развития ребёнка, регулируют и заряжают все его остальные функции. Эмоциональный контроль и эмоциональные образы являются продуктом воспитания у ребёнка дошкольного возраста умения владеть и управлять поведением. Это является одним из основных моментов, подтверждающих готовность к школе. Вышеперечисленные процессы проходят под воздействием эмоциональной регуляции. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, современные дети меньше общаются не только со своими друзьями, но порой забывают                         и родителей, что негативно отражается на отзывчивости и чувствах других. Если педагог недооценит индивидуальное проявление в сфере эмоций и чувств это может привести к серьезным просчетам в воспитании, в этом случае нужно будет проводить своевременно работу по коррекции нарушения в сфере эмоций. Эмоции в жизни детей занимают важное место: помогают реагировать, воспринимать действительность.

Перейдем к определению  эмоции. Здесь множество разночтений, путаница              и неточность употреблений. Распространенная в литературе неточность включат              в себя понятия «эмоция» и «чувство», «эмоция» и «аффект» как взаимозаменяемые, это говорит о том, что нет разграничений на подклассы, происходит динамика             в сфере эмоций. Если отсутствуют определения, и нет хорошего содержания,                 то можно сказать, что это в дальнейшем отрицательно повлияет на развитие детской психологии. Но, несмотря на это, эмоция с латинского слова переводиться как волную, потрясаю. Если посмотреть психологическую культуру, тот здесь видно, что эмоции - это психические процессы, которые помогают переживать определенную жизненную ситуацию. Эмоции являются индикатором для окружающей среды. Самое весомое, на мой взгляд, определение К. Ланге: «эмоции – это душевные движения».

Такое понимание эмоции распространено в психологической литературе. Вот что сказал про эмоции С. Л. Рубинштейн: «Эмоция – особая субъективная форма существования». По этим словам можно для себя уяснить, что за эмоциями стоят потребности.

Рассмотрим точку зрения В. К. Вилюнаса: в основе эмоции лежат переживания, которые придают характерность и побуждают субъекта к действиям, либо к деятельности, а отсюда вытекает еще определение, такое, как мотивация. Автор в своем определение обозначил эмоции термином мотивация. Иными словами, эмоции показывают стремимся ли мы к чему то, либо бежим от цели. Автор дает краткое представление термина эмоции: «Эмоции — субъективный носитель мотивации поведения». Здесь говориться о том что, мотивация как функция подчиняется эмоции. В данном значении эмоции будут являться механизмом для регуляции поведения, что особо четко будет проявляться на этапах раннего развития. Из сказанного нужно отметить, что понятие эмоционального явления передаются теми или иными функциями, по мнению многих исследователей. Функции многообразны, среди них есть такие, как побуждающая, оценочная, смысловая, подкрепляющая и т. д. Исследователи и ученые сходятся     в одном мнении, что эмоции, совершая единое действие, владеют организмом какая бы ситуация не была. В психологии эмоций выделяют три уровня:

а) переживание или осознание  эмоций;

б) физиологические системы;

в) эмоционально состояние.

Подводя итоги вышесказанному отмечу, что ученые в области педагогики               и психологии придерживаются такого мнения, что эмоции появляются тогда, когда происходит мотив. Основой умений у детей 5 - 7 лет будут являться мотивы, возникновение новых интересов и потребностей.

Ребенок испытывает радость в своей  деятельности, у него отличное настроение. Для ребенка возраста 5 - 7 лет свойственны такие формы выражения, как интонация, мимика, пантомимика. Овладев выразительными средствами, он способен более глубоко понимать и переживать за другого. На эмоциональное развитие особо влияет познавательная сфера, когда включается речь, появляется интеллектуализации. Так же хочется отметить, что в зависимости от деятельности ребенка проявляются разные эмоции. Ближе к 4 - 5 годам у ребенка начинает проявляться чувство долга, а уже к 6 - 7 лет оно начинает ярко демонстрироваться

Одними из первых в российской психологии об эмоциях заговорили в конце XIX - начале XX в., И. А. Сикорский, Н. Я. Грот, Н. Н. Ланге, В. В. Зеньковский. Психиатр И. А. Сикорский писал в своих дневниках "Воспитание в возрасте первого детства": "Могу с уверенностью сказать, что чувства и аффекты появились у детей значительно раньше, чем другие виды психических функций (например, воля, рассудок), и в известную пору составят самую выдающуюся сторону их душевной жизни".

Подведем итог вышесказанному, эмоции (от франц. emotion — чувство) — психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный                         на чувственном отражении значимых внешних потребностей. Эмоции являются приспособительным продуктом эволюции, в биологическом же явлении они способны защитить себя в любой ситуации. Влияние эмоций на организм играет огромную роль в окружающих условиях, когда при любой ситуации идет реакция на состояние, определяется форма, механизмы защиты, т. е. эмоции могут определить полезно или вредно будет то или иное действие. Еще с философии мы знаем, что эмоции двухвалентны, имеют положительные или отрицательные объекты, могут удовлетворять или не удовлетворять свойственные организму потребности.

Эмоции - механизм непосредственной оценки уровня благополучия                      во взаимодействии со средой. Элементарный эмоциональный тон ощущения, приятные или малоприятные простейшие химические или физические воздействия создают картину жизнедеятельности организма. Но если возникают трудности, трагические или критические обстоятельства, то здесь эмоции играют роль основной поведенческой силы. Эмоции экстренно включают энергетические механизмы поведения, будучи непосредственно связанными с эндокринно-вегетативной системой, Эмоции проявляют себя в организме человека как организатор, регулируя поведения индивида, в самых тяжелых жизненных ситуациях.

 

1.2 Развитие эмоций старших дошкольников

 

Эмоции появляются у ребенка  при новых интересах, мотивах                                  и потребностях. Основными моментами эмоционального развития ребенка 5 - 7 лет являются: выражение эмоциональных форм в социальной сфере, развитие чувства долга, эстетических, интеллектуальных и моральных чувств. Благодаря речи эмоциональная сфера получается осознанной, что указывает на психическое                     и физическое состояние ребенка.

При изменении мотивационной сферы  возникают мотивы, которые содержат в себе цели, от них возникают  социальные эмоции, которые в свою очередь делятся, и возникает иерархия мотивов. Если выделить какой то основной мотив, то можно получить устойчивые переживания, причем они приходят не сразу,                 и, постепенно, со временем, мы можем сказать, что эмоции обладают теперь восхищением, они способны заставить ребенка переживать, показать грусть, эмоциональное состояние.

Роль эмоций существенно изменяется. Допустим ребенок что - то делал,                у него не получалось - он не получил желаемого результата; приложил усилия, получилось - на его лице радость, получил положительный опыт в деятельности, чтобы заслужить положительную оценку, и теперь он ее выполняет, предвидя, как обрадуются окружающие его поступку. Постепенно дошкольник начинает предвидеть эмоциональные результаты своей деятельности. Приведем примеры:   на 8 марта ребенок делает открытку, догадываясь, что мама будет довольна, или, разбил чашку и знает, что мама его накажет. И вот здесь можно сказать                             о проявлении высших форм эмоции, таких как интонация, мимика, чувства, переживания другого человека.

Информация о работе Эмоциональное отношение старших дошкольников к сверстникам